икао приложение 13 расследование авиационных происшествий и инцидентов

Икао приложение 13 расследование авиационных происшествий и инцидентов

от 18 июня 1998 года N 609

Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310127) (вступило в силу c 1 января 2021 года).

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

Утвердить Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, устанавливающие порядок расследования, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, а также порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июня 1998 года N 609

ПРАВИЛА
расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Глава I

Общие положения, классификация и определения

1.1. Общие положения

1.1.2. Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации, участия уполномоченных представителей Российской Федерации в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

1.1.3. Требования Правил являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области гражданской авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе организаций и граждан, осуществляющих разработку, испытания, производство, сертификацию, эксплуатацию и ремонт авиационной техники, сертификацию объектов авиационной инфраструктуры, выполнение и обеспечение полетов, подготовку авиационного персонала, а также участников расследования авиационных происшествий или инцидентов.

1.1.4. Авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с настоящими Правилами.

Расследование проводится комиссией, назначаемой в порядке, установленном настоящими Правилами.

Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.1.5. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление доли чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования, выполняемого в соответствии с настоящими Правилами.

1.1.6. Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится по принципу многофакторности, предусматривающему выявление отклонений от нормального функционирования авиационной транспортной системы и оценку влияния этих отклонений на исход полета воздушного судна*.

* Далее по тексту под воздушным судном, если не оговорено иное, понимается гражданское воздушное судно.

Процесс расследования не предполагает отстаивания или защиты интересов участвующих сторон.

Полномочному органу по расследованию авиационных происшествий, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО, предоставляется независимость в проведении расследования и неограниченные полномочия на его проведение.

1.1.8. Полномочным федеральным органом регулирования деятельности в области гражданской авиации, в компетенцию которого входит участие в расследовании авиационных происшествий, а также организация и проведение расследования авиационных инцидентов, является Федеральная авиационная служба России (ФАС России).

1.1.9. Специально уполномоченные органы в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами и их территориальные органы должны взаимодействовать и обмениваться информацией, получаемой в ходе расследования.

1.1.10. Нормативные правовые акты по вопросам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

1.2. Классификация и определения

1.2.1. Классификация авиационных событий

1.2.1.1. Авиационные события подразделяются на:

— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

— авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

— авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:

— повреждения воздушного судна;

1.2.1.2. Расследование авиационных событий, не относящихся к авиационным происшествиям и инцидентам, производится в порядке, определяемом ФАС России.

1.2.1.3. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступившими последствиями. По результатам расследования оформляются общий окончательный отчет и информационные отчеты на каждое воздушное судно.

1.2.2. Определения

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

— нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;

— требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;

в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

Примечание. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает ФАС России.

К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

* Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в Приложении 1.

1.2.2.6. Бортовой самописец (бортовое устройство регистрации) любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве источника информации, используемой для проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов.

1.2.2.14. Мероприятие по обеспечению безопасности полетов действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов.

Источник

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329
«Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 января 2008 г., 7 декабря 2011 г., 24 декабря 2014 г., 18 августа 2015 г., 18 февраля, 17 мая, 10 сентября 2016 г., 25 апреля 2019 г., 29 декабря 2020 г.

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения по применению утвержденных настоящим постановлением Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации дает Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329)

С изменениями и дополнениями от:

30 января 2008 г., 7 декабря 2011 г., 24 декабря 2014 г., 18 августа 2015 г., 18 февраля, 17 мая, 10 сентября 2016 г., 25 апреля 2019 г., 29 декабря 2020 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 112 в пункт 1 внесены изменения

4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.

Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).

Расследование авиационных инцидентов осуществляется комиссиями, образуемыми федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).

5. Целями расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента являются установление причин авиационного происшествия или авиационного инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента.

Источник

Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации: Расследование авиационных происшествий и инцидентов, Издание десятое

Аннотация к книге «Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации: Расследование авиационных происшествий и инцидентов, Издание десятое»:

Причины авиационных происшествий или серьезных инцидентов должны устанавливаться в целях предотвращения подобных происшествий в будущем. Определить причинные факторы надежней всего путем проведения надлежащим образом организованного расследования. Именно поэтому в Приложении 13 указывается, что цель расследования авиационного происшествия или инцидента заключается в «предотвращении авиационных происшествий и инцидентов в будущем».

В Приложении13 содержатся международные требования к расследованию авиационных происшествий и инцидентов. Они сформулированы таким образом, чтобы быть понятными для всех участников таких расследований. Таким образом, оно служит справочным документом для тех лиц в мире, которые могут быть привлечены к расследованию, иногда даже без предварительного уведомления, для решения многих вопросов, связанных с расследованием авиационного происшествия или серьезного инцидента. Например, в Приложении указано, какие государства могут принимать участие в расследовании, а именно: государство места события, государство регистрации, государство эксплуатанта, государство разработчика и государство-изготовитель. В нем также определяются права и ответственность таких государств.

Девятое издание Приложения 13 состоит из восьми глав, одного добавления и четырех дополнений. В первых трех главах содержатся определения, информация о применимости и общие положения. В главе 3 предусматривается порядок сохранения вещественных доказательств и ответственность государства места события за хранение вещественных доказательств, охрану и удаление воздушного судна. Кроме того, в ней определяется, каким образом такое государство должно рассматривать просьбы других государств об участии в расследовании.

Все государства, которые могут принимать участие в расследовании, должны быть своевременно уведомлены о происшествии. Информация о порядке такого уведомления содержится в главе 4. В этой же главе описываются обязанности по проведению расследования в зависимости от места происшествия, например на территории Договаривающегося государства ИКАО, на территории государства, не являющегося Договаривающимся государством или за пределами территории любого государства ИКАО. В главе 5 предусматривается порядок проведения расследования после формального уведомления соответствующих полномочных органов о расследовании.

Ответственность за проведение расследования возлагается на государство, в котором произошло авиационное происшествие или инцидент. Если происшествие произошло за пределами территории государств, то ответственность за проведение расследования возлагается на государство регистрации.

Государствам регистрации, эксплуатанта, разработчика и государству-изготовителю, которые принимают участие в расследовании, предоставляется право назначить аккредитованного представителя для участия в расследовании. Кроме того, могут назначаться советники для оказания помощи аккредитованным представителям. Государство, проводящее расследование, может привлекать наиболее квалифицированных технических специалистов из любой организации для оказания помощи в проведении расследования.

Процесс расследования включает сбор, регистрацию и анализ всей имеющей отношение к происшествию информации; установление причин; выработку рекомендаций по обеспечению безопасности полетов; и составление окончательного отчета.

Глава 5 включает положения, касающиеся уполномоченного по расследованию, бортовых самописцев, проведения аутопсии, координации действий с судебными органами, информирования органов обеспечения авиационной безопасности, разглашения записей и возобновления расследования. Государства, граждане которых погибли в авиационном происшествии, также имеют право назначить своего эксперта для участия в расследовании. В главе 6 содержатся Стандарты и Рекомендуемая практика, касающиеся составления и публикации окончательного отчета о расследовании. Рекомендуемая форма окончательного отчета приводится в добавлении к Приложению.

Автоматизированные базы данных в значительной мере облегчают хранение и анализ информации об авиационных происшествиях и инцидентах. Считается, что решающее значение для успеха работы по предотвращению авиационных происшествий имеет совместное использование такой информации по безопасности полетов. ИКАО ведет автоматизированную базу данных, известную как «Система представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах» (ADREP), которая облегчает обмен информацией по безопасности полетов между Договаривающимися государствами. В главе 7 Приложения 13 предусматривается требование к представлению отчетности в рамках системы ADREP путем использования предварительных и информационных отчетов об авиационном происшествии/инциденте.

В главе 8 Приложения 13 предусматривается принятие мер по предотвращению авиационных происшествий. В положениях этой главы идет речь о системах обязательного и добровольного представления данных об инцидентах, а также о необходимости создания условий, не ориентированных на применение наказания в случае добровольного представления данных о возникавших угрозах безопасности полетов. В этой главе рассматриваются системы баз данных и средства анализа данных о безопасности полетов, содержащихся в этих базах, а также порядок использования таких данных в целях определения необходимых предупредительных мер. И, наконец, в ней рекомендуется, чтобы государства поощряли создание сетей коллективного использования информации о безопасности полетов с целью содействия свободному обмену информацией о фактических и потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов. Описанные в этой главе процессы являются частью системы управления безопасностью полетов, цель которой заключается в снижении количества авиационных происшествий и серьезных инцидентов во всем мире.

Источник

Приложение N 8. Перечень авиационных событий, которые относятся к авиационным инцидентам и подлежат расследованию

к постановлению Правительства РФ

от 2 декабря 1999 г. N 1329

Перечень
авиационных событий, которые относятся к авиационным инцидентам и подлежат расследованию

Серьезные авиационные инциденты

1. Столкновение воздушных судов.

2. Столкновение воздушного судна с наземным (надводным) препятствием.

3. Повреждение воздушного судна средствами поражения (осколками).

4. Несанкционированное или внеполигонное применение авиационных средств поражения.

5. Повреждение (поражение) воздушного судна разрядом атмосферного электричества.

6. Попадание воздушного судна в опасные явления погоды.

7. Полет воздушного судна с конфигурацией, не соответствующей полетному заданию.

8. Вывод воздушного судна на режим сваливания, потеря управляемости воздушного судна.

9. Превышение эксплуатационных ограничений воздушного судна с возникновением остаточных деформаций конструкции.

10. Потеря экипажем воздушного судна пространственной или визуальной ориентировки.

11. Вынужденная посадка воздушного судна вне аэродрома (площадки целевого назначения).

12. Нарушение норм загрузки воздушного судна, перевозка запрещенных грузов, смещение грузов.

13. Резкое снижение или потеря работоспособности летчика (члена экипажа).

14. Пожар на борту воздушного судна.

15. Отказ двигателя, а также выключение двигателя, не предусмотренные заданием (в том числе и выключение вследствие появления ложного сигнала о его отказе).

16. Отказы систем управления воздушным судном, отнесенные к особым случаям полета.

17. Самопроизвольный выпуск тормозного парашюта на взлете или на предпосадочном планировании, а также невыпуск или обрыв его на посадке.

18. Разрушение (открытие, срыв) фонаря (створки, сдвижного блистера и т.п.) кабины летчика.

19. Отрыв или самопроизвольное открывание дверей, люков, трапов, капотов или обтекателей.

20. Появление недопустимых трещин на силовых элементах планера, лобовых стеклах.

21. Невыпуск одной или более стоек шасси от основной системы. Самопроизвольный или ошибочный выпуск или уборка шасси.

22. Полет на обледеневшем воздушном судне (при наличии льда на поверхностях, защищенных противообледенительной системой). Полет в условиях обледенения на воздушных судах, не оборудованных противообледенительной системой.

23. Нарушение безопасной высоты полета, установленных правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

24. Нарушение установленного минимума погоды при взлете и посадке.

26. Выполнение посадок, не предусмотренных заданием. Посадка вне границ взлетно-посадочной полосы (посадочной площадки); выкатывание за ее пределы при взлете или посадке.

27. Заправка воздушного судна некондиционными ГСМ, жидкостями и газами.

28. Прием и выпуск воздушных судов с неподготовленных взлетно-посадочных полос.

29. Отказ основных и дублирующих средств связи и радиотехнического обеспечения полетов, повлиявший на выполнение полетного задания.

30. Другие события, которые привели к возникновению сложной ситуации или к причинению вреда здоровью членов экипажа (пассажиров) воздушного судна.

1. Прекращение взлета.

2. Попытка выполнения взлета воздушного судна с конфигурацией, не соответствующей требованиям руководства по летной эксплуатации воздушного судна.

3. Приземление с перегрузкой, превышающей максимально допустимую для данного типа воздушного судна. Касание взлетно-посадочной полосы хвостовой пятой.

4. Попадание в спутный след на взлете или на глиссаде снижения на посадку, а также в случаях, сопровождающихся существенным изменением параметров полета.

5. Уход на второй круг с высоты, менее допустимой руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

6. Посадка с остатком топлива, не обеспечивающим выполнение повторного захода на посадку.

7. Столкновение воздушного судна с птицами.

8. Превышение эксплуатационных ограничений воздушного судна.

9. Нарушение установленных минимальных безопасных параметров полетного порядка воздушных судов.

10. Потеря из виду воздушного судна, ведущего в групповом полете.

11. Не предусмотренное заданием сближение воздушных судов, исключающее их раздельное наблюдение имеющимися радиолокационными станциями.

12. Нарушение ограничений применения авиационных средств поражения.

13. Попадание воздушного судна в зону поражения (разлета осколков) применяемых авиационных средств поражения.

14. Выполнение полета экипажем в болезненном состоянии.

15. Выполнение полета членами экипажа без специального снаряжения, соответствующего условиям полета.

16. Превышение экипажем норм налета в летную смену, нарушение режима труда и норм отдыха перед полетами.

17. Вылет экипажа на перелет с недооформленной документацией.

18. Несоблюдение порядка и условий выполнения полетного задания.

19. Течь топлива в пожароопасных местах воздушного судна.

20. Разрушение (открывание, срыв) фонаря кабины члена экипажа (не летчика).

21. Несанкционированное (без опознавания) выполнение атаки воздушной цели.

22. Изменение заданной высоты полета без разрешения (уведомления) органа ОрВД.

23. Подача исполнительной команды командиру экипажа при ошибочном определении места воздушного судна.

24. Выдача экипажу неправильных данных о месте воздушного судна.

25. Выдача экипажу неправильных данных об условиях взлета, захода на посадку и посадки.

26. Временная потеря управления экипажем воздушного судна.

27. Попадание экипажа в условия, к полету в которых он не подготовлен.

28. Выполнение экипажем задания, не соответствующего уровню его подготовки.

29. Превышение нормативных сроков перехода на резервные средства связи и радиотехнического обеспечения полетов при отказе основных или на автономные источники электропитания при отключении электроэнергии.

30. Прекращение выдачи ГРП или расчетам КП информации о воздушной обстановке в зоне ответственности.

31. Выдача оператором радиолокационной станции высоты с ошибкой, превышающей тактико-технические данные.

32. Подача на полеты неподготовленных средств аэродромно-технического обеспечения полетов.

33. Ослепление летчика (члена экипажа) воздушного судна светом фар автомобильного или специального транспорта на рулежных дорожках и вблизи взлетно-посадочной полосы в ночное время.

34. Выполнение полетов со взлетно-посадочной полосы (с площадки), не отвечающей установленным требованиям.

35. Несвоевременная разработка и представление штормового предупреждения.

36. Выпуск в полет воздушного судна с незавершенным техническим обслуживанием.

37. Отказы авиационной техники, приведшие к прекращению (невыполнению) полетного задания.

38. Другие события при организации, проведении, обеспечении или обслуживании полетов, которые привели к нарушениям требований нормативных документов по правилам проведения полетов и подготовки к ним и могли создать или создали угрозу целостности воздушного судна и жизни лиц, находящихся на его борту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *