икона с младенцем на руках с правой стороны
Читаем икону Елеуса — Милующая
В России эта иконография была известна как «Умиление», однако это не совсем точный перевод греческого наименования. К этому иконографическому типу принадлежит целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Толгская, Игоревская, Феодоровская, Почаевская.
Надписание «Елеуса» появляется на византийских иконах Богоматери Одигитрии уже в IX–X веках. Композиция Елеусы, в которой Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, вероятно, выделилась из более древней иконографии «Одигитрия» в послеиконоборческий период.
Одно из первых, дошедших до наших дней изображений, где Матерь Божия и Богомладенец изображены во взаимном ласкании, – это фреска скальной церкви Токали килисе, датируемая X веком. Широкое распространение такая иконография получает в XI веке.
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X в. Каппадокия, Турция
Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, вполне очевидна тема материнской любви, нежности Пречистой Девы к Своему Сыну; с другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству.
Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-ая треть XII в. ТГТ, Москва
Неслучайно на обороте одной из самых почитаемых на Руси икон, Владимирской, изображены Престол уготованный (Этимасия) и орудия страстей. Лицевая и оборотная сторона иконы передают единое догматическое содержание: указывающие на грядущие страдания Господа Крест и орудия страстей «разъясняют» молящемуся скорбный оттенок образа Богородицы.
Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская». Москва. Нач. XV в.(?) ГТГ, Москва
Владимирская икона, привезенная в Киев около 1130 года из Византии, на Руси неоднократно поновлялась. От первоначальной живописи сохранились лики Богоматери и Младенца, часть Его правой руки и кисть левой, а также небольшие фрагменты синего чепца и темно-красного мафория Девы, часть охряного хитона Христа и виднеющаяся из-под него рубашка.
Несложно заметить следы некоторых поновлений: ниже плеча Младенца видны кончики двух пальцев левой руки Богородицы – это слой живописи, нанесенный при первом поновлении, проведенном еще в первой половине XIII века. Само же изображение левой руки, как и многие другие фрагменты живописи, относится к третьему поновлению, которое произошло в 1514 году во время работ по украшению Успенского собора Московского Кремля.
Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-я треть XII в. ТГТ, Москва. Фрагмент
Удивительный по красоте и уровню духовного созерцания список с Владимирской иконы был создан преподобным Андреем Рублевым. Поскольку византийскую чудотворную икону перевозили из Владимира в Москву и обратно, список заменял собой древний образ как в московском Успенском соборе, так и в Успенском соборе во Владимире.
Андрей Рублев (?). Богоматерь Владимирская. Кон.XIV — нач.XV в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник
Кратким вариантом Владимирской иконы может быть назван извод «Богоматерь Игоревская», представляющий собой оплечное изображение.
Богоматерь Игоревская. Москва. Середина XVI в. ГТГ, Москва
На образах, принадлежащих к иконографии «Елеуса», Младенец может быть изображен как слева, так и справа от Богородицы. Например, на чудотворной Толгской иконе Он изображен с правой стороны. Особенностью этой иконы является положение фигуры Богомладенца, словно шагающего по коленям Матери.
Богоматерь Толгская. Ярославль. XIV в. Ярославский художественный музей; сейчас в Толгском монастыре
Одним из многочисленных вариантов иконографии «Елеуса» является прославленная чудесами Донская икона, написанная, как считают специалисты, Феофаном Греком. Отличительная черта этого образа – обнаженные до колен ноги Младенца, опирающиеся на кисть руки Пречистой Девы.
Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. 80-90-е годы XIV в. ТГТ, Москва
Богоматерь Владимирская. 1-я половина XV в. Русский музей, Спб.
Богоматерь Владимирская. Школа Дионисия. 1514 г. (?). Успенский собор Московского Кремля
Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник
Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Строгановская школа. Нач.XVII в. Русский музей, Спб.
Богоматерь Феодоровская. Первая четверть XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей
Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…» 1668 г. ГТГ, Москва
Богоматерь Владимирская. Шитье. 2-ая половина XVII в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия
Медный образок «Богоматерь Владимирская». 2-ая половина XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва
Богоматерь Феодоровская. Мастерская Г.И. и М.И.Чириковых. Москва. 1904 г. Частное собрание
Владимирская икона Божьей Матери: значение образа, в чем помогает, когда празднуется
Владимирская икона Божией Матери – это одна из самых значимых святынь нашего народа. Ее почитают не только глубоко верующие христиане, но и люди, не слишком склонные к религиозности. В лихую годину у Божией Матери ищут заступничества даже многие экс-агностики и атеисты.
И это закономерно: на протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей всея Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей.
Благо, это чудо иконописного искусства уцелело во время многочисленных войн и политических катаклизмов, и сейчас любой верующий может обратиться к ней за защитой.
История появления святыни
Для начала ознакомимся с краткой историей Владимирской иконы Божией Матери. Только известный период насчитывает почти девять веков, посему многие события преобразовались в легенды, из которых выделить зерна правды неимоверно сложно.
Точный год создания иконы неизвестен. Да что там говорить: разбежка в предполагаемых датах измеряется многими столетиями!
Согласно каноническим источником, создателем иконы является апостол Лука, один из учеников и последователей Христа. Он был не только богословом, но и целителем и художником, а на создание святыни его вдохновил сам Господь.
Считается, что икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. Ее видела и благословила сама Богоматерь, придав ей чудотворные свойства. Согласно этой гипотезе, икона была создана в начале нашей эры, то есть ей почти две тысячи лет!
Однако другие исследователи утверждают, что икону написал неизвестный византийский живописец гораздо позднее, в X-XII веке. Дело в том, что в ее исполнении очевидны черты уже сложившейся иконописной школы, а это свидетельство того, что раньше это чудо в такой интерпретации существовать не могло.
Существует достаточно интересная версия того, что Лука действительно писал эту икону, но в присущей тому времени манере. Оригинал хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе, но его след в истории затерялся. А в Киев был привезен куда более поздний список творения Луки, который и стал Владимирской Богоматерью.
Тем не менее, известно, что на Русь икона попала в первой половине XII столетия. Ее прислал в Киев константинопольский патриарх в подарок князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Однако позже история иконы связывается с другим отпрыском Владимира, Юрием, а также его сыном, Андреем Боголюбским.
Поначалу икона находилась в монастыре Вышгорода, неподалеку от столицы Киевской Руси. Но вскоре Андрей решил перевезти святыню в Суздаль, причем без ведома вельможного отца. И икона начала являть чудеса…
Владимирская Богоматерь упоминается во многих исторических хрониках. Более того: летопись Владимирско-Суздальских земель велась в виде перечня событий, привязанных к чудесам иконы.
Впоследствии икона стала играть видную роль в истории Российского государства. Она защищала русские земли от захватчиков, эпидемий и голода, с ней вступали на царствие монархи и избирались патриархи.
Икона несколько раз реставрировалась (один раз, вероятно, великим Андреем Рублевым) и получала новые оклады. С нее было сделано множество списков (копий), каждый из которых получил толику чудотворной силы прототипа. И сейчас эта святыня является культурным наследием и гордостью русского народа.
Чудеса, связанные с иконой
Все чудеса, связанные с этой иконой, перечислить невозможно: она по праву считается главной чудотворицей Руси. Поэтому остановимся на самых значимых из них, оказавших эпохальное влияние на историю всего государства. И началось все с вышеупомянутого Андрея Боголюбского.
Владимирская икона Божией Матери
1155 год
В это время обоз с чудотворной иконой направлялся в Залесские земли, в вотчину Андрея Боголюбского. Настало время искать брод через реку, и на поиски отправили одного из верховых. На глазах всего обоза и князя посланец начал тонуть, и вельможа взмолился о его спасении. Через некоторое время слуга, целый и невредимый выехал на лошади на берег. Брод был найден!
По пути одна из лошадей понесла и чуть не затоптала жену одного из священнослужителей. Точнее, затоптала, но благодаря тому, что окружающие начали истово молиться иконе, пострадавшая осталась невредимой. Как бы абсурдно это ни звучало, но так говорят летописи!
Третье чудо произошло на подступах к Владимиру. Кони, тащившие телегу с иконой, внезапно встали. Князь подумал, что лошади утомились и приказал их сменить. Это не помогло, и обоз встал на ночевку. Всю ночь князь истово молился, а под утро во сне к нему явилась Богородица. Она-то и повелела оставить образ в этих землях.
Князь не мог ослушаться Богородицу, и на этом месте основал селение, получившее название Боголюбово. В церкви этого местечка и находилась икона, пока специально для нее не был возведен храм во Владимире. С этого времени икона и получила каноническое название.
При Андрее Боголюбском икона получила первый драгоценный оклад. На него пошло порядка 2,5 кг долота, плюс серебро и драгоценные камни. К сожалению, этот оклад не сохранился.
1237 год
В это время Русь осаждали полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя. Перед их натиском пали многие русские города, в том числе, и Владимир.
Защитники города укрылись в храме, но монголо-татары ворвались в него, всех порубили, а святыню осквернили и сняли драгоценный оклад. Сам хан долго стоял перед образом, но не смог выдержать укоризненного взора богородицы. Он ушел из разрушенного Владимира, но икону оставил в храме.
1395 год
Миновало всего 15 лет с Куликовской битвы, Русь была сильно ослаблена сражениями и междоусобными войнами. Но перед вратами Москвы уже стоял еще один серьезный враг – жестокий Тимур Тамерлан.
Москвичи слезно упросили перенести чудотворящую икону в осажденный город. Образ Марии встречали как единственную надежду на спасение, преисполнившись благочестия и покаяния.
А в ночь прославленный завоеватель увидел сон, в котором ему явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. Поутру хан призвал мудрецов, которые и объяснили ему, что это знамение Царицы Небесной и заступницы земли русской. Впечатленный и напуганный Тимур приказал отступить от Москвы.
Считается, что иногда икона сама хочет покинуть «насиженное» место и отправиться туда, где больше нужна. Она дает понять это, являя очередное чудо, сходя со стены храма и воспаряя над землей.
1451 год
Монголо-татарский вельможа Мазовша в очередной раз направился в русские земли за данью. Его войско расположилось у Москвы. После отслуженного перед ликом молебна Мазовше и его войску почудился оглушительный шум. Вельможа был испуган, и убрался от Первопрестольной несолоно хлебавши.
1480 год
Русское государство решило избавиться от многовекового ига. В общем, князь Иван III отказался платить дань ордынцам, что, естественно, не могло не возыметь последствий. Хан Ахмат отправился в очередной раз «воевать Русь» и встал лагерем на берегу Угры.
А на противоположном берегу реки расположился лагерь русского монарха, куда принесли икону и отслужили молебен. После этого начали являться всевозможные чудеса, которые охладили завоевательский пыл Ахмата. Хан отступил, а Русь избавилась от многовекового ига Орды.
С тех пор чудотворный образ остался в Москве навсегда, лишь время от времени возвращаясь «на родину», во Владимирский Успенский собор. С образа был сделан искусный список и передан во Владимир взамен оригинала.
1521 год
Свято место пусто не бывает, и вслед за монголо-татарами пришли крымчаки во главе с Мехмет-Гиреем. Естественно, и они захотели дани, в подтверждение серьезности намерений разорив множество русских земель.
Князь Василий III встретил войско Гирея на Оке, и быть бы ему битым, если б не заступничество Царицы Небесной. Согласно преданию, священники хотели вынести икону из города, дабы спасти ее, но им воспрепятствовали святые Сергий и Варлаам. Словом, народ стал молиться еще усерднее, и Москва была спасена.
Где находится оригинал образа?
Самое главное чудо – это то, что икона пережила множество кровавых исторических событий, в том числе, и времена СССР, когда все религиозное подвергалось жестоким притеснениям. Храмы разрушали, их имущество разворовывали или национализировали, а иконы порой попросту сжигали.
Сегодня она отличается от прообраза: во время первых реставраций художники несколько вольничали, превнося в шедевр собственные домыслы. Тем не менее, доказано: это все та же старинная икона почти тысячи лет от роду.
Долгое время оригинал хранился в Третьяковской галерее в Москве. Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая при все той же Третьяковке. За микроклиматом в помещении следят специальные датчики, а покой Царицы Небесной с младенцем Христом защищает бронированное стекло. Но это не мешает ей внимать чаяниям искренне верующих и выступать защитницей всей России.
Икона находится в специальном пуленепробиваеомом киоте
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Непонятное ныне слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Так что все сретения, имеющиеся в церковном календаре, это встречи с кем-либо или чем-либо.
В привязке к Владимирской иконе Божьей матери сретение, как правило, обозначает встречу иконы народом в сопровождении истовых поклонений и молебнов. И, конечно, чудеса спасения!
Когда и как отмечают праздник Владимирской иконы
Праздник Владимирской иконы Божией Матери отмечается аж трижды, в честь знаковых исторических событий с ее участием.
Даты празднования выглядят таким образом (в скобках приведена дата по старому стилю):
В эти дни проводятся торжественные службы во всех церквях России, а верующие исполняются особой благодарности к небесной заступнице.
Знаменитая московская улица Сретенка (ныне бульвар) – это историческое место, где жители города встречали икону, принесенную из Владимира. Ей же обязан названием и Сретенский монастырь.
Значение образа для православных христиан
Значение Владимирской иконы Божьей Матери для православных россиян сложно переоценить. Присутствие иконы означает защиту всех жителей русских земель от всевозможных напастей как глобальных, так и локальных.
БМ (Божья матерь) выступает заступницей не только всего народа, но и каждого человека персонально. Любой из нас может попросить ее о защите и снисхождении.
Иконография
А теперь коснемся описания иконы Пресвятой Богородицы и вглядимся в светлые лики представителей Божественного семейства.
Образ Владимирской иконы отсылает к искусству иконописи XI-XII столетия. Этот тип иконы называется «Умиление». Мать нежно обнимает божественного сына, словно прося его о снисхождении для человечества. В глазах ее читается нежность, сострадание и скорбь: она предчувствует предначертанное ее дитяти. Считается, что она символизирует душу человеческую, стремящуюся к Богу.
Этот образ выглядит не похоже на другие православные иконы. Он абсолютно уникален. Обратите внимание на младенца Христа, доверчиво прильнувшего к матери. Особое умиление вызывает его миниатюрная ступня («пяточка»), повернутая к зрителю. Многие эксперты полагают, что эта деталь была добавлена позднее, во время одной из реставраций, но это не умаляет ее гениальности.
Считается, что столь живые и лирические образы мог создать лишь очень талантливый и глубоко верующий человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его бессмертное творение.
В чем помогает Владимирская икона Божией Матери
Верующие просят перед иконой обо всем, в чем испытывают нужду. Если молятся иконе искренне и истово, заступница слышит обращенные к ней слова и выступает посредницей между просящими и Господом.
Обычно Царицу Небесную просят о следующем:
К Богородице обязательно обращаются во время обряда венчания. Ее образ используется для благословения молодоженов.
Молитвы к иконе
Существует масса канонических молитв с обращением к Пресвятой Богородице. Приведем некоторые из них.
Полный текст канонической молитвы
Молитва вторая О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о выборе пути и помощи в трудную минуту
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва о здравии и благополучии домочадцев
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Учить молитвы наизусть не обязательно: их можно читать и с листа. Главное, молиться искренне и с истинной верой!
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа
Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!
Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.
История обретения иконы, ее виды и описание
Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).
Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.
Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!
Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).
Образы типа Елеуса – скальные фрески в храме
В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.
Как выглядит образ
На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.
Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.
Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.
Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.
Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.
Владимирская
По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.
Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.
Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.
Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.
Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.
Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.
Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.
Псково-Печерская
Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.
Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.
Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.
Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.
Псково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре
Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.
Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.
«Взыскание погибших»
Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.
История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.
В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.
С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.
Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.
Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.
Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.
Серафимо-Дивеевская
Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.
Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!
Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.
Серебряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)
После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.
Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.
На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.
Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.
Локотская
Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.
Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.
Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!
Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Значение иконы «Умиление»
Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.
Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.
Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.
В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.
В чем помогает образ
Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.
Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.
Праздник иконы «Умиление»
День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.
Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:
Как правильно молиться иконе
Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.
Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.
Текст молитвы
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.
Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!