икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.

Источник

Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Видео «Что нужно знать об иконе “Церковь воинствующая”»

В этом видео эксперт расскажет об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», получившей позднее название «Церковь воинствующая».

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Икона «Воинствующая церковь» получила свое название не от церковных служителей, а от советских искусствоведов. На самом деле икона именуется «Блаженное воинство Царя Небесного», согласно первому стиху богослужебного гимна мучеников, в котором говорится, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и умершие во имя Его, становятся военнослужащими. Небесного Царя.

После успешного похода на Казань в 1552 году царь Иван Грозный приказал написать икону на эту тему. Точно неизвестно, когда было выполнено царское распоряжение. Его создателем обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасия, митрополита Московского). С 1919 года икона «Воинствующая церковь» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложная многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, основанном на Апокалипсисе Иоанна Богослова и сочинениях Иоанна Богослова апостолы и пророки.

В центре иконы — процессия воинов на коне и пешком во главе с архангелом Михаилом Архангелом на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, с левой, где Царица Небесная сидит в Небесном Иерусалиме с Младенцем Иисусом на руках. Ангелы летят навстречу воинам, венчаю праведников. Интересно, что не у всех воинов есть нимбы. Считается, что воины с нимбом — это те, кто пали в битве, а те, у кого нет ореола, — те, кто выжил.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Некоторые искусствоведы считают, что огонь не разрушает город, а очищает его от грязи. Именно так воспринял огонь пресвитер Андреа, царский духовник, участвовавший в походе, которому приписывается роспись иконы.

Слева от иконы «Воинствующая Церковь» перед воротами города восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, который вручает ангелам венцы для коронации праведников. Но город этот не обычный, а небесный, о котором Иоанн Богослов писал в своем Откровении. Это Небесный Иерусалим, расположенный на горе. Его окружает яркий красно-зеленый ореол необычной овальной формы. К тому месту, где она открыта, приближается дорога, по которой воины войдут в Небесный город, который интерпретируется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом такой необычной иконографии было заявление апостола Павла «искать» для себя город в будущем, а также литургические писания, прославляющие мучеников, которые пожертвовали своей жизнью ради своей веры и получили блаженство как дар награда в небесном Иерусалиме, то есть на небе.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу за ним молодой воин со знаменем в руках, который выделяется на общем фоне благодаря алой мантии. Считается, что это все тот же царь (на момент взятия Казани ему было 22 года). Он, как и архангел Михаил Архангел, стоит перед военной колонной, призывая солдат двигаться вперед.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

В центре колонны — огромная фигура верхом на коне и с крестом. Некоторые ученые считают, что это Владимир Мономах, преемником которого считался Иван Грозный; по другим — император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, Креститель Руси, и его сыновья, князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Дмитрий Донской на коне во главе верхнего ряда, Александр Невский и Георгий Победоносец во главе нижнего ряда. Среди воинов этих рангов удалось выделить ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи считают, что икону следует воспринимать аллегорически, без привязки к историческим событиям.

Источник

Икона «Церковь воинствующая»

Икона «Церковь воинствующая» — это уникальный шедевр иконописного искусства. А, кроме того, она необычна сама по себе. Это и горизонтальное расположение композиции, и сам сюжет.

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетная линия иконы отражает откровения Иоанна Богослова или результаты казанского похода Ивана Грозного

Исследователи предполагают, что сюжет был навеян Откровениями Иоанна Богослова. Есть аналогии и в православных песнопениях. А, кроме того, он может отражать казанский поход, как его видел протопоп Андрей.

В правом верхнем углу можно увидеть город, охваченный огнем. Это может быть «град лукавого» покинутый в поисках небесного царства. Или же это Казань, взятая в 1552 г.

В левом же углу находится Град Небесный или Иерусалим, куда ведет войско дорога. Здесь павших воинов ждет Царица Небесная. На ее руках — Младенец Иисус. Он раздает ангелам мученические венцы.

Возле Града Небесного стоят ясли. Отсюда вытекает райская река. Это сложный библейский символ, означающий «чистая река воды жизни».

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспеваетУ Града Небесного берет начало райская река. А во главе всей процессии находится Архангел Михаил на огненном крылатом коне

Во главе всей процессии — Архангел Михаил. Его фигура, верхом на огненном крылатом коне, наполовину развернута назад, в призыве следовать за собой.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспеваетЦентральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Сразу за Архангелом следует молодой конный воин в алом плаще. Вероятно, это сам Иван Грозный. Ведь на момент взятия Казани ему было только 22. Он ведет центральный ряд воинов, призывая их за собой.

Среди пешего отряда в центре выделяется внушительная фигура конника. Это Владимир Мономах. Иван IV считал себя преемником этого «первого русского царя».

Замыкают шествие еще три всадника — Владимира, крестившего Русь и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Верхняя колонна следует под предводительством князя Дмитрия Донского с покровителем — великомучеником Дмитрием Солунским.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспеваетПредводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Нижний отряд возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них исследователи идентифицировали и некоторых святых – покровителей русских воинов.

Работавшие с иконой искусствоведы пытались опознать в лицах, изображенных на ней исторических личностей и святых.

Но многие склоняются к выводу, что ее сюжет — это аллегория и его не следует воспринимать буквально. А воины стремятся попасть в Небесный Град, победив в последнем сражении — Страшном суде.

Иконе молятся о погибших в сражениях за правое дело, текста молитвы нет

Как уже упоминалось выше, полное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя». И оно является первой строкой песнопения утренней и вечерней службы, посвященной памяти воинов-мучеников.

При молитве иконе поминаются погибшие в сражениях за правое дело, с именем Христа.

Источник

Куда идет воинствующая Церковь и почему молчит Богослов

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Первая часть выставки в Третьяковке – своего рода пролог: здесь представлены экспонаты, связанные с историей похода молодого Ивана IV на Казань.

“Церковь воинствующая” — кто и куда ведет войско

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Благословено воинство небесного царя… (Церковь воинствующая) Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 143,5х395,5. Третьяковская галерея.

В советское время искусствоведы убеждали, что икона — чуть ли не изображение самого казанского похода. Но это совсем не так, на иконе — шествие мучеников, святых воинов, к Небесному Иерусалиму, который на представлен в многоцветном круге. Внутри круга символически изображена гора Сион, на которой утверждены стены Небесного Иерусалима. И там, на престоле – Богоматерь с Младенцем. Они протягивают золотые венцы ангелам, а те летят увенчать этими венцами святости воинов-мучеников, подвижников.

В противоположном конце иконы горящий земной град, от него воины шествуют после окончания земной жизни к Небесному Иерусалиму. В центре — святой равноапостольный Константин.

Непосредственно за группой воинов, окружающих императора Константина — одна группа всадников, возглавляемая тремя персонажами, в которых безошибочно узнаются святой равноапостольный князь Владимир, и его сыновья Борис и Глеб — русские князья. Это символично и говорит о том, что русские в то время ощущали встроенность своей истории в поток общей христианской истории.

Откуда крылья у Иоанна Крестителя

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Иоанн Предтеча в пустыне. XVI в. Дерево, левкас, яичная темпера, серебро. 223х135. Третьяковская галерея.

В Свияжске, который изначально назывался Иван-город Свияжский, в храмах находились иконы Иоанна Крестителя, святого покровителя Ивана IV — это известно из описей. К сожалению, они не сохранились и потому на выставке — икона из Ярославля.

Здесь мы видим иконографию Иоанна Крестителя «Ангел пустыни», где святой изображается с крыльями за спиной. Этот иконографический тип получает распространение именно в царствование Ивана Грозного. Конкретная икона поражает своей мощью, величественностью образа.

Интересно, что недавно исследователем удалось выяснить, что эта икона происходит из Спасо-Преображенского собора Ярославля, где она стояла на западной грани одного из западных столпов. Икона встречала входящего в храм.

Такой мощный, величественный образ святого покровителя царствующего государя правителя появился в соборе далеко не случайно — это было воплощение идеи присутствия царской власти.

Святые, которых почитал Иван Грозный

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Князь Петр и княгиня Феврония Муромские — парные иконы. Привезены из Муромского музея

На выставке представлены самые древние из известных изображений святых. Это святые, которых почитал Иван Грозный, к которым он обращал свои молитвы, когда шел походом на Казань. После того, как он уже взял Казань, на обратном пути царь останавливался в Муроме и в благодарность сделал большое пожертвование городу.

Есть версия, что сказочный остров князя Гвидона, о котором идет речь в пушкинской «Сказке о царе Салтане» — и есть Свияжск. Действительно, и сегодня впечатляют виднеющиеся на крутых берегах Свияжска «маковки церквей и святых монастырей». Со второй половины XVI века до 1926 года Свияжск был уездным монастырским городом. Всего за несколько десятилетий со времени возникновения в Свияжске были построены монастыри и храмы, расписаны и украшены иконами.

Еще в советское время в Свияжск возили школьников смотреть фрески Успенского собора – 1080 м 2 росписей XVI века. Особенно детские умы будоражило изображение святого Христофора Псеглавца… Изображать мученика Христофора «с песьею главою» были официально запрещено распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года как «противное естеству, истории и самой истине».

Фрески в Москву доставить невозможно, зато в впервые в Третьяковской галерее демонстрируются два уникальных по полноте и составу древних иконостаса Из Троицкой церкви и каменного Успенского собора.

Узор итальянской ткани в русской иконе

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Успение Богоматери. Около 1560 г. Государственный музей изящных искусств Республики Татарстан.

Икона написана в традиционной для московского искусства иконографии. Но иконописец ввел сюда новые детали, свое видение сюжета. Например, Христос, изображенный в сиянии, традиционно держит облаченную в белые пелены душу Богоматери. А выше мы видим сцену вознесения Богоматери.

Как правило, на московских иконах Она изображается в своих традиционных одеждах, восседающей на престоле или поддерживаемой ангелами. А здесь — повторена фигура души Богоматери в белых одеждах, которая склоняет голову и смотрит на саму себя в руках Христа. Получился диалог двух масштабно небольших, но по смыслу очень значимых элементов композиции.

В этой иконе мастер наслаждался красотой живописи: здесь много деталей, к которым иконописец проявил внимание. Например, то, как написано кадило в руках апостола, оно колеблется, в нем видны даже тлеющие угольки. Подушка, на которой покоится голова Богоматери, испещрена очень красивым золотым узором. Возможно, мастер воспроизвел узор какой-то дорогой итальянской ткани.

Гора, растущая на глазах

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Очень распространенная и любимая в XVI веке иконография. На иконе – и небесные силы, и род людской славят Богородицу. Но, в отличии от многих других икон, здесь престол Богородицы расположен на необыкновенно высокой горе — Сион.

Гора словно вырастает на наших глазах, благодаря лещадкам и разнообразным завиткам, словно находящимся в движении. Храм тоже изукрашен декоративными мотивами. Чувствуется, что мастер сам был в восторге от живописи, от творческого процесса.

Там, где изображен род людской, в самом нижнем углу написана молодая женщина, держащая за руку ребенка. Художник передает и пластику ее фигуры, и то, как трогательно тянет к ней руку Малыш – деталь, явно навеянная жизненными наблюдениями.

Почему молчит Иоанн Богослов

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Иоанн Богослов в молчании. Из местного ряда Троицкой церкви Свияжска

Почему в молчании? Апостол внимает тайне Божественного слова, поэтому замыкает свои уста. Потому и пальцы поднесены к губам. А за спиной у него склонился ангел и прямо в ухо нашептывает то, что апостол должен записать, и что потом дойдет до нас.

В руках Иоанн держит книгу с красным обрезом, в золотом или серебряном окладе. Она пока закрыта, все еще предстоит записать, а потому в пазухе у Иоанна Богослова уже приготовлена чернильница.

(Об иконах рассказала куратор выставки Татьяна Самойлова)

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

«Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремленный вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стеклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…», — таким остался остров в памяти героя произведения Василия Аксенова «Свияжск».

Свияжск был основан за четыре столетия до описываемых писателем реалий, в 1550 году недалеко от Казани, на острове посреди Волги как форпост войск Ивана IV Грозного. До сих пор на острове стоит деревянная Троицкая церковь, построенная «без единого гвоздя» в 1551 году, в те времена, когда, стремясь завоевать Казань, Иван Грозный решил построить на Свияжской горе крепость. Предполагается, что Троицкая церковь, как и другие сооружения «первого» Свияжска была срублена почти за 1000 километров, в углических лесах и доставлена по воде.

Иконы, представленные в экспозиции, в храмах могли видеть многочисленные жители Свияжска еще в конце 1890 –х там проживало живет 3,5 тыс. человек; активно шло строительство, появился, в том числе, красивый собор в псевдовизантийском стиле в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (архитектор Федор Малиновский) в Иоанно – Предтеченском монастыре.

А потом был 1917 год, когда все разрушалось «до основания». Уничтожение Свяижска начали с людей. В 1918 году, когда в Свияжске оказался Троцкий (в это время шли ожесточенные бои за Казань между белыми и красными).

Только, читая рассказы о прошлом, создается впечатление, что пришли откуда-то злые вороги и победили Россию. Однако сограждане вполне справлялись и собственными силами, убивая, грабя, подписывая расстрельные приговоры.

Маленький пример: на архиепископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского Богородицкого монастыря, покушался монах Феодосий, поступивший на службу в милицию, пьяница и хулиган… Тогда его попытка оказалась безрезультатной. Но владыка Амвросий не миновал мученической гибели. (Канонизирован Русской Православной Церковью).

Монахов и монахинь расстреливали без суда и следствия… Это уже позднее, в 1930-е когда в Свияжске появится «филиал» ГУЛАГа, будут вестись дела и тех же монахинь станут расстреливать за «что-то». За то, что в их комнатах находили фотографии царской семьи, например. С 1936 по 1948, пока в Свияжске — тюрьма НКВД — там погибло 5 000 человек.

Что касается архитектуры: за год, с 1929 по 1930 год разрушены шесть храмов (из двенадцати): надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря; Германовская церковь Успенского монастыря; приходская Никольская церковь; кафедральный Рождественский собор; приходская Благовещенская церковь; приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

Да, придя к власти, большевики разрушали с вдохновением. Но нельзя сказать, что они совсем ничего не создавали. Так, в 1918 году в Свияжске (как раз, когда там был Троцкий) был открыт памятник… Иуде Искариоту. Как «первому революционеру». Правда, долго памятник не простоял…

А Свияжск из города превратился в село, а потом лишился и этого статуса.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

Не так давно, еще в восьмидесятые, Свияжск производил странное впечатление. Волжские просторы, рифмующиеся с ними величественные храмы (которые тогда уже начали реставрироваться). И – невероятная убогость жизни вокруг. Серые трепещущие на ветру тряпки у древних стен: постельное белье психиатрической лечебницы. А неподалеку – на лавочках и сами пациенты в потрепанных халатах. В общем, символичная картина получалась, которая очень многое говорила о тогдашней жизни в целом. Еще впечатляла дорога, оставшаяся со времен до затопления, уходящая в воду, в никуда.

Сегодня Свияжск соединен с «большой землей», построена дамба, и на чудо-остров можно добраться на машине. Храмы и монастыри возвращены Церкви. В 2017 году Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Завершающий раздел выставки — «Просиявшая святость земли Казанской». Он, по мнению создателей выставки, показывает «что уже в конце XVI столетия засеянная новыми семенами нива дала достойный плод: в 1579 году в Казани была обретена чудотворная икона Богоматери. Вскоре, в Смутное время, Богоматерь Казанская стала знаменем народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего в 1611 году Москву от иноземцев».

Представленная на выставке пелена с изображением Богоматери Казанской — самое древнее дошедшее до нашего времени изображение знаменитого чудотворного образа.

икона церковь воинствующая в аллегорической форме воспевает

…В современном граде-острове те же величественные, прекрасно отреставрированные храмы, в которых служится литургия, а в Третьяковской галерее – интересная и содержательная выставка. Круг замкнулся.

Выставка продлится до 17 июня. По средам – вход бесплатный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *