имеет ли право фнс запрашивать трудовые договоры
«Ночной бухгалтер». Налоговики начали рейды по проверке трудовых договоров
Налоговики собрались проводить рейдовые проверки заключения трудовых договоров с наемными рабочими. Мало того, что непонятно, с чего вдруг за такие вопросы взялась ФНС, а не Роструд, так еще и проверки — не просто проверки, а «рейды». Что дальше — набег, атака, вылазка?
Сборная, но не олимпийская
Вот, собственно, сам документ с опусом:
Представляете, такая вот сборная к вам заявилась? Похоже, налоговики исчерпали привычные инструменты пополнения бюджета и решили проверять теперь соблюдение трудового законодательства.
Ну какие молодцы, и Роструду теперь помогают. Аж душа радуется.
Календарное
Не забудьте уйти с работы пораньше — сегодня сокращенный рабочий день. И приказ, кстати, для этого составлять специально не надо, напомнил Роструд.
О полезных инструментах для бухгалтера: опубликовали производственный календарь на 2022 год, скорее забирайте себе.
Про чеки и кассы
Про любимых
. то есть опять про налоговиков. Свежее из судебной практики: компанию можно штрафовать за непредставление документов при налоговой проверке, даже если непредставление произошло из-за сломанного компьютера.
Важный совет от адвоката: если инспекторы вам предлагают уточниться, но делают это через «уведомления» или «информационные письма» — не стоит спешить с выполнением. А что в таком случае делать, рассказываем тут.
Образовательное
Свежие обучающие плюшки от нашего Центра обучения.
Во-первых, классный курс по упрощенной системе налогообложения: все в подробностях про налоговый учет, отчетность, последние нюансы в законах.
Что нужно знать про результат интеллектуальной деятельности как стратегический ресурс организации?
Почему это важно и как эффективно использовать его экономический аспект? Расскажем на обучении «РИД в составе НМА как стратегический ресурс организации» от «Мир компетенций» 17-18 июня.
Какие документы могут запросить у вас налоговики по ст. 93.1 НК вне рамок проверок
Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.
Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018, Письмо ФНС РФ от 14.10.2019 № СА-4-7/21065 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения»).
Несмотря на значительное количество материалов, при поступлении хозяйствующим субъектам соответствующих требований и при подготовке ответов зачастую возникают вопросы относительно правомерности представления тех либо иных документов, поскольку НК РФ не установлены четкие критерии видов истребуемых документов (информации).
Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.
Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:
Наименование документов
(информации)
Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № А70-9661/2018
Договоры, дополнительные соглашения
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017
Спецификации, заявки на поставку товара,
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А71-14251/2018
Расшифровки счетов (показателей)
Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № А70-8627/2018
Акты о зачете взаимных требований
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А60-35586/2018
Акты сверки расчетов
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016
Акты приемки работ (услуг)
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018
Справки о стоимости
Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Справки о выполненных работах
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016
Сводный сметный расчет
Ведомости учета движения денежных средств
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А27-4903/2017
Товарно-транспортные накладные, товарные накладные
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № А46-4917/2019
Универсальные передаточные документы
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016
Товарные (кассовые) чеки
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № А66-2724/2017
Расходные и приходные кассовые ордера
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А50-24114/2014
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № А55-3967/2018
Ведомости аналитического учета по счетам
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017
Карточки бухгалтерских счетов
Сертификаты соответствия, технические паспорта
Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018
Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-205181/2015
ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017
ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки)
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № А09-6454/2016
Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде
Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № А56-22139/2017
Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков
Договор банковского счета
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № А42-3918/2017
Заявление на открытие банковского счета
Сертификаты ключа подписи
Карточки с образцами подписей и оттиска печати
Объявление на взнос наличными
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № А25-2985/2017
Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента
Протокол соединения по клиенту
Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов
Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № А14-23645/2017
Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП
Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента
Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).
Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов.
В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:
Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации)
Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС
Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017
Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А40-247282/16, п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках»
Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки)
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № А27-12323/2016
Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № А19-5080/2017
Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов».
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-17265/2008
Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015
Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А51-14515/2016
Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018
Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017
Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № А12-34808/2017
Судебный вердикт: могут ли налоговики истребовать кадровые документы и личные сведения работников
Предмет спора : в рамках налоговой проверки ИФНС потребовала от организации предоставить кадровые документы в отношении ее сотрудников. В частности, были затребованы приказы (распоряжения) о приеме на работу и об увольнении сотрудников и их должностные инструкции. Кроме того, налоговики потребовали предоставить контактные телефоны, адреса фактического проживания сотрудников, а также их личные характеристики. Организация отказалась представлять запрошенные документы и обратилась в суд, потребовав признать требование о предоставлении этих документов незаконным.
За что спорили : возможность истребования налоговиками кадровых документов.
Кто выиграл : налоговая инспекция.
Обжалуя в суде действия налоговой инспекции, организация отмечала, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика документы, не являющиеся первичными и не служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. В том числе налоговики не вправе истребовать и кадровые документы в отношении сотрудников налогоплательщика. Со своей стороны налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные акты и требования налоговых органов (п. 11 ст. 21 НК РФ).
Суд кассационной инстанции признал доводы организации несостоятельными и отказал в удовлетворении заявленных ею требований. Судьи указали, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица все необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Истребованные документы представляются плательщиками в течение 10 дней со дня получения ими соответствующего требования.
Если проверяемый плательщик не может представить истребуемые документы в течение 10-дневного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом ИФНС.
В уведомлении указываются конкретные причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки. Также в уведомлении указываются сроки, в течение которых плательщик сможет представить документы. В течение 2 дней со дня получения такого уведомления ИФНС вправе продлить сроки представления документов или отказать в их продлении (п. 3 ст. 93 НК РФ).
При этом к документам, которые вправе истребовать налоговый орган, относятся любые документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. В НК РФ не конкретизирован перечень документов, которые вправе истребовать налоговые органы.
Поэтому ИФНС с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов может истребовать у плательщиков любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством. В свою очередь обязанность налогоплательщиков представлять ИФНС необходимые для проведения проверок документы не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.
В связи с этим суд пришел к выводу, что оснований для признания незаконным требования ИФНС о предоставлении спорных документов не имеется.
Работодатель и самозанятые: как избежать штрафов и допросов от ФНС
Предприниматели при заключении договоров ГПХ с самозанятыми, все чаще попадают в зону повышенного внимания со стороны ФНС: налоговики подозревают бизнесменов в подмене трудовых отношений и принудительном переводе сотрудников на НПД. Если правонарушение докажут, компании доначислят налоги, штрафы и пени. Расскажем, как избежать неприятного сценария.
Кто под подозрением у ФНС?
В недавнем письме налоговая рассказала об основных признаках незаконных схем с участием самозанятых. Теперь каждый налогоплательщик может оценить как свою деятельность, так и выбор контрагентов по предлагаемым критериям.
Под подозрение попадают следующие случаи:
наличие статуса самозанятого — обязательное условие для заключения ГПД: если гражданин готов выполнить работу, будучи в другом статусе, заказчик отказывается заключать договор;
заказчик в договоре определяет режим работы самозанятого: прописывает длительность рабочей смены, «назначает» выходные дни;
заказчик выделил куратора, который должен контролировать и направлять деятельность самозанятого;
самозанятый трудится в офисе или на объекте заказчика, при выполнении своей работы использует материалы, инструменты и оборудование заказчика;
выплаты вознаграждения самозанятому совпадают с выплатами зарплаты на предприятии заказчика;
суммы вознаграждений зафиксированы в договоре, равно как и даты выплат.
Количество самозанятых, работающих с компанией, не играет роли – ФНС может пригласить для дачи пояснений предпринимателя, у которого заключен договор с единственным самозанятым, так и другого бизнесмена, который привлекает к работе десятки плательщиков НПД. Жалобы на подобные действия поступали и в 2020 году, и в 2021.
Особое внимание уделяют самозанятым, которые сотрудничают только с одной компанией. Их стали активнее вызывать на допрос в налоговую. Инспекторов интересует:
как самозанятый узнал о вакансии и компании, с которой сотрудничает;
какие услуги и в каком объеме оказывает;
кто контролирует качество работы;
когда налогоплательщик получил статус самозанятого и когда подписал ГПД с данной организацией;
содержание договора ГПХ: на какой срок заключен, какие обязанности, как осуществляется выплата вознаграждения;
бывал ли самозанятый в офисе компании, пользовался ли предоставленными ими материалами, расходниками, инструментами, оборудованиями;
кто оплачивает расходы на интернет, мобильную связь, электричество;
с кем еще работает самозанятый, помимо данной компании;
прописана ли в договоре ответственность за невыполнение работы, предусмотрены ли дисциплинарные взыскания.
Чек-лист для оценки рисков при работе с плательщиками НПД
Если вы уже сотрудничаете с самозанятыми или только планируете заключить ГПД с одним из них, проверьте возможные риски по предложенному чек-листу.
Действительно ли подрядчик является самозанятым? Статус можно проверить на сайте ФНС. Если исполнитель окажется физическим лицом без статуса самозанятого, заказчику придется заплатить за него зарплатные налоги, штрафы и пени.
Может ли самозанятый выполнять ту работу, которую ему планирует поручить заказчик в рамках договора? Перечень запрещенных видов деятельности на спецрежиме опубликован в ст. 4 Федерального закона № 422 от 27.11.2018 г.
Где работал подрядчик в течение последних 2 лет: если он состоял в трудовых отношениях с заказчиком, то вознаграждение по ГПД не попадает под НПД.
Куда устроился сотрудник после того, как отказался от статуса плательщика НПД: если он сначала выполнял работу для компании в качестве самозанятого, а затем устроился туда работать, то этот факт налоговые инспекторы могут рассматривать как испытательный срок, оформленный в виде работы по ГПД.
Есть ли в штатном расписании заказчика должность, предполагающая выполнение тех же обязанностей, что возложены на самозанятого? Если да, то у налоговой есть повод заподозрить предприятие в уходе от налогов и применении мошеннических схем.
Содержит ли ГПД положения, указывающие на наличие трудовых взаимоотношений: например, в документе указана должность или профессия самозанятого, прописан график работы и отдыха, не указан срок выполнения работ, назначен руководитель из числа должностных лиц предприятия. О различиях между трудовыми отношениями и услугами самозанятого вы можете узнать из памятки ФНС.
Кто обеспечивает самозанятого ресурсами и инструментами для выполнения работы по ГПД? Если это делает заказчик, то налоговая может заподозрить намеренную замену трудовых отношений договорами ГПХ.
Как правильно оформить договор с самозанятым
Для работы с самозанятым нужно оформить договор гражданско-правового характера: подряда, возмездного оказания услуг, перевозки или авторского заказа. Нанимать плательщика НПД как посредника или агента нельзя, равно как и заключать с ним договор комиссии или поручения.
В самом документе указывают:
дату заключения договора и срок его действия;
права и обязанности сторон;
описание процедуры сдачи и приемки работы, правила подписания передаточного акта;
последствия оказания услуг ненадлежащего качества;
стоимость услуг и способ их оплаты;
порядок изменения отдельных положений договора;
порядок разрешения споров;
реквизиты подрядчика и заказчика.
При желании в тексте можно уточнить, что исполнитель работает в статусе самозанятого, вследствие чего заказчик освобождается от обязательств по уплате налогов и взносов. Полезно будет указать, что в случае прекращения деятельности в качестве самозанятого, исполнитель обязан будет предупредить об этом заказчика заранее.
Если сумма сделки менее 10 тыс. руб., либо работа выполняется тут же, в момент заключения сделки, можно обойтись устной договоренностью. Яркий пример: вы пригласили сантехника для устранения протечки крана в офисном санузле.
Частые ошибки при работе с самозанятыми
Некоторые формулировки ГПД налоговая однозначно рассматривает как признак нечестных схем ухода от налогов. Рассмотрим их подробнее:
В договоре указывается, что работу исполнитель должен выполнить лично. Такая формулировка – признак трудового договора. На самом деле, самозанятый имеет право привлекать помощников по договору ГПХ. Если заказчика такой вариант не устраивает, можно добавить в соглашение пункт о том, что исполнителю на подобные действия нужно письменное согласие заказчика.
Не указан срок действия договора – а это одно из основных условий для договора подряда. Кстати, и перезаключение договора с одним и тем же исполнителем – это тоже большой риск. В качестве альтернативы можно предусмотреть автоматическую пролонгацию документа, если исполнитель не отправит соответствующее письмо заказчику за 2 недели до окончания срока действия договора.
Указана ежемесячная оплата в фиксированной сумме. В марте 2021 года ФНС заявила о запуске скоринговой системы, которая будет анализировать периодичность и источники выплат вознаграждений самозанятым. Любые регулярные выплаты – это автоматическое попадание в зону риска. Чтобы исключить подобный сценарий, в договоре нужно сделать акцент на процедуре сдачи готовой работы, после которой исполнитель может получить денежное вознаграждение.
В договоре прописаны признаки трудовых отношений. То есть, заказчик установил для самозанятого график или место работы, либо использовал формулировки, характерные для трудового договора.
Таким образом, чтобы избежать внимания со стороны ФНС и приглашения на «беседу», нужно перед заключением ГПД проверить статус самозанятого, а в тексте самого договора не использовать формулировки, указывающие на трудовые отношения. После оплаты не забудьте взять у самозанятого чек, но при этом сами не выписывайте ему каких-либо расчетных листков или иных документов, которые обычно выдаете штатным сотрудникам.