имеет ли право капитан покинуть аварийное судно

Имеет ли право капитан покинуть аварийное судно

Статья 30. Капитан судна

1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

Источник

Имеет ли право капитан покинуть аварийное судно

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Источник

25. Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем.

26. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

27. Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне.

28. Капитан является законным представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет представителей судовладельца. По поручению судовладельца он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива и снабжения судна, и другие, касающиеся эксплуатации судна.

29. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

30. Капитан имеет право:

(01) отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

(02) объявлять авральные и аварийные работы; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или закончить их раньше установленного срока;

(03) производить необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;

(04) задержать и изолировать до прихода в первый отечественный порт лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества;

(05) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния, произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям;

(06) в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа, списать его с судна и отправить в порт приписки при первой возможности;

(07) в случае опасности для судна, людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением установленных норм, принимая ответственность за последствия на себя;

(08) во время плавания удостоверять завещания лиц, находящихся на борту судна. С прибытием в порт такое завещание должно быть оформлено в законном порядке;

(10) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем, либо техническое состояние судна или его технических средств, не обеспечивает безопасности плавания; если снабжение судна или техническое состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах извещается судовладелец и соответствующие органы надзора за безопасностью мореплавания с отражением факта в судовом журнале;

(11) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;

(12) в случае опасности для судна, людей и груза, в других необходимых случаях собрать судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа по усмотрению капитана. Окончательное решение принимает только капитан;

(13) при длительном плавании в сложных условиях (свыше 12 часов) на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;

(14) в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана;

(15) в случае необходимости в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности (за исключением радистов и медицинского персонала); указанные привлечения к работам сверх установленного рабочего времени производятся по согласованию с профсоюзом;

(16) при необходимости привлекать к несению вахт (стояночных) лиц командного состава судна, имеющих соответствующие дипломы и подготовку, но которые по кругу своих обязанностей вахт не несут;

(17) в случае истощения на судне в море жизненных запасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, в целях общего распределения произвести реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, который может быть использован для питания;

(18) при ведении промысла поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана.

31. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры к спасению пассажиров, после чего разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все меры к спасению судового, машинного и журнала судовой радиостанции, а также карт данного рейса, других документов и ценностей. В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен его экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех лиц, находящихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все меры к скорейшей доставке его в порт приписки судна.

33. Капитан обязан обеспечить:

(01) управление судном, в том числе судовождение, безопасность плавания, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач;

(02) соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов;

(03) если это безопасно для своего судна, экипажа и пассажиров, оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

(04) в случае военных действий, а также в иных случаях военной опасности принятие всех мер к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;

(06) личное визирование исходящих служебных радиограмм;

(07) радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

(08) поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

(09) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию согласно требованиям правил технических инспекций государственного надзора;

(10) соблюдение требований правил по предотвращению загрязнения морской среды;

(11) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей в море;

(12) организацию и контроль за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

(13) соблюдение правил перевозки людей и груза;

(14) режим труда и отдыха согласно трудовому законодательству, охрану труда на судне;

(15) общее руководство практикой курсантов и студентов;

(16) выполнение требований правил радиосвязи;

(17) личное утверждение судовых расписаний, контроль за правильным ведением судового, машинного и радиотелеграфного журналов, хранение судовой документации.

34. При приемке и сдаче судна:

(01) принять (сдать) все судовые документы, денежные суммы и ценные бумаги и документы на них, судовую печать;

(02) принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, промысловому вооружению, снабжению, неснижаемым запасам и имуществу, получив письменные рапорты начальников служб о состоянии вверенных им заведений;

(03) принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;

(04) проверить (предъявить) действия экипажа по борьбе за живучесть судна и другим судовым расписаниям;

(05) насколько возможно ознакомиться с экипажем судна;

(06) ознакомиться с рейсовым заданием, ходом его выполнения;

(07) получить от сдающего капитана полную информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных, мореходных и маневренных качествах, имевших место авариях и их последствиях, о готовности судна к плаванию (промыслу, ремонту);

(08) совместно с капитаном, сдающим судно, главным (старшим) механиком, другими специалистами осмотреть судно, получив необходимые разъяснения и сведения;

(09) приемку (сдачу) судна производить только по указанию судовладельца и осуществлять лично. При отсутствии сдающего прием судна вновь назначенным капитаном производить в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем. Передачу судна и вступление в командование им зафиксировать в судовом журнале за подписью обоих капитанов, поставить в известность судовладельца; о вступлении в командование объявляется приказом по судну.

35. При подготовке к рейсу:

(01) принять меры к обеспечению технической навигационной готовности судна, укомплектованию его экипажем и всеми видами снабжения для предстоящего рейса;

(02) удостовериться в надлежащей подготовке экипажа к управлению техническими средствами, механизмами, устройствами, системами; проверить готовность экипажа к действиям по тревогам;

(03) проверить наличие нужных для рейса навигационных и промысловых откорректированных карт, пособий для плавания, наличие на картах границ территориальных вод, экономических, рыболовных, запретных и других зон иностранных государств и правильность их нанесения, правил ведения промысла и других нормативных документов (международные соглашения, контракты и т.д.), регламентирующих порядок промысла и отчетности в районе работы судна, намеченном рейсовым заданием;

(04) поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана; ознакомить подчиненных с особенностями рейса; проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса;

(05) проконтролировать подготовку к осуществлению буксирных операций;

(06) перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его; в ходе грузовых операций обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера;

(01) обеспечить надлежащую организацию ходовых вахт; контролировать соответствие вахтенной службы конвенционным требованиям и нормам безопасности мореплавания в части ее численности и времени несения;

(02) следить, чтобы радиовахта велась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;

(03) требовать от помощников определения места судна всеми доступными способами и средствами и с наибольшей точностью;

(04) никто, кроме капитана, не имеет права изменять назначенные курс и скорость судна, за исключением вахтенного помощника капитана для расхождения с судами и уклонения от навигационных и других опасностей;

(05) следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, контролировать получение прогнозов;

(06) немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном и находиться на мостике, пока этого требует обстановка;

(07) обеспечивать прием на борт судна представителей органов надзора и контроля; при работе в экономической зоне иностранных государств и конвенционных районах принимать на борт судна представителей рыболовного контроля и других иностранных граждан и обеспечивать условия их быта в соответствии с соглашением;

(08) осуществлять контроль за получением навигационной информации, своевременной корректурой карт и пособий для плавания;

(09) при входе и выходе из порта, следования в узкостях, плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, швартовных операциях и других особо сложных условиях плавания находиться на мостике и лично управлять судном;

(10) выполнять правила плавания и ведения промысла; соблюдать установленный Регистром район плавания для судна; не нарушать границ территориальных вод, границ рыболовных и специальных зон иностранных государств, а также режим плавания в них;

(11) при работе на промысле в группе судов, при групповом плавании выполнять указания флагмана (старшего) группы, обеспечивая безопасность плавания и оказание помощи другим судам;

(13) при плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна, в соответствии с конвенционными требованиями; при прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять лоцмана, если найдет это необходимым;

(14) уходя с мостика, указать лоцману лицо, ответственное за управление судном на время своего отсутствия.

Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном во время лоцманской проводки;

(15) принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт, и покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны;

(16) при оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасания людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасании и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

В случае невозможности подписания договора по стихийным или другим обстоятельствам необходимо получить по радио или голосом согласие капитана судна, терпящего бедствие, на подписание договора при первой возможности, о чем сделать запись в судовом журнале;

(17) в случае необходимости срочной помощи тяжелобольному, которая не может быть оказана в море, зайти в ближайший порт или доставить больного любыми доступными средствами, известив об этом судовладельцев, а также консула или лицо, его заменяющее;

(18) если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, обратиться в спасательно-координационный центр данного региона и принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;

(19) о всех аварийных и несчастных случаях и исчезновениях людей, промысловых происшествиях немедленно сообщать в установленном порядке, принять все меры к обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий лова; принять меры к оформлению документов по этим случаям; обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;

(20) немедленно сообщать в установленном порядке всеми доступными средствами и способами связи о всех случаях нарушения иностранными властями, кораблями, судами и самолетами принципов свободы мореплавания в открытом море, проникновении в закрытые районы, случаях загрязнения окружающей среды, ведении промысла или других работ в экономической зоне России;

(21) при столкновении с другим судном: запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров; запросить название, порт приписки, пункты отправления и назначения, размер и характер повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну;

(22) следить за остойчивостью судна в соответствии с Информацией об остойчивости и непотопляемости;

(23) в соответствии с требованиями нормативных документов обеспечить ведение и направление в необходимые адреса отчетных материалов по установленным формам о деятельности судна;

(24) не допускать повреждений знаков ограждения опасностей, равно как и гидротехнических сооружений и подводных кабелей (трубопроводов); принимать все меры к освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями лова;

(25) принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения морской среды;

(26) при плавании в ледовых условиях принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.

37. При нахождении в порту:

(01) убедиться в безопасной стоянке судна, и, если, по его мнению, она небезопасна, потребовать от служб порта перешвартовки или смены причала, постановки буксира к борту или других мер;

(02) организовать вахту, ее состав и продолжительность зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза и порта;

(03) обеспечить порядок и нормальную деятельность судна; контролировать несение вахт и производство судовых работ;

(04) оперативно решать с портовыми властями все вопросы, связанные с деятельностью судна; по требованию портовых властей оказывать помощь другим судам и людям;

(05) покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику устное (письменное) распоряжение касательно деятельности и безопасности судна, а также месте своего пребывания на берегу;

(06) оставлять судно, имеющее на борту опасный груз, только на старшего помощника капитана;

(07) по прибытии судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации и сообщить ему сведения о судне, экипаже и обстоятельствах плавания; выполнять все распоряжения консула.

38. При постройке и ремонте судна:

(01) при приемке судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации согласно спецификации;

(02) обеспечить своевременное составление необходимой документации для постановки судна в ремонт;

(03) принять меры к охране судна и его безопасной стоянке;

(04) при постановке судна в док (подъем на слип), выводе из дока (спуска со слипа) лично находиться на судне;

(05) обеспечивать контроль за сроками и качеством ремонтных работ;

(06) после постановки в док совместно со старшим помощником, главным (старшим) механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры, подъемно-выдвижных устройств. По окончании доковых работ произвести повторный осмотр тех же объектов и проверку заделки контрольных отверстий. Результаты осмотров занести в судовой журнал и оформить установленным порядком.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Глава IV. Капитан судна

Глава IV. Капитан судна

38. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания судовладельца, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

40. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца.

41. Капитан издает распоряжения по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

43. Капитан имеет право:

1) отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

2) объявлять авральные и аварийные работы;

3) производить необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;

4) изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества 12 ;

5) в случае опасности для судна и находящихся на нем людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям, находящимся на нем, устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением технологических норм;

6) при прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять лоцмана, если в этом есть необходимость;

7) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасности плавания, если снабжение судна или техническое состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа после выполнения авральных или аварийных работ.

Об этих обстоятельствах извещаются судовладелец и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за торговым мореплаванием 13 или органы государственной власти иностранного государства, осуществляющие надзор за торговым мореплаванием с отражением данного факта в судовом журнале;

8) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;

9) при плавании длительностью свыше 12 часов в сложных условиях на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;

10) при наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана в целях безопасности плавания судна отказаться от его услуг и потребовать замены лоцмана;

11) в случае необходимости привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством продукции, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности. Указанные привлечения к работам сверх рабочего времени производятся в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

12) при необходимости привлекать к несению стояночных вахт лиц командного состава судна, которые имеют соответствующие дипломы и подготовку, но по кругу своих обязанностей вахт не несут;

13) при осуществлении промысловых операций поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана;

14) заключать от имени судовладельца и от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, договоры о спасании для осуществления спасательных операций;

15) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния возбуждать уголовное дело публичного обвинения и осуществлять неотложные следственные действия в соответствии уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

44. Капитан обязан обеспечить:

1) управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач;

2) соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства;

3) оказание без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей помощи любому лицу, терпящему бедствие на море;

4) принятие всех мер по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества в случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности;

5) своевременное оформление документов в порядке, установленном судовладельцем, в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты грузов, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, причинения травм людям и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу;

6) внесение в судовой журнал записи о каждом случае рождения ребенка на судне или смерти на судне; уведомление одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принятие мер по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно;

7) радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

8) личное визирование исходящих служебных радиограмм;

9) поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

10) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию;

11) соблюдение требований по предотвращению загрязнения с судов, предусмотренных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года 14 ;

12) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасанию людей и судов на море;

13) организацию и контроль за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

14) соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих правила перевозки людей и груза;

15) условия труда и отдыха согласно трудовому законодательству Российской Федерации;

16) общее руководство практикой курсантов и студентов (на учебных судах);

17) выполнение требований международных и национальных правил ведения морской радиосвязи 15 ;

18) утверждение судовых расписаний, контроль за правильным ведением судового, машинного журнала и радиожурналов, хранение судовой документации;

19) удостоверение во время плавания в праве завещаний лиц, находящихся на борту судна. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

45. В случае если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров и лиц, временно пребывающих на судне. Капитан оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового, машинного журнала и радиожурнала, а также карт данного рейса, навигационных приборов, документов и ценностей.

46. Принимая и сдавая судно, капитан обязан:

1) принять (сдать) все судовые документы, денежные суммы, ценные бумаги и документы на них, судовую печать;

2) принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, промысловому вооружению, снабжению, неснижаемым запасам и имуществу, получив письменные рапорты начальников служб о состоянии вверенных им заведений;

3) принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;

4) проверить (предъявить) действия экипажа по борьбе за живучесть судна и другим судовым расписаниям;

5) представиться экипажу и проверить уровень его подготовки к выполнению обязанностей по судовой тревоге;

6) ознакомиться с рейсовым заданием, ходом его выполнения;

7) получить от сдающего капитана полную информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных, мореходных и маневренных качествах, имевших место авариях и их последствиях, о готовности судна к плаванию (добыче (вылову) водных биоресурсов, ремонту);

8) осмотреть судно совместно с капитаном, сдающим судно, старшим механиком, другими специалистами, получив необходимые разъяснения и сведения;

47. При подготовке судна к рейсу капитан обязан:

1) принять меры по обеспечению технической навигационной готовности судна, укомплектованию его экипажем и всеми видами снабжения для предстоящего рейса;

2) удостовериться в надлежащей подготовке экипажа к управлению техническими средствами, механизмами, устройствами, системами; проверить готовность экипажа к действиям по судовым тревогам;

3) проверить наличие нужных для рейса навигационных и промысловых откорректированных карт, пособий для плавания, наличие на картах границ территориальных морей, исключительных экономических, рыболовных, запретных и других зон иностранных государств и правильность их нанесения, правил рыболовства и других нормативных документов, регламентирующих порядок добычи (вылова) водных биоресурсов и составления отчетности в районе работы судна, намеченных рейсовым заданием;

4) поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана; ознакомить подчиненных с особенностями рейса; проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса;

5) проконтролировать подготовку к осуществлению буксирных операций;

6) перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его; в ходе грузовых операций обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера;

48. При нахождении судна в рейсе капитан обязан:

1) обеспечить надлежащую организацию ходовых вахт и радиовахты, контролировать соответствие вахтенной службы конвенционным требованиям и нормам безопасности мореплавания в части ее численности и времени несения 16 ;

2) следить за тем, чтобы радиовахта велась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;

3) требовать от помощников определения места нахождения судна всеми доступными способами и средствами и с наибольшей точностью;

4) следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, контролировать получение прогнозов;

5) немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном и находиться на мостике, пока этого требует обстановка;

6) принимать на борт судна представителей органов надзора и контроля иностранного государства при работе в исключительной экономической зоне иностранных государств и конвенционных районах;

7) осуществлять контроль за получением навигационной информации, своевременной корректурой карт и пособий для плавания;

8) при входе и выходе из порта, прохождении узких мест, плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, швартовных операциях и других особо сложных условиях плавания находиться на мостике и лично управлять судном;

9) при плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять на борт судна лоцмана, обеспечив ему безопасную посадку (высадку). Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном, на время своего отсутствия;

10) выполнять правила плавания и рыболовства, район плавания для судна, не нарушать границы территориальных вод, рыболовных и специальных зон иностранных государств, а также режим плавания в них 17 ;

11) при добыче (вылове) водных биоресурсов в группе судов выполнять указания флагмана (старшего) группы, обеспечивая безопасность плавания, осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов и оказание помощи другим судам;

13) принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и покинуть район поисков только после того, как убедится, что дальнейшие поиски не имеют смысла (по времени нахождения человека за бортом или по погодным условиям);

14) при оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей;

15) предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасании и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества;

16) в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт, известив об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт для доставки такого лица известить также консульское учреждение Российской Федерации;

17) если судну грозит бедствие, и оно нуждается в помощи, обратиться в спасательно-координационный центр данного региона и принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;

18) обо всех аварийных и несчастных случаях, исчезновениях людей, происшествиях при добыче (вылове) водных биоресурсов немедленно сообщить судовладельцу, принять все меры по обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; принять меры по оформлению документов по этим случаям; обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;

19) немедленно сообщать судовладельцу всеми доступными средствами и способами связи обо всех случаях нарушения иностранными властями, кораблями, судами и самолетами принципов свободы мореплавания в открытом море, проникновении в закрытые районы, случаях загрязнения морской среды, осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов или других работ в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

20) в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания; избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца;

21) при столкновении с другим судном оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, если это возможно сделать без серьезной опасности для своего судна и людей, находящихся на его борту; запросить у капитана другого судна название судна, порт регистрации, а также порты отправления и назначения, размер и характер повреждений, сообщить капитану другого судна аналогичные сведения по своему судну;

22) контролировать остойчивость судна в соответствии с информацией об остойчивости и непотопляемости;

23) обеспечить ведение и направление отчетных материалов о деятельности судна 18 ;

24) не допускать повреждений знаков ограждения опасностей, равно как и гидротехнических сооружений, подводных кабелей (трубопроводов); принимать все меры по освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов;

25) принимать необходимые меры для предотвращения загрязнения морской среды;

26) при плавании в ледовых условиях принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.

49. При нахождении судна в порту капитан обязан:

1) убедиться в безопасной стоянке судна и, если, по его мнению, она небезопасна, потребовать от соответствующих служб порта перешвартовки или смены причала, постановки буксира к борту или других мер;

2) организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза и порта;

3) обеспечить порядок на судне и его деятельность, контролировать несение вахт и производство судовых работ;

4) покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику устное (письменное) распоряжение относительно судовых работ, поддержания безопасности судна, а также места своего пребывания на берегу;

5) оставлять судно, имеющее на борту опасный груз, только на старшего помощника капитана;

7) по прибытии судна в иностранный порт проинформировать об этом консула Российской Федерации и в случае необходимости выполнять его распоряжения.

50. При постройке и ремонте судна капитан обязан:

1) в соответствии с актом приемки-передачи судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации согласно спецификации;

2) обеспечить своевременное составление документации, необходимой для постановки судна в ремонт;

3) принять меры по охране судна и его безопасной стоянке;

4) при постановке судна в док (подъеме на слип), выводе из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне;

5) обеспечивать контроль за сроками и качеством ремонтных работ;

6) после постановки в док совместно со старшим помощником, главным (старшим) механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры, подъемно-выдвижных устройств. По окончании доковых работ перед спуском на воду произвести повторный осмотр тех же объектов и проверку заделки контрольных отверстий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *