имеет ли право классный руководитель посещать семьи учащихся на дому
Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?
Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.
Классный руководитель. Кто это такой?
Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены « Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751). А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 « Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях »:: « Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства ». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку.
Функции классного руководителя
Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика. Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию. Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.
Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. N 21 ( «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;. ».
Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.
Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда
Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).
Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.
Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.
То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.
Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются.
Более того, даже при наличии полномочий и соответствующего обращения классный руководитель должен проводить проверку конкретного учащегося, а не всего класса. К тому же, стоит упомянуть, что без соответствующих бумаг семьи учащихся в праве отказать впускать к себе в дом сотрудника школы — «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) гл.2 ст.25: « Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения ». #ADVERTISING_INSERT#
Должен ли классный руководитель посещать семьи учеников
Много ведется споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права.
Для работы нам понадобятся
Классный руководитель может прийти в дом к ученику, если…
Давайте попробуем разобраться со всем по порядку
Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к нашей теме: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…».
В данном документе указано требование: классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся?
Рассмотрим, какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21. Данный Приказ ставит в обязанность классному руководителю: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все.
Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося.
Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних, является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.
Так согласно п. 2 Приказа обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.
Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.
В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).
Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.
Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423.
Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства: а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.
Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, по сути являются вашими добровольными визитами вежливости, за которые при этом ваша образовательная организация не имеет права вам выплачивать зарплату.
При получении распоряжения провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.
При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.
— ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания как проверка условий жизни обучающегося там нет;
— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…».
— Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017: «…Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».
Обследование жилищно-бытовых условий обучающихся 1 класса
Здравствуйте, Людмила Александровна!
Необходимо посмотреть наличие данных обязанностей в следующих документах: Устав организации, Правила внутреннего трудового распорядка, приказы руководителя, должностная инструкция.
Здравствуйте, Людмила Александровна!
«Имею ли я право, как классный руководитель 1 класса, посещать семьи учеников, с целью выяснения условий их жизни».
Да, у Вас есть такое право, но исключительно с согласия лиц проживающих в жилище. Если они будут против, посещать их жилье Вы не вправе.
Я приведу Вам содержание ст. 25 Конституции РФ:«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Действующие нормы права не содержат исключения, не предоставляют право учителям школ, классным руководителям входить в жилье своих учеником против воли лиц, там проживающих.
Нет. Обследовать жилищные условия могут уполномоченные органы такие как опека, сотрудники отдела по делам несовершеннолетних.
Педагогам такого права не предоставлено законом.
Вы прийти конечно можете к ученику домой, но юридической силы такое обследование иметь не будет.
только как доп. доказательство в случае допустим лишения родительских прав родителей ребёнка.
В данном Постановлении на которое указывает Анна есть ряд условий и ограничений.
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423(ред. от 10.02.2014)«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил,руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.
то есть мало того, что такое обследование возможно образовательным учреждением если не хватает возможностей у опеки, так еще и в определённых случаях и не просто так. А для выявления детей которые нуждаются в опеке.
Плюс еще и должны быть полномочия от опеки на такие действия. На практике ни разу не слышал, чтобы школа законно кого то проверяла.
Да и если Вам просто дверь не откроют, ничего Вы сделать не сможете.
Имею ли я право, как классный руководитель 1 класса, посещать семьи учеников, с целью выяснения условий их жизни. Администрация требует выявлять все — пахнет ли пирогами, или родители ругаются в пьяном угаре.
Да, имеете, но не как проверяющая, а как гость, как классный руководитель для знакомства и только с согласия проживающих в данной квартире иначе могут быть неприятности.
Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища[Уголовный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 139]
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Имею ли я право, как классный руководитель 1 класса, посещать семьи учеников, с целью выяснения условий их жизни. Администрация требует выявлять все — пахнет ли пирогами, или родители ругаются в пьяном угаре.
У нас есть принципе неприкосновенности жилища. Поэтому если собственник жилого помещения имеет полное право не пускать классного руководителя к себе домой.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Только с согласия собственников жилого помещения. Без согласия нельзя.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Не могу согласиться в части:
3. Обследование проводится органом опеки и
попечительства либо образовательной организацией, медицинской
организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной
организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в
установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства
по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над
ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких
несовершеннолетних граждан и их семей.
Поскольку полномочие образотельному учреждению никто не передавал, то и права такого нет.
Людмила Александровна, добрый день.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 14
сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»
, Вы действительно имеете право на обследование жилищных условий своих учеников, но не всех, а только в отношении которых есть сведения о неблагополучии в семье.
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334)
1. Настоящий Порядок определяет процедуру
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их
семей (далее — обследование).
2. Обследование осуществляется с целью
выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского
попечения над несовершеннолетним гражданином (далее — ребенок, дети) в
случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в
родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни
родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от
воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при
отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций,
медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или
аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием
родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо
препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других
случаях отсутствия родительского попечения.
3. Обследование проводится органом опеки и
попечительства либо образовательной организацией, медицинской
организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной
организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в
установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства
по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над
ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких
несовершеннолетних граждан и их семей.
4. Основанием для проведения обследования
являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по
месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения
юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее — сведения).
Весь текст можно прочитать по ссылке
Обязан классный руководитель посещать семью ученика?
Обязан классный руководитель посещать семью ученика?
Ответы на вопрос:
Практика показывает, что нередко учителей обязывают посещать школьников на дому, что вызывает возмущение как учителей, так и родителей. Учителя считают, что это не входит в их должностные обязанности, а родители ссылаются на статью 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно, и, следовательно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения.
Как правило, учителя приходят на дом к ученику в следующих случаях:
— для обучения больных детей на дому;
— для составления акта обследования жилищных условий детей из неблагополучных семей;
— для учета детей, проживающих в микрорайоне школы;
— для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете.
Правовые основания для посещения детей на дому
1. Обучение больных детей на дому организуется школой на основании заявления родителей при наличии соответствующих документов и регламентируется нормативным документом субъекта РФ.
Школой совместно с родителями (законными представителями) обучающегося формируются Учебный план, расписание занятий, график контроля, подбор кадров и оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Таким образом, в этом случае посещение ученика на дому осуществляется по воле родителей.
2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 обследование семей проводится органом опеки и попечительства. Если же у органов опеки и попечительства отсутствуют или недостаточно организационных, кадровых, технических и иных возможностей, то отдельные их полномочия могут осуществляться в том числе образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Эти полномочия осуществляются образовательными организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
Таким образом, для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, оформленное соответствующим договором. Если эти условия не соблюдены, то учителя не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства, а родители могут не допускать их в свое жилое помещение.
Обратим внимание, что в таких случаях акт обследования является не действительным.
3.Согласно п.6 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Порядок учета детей, подлежащих обучению, закрепляется нормативным актом этих органов (письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974).
Как разъяснялось ранее в письме Минобрнауки России от 21.03.2002 г. № 419/28-5, источниками сведений о численности детей, подлежащих обучению, могут служить:
— данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания ребенка;
— данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами;
— списки детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, лечебно — профилактических и других детских учреждениях;
а также списки детей, составленные в ходе проведения обходов микрорайонов школы (дворов, домов, квартир) работниками образовательных учреждений совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций.
Обратим внимание, что обходы микрорайонов школ могут осуществляться учителями совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций. Как видим, в данном случае, если учитель пришел к родителям один, они вправе не приглашать его в свое жилое помещение.
4.Согласно приказу Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 в обязанность классному руководителю вменяется «обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей», установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования). Вместе с тем, в приказе не содержится указания о том, что для этого классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся.
Таким образом, родители на вполне законных основаниях вправе не впустить классного руководителя в своё жилое помещение.