имеет ли право мотоциклист ездить между рядами
Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?
Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов. И наоборот. Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД. Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге. И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!
Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2021 году?
И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие «езда между рядами» для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна. Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения. А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.
Различие ряда и полосы по ПДД
Итак, первое, что нам нужно знать – это то, что транспортные средства включают в себя практически любые устройства, которые перевозят людей (в том числе только водителя) и/или грузы. Так устанавливают ПДД. Всю тонкость этого понимания мы и узнаем сейчас.
А теперь переходим ещё к трём другим терминам:
Тем не менее, при отсутствии раскрытия самого термина есть всё же в Правилах пункт 9.1, который указывает, что на дороге количество полос определяется либо разметкой, либо, если она отсутствует, то самими водителями с учётом габаритов того, чем они управляют, а также необходимого бокового интервала.
И, наконец, 4-й термин для нас также не особо полезен – конкретных значений бокового интервала в сантиметрах или метрах в ПДД вы не найдёте. В этом случае пункт 9.10 оперирует прецедентным значением этого параметра, предписывая, что интервал должен быть таким, который обеспечит безопасность движения. Произошло ДТП из-за бокового интервала? Значит, он был недостаточным, а 9.10 нарушен. Не произошло? Значит, всё в пределах ПДД. Всё просто!
Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами «ряд» и «полоса» для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.
Запрет движения по разметке между полос
Если на данном участке дороги есть дорожная разметка: прерывистая, сплошная либо двойная сплошная, то ехать по ней между рядами мотоциклисту нельзя. Об этом говорит пункт 9.7 ПДД.
Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.
Тонкость движения в междурядье, если разметки нет
А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.
Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем
А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.
Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.
Отобразим схематично, что можно, а что нельзя байкерам с учётом того, что мы теперь знаем о езде мотоциклистов между рядов как всей нашей темы:
Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.
Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом
Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.
Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:
Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.
И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:
где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.
Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл «между рядами», едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.
Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.
Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.
Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.
Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:
Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.
Какой штраф за междурядье в 2021 году?
Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.
Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.
Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:
Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы «мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения». Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.
Сумеречная зона: мотоциклистов заставят ездить по правилам
Мотоциклистам уже в ближайшее время могут запретить езду в междурядье. Депутат Маргарита Свергунова обратилась к начальнику ГИБДД Виктору Нилову с предложением ввести запрет на езду между двумя автомобилями, находящимися в двух соседних выделенных полосах движения. За нарушение этого требования депутат предложила ввести штраф в размере 5000 рублей.
«Машины медленно движутся в потоке, водители оценивают обстановку, но даже самый ответственный из них не застрахован от того, что с любой из сторон может стремительно возникнуть быстро движущийся мотоциклист, и водитель не успеет среагировать на него. Нам необходимы поправки в ПДД и КоАП, которые определенно запретят подобную езду байкеров», — объяснила Маргарита Свергунова.
Новые правила, по мнению депутата, позволят избежать тысяч аварий и множества пострадавших. За весь 2018 г. произошло 168 тыс. ДТП с 18 тыс. погибших. Мотоциклисты совершили 4,5 тыс. аварий, водители мопедов — еще 2 тыс. ДТП, но в среднем доля «аварийных» мотоциклистов ненамного выше доли попадающих в аварии водителей автомобилей.
«Запрета на езду в междурядье нет, как нет и разрешения. Это сумеречная зона», — объясняет главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров.
Про частоту перестроений в ПДД тоже ничего не сказано, добавляет байкер: «Много — это сколько? Два раза в минуту или три раза в час? Определения нет».
Автоюрист Сергей Смирнов подтверждает, что формально все по правилам: «Правила разрешают ехать в одном ряду хоть двумя, хоть тремя машинами, если ширина полосы это позволяет. Если мотоцикл едет в одной полосе с автомобилем, то никакого нарушения нет».
Нарушение можно зафиксировать только при перестроении через сплошную линию, за что можно оштрафовать на 500 рублей.
Запрет на движение в междурядье сделает езду на мотоциклах неудобной и даже опасной, предупреждает Владимиров: «Это в машине с кондиционером и автоматом легко двигаться в пробке. Мотоцикл тяжело держать, на нем непросто раз за разом трогаться и останавливаться. Кроме того, в экипировке очень жарко, и есть реальные случаи, когда людям в таких условиях попросту становилось плохо».
Для того чтобы ввести подобный запрет, в правилах придется прописать, что по одной полосе допускается движение только одного транспортного средства, говорит юрист Сергей Смирнов. Пока же, добавляет юрист, езду в междурядье можно подвести под понятие опасного вождения, но штрафа за это деяние все равно нет.
Невозможно привлечь к ответственности и за несоблюдение безопасного бокового интервала. «Определения безопасного интервала в правилах тоже нет. Можно считать, что безопасный — это такой, при котором транспортные средства не сталкиваются», — уточняет Сергей Смирнов.
В случае реального бокового столкновения вина, скорее всего, будет признана обоюдной, потому что ни один из участников не совершал маневра и находился в своем ряду.
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто вообще утверждает, что на самом деле мотоциклисты не ездят между рядов: «Когда у тебя два колеса, ты едешь либо справа от полосы, либо слева».
Опереться на международный опыт в этом вопросе нельзя — у разных стран различный подход к езде в междурядье. В большинстве европейских стран мотоциклисты законно ездят между рядами, те же правила действуют в Великобритании, Южной Африке и Японии. А вот в США ездить между рядами можно только в Калифорнии, в остальных штатах за это строго наказывают. Не исключено, что именно поэтому в Калифорнии происходит на 30% меньше попутных столкновений мотоциклов с автомобилями.
«Если в пробке стоять строго в ряду, это увеличивает риск наезда сзади. Для машин такая авария — ерунда, а мотоцикл это ДТП может отправить на списание, и оно будет очень опасным для водителя. Недавно инспектор мотобата именно таким образом на месяц попал в больницу», — поясняет Иван Владимиров.
Существует и вариант с регулированием поведения мотоциклистов в зависимости от скорости, напоминает в своем блоге руководитель Probok.net Александр Шумский: «В некоторых странах принято правило, что мотоциклы могут ездить в одном ряду с машинами в пробке при скорости не выше 40 км/час, а если пробки нет — езжай в одном потоке».
Пару лет назад эксперты Probok.net предлагали идею двойных стоп-линий, где мотоциклисты могли бы вставать перед автомобилями, но она реализована не была.
«В ней был смысл: на светофоре мотоциклисты собирались бы перед автомобилями и после включения зеленого могли быстро уехать по пустой дороге, никому не мешая», — объясняет Владимиров.
Однако проехать к светофору мототехника может, только используя междурядье, поэтому ввод запрета окончательно похоронит и эту идею. Отчасти решить проблему мог бы допуск мототехники на выделенные полосы, и два года назад столичные власти проводили соответствующий эксперимент. Однако его признали неудачным, что вызвало недоумение мотосообщества.
«Сказали, что якобы они мешают общественному транспорту, но я никогда не видел пробку из мотоциклов, не дающих проехать автобусу», — вспоминает Иван Владимиров.
Вместо послаблений водители мотоциклов все чаще сталкиваются с более пристрастным отношением со стороны властей. Камеры научились считывать номера мотоциклов и постоянно штрафуют их за превышение скорости, езду по автобусной полосе и поворот не из своего ряда. Кроме того, говорит Иван Владимиров, сотрудники мотобата ГИБДД обращают особое внимание на читаемость номерных знаков.
«Когда останавливают, сразу заходят сзади посмотреть на состояние номера. Если он плохо читается, выписывают штраф», — рассказывает эксперт.
С очередными нововведениями Игорь Моржаретто советует не торопиться: «Я вообще считаю, что надо пока отказаться от инициатив в плане дорожного движения, потому что все равно все это будет серьезным образом переделываться в ближайшее время. К концу года представят целый пакет обновлений, и нет смысла вносить поправки прямо сейчас».
В конце прошлого года ГИБДД объявила о вводе моратория на внесение поправок в ПДД, мотивируя это слишком большим числом уже принятых изменений.
«Мы договорились и ввели в системе ведомства некий мораторий на внесение изменений. Никакие поправки мы инициировать не будем, потому что они всех замучили и запутали», — заявил в недавнем интервью ТАСС глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин.
Информация для владельцев мотоциклов
Рекомендации по предотвращению ДТП
Оказание первой помощи при ДТП
Прежде чем приступить к оказанию помощи, необходимо оценить обстановку на предмет потенциальной угрозы наезда на участников ДТП и их ТС проезжающими автомобилями. Особенно должно насторожить расположение столкнувшихся ТС за закрытым поворотом или после горки, скрывающей место аварии от приближающихся автомобилей. В этом случае недопустимо приступать к оказанию помощи, не приняв меры к информированию приближающихся водителей об опасности.
Также невозможно приступить к оказанию помощи, если столкнувшиеся ТС и пострадавший находятся на проезжей части дороги с плотным движением. Вероятность того, что невнимательный водитель совершит наезд на ТС, расположенные на проезжей части дороги, очень велика! Даже знак аварийной остановки в таких случаях часто незаметен и может оказаться под колесами проезжающих автомобилей через несколько минут после установки.
ПРИМИТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ, ВПЛОТЬ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА.
Если необходимо, найдите добровольца среди проезжающих автомобилистов, попросите его предупреждать всех приближающихся водителей об опасности доступным ему способом.
Если ДТП произошло на неосвещенной ночной дороге, других транспортных средств поблизости нет, знак аварийной остановки взять негде, единственный способ привлечь внимание приближающихся водителей –- выставить свой мотоцикл с включенными габаритными огнями и сигналом аварийной остановки так, чтобы фара освещала место ДТП. Если есть опасения, что аккумулятор быстро разрядится, заведите двигатель, обезопасив мотоцикл от угона, например, надетым замком на колесо. Помните, что, направив фару головного света навстречу приближающимся ТС, вы рискуете ослепить водителя и дезориентировать его относительно его положения на дороге.
Еще один фактор опасности исходит от самих поврежденных транспортных средств. Форма и расположение топливного бака и патрубков с горюче-смазочными жидкостями на мотоцикле часто ведет к повреждению при ДТП и их разливу. Как ни странно, далеко не для всех очевидно, что стоять в лужах горюче-смазочных жидкостей, вытекших из разбитого мотоцикла, и уж тем более курить рядом с ними, бросать зажженные спички – смертельно опасно.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ. Более подробно об оказании первой помощи вы всегда можете узнать на специализированных курсах первой помощи.
В случае, если пострадавший находится без сознания, необходимо внимательно следить, чтобы у него не произошло западение языка или захлебывание рвотными массами.
В подтверждение этой аксиомы хочется привести большое количество примеров, когда попытка добровольных помощников вправить имеющийся, по их мнению, вывих приводила к тому, что имеющаяся на самом деле маленькая трещина в кости после такой попытки становилась сложным переломом со смещением и разорванными связками. А пострадавший до конца жизни уже не смог нормально передвигаться.
ВЫЯСНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСТРАДАВШЕГО.
При отправке в больницу необходимо постараться выяснить личность пострадавшего и его контактные данные. Если есть такая возможность, лучше отправить с пострадавшим сопровождающего.
Рекомендации по экипировке
К сожалению, обычно мотосезон связан с повышенной аварийностью, обусловленной тем, что водители отвыкли видеть мотоциклистов на дороге, а мотоциклисты так рады возможности снова сесть на мотоцикл, что зачастую забывают об элементарных мерах безопасности.
1. ЦВЕТ КАК СПОСОБ ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ
Чем ярче элементы вашей защиты, тем заметнее
вы в любое время суток и в любых погодных условиях.
2. ШЛЕМ
Шумоизоляция:
напрямую влияет на то, как сильно ваша нервная система утомляется во время поездок. Рев мотора или выпуска утомляет пилота, а утомленный пилот медленно реагирует на дорожную ситуацию. Во время гонок гонщики затыкают уши именно по причине снижения нагрузки на ЦНС. То же самое мы рекомендуем делать и в городе.
3. ЗАЩИТА СПИНЫ
В случае повреждений большинство костей, составляющих скелет, заживают. Руки, ноги, бедра, запястья, пальцы легко срастаются. Однако позвоночник не так эластичен. До того дня, когда медицина сможет восстанавливать разорванный спинной мозг, защищать позвоночник необходимо особенно тщательно.
Защиту спины начните с шейного отдела. Затем обратите внимание на дополнительную защиту по усилению жесткости спины. Именно жесткость тут ключевое слово. Не надейтесь на мягкую защиту, выбирайте защиту из твердых материалов. Кроме того, защита не должна прогибаться в сторону, противоположную естественному сгибу позвоночника.
Это участок, располагающийся от верхней части спины чуть ниже грудной клетки. Именно здесь требуется дополнительная защита.
Защита для спины может быть встроена непосредственно в мотокуртку, также защищать спину может моторюкзак.
4. КОМБИНЕЗОН/КУРТКА
Являются немаловажным элементом защиты.
Основной недостаток цельной конструкции в трудности ее снятия и надевания.
5. МОТОШТАНЫ
6. ПЕРЧАТКИ
Перчатки сильно отличаются по качеству используемой кожи и ниток, а также наличием вставки, удерживающей кисть от залома, и пришитого к безымянному пальцу мизинца. ПРИ ПАДЕНИИ ПОЧТИ ВСЕГДА ВЫСТАВЛЯЮТ РУКИ, ЧТО ПРИВОДИТ К ЗАЛОМУ КИСТИ И, В БОЛЕЕ РЕДКИХ СЛУЧАЯХ, ПОВРЕЖДЕНИЮ МИЗИНЦА.
7. БОТИНКИ ДЛЯ ЕЗДЫ НА МОТОЦИКЛЕ
При выборе ботинок основной упор следует делать на то, чтобы ботинки препятствовали залому стопы на бок. ТО ЕСТЬ ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОДВОРАЧИВАТЬ НОГУ В БОТИНКАХ.
А также стоит обратить внимание на высоту голенища ботинка, высокие ботинки надежнее защищают ноги от травм.
8. ДОЖДЕВИК
Качественный мотодождевик сможет надежно защитить вашу мотоэкипировку от грязи и влаги. Мотодождевиками пользуются как водители мотоциклов, так и водители квадроциклов и скутеров.
Мотодождевики бывают разных видов: слитные комбинезоны и раздельные комплекты дождевых брюк и дождевых курток, не стоит забывать про мотобахилы на ноги и дождевые перчатки.
Мотодождевик производится с расчетом, что будет одеваться на экипировку. Поэтому выбирать следует на один размер больше, это позволит избежать парусности на высоких скоростях и повреждения дождевика, а также не будет излишне стеснять движения пилота. Яркая расцветка и светоотражатели дождевиков призваны обеспечить безопасность в ночное время и в непогоду на дороге.