имеет ли право охранник переписывать паспортные данные
Право охранника требовать предъявить паспорт
Такое право у охранника на объекте (например, при входе в школу) есть. Согласно ст. 12.1 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранники имеют право при осуществлении своей деятельности пропускать на охраняемый объект лишь тех лиц, которые предъявили соответствующие документы.
В первую очередь, здесь речь идёт об удостоверениях, пропусках, личных карточках и т. п. Однако та же статья указывает, что охранник на объекте должен действовать в соответствии с должностной инструкцией и другими внутренними нормативными документами, установленными для конкретной охранной службы и конкретного объекта – до тех пор, пока эти акты не противоречат закону. Правило, согласно которому, на объект пропускаются только люди по заранее утверждённому списку, либо ведётся учёт всех входящих, нормы закона не нарушает.
Просто потребовать предъявить документы охранник имеет полное право – хотя бы для того, чтобы удостовериться, кто перед ним и входит ли это лицо в список тех, кто вправе входить на охраняемый объект. Однако для этого в правилах режима на объекте должно быть прямо указано, что доступ осуществляется по удостоверению личности.
Можно ли записывать паспортные данные и снимать ксерокопии?
В России действует ФЗ «О персональных данных». Он в п. 1 ст. 3 указывает, что такими данными является та информация, которая относится к определяемому лицу прямо или косвенно. Следовательно, содержащиеся в паспорте данные (имя, фамилия, дата рождения и т. д.) могут считаться персональными, и их обработка должна вестись в соответствии с требованиями этого ФЗ. Он же в ст. 6 прямо предусматривает ряд условий, к которым, в частности, относятся следующие:
Таким образом, обработка информации со стороны охранной службы не будет соответствовать требованиям законодательства.
Имею ли я право переписывать паспортные данные посетителей прокуратуры?
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.Например, работодатель обрабатывает персональные данные работников, состоящих с ним в трудовых отношениях, а также лиц, состоящих с ним в гражданско-правовых отношениях.
Если запись персональных данных, как основание, является обязательным для пропуска посетителя и это закреплено в положении о пропускном режиме прокуратуры, то соответственно Вы обязаны соблюдать данное положение, исходя из требований договора с ЧООП. При этом Ваша организация выступает обладателем и обработчиком персональных данных.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного закона оператор — это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Соответственно, если от Вас требует работодатель фиксировать паспортные данные посетителей, то ЧООП целиком несет ответственность за их обработку.
Требование охранника предъявить паспорт: право или нарушение?
sellingpix / Depositphotos.com |
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.
Паспортные данные – персональные или нет?
Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).
Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).
Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:
Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.
Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.
Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?
Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».
Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?
В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:
Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия «персональные данные» и «обработка персональных данных», при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).
Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.
Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:
Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).
Судебная практика
Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.
Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.
Защита персональных данных
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.
В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.
Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.
Имеет ли право охранник на КПП записывать паспортные данные в журнал посещения посетителей?
Ответ:
Снятие копий и записывание паспортных данных без письменного согласия является нарушением. Рассмотрим далее указанный вопрос более подробно.
Обоснование:
Кто вправе проверять паспорт:
Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:
— полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; далее – Закон № 3-ФЗ);
— войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; далее – закон № 226-ФЗ);
— нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
— органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»);
— судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007?г. №?229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
— федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ » О военном положении «) и т.п.
Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.
В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) ( ст. 12.1 Закона № 2487-I ). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 » Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».
Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет:
В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:
— снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
— запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.
Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) ( ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ ).
Юрист объяснила, имеют ли охранники ТЦ право на проверку паспортов
Юрист объяснила, имеют ли охранники ТЦ право на проверку паспортов
По ее мнению, отраженная в указе формулировка «документ, удостоверяющий личность», не совсем корректна.
«Дело в том, что после считывания QR-код дает ссылку на первые и последние цифры серии и номера паспорта, а также на инициалы человека. Соответственно, чтобы убедиться, что конкретный код действительно принадлежит конкретному человеку, необходимо проверить его паспорт», — объяснила юрист.
«Поэтому логичнее было бы написать в указе, что допуск осуществляется по QR-кодам и паспортам, а не по „документам, удостоверяющим личность“», — говорит Федотова.
В понятие «документа, удостоверяющего личность» входит широкий перечень различных документов, но проверить серию и номер паспорта, а следовательно и QR-код, по ним невозможно, подчеркивает юрист.
— У нас в области сейчас действует режим повышенной готовности. Следовательно, указы губернатора имеют приоритетную силу на этот счет. Поэтому охранники в ТЦ не просто вправе — они обязаны проверять у горожан документы.
В противном случае собственник ТЦ будет оштрафован на нехилую сумму. Так что говорить, что полномочия по проверке документов есть только у полиции, по меньшей мере некорректно. Это не так. В соответствии с указом губернатора все собственники помещений, доступ в которые осуществляется по QR-кодам и документам, обязаны их проверять. Для этого не надо ставить в каждом помещении полицейского или росгвардейца, — пояснила юрист.