имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей ответ
Тест «Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»
Ольга Белоусова
Тест «Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»
Вопросы олимпиады:
1. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков
б) формирование интегративных качеств личности
в) целевые ориентиры дошкольного образования
Ответ: а
2. Когда введен ФГОС дошкольного образования?
а) 1 января 2019 года
б) 1 января 2014 года
в) 1 января 2020 года
3. Назовите этапы дошкольного детства:
Ответ: младенчество (0-1г, раннее детство(1-3л, дошкольный возраст (3-7л)
4. Кем разрабатываются и утверждаются, согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам дошкольного образования» образовательные программы ДОО?
б) самостоятельно образовательной организацией
5. Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к усло-виям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО?
6. Основная образовательная программа дошкольного образования – это:
а) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин-дивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных ха-рактеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в ви-де целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса
б) система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятель-ности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности
в) структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)
7. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации ООП ДО:
а) к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО;
б) к структуре ООП ДО и ее объему;
в) к условиям реализации ООП ДО;
г) к результатам освоения Программы.
8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:
9. В каком документе установлены и перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования?
а) трудовой договор
б) профессиональный стандарт
10. Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей?
11. Сопровождается ли освоение ООП проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?
12. Какой документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса?
Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка
13. Должны ли педагоги ДОО владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и до-статочными для реализации ФГОС дошкольного образования?
14. Являются ли ФГОС основой преемственности дошкольного и начального общего образования?
15. Какие из образовательных областей определяет ФГОС ДО?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие
16. Укажите лишний компонент в структуре Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»:
б) требования к структуре ООП ДО
в) нормативная база ФГОС ДО
г) требования к условиям реализации ООП ДО
д) требования к результатам освоения ООП ДО
17. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации ООП ДО:
а) к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО;
б) к структуре ООП ДО и ее объему
в) к условиям реализации ООП ДО
г) к результатам освоения Программы
18. Учитывают ли педагоги ДОО особенности детей с ОВЗ в своей профессиональной деятельности?
19. Целевые ориентиры – это:
а) основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
б) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ре-бенка на этапе завершения уровня ДО
в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО
20. Укажите правильный ответ:
а) РППС Организации (группы) должна быть: содержательно насыщенной, транс-формируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
б) РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности де-тей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
в) РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства Организации, Группы
г) РППС полностью должна состоять из игрушек, отвечающих требованиям экологи-ческой и санитарной безопасности
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.
Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.
Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.
Рекомендации по проведению оценки индивидуального развития детей
Пояснительная записка
Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО.
Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
В условиях ДОО оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории);
— оптимизации работы с группой детей.
Оценка индивидуального развития детей:
— поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
— учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и «индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• находится в стадии формирования;
Ведение «Индивидуальной карты развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
Индивидуальные карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Предлагаемая оценка индивидуального развития детей разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png»/>
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.png»/>
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.png»/>
Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных кружочков).
Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.png»/> Уровень сформированности
Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей ответ
1. Общие положения.
1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей разработано для МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Курской области (далее – ДОУ) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», действующим с 01.01.2014;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
1.2. Настоящее положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, назначение, цели, задачи, критерии, показатели, способы осуществления оценки индивидуального развития детей в МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Курской области.
1.3. Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежащей в основе дальнейшего планирования образовательной работы.
1.4. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждение.
1.5. Оценка индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы ДОУ по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования в ДОУ.
1.6. В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
1.7. Возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО). Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;
— оптимизации работы с группой детей.
2. Цель и задачи
2.1. Цель: изучение процесса индивидуальных достижений детьми дошкольного возраста планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников качеств, описанных в целевых ориентирах ФГОС ДО, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
— сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников по образовательным областям;
— проведение анализа изменений в развитии воспитанников;
— определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в ДОУ;
— определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника.
3. Объекты мониторинга
3.1. Объектом мониторинга являются:
— личностные качества – качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие;
— интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта);
— знания умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка.
3.2. Предметом мониторинга являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
4. Форма и процедура мониторинга.
4.1. Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг индивидуального развития ребенка проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированности знаний и умений у детей дошкольного возраста, которые и являются критериями характера реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.2. Мониторинг проводится воспитателями, работающими в данной возрастной группе, под руководством старшего воспитателя.
4.3. Методической основой является пособие «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» автор-составитель Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.
4.4. Для проведения оценки индивидуального развития детей педагогами ДОУ подбирается комплект диагностических методик, обеспечивающих:
— возможность качественной и (или) количественной оценки;
— надежность (точность) инструментария;
— валидность инструментария (полноту и адекватность проверочных заданий);
— достоверность результатов исследования.
4.5. Обязательным требованием к проведению системы оценки индивидуального развития является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.
5. Средства и методы сбора информации
5.1. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
— познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
5.2. В работе по проведению оценки индивидуального развития воспитанников
используются следующие методы:
— наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения);
— анализ продуктов деятельности;
5.3. Требования к собираемой информации:
6. Сроки и периодичность мониторинга
6.1. Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год в следующие сроки:
в начале учебного года – 3 и 4 недели сентября;
в конце учебного года – 1 и 2 недели мая.
6.2. Длительность мониторинга не может превышать двух недель в отношении высокоформализованных методов.
6.3. Отдельные методы оценки могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики индивидуальных траекторий развития детей
7. Права и обязанности.
7.1. Педагогические работники имеют право выбирать методы и формы сбора информации;
7.2. Старший воспитатель имеет право рекомендовать по итогам оценки индивидуального развития детей представление опыта работы сотрудника на МО детского сада и районном методическом объединении;
7.3. Старший воспитатель может переносить и изменять сроки оценки воспитанников;
7.4. Каждый педагогический работник, проводящий оценивание индивидуального развития детей обязан:
— тактично относится к каждому ребенку;
— ознакомить с результатами родителей;
7.5. Каждый педагогический работник несет ответственность за качество проведения процедуры (сбор, обработка, анализ, хранение результатов);
срыв сроков проведения мониторинга и оформления отчетной документации.
8. Документация.
8.1. По результатам мониторинга ответственными исполнителями заполняются оценочные листы.
8.2. Воспитатель составляет аналитическую справку по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, которая предоставляется старшему воспитателю учреждения не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга.
9. Срок действия положения
Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение «О системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО» могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим ДОУ.
Приложение. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. Регламент проведения Минобрнауки России аттестации педагогических работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, направленный письмом Минобрнауки России от 23 декабря 2014 г. N АК-4220/06
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*(1).
3. Основными задачами проведения аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.
9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.
11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) наименование должности на дату проведения аттестации;
в) дата заключения по этой должности трудового договора;
г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Информация об изменениях:
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
Информация об изменениях:
14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения (в случае их представления педагогическим работником).
15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Информация об изменениях:
23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(4) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
ГАРАНТ:
О применении настоящего раздела см. письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505
ГАРАНТ:
Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории не применяется в отношении указанных в пункте 2 приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. N 713 квалификационных категорий педагогических работников. Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 г. по 1 октября 2021 г., продлены до 31 декабря 2021 г.
Пункт 24 в части запрета на продление срока действия квалификационной категории не применяется в отношении указанных в пункте 2 приказа Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. N 193 квалификационных категорий педагогических работников. Действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 г., продлены до 31 декабря 2020 г.
24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Информация об изменениях:
26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
Информация об изменениях:
36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(6);
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Информация об изменениях:
37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(6);
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
Информация об изменениях:
*(1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст 2878; N 27 ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(3) Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171).
*(4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
*(5) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
*(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).