имеет ли право представитель полиции проверить главную кассу
Проверки ККТ: как это происходит на самом деле
На вопросы отвечает советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.
В НК РФ ничего не сказано про проверки ККТ. На основании каких законов эти проверки проводятся?
Кто имеет право приходить и проверять ККТ?
Исключение составляют только силовые структуры такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств имеют право изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых проверок либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше ни каких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.
Существует ли план проверок и где его можно посмотреть?
Как проходят проверки ККТ?
К вам в офис, магазин, торговую точку и т.д. приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут проводится визуально, это когда проверяющие просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом может проводится фото или видео съемка. Или проверяющие приобретают у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и смотрят будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар как правило возвращается продавцу, а деньги проверяющему.
Инспектор, в ходе проверки, когда уже установлен или не установлен факт нарушений, обязан предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и предъявить служебное удостоверение. Проверку проводят только сотрудники указанные в этом поручении. В ходе проверки в поручение вписывается проверяемое лицо. Это не делается заранее, т.к. проверки не запланированы. По результатам проверки составляется протокол и акт, в независимости были допущены нарушения или нет. Если нарушения установлены, с сотрудника их допустившего, берутся объяснения. Сотрудник должен собственноручно в протоколе описать по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ или также в письменном виде отказаться от дачи объяснений.
Далее в протоколе указывается дата и время, когда руководитель организации или ИП обязаны явиться на прием к начальнику налоговой инспекции, для дальнейшего разбирательства по факту нарушений. Копия протокола вручается сотруднику. Почему руководитель или ИП вызываются в инспекцию? Административный штраф, согласно КоАП, накладывается не на сотрудника, допустившего на рушение, а на руководителя или ИП. Если вы в назначенное время просто не прейдете на рассмотрение нарушений, то это будет проходить без вашего присутствия и штрафные санкции в любом случае будут применены.
Как общаться с проверяющими при проверке?
Ведите себя спокойно, факт установления нарушений, еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штрафы накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействий, будет зависеть его размер.
Сколько раз меня имеют право проверять?
Почему прислали уведомление о том, что я должен применять онлайн-кассу, если на мой вид деятельности распространяется отсрочка до 2021 года?
Можно ли избежать штрафных санкций если нарушения уже допущены?
Также если все же к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратится в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.
Вопросов очень много. Особенно часто их задают ИП, т.к. очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз просто получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции, головная боль и лишние затраты на оплату этих штрафов. Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, смотрите информацию на сайте ведомства. Чем больше информации вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно меньше штрафов начислено.
О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий
Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.
В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).
Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор). При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.
Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).
В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).
Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.
Компанию проверяет полиция: как обезопасить себя и свой бизнес от негативных последствий проверки. Часть 1
Автор: Роман Черненко партнер WiseAdvice по вопросам экономической безопасности
Компанию проверяет полиция: как обезопасить себя и свой бизнес от негативных последствий проверки. Часть 1
Автор: Роман Черненко
партнер WiseAdvice по вопросам экономической безопасности
Помимо выездных налоговых проверок и визитов представителей внебюджетных фондов в компанию может нагрянуть с проверкой полиция. Мероприятие малоприятное. Тем более, что проверяющие данной категории используют эффект неожиданности и часто являются в офис без каких-либо предварительных звонков и запросов. Более того, никто никогда не знает, придет в компанию полиция с проверкой или нет – подобная информация является строго конфиденциальной. Все это исключает возможность быть готовым к подобному визиту.
Именно эффект «свалившегося на голову снега» зачастую приводит к тому, что проверка заканчивается возбуждением уголовного дела. Это обусловлено тем, что в ходе проверки неподготовленные сотрудники компании, сами того не желая, снабжают проверяющих доказательствами наличия признаков преступлений в деятельности компании и ее руководства.
Давайте рассмотрим, в каких случаях в компанию приходит полиция, какие действия и в каких случаях может предпринять, как грамотно вести себя в ходе такой проверки, а также возможные способы оградить компанию и ее должностных лиц от возможных негативных последствий проверки.
К кому чаще всего приходит полиция?
Чаще всего полиция наведывается в компании с большим оборотом налички – торговля (особенно если есть алкоголь), АЗС. Также в зоне риска крупные компании, где нарушения достаточно легко найти из-за множества операций. Но это если рассуждать с точки зрения закона.
Если же рассматривать ситуацию «по жизни», то в целом же нельзя сказать, какая сфера деятельности наиболее опасна с точки зрения повышенного внимания полицейских. Поскольку полицейская проверка – это один из инструментов бизнес-споров, причем подготовить почву для визита совсем несложно.
Так, например, в апреле 2016 года только в одном среднестатистическом городе Московской области было как минимум два подобных визита полиции. Первый – в сеть косметических салонов, который приглянулся (с точки зрения изъятия) жене мэра города. В данном случае проверку инициировали с целью вынудить продать бизнес за бесценок (визит полиции – способ уменьшения цены).
Второй – в автомойку, совмещенную с авторемонтом, где арендатор мойки не сошелся в отдельных вопросах с хозяином помещений. И все началось с примитивного заявления об использовании краденого оборудования (все это не подтвердилось, но нервы потрепали изрядно).
Когда в компанию может прийти полиция
Оснований для полицейской проверки достаточно много. Но мы рассмотрим самые распространенные ситуации, когда полиция может оказаться на пороге офиса компании.
1. Проведение доследственной проверки
Такая проверка возможна в случае:
Случай из практики
К нашему клиенту под видом посетителей прибыли два оперативных сотрудника. В то время как один из сотрудников вел беседу с руководителем компании, второй убедил одного из работников передать ему документы, содержащие конфиденциальную информацию. После получения необходимой информации оба сотрудника ушли. При обращении к нам клиент не знал данные о лицах, приходивших к нему, а также основания их нахождения в офисе, так как никаких документов сотрудники оперативных служб не предъявили. Данная история закончилась определенными финансовыми потерями для клиента, а также потерей деловой репутации и определенного количества нервных клеток для директора компании.
Если ранее решение вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям было возможным лишь после вступления в законную силу решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности, то сейчас для проведения следственных, а также проверочных действий достаточно любой, в том числе оперативной информации о наличии в действиях должностных лиц компании признаков состава налогового преступления.
2. В рамках выездной налоговой проверки
В настоящее более 90% всех выездных налоговых проверок проводится с участием сотрудников полиции.
3. При расследовании уже возбужденного уголовного дела
В данном случае у полиции есть полномочия проводить обыски в офисе, в доме директора, а также личные досмотры сотрудников и должностных лиц компании. При этом проверяющие обязаны предъявить уполномоченному представителю компании постановление на обыск, подписанное следователем.
Что позволено полиции в ходе проверки компании
Обратите внимание, что действия сотрудников полиции в ходе проверки не безграничны – они могут проверять только в рамках предмета проверки, указанного в постановлении о ее проведении, и производить только те действия, на которые у них есть соответствующие полномочия, описанные в постановлении.
Осмотр или обследование помещений проводится в рамках доследственной проверки. При обследовании полиция имеет право осматривать только те вещи, которые лежат на поверхностях – на столах, тумбочках, полках шкафов. Открывать кабинеты, сейфы или выдвигать ящики столов проверяющие самостоятельно не имеют права, однако вправе требовать это сделать кого-нибудь из числа работников проверяемой компании (но они в свою очередь не обязаны выполнять данное требование, если считают его незаконным). Кроме того, в ходе обследования работники компании могут общаться, свободно передвигаться по офису и даже покинуть его, и полицейские не вправе их в этом ограничить.
Если в ходе осмотра проверяющие просят открыть сейф, то исполнять это требование не обязательно, пусть даже полиция угрожает его изъятием. Полицейским можно сообщить, что действия полицейских в ходе изъятия будут зафиксированы и затем обжалованы как незаконные.
Обыск возможен исключительно в рамках расследования уже возбужденного уголовного дела. При обыске полицейские имеют право вскрывать и обыскивать любые помещения, включая кабинет руководителя и главного бухгалтера компании, а также сейфы, закрытые на ключ шкафы, ящики стола и т. д., если владелец отказывается открыть их добровольно.
В отличие от осмотра, при обыске сотрудники полиции вправе запретить всем присутствующим покидать помещение, переговариваться друг с другом и общаться по телефону до окончания следственных действий.
Лучше не препятствовать полиции, так как это может служить основанием для привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности!
Обыск и осмотр помещений – только с двумя понятыми!
Для проведения обыска или осмотра помещения в обязательном порядке должны присутствовать двое понятых. Полицейские либо приводят их с собой, либо просят выступить в их роли кого-то из присутствующих. В том, что понятыми будут сотрудники проверяемой компании, есть свои плюсы – при свидетелях полиция вряд ли будет предпринимать какие-либо незаконные действия.
В ходе обыска также возможен и личный досмотр работников компании. В зону интересов полицейских попадут личные компьютеры, флешки, планшеты, смартфоны, телефоны, записные книжки и другие предметы, содержащие информацию. И если один из вышеназванных предметов окажется на рабочем месте либо в личных вещах, то «улику» могут изъять с формулировкой «содержит информацию, относящуюся к расследуемому уголовному делу».
В ходе оперативно-розыскных мероприятий при доследственной проверке обыск сотрудников, досмотр их личных вещей – сумок, портфелей, столов и др. – не допустим, как и изъятие этих предметов, за исключением случаев совершения сотрудником компании административного правонарушения или преступления.
При проведении обследования помещений полицейские имеют право изъять документы и предметы, в том числе электронные носители информации. Однако изыматься могут только документы и предметы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования. Изъятие документов производится только по описи, подписанной обеими сторонами.
Важно понимать, что на стадии доследственной проверки (т.е. до возбуждения уголовного дела) опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится только с согласия участвующего в нем лица, то есть опрашиваемого. Сотрудники полиции вправе задавать вопросы, но у представителя компании отсутствует обязанность на них отвечать, если он не желает этого делать. Поэтому на данном этапе общение с представителями полиции желательно свести к минимуму.
Во всех случаях проверяющие желают провести опрос представителей бухгалтерской службы компании. Помимо главбуха опрашивают рядовых сотрудников бухгалтерии, которые отвечают за тот или иной участок. Опасность в том, что самого наемного бухгалтера к уголовной ответственности не привлекают – его заставляют дать показания на генерального директора и отпускают.
Движимые чувством страха за то, что «могут привлечь за сговор», главбухи чаще всего сотрудничают с полицией и максимально откровенно и подробно рассказывают обо всех сделках и тем самым вредят компании и своему руководству. Когда же бухгалтерия компании вынесена на аутсорсинг, то риск сообщить проверяющим лишнюю информацию исключен.
Опрос вне рамок уголовного дела недостаточно четко урегулирован законом, а это дает полицейским некоторую свободу в выборе времени, места, условий и способа проведения таких «бесед». И полицейские часто этим пользуются: ведут долгие изматывающие беседы, вводят в заблуждение, используют угрозы и т.д.
Как грамотно вести себя в ходе опроса и защититься от уловок сотрудников полиции, мы расскажем в одной из ближайших публикаций.
Проверка полицией: на заметку предпринимателю
При наличии данных о различного рода правонарушениях в сфере финансовой, предпринимательской, хозяйственной или торговой деятельности, а также сведений о нарушении действующего законодательства органам полиции предоставляются право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.
Такая проверка полицией должна проводиться в присутствии двух понятых и представителя организации, в которой проводится проверка. Копии постановления вручаются представителям и понятым, также им вручаются копии описей и протоколов, составленных в результате проверки.
При отсутствии понятых и представителей проверяемой организации проверка производится при участии органов местного самоуправления или представителей исполнительной власти, производится осмотр складских, производственных, торговых и других служебным помещений, а также мест хранения или использования имущества организации.
Проверка полицией: что они могут сделать?
Представители органов полиции также имеют право на осмотр средств транспорта, который должен проводиться в присутствии владельца транспортного средства и двух понятых. Следует учесть, что в неотложных случаях досмотр может производиться и в отсутствии владельца транспортного средства.
Сотрудники полиции имеют право ознакомиться и изучить документы граждан и организаций на денежные средства и материальные ценности, а также могут временно изъять их, но в этом случае обязательно составление описи документов и протокола. Изъятие производится, если имеются основания полагать, что документы могут быть изменены либо подменены, сокрыты или уничтожены. Органы полиции могут изымать документы на срок, не превышающий семь суток, а в случае, если изъятие приводит к приостановке деятельности проверяемой организации, документы могут быть изъяты на срок не более двух суток.
Также полномочия сотрудников полиции позволяют им требовать проведения ревизий и проверок хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации, производить изъятие образцов продукции или сырья, из которого она изготавливается, а также опечатывать различные помещения, места хранения документов, кассы и т.п. Также как и в случае с изъятием документов опечатывать помещения можно на срок не более семи дней или сорока восьми часов, если это приводит к приостановке деятельности организации.
Следует помнить, что органы внутренних дел имеют право проверить вашу организацию или вас, если имеются данные а правонарушениях с вашей стороны, либо если правонарушение, например, невыдача чека, была замечена сотрудником милиции лично.
Данные о правонарушениях должны быть официальными, ни в коем случае не анонимными. Они обязательно должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части Районного Управления Внутренних дел, а письма и заявления регистрируются в журнале секретариата. На основании зарегистрированных данных о правонарушениях сотрудникам органов внутренних дел дается право на проверку полицией конкретной организации, с обязательным указанием мотивов, которые привели к проверке. Следует подчеркнуть, что направление дается на проверку именно конкретной организации, если направление отсутствует, то составленные во время проверки протоколы не имеют юридической силы.
Если же сотрудник полиции лично зафиксировал правонарушение, он обязан принять меры к его устранению. В этом случае направление не требуется.
Сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, принимать меры, допустимые законом, такие как, например, административное задержание.
Полиция имеет право проверять такие документы, как удостоверение личности (паспорт), лицензии, свидетельство о регистрации деятельности предпринимателя, правоустанавливающие документы (патенты и пр.), кассовый журнал, сертификаты, накладные и тому подобную документацию.
Сотрудники внутренних органов, проверяющие наличие документов, не имеют право давать им правовую оценку. Они обязаны по выявленным нарушениям составить акты и передать их в соответствующие органы (например, Госсанэпиднадзор или налоговая инспекция), которые уполномочены к принятию мер по данным правонарушениям. Например, проверка наличия у предпринимателей санитарных книжек не входит в полномочия сотрудников милиции, такое право предоставляется, согласно действующему законодательству, только сотрудникам Госсанэпиднадзора.
Полиция может изъять документацию на денежные средства, материальные ценности, финансовые и кредитные операции. Такое право предоставляется им только в тех случаях, когда объектом правонарушения является сама документация. Из этого следует, что сотрудники полиции не имеют права изымать лицензии, регистрационные свидетельства, гигиенические заключение на сырье или товар, сертификаты соответствия и т.п.
Также сотрудники полиции имеют право наложить на должностное лицо административное взыскание (штраф) за продажу товара без соответствующих документов или без применения ККМ (контрольно-кассовой машины), и незаконную торговлю товарами, реализация которых ограничена, либо запрещена. За такие правонарушения можно получить штраф от трех до четырех тысяч рублей.
Как можно заметить, сотрудники полиции обладают довольно обширными полномочиями.
При возникновении ситуации с проверкой органами полиции, старайтесь соблюдать несколько правил: