имеет ли право прокуратура проводить проверку по анонимной жалобе

Прокурор разъясняет

Одним из основных полномочий органов прокуратуры Российской Федерации является проведение прокурорской проверки.

Проведение проверочных мероприятий органами прокуратуры регламентировано ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также внутриведомственными правовыми актами.

Прокурорская проверка — совокупность проводимых прокурорами с учётом предусмотренной компетенции в отношении поднадзорных им органов и должностных лиц мероприятий, имеющих целью оценку деятельности этих органов и лиц на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ.

Прокурорская проверка является средством выявления: нарушений закона; обстоятельств, которые способствуют нарушению закона; лиц, виновных в совершении нарушений.

Основные требования к организации прокурорской проверки:

Кроме того, обоснованность складывается из трёх составляющих: повод, основание, условие.

Поводом являются: обращения, заявления, жалобы граждан; сообщения средств массовой информации; задания, поручения вышестоящей прокуратуры; результаты аналитической работы; поручения непосредственного прокурора; материалы процессуальных проверок уголовных и гражданских дел.

Основаниями для проведения прокурорской проверки являются сведения о фактах нарушения законов, а также сведения о возможном нарушении закона.

Под условием понимается: территориальность – проведение проверочных мероприятий органом прокуратуры, на территории которого находится поднадзорный субъект; подведомственность – относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении вопросов к ведению органов прокуратуры.

(подготовлено помощником прокурора Октябрьского района Чикуровым Н.Н.)

Прокуратура
Пермского края

Прокуратура Пермского края

7 апреля 2021, 16:08

Прокурорская проверка как средство выявления нарушений закона

Одним из основных полномочий органов прокуратуры Российской Федерации является проведение прокурорской проверки.

Проведение проверочных мероприятий органами прокуратуры регламентировано ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также внутриведомственными правовыми актами.

Прокурорская проверка — совокупность проводимых прокурорами с учётом предусмотренной компетенции в отношении поднадзорных им органов и должностных лиц мероприятий, имеющих целью оценку деятельности этих органов и лиц на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ.

Прокурорская проверка является средством выявления: нарушений закона; обстоятельств, которые способствуют нарушению закона; лиц, виновных в совершении нарушений.

Основные требования к организации прокурорской проверки:

Кроме того, обоснованность складывается из трёх составляющих: повод, основание, условие.

Поводом являются: обращения, заявления, жалобы граждан; сообщения средств массовой информации; задания, поручения вышестоящей прокуратуры; результаты аналитической работы; поручения непосредственного прокурора; материалы процессуальных проверок уголовных и гражданских дел.

Основаниями для проведения прокурорской проверки являются сведения о фактах нарушения законов, а также сведения о возможном нарушении закона.

Под условием понимается: территориальность – проведение проверочных мероприятий органом прокуратуры, на территории которого находится поднадзорный субъект; подведомственность – относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении вопросов к ведению органов прокуратуры.

(подготовлено помощником прокурора Октябрьского района Чикуровым Н.Н.)

Источник

Прокурорские проверки ограничили

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Источник

Прокурор разъясняет

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Во исполнение указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве.

28 января 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина;

адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69 Инструкции).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией.

Таким образом, независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

17 апреля 2018, 16:41

Порядок рассмотрения анонимных обращений граждан правоохранительными органами

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Во исполнение указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве.

28 января 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина;

адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69 Инструкции).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией.

Таким образом, независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

Источник

Как рассматриваются анонимные обращения граждан в МВД и прокуратуру

имеет ли право прокуратура проводить проверку по анонимной жалобе

Согласно ч. 1 ст. 10 федерального закона «О прокуратуре РФ», в компетенцию органов прокуратуры входит рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях законодательства РФ. В прокуратуру следует обращаться в том случае, когда ваши права нарушают представители закона или органы власти. Прокуратура рассмотрит обращение самостоятельно и примет меры, а в случае необходимости перенаправит обращение в уполномоченное ведомство.

Многих граждан, чьи права нарушаются, волнует ответ на один вопрос – можно ли подать жалобу анонимно или такое обращение рассматривать не будут?

Основаниями для обращения в прокуратуру могут стать нарушения трудового законодательства, бездействие судебных приставов, неправомерный отказ в выплате социальных пособий или коррупционные действия должностных лиц – представителей государственных органов.

Можно ли подать жалобу анонимно

Анонимная жалоба – это обращение, в котором нет сведений о его составителе, подавать анонимные обращения в прокуратуру не рекомендуется. В соответствии с п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, обращение гражданина обязательно должно содержать его Ф.И.О., а также электронный или почтовый адрес, на который прокуратура сможет направить ответ о результатах рассмотрения.

Отправить анонимную электронную жалобу не получится, автоматизированная система не станет загружать заявление, которое заполнено не полностью.

Тем не менее в законе не установлено запрета на подачу жалоб, в которых отсутствуют сведения о заявителе. В приказе Генпрокуратуры говорится, что такие обращения прикладываются к надзорному производству или к соответствующему делу.

Способы подачи жалобы

• Лично, посетив районную, областную или Генеральную прокуратуру. Документ следует составить в двух экземплярах, один оставить в прокуратуре, а второй с отметкой о получении и датой принятия сохранить у себя.

• Отправить обращение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Анонимные обращения, направленные в прокуратуру, приобщаются к надзорному (наблюдательному) производству, при этом автор жалобы уже не узнает о том, был ли дан ход его документу и к какому результату он приведет.

Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов. Наблюдательные производства заводятся по гражданским и арбитражным делам.

Если в обращении, направленном в прокуратуру, содержатся сведения о преступлении, о его подготовке или о лице, которое его совершило или планирует совершить, то такие обращения граждан переадресовываются ведомственному государственному органу в рамках его компетенции. В этом случае отправитель жалобы не получит ответ на свое обращение (п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России № 45).

Анонимное обращение в МВД

Органы МВД обязаны рассмотреть поступающие в их адрес обращения о готовящихся или совершенных преступлениях.

Структура обращения установлена п. 21 приказа МВД России от 12 сентября 2013 года № 707, в нем имеется указание о том, что обращение обязательно должно содержать Ф.И.О., адрес и личную подпись, это значит, что анонимка вообще не будет рассмотрена.

Обращаться в МВД нужно в случае, если вы хотите сообщить о преступлении, если коротко, то вы можете подать заявление в полицию о краже, о мошенничестве, об убийстве, о нанесении телесных повреждений и прочее.

Подать жалобу в МВД анонимно нельзя, согласно п. 26 приказа МВД России № 707, наличие в ней Ф.И.О., а также адреса заявителя является обязательным условием для принятия ее к рассмотрению.

Обратиться в МВД с каким-либо обращением, в том числе жалобой, можно любым из следующих способов, предусмотренных пунктом 27 приказа № 707:

• лично посетив отделение полиции,

• через почтовый ящик, установленный в дежурной части отделения МВД.

Как было указано выше, анонимное обращение в полицию не рассматривается ни при каких условиях, поэтому если вам нужна помощь сотрудников МВД, то свою личность раскрыть все-таки придется.

Источник

Рассматривает ли прокуратура анонимки?

имеет ли право прокуратура проводить проверку по анонимной жалобе

В обществе бытует стереотип о том, что анонимные заявления в правоохранительных органах никто не регистрирует и их сразу же выбрасывают в корзину.

На самом деле, это не так и анонимные жалобы весьма часто находят своего читателя.

Что считается анонимкой?

Анонимным заявлением, жалобой, просьбой и т.п. считается такое обращение, в котором не указан его автор.

При этом, если в обращении указаны хотя бы какие-то сведения, позволяющие выяснить его автора, то оно уже не считается анонимным: например, гражданин указал свои ф.и.о. и электронную почту, но забыл указать адрес и телефон

А в следующей главе мы будем развенчивать широко распространенный стереотип о том, что анонимные заявления в прокуратуру вообще не рассматриваются. Оставайтесь с нами!

Как рассматриваются анонимные обращения граждан в прокуратуре?

Внимательнейшее изучение сего документа дает нам основания сделать вывод о том, что каких-либо категоричных запретов на рассмотрение анонимных обращений в этой инструкции не содержится, а есть лишь упоминание о том, что на обращения без указания их авторства не дается ответ. Аналогичная норма есть и в Законе РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

имеет ли право прокуратура проводить проверку по анонимной жалобе

Кстати, в этом прокуратура заметно отличается от многих других ведомств, которые в аналогичных инструкциях прописали для себя право вообще не рассматривать анонимки.

Однако, следует признать, что значительная часть поступающих в прокуратуру анонимок просто пересылается в соответствующие ведомства согласно их компетенции.

На практике, анонимные обращения в прокуратуру на работодателя часто поступают через Интернет и их тоже регистрируют.

Какие анонимки будут проверять в любом случае?

Единственное отличие от обычного заявления в этом случае будет состоять в том, что по такому обращению не дается ответ заявителю.

Остались вопросы? Задавайте их прямо сейчас. Онлайн-юрист нашего сайта принимает заявки на консультацию круглосуточно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *