имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Конфиденциальность в психотерапии

Как сохранить в тайне все, что происходит на психотерапии? Может ли психолог сообщить родственникам или работодателю, что вы с ним обсуждали? Сегодняшняя тема — конфиденциальность в психотерапии.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Почему это важно?

В работе с психологом очень важно чувствовать себя в безопасности, а конфиденциальность — важная составляющая этого вопроса. Профессионалы очень серьезно к этому относятся. На хороших обучающих программах этому посвящено много времени. То, что происходит в стенах кабинета психолога, должно там остаться — в том числе факт самих встреч с психологом. Какие у вас права и как обезопасить себя?

Кто носитель конфиденциальности?

Именно клиент решает, оставлять факт работы с психологом конфиденциальным или нет.

Например, вы встретились со своим психологов в публичном месте, в окружении других знакомых лиц. Вы можете подойти к психологу, поздороваться и тем самым раскрыть факт вашей терапии. Психолог же такое сделать не может. То есть, если вы к нему не подойдете, он будет делать вид, что не знает вас.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Это оформляется документально?

Как я мы писали раньше, важным показателем профессионализма будет, если специалист предложит вам подписать информированное согласие. В нем будет в том числе указана политика конфиденциальности.

Да, в России нет закона о психологической помощи и нет лицензирования, но есть специалисты, которые придерживаются международных правил — и это обычно хороший знак. В этом очень много уважения к клиенту.

Если вы не подписывали информированное согласие, но опасаетесь разглашения информации, попросите психолога подписать с вами отдельное соглашение о конфиденциальности.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Есть ситуации, когда психолог может нарушить соглашение?

Если меня все равно что-то беспокоит про конфиденциальность?

Обязательно поговорите об этом с вашим психологом. Он обязан отвечать вам на все вопросы о конфиденциальности и давать необходимые разъяснения.

Источник

Правила работы с конфиденциальной информацией об учащемся: за что отвечает педагог-психолог

Правила работы с конфиденциальной информацией об учащемся: за что отвечает педагог-психолог

Александр Вавилов
ст. научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики»

Психолог имеет дело с конфиденциальной информацией. Ее разглашать нельзя. В противном случае педагог-психолог несет юридическую ответственность. Какую именно? В статье найдете ответ на вопрос и узнаете, какую информацию охраняют законы РФ, каковы требования к работе с конфиденциальной информацией в школе.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Педагогу-психологу нужно знать требования к работе с конфиденциальной информацией учащихся. Потому что если он их нарушит, то может быть привлечен к нескольким видам юридической ответственности: к административной, дисциплинарной, материальной, уголовной.

Виды информации, которую охраняют законы РФ

Нормы федерального законодательства при работе с информацией о гражданах и их семьях основаны на Конституции РФ: «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).

Разные виды сведений подлежат правовой охране и защите, составляют ту или иную тайну, но непосредственное отношение к работе педагога-психолога имеют сведения:

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188

· о личной и семейной жизни, которые педагог-психолог получил, чтобы выполнить трудовые обязанности;

· персональные данные об учащихся и членах их семей;

· информация о психическом состоянии учащихся и членов их семей.

К персональным данным относится любая информация, на основании которой можно понять, о каком человеке идет речь: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, дата рождения, место регистрации, место жительства (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Закон № 152‑ФЗ)).

Что такое врачебная тайна

Педагога-психолога в некоторых аспектах его работы можно сравнить с врачом, хотя «юридическая тайна» непосредственно к педагогу-психологу неприменима (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ)). Для характеристики работы педагога-психолога правильно использовать термин «профессиональная тайна». Законы, которые устанавливают меры ответственности за разглашение конфиденциальной информации, оперируют общими понятиями (личная и семейная тайна), поэтому аналогия профессиональной тайны педагога-психолога и врачебной тайны медицинского работника уместна.

Педагог-психолог учитывает в своей работе правовой режим, который установлен для врачебной тайны, поскольку в настоящее время нет специального федерального закона о психологической помощи.

Врачебная тайна — сведения о пациенте, которые врач получил в связи с оказанием медицинских услуг: факт обращения за помощью, диагноз, состояние здоровья. А также в результате общения с пациентом, если она относится к личной и семейной тайне.

Обладатель права на врачебную тайну — гражданин (или его законный представитель), но не организация и не медицинский работник. Лицами, которые обязаны сохранять врачебную тайну, становятся медицинские работники, а также любые другие лица, которые работают в организации. Организация при этом обязана установить для своих работников режим, который исключает разглашение врачебной тайны. Гражданину (его законному представителю) организация гарантирует конфиденциальность передаваемых им данных.

За разглашение врачебной (медицинской) тайны предусмотрена уголовная ответственность.

Каковы требования к работе с конфиденциальной информацией

Правила работы с информацией конфиденциального характера определены федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах школы. Образовательные организации (ОО) должны иметь такие локальные акты, а педагоги-психологи — быть ознакомлены с ними под подпись.

Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Школа не может требовать от гражданина (физического лица) предоставить информацию о его частной жизни, в том числе информацию, которая составляет личную или семейную тайну, и не имеет права получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).

Как собирать, хранить и уничтожать персональные данные, устанавливает Закон № 152-ФЗ, обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными с помощью средств автоматизации или без них: собирать, записывать, систематизировать, накапливать, хранить, обновлять, изменять, извлекать, использовать, передавать (распространять, предоставлять доступ), обезличивать, блокировать, удалять, уничтожать.

Педагогу-психологу важно знать, как обезличивать персональные данные. Обезличивать персональные данные необходимо, чтобы невозможно было определить принадлежность персональных данных конкретному школьнику, учителю, родителю. Условие обязательно применять, если персональные данные используются для статистических и научных целей
(ч. 1 п. 9 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

В особую категорию законодательство выделяет данные, которые касаются расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

Обрабатывать персональные данные допустимо, когда от их обладателя (его законного представителя) получено согласие (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Не требуется согласия от субъекта персональных данных (его законных представителей) в случае, если данные общедоступны, т. е. размещены в справочниках, адресных книгах.

Допустимо предоставлять сведения, которые составляют врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя), если помощь оказывается несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, чтобы информировать его родителей или законных представителей. А также если есть основания, которые позволяют полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ч. 4 ст. 13 Закон № 323-ФЗ).

Уголовная ответственность

Меры уголовной ответственности устанавливает Уголовный кодекс РФ (УК РФ). Уголовная ответственность наступит, если педагог-психолог нарушил неприкосновенность частной жизни и незаконно собрал и распространил сведения о частной жизни лица, которые составляют его личную или семейную тайну, без согласия этого лица, либо если такие сведения распространены публично: в публичном выступлении, СМИ или в «публично демонстрирующемся произведении», и его вину доказал суд (ст. 137 УК РФ).

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица признается преступлением только в том случае, если сторона обвинения докажет в действиях обвиняемого наличие прямого умысла, т. е. докажет, что обвиняемый:

1) осознавал, что он действует незаконно и нарушает неприкосновенность частной жизни;

2) предвидел возможный вред правам и интересам потерпевшего;

3) желал причинить вред.

Если суд признал педагога-психолога виновным, он назначает наказание (таблица).

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности педагога-психолога может привлечь руководитель ОО за нарушение правил работы с информацией, которые предусмотрены также локальными нормативными актами ОО. Дисциплинарную ответственность регламентирует Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Разглашение персональных данных обучающихся относится к разглашению охраняемой законом тайны

Дисциплинарное нарушение («дисциплинарный проступок») — работник по своей вине не исполняет или ненадлежаще исполняет возложенные на него трудовые обязанности. Если руководитель ОО выявит нарушение при работе с информацией об обучающихся, он вправе применить к педагогу-психологу одно из дисциплинарных взысканий: замечание, выговор или увольнение (ст. 192, п. 6 «в» ст. 81 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ОО или распоряжением его заместителя, если он наделен правом привлекать работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании подписывает руководитель ОО. В течение 3 дней приказ доводят до сведения педагога-психолога под подпись.

До издания приказа руководитель ОО обязан запросить у педагога-психолога объяснение в письменной форме. Если психолог не предоставил письменное объяснение, то через 2 рабочих дня руководитель составляет об этом акт и вправе считать причины нарушения неуважительными. В случае, если педагог-психолог указал в объяснении уважительные причины нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.

Максимальные сроки, в течение которых руководитель ОО имеет право применить дисциплинарное взыскание, составляют не более одного месяца со дня обнаружения нарушения(ст. 193 ТК РФ). Днем обнаружения считается день, когда о нарушении стало известно непосредственному руководителю данного работника или руководителю учреждения. Другие работники (кроме непосредственного руководителя), которые стали очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ОО о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения.

Если о нарушении правил работы с конфиденциальной информацией руководителю ОО стало известно через 6 месяцев после нарушения, то он не вправе применять дисциплинарное взыскание за истечением срока давности.

Правила работы с конфиденциальной информацией об учащемся: за что отвечает педагог-психолог

Александр Вавилов
ст. научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики»

Психолог имеет дело с конфиденциальной информацией. Ее разглашать нельзя. В противном случае педагог-психолог несет юридическую ответственность. Какую именно? В статье найдете ответ на вопрос и узнаете, какую информацию охраняют законы РФ, каковы требования к работе с конфиденциальной информацией в школе.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Педагогу-психологу нужно знать требования к работе с конфиденциальной информацией учащихся. Потому что если он их нарушит, то может быть привлечен к нескольким видам юридической ответственности: к административной, дисциплинарной, материальной, уголовной.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке

Источник

Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков)

Происходящие сейчас события, условия необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – все это изменило ежедневный привычный уклад жизни: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим учебы и общения с близкими, возможность общения с друзьями. Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии, вызывать различные эмоциональные реакции и переживания. Как правило, такие эмоции являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.

Как понять, что самому себе или близким людям нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.

Кто такой психолог?

Одно из самых распространённых заблуждений о психологах заключается в том, что эти специалисты работают с людьми с психическими отклонениями. На самом же деле, подобную работу выполняют врачи психиатры, а психологи, в свою очередь, работают с различными психологическими трудностями, которые возникают у здоровых людей в ходе обычной будничной жизни. Например, проблемы в учебе, отношениях со сверстниками или родителями, трудности в понимании себя.

Как понять, что необходимо обратиться к психологу

В обычной жизни мы часто самостоятельно справляемся с различного рода трудностями, будь то физические или эмоциональные изменения, связанные с взрослением, развитием или новые внешние обстоятельства, например, домашнее обучение.

Если Вы замечаете, что в последнее время Ваше повседневное поведение, эмоциональное состояние, настроение и мысли резко изменились, переживания доставляют дискомфорт и с этим не получается справиться привычными способами самостоятельно, то это может быть сигналом, чтобы обратиться за помощью к специалисту психологу.

Яркими примерами таких изменений могут служить следующие важные проявления.

 Изменения в привычном поведении:

— невозможность соблюдение привычного графика сна, например, регулярные пробуждения по ночам, сложности с засыпанием;

— стремление проводить намного больше времени наедине с собой; избегание общения с друзьями и близкими;

— резкое изменение привычек (например, иначе одеваться, хранить вещи, ломать\иначе повреждать предметы быта);

— изменение поведения внутри семьи (агрессия на родных, конфликты, жалобы, требования);

— избегание необходимых ежедневных дел (например, дела по дому);

— возникновение сложностей в отношениях с окружающими, связанных с повышением уровня агрессии, невозможностью справляться самостоятельно с гневом;

— дискомфортное переживание чувства отстраненности от близких и родных, нежелание поддерживать контакт, разговаривать;

— невозможность установить контакт, вести беседу без конфликтов

 Попустительское отношение к собственному телу и внешнему виду: регулярные пропуски процедур ухода за собой (душ, чистка зубов, смена одежды), отсутствие желания заниматься своим внешним видом, нежелание поддерживать порядок в комнате на протяжении нескольких недель.

 Появление новых острых переживаний или ярких эмоций:

— повышенное чувство тревоги;

— апатия, безразличие; переживание беспричинной печали; подавленность;

— неконтролируемое раздражение; гнев, ярость, агрессивность;

— отсутствие положительных эмоций, невозможность смеяться, радоваться, переключиться на добрые, веселые мысли; не проходящие грустные мысли;

— обострившиеся, эмоционально захватывающие переживания страха смерти, страха заболеть самому, страха за своих близких;

— чувство беспомощности, растерянности;

— снижение внимания, невозможность сосредоточиться.

 Мысли, которые раньше не были для вас характерными: утрата веры в свои силы, обесценивание событий, происходящих в Вашей жизни и вокруг.

 Дискомфортные, болезненные ощущения в теле в том случае, если у вас нет оснований полагать, что это признаки заболеваний:

— учащение сердцебиения или дыхания;

— повышенная утомляемость, быстрое наступление усталости;

Конечно, наш организм целостная система, поэтому бывает сложно разграничить ощущения, но, если ты замечаешь новые, причиняющие дискомфорт мысли, чувства, телесные ощущения, длящиеся и не проходящие на протяжении некоторого времени (5-7 дней и более), с которыми не получается справиться самостоятельно – это верный сигнал для обращения за помощью к специалисту психологу.

В подростковом возрасте очень актуален вопрос самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути, и поэтому одна из наиболее частых причин обращений к психологу – желание пройти диагностику, чтобы узнать больше о себе, разобраться в своем внутреннем мире и определиться с выбором профессии.

Можно попросить родителей помочь найти специалиста или самостоятельно обратиться, например, на номер телефона доверия или специализированную горячую линию психологической поддержки.

Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?

Пользуясь специальными профессиональными знаниями, психолог создает особые условия беседы, в которой можно посмотреть на свою ситуацию под иным углом, с какой-то другой стороны, увидеть новые пути решения, опираясь на свои сильные стороны и качества личности.

Что будет происходить на консультации?

Психологическая консультация имеет некую последовательность и состоит из этапов:

1. Знакомство с психологом и рассказ о волнующей Вас ситуации, которая привела к специалисту, своих чувствах, желаемых изменениях.

2. Совместное обсуждение с психологом и анализ ситуации, выявление причины её возникновения. На этом же этапе Вы сможете получить эмоциональную поддержку от специалиста, который действительно будет готов выслушать и помочь.

3. Затем психолог поможет сформулировать план действий, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию, выйти из того или иного эмоционального состояния. Можно сказать, что на данном этапе вместе с психологом вырабатываются практические рекомендации по решению проблемы.

4. В завершении беседы, как правило, еще раз проговаривается последовательность действий, которая поможет справиться с ситуацией.

Психолог может спрашивать о чувствах, переживаниях, которые вызваны теми или иными событиями, ваших мыслях или планах на будущее. Психолог не оценивает, какие Вы даете ответы, потому что все наши чувства важные и нужны человеку, они играют очень важную роль в жизни каждого из нас, а значит, они не бывают «плохими» или «хорошими».

Важно помнить, что на психологической консультации Вы можете задавать любые волнующие вопросы, в том числе и те, которые кажутся странными или «неудобными». Для обсуждения с психологом нет незначимых вопросов, если они волнуют Вас.

В актуальной ситуации наиболее доступными являются различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):

— по переписке (через интернет сайты психологической помощи);

— онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)

Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для всех способов дистанционной психологической консультации важными характеристиками являются – безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении.

Психологическая помощь по телефону

Если в данный момент Вы нуждаетесь в помощи и поддержке психолога, проблема актуальна «здесь и сейчас», то можно позвонить на телефон психологической помощи. В среднем, для получения консультации достаточно 40-60 минут. Единичный разговор со специалистом по телефону не решит абсолютно все трудности, но поможет в актуальной сложной ситуации.

Психологическая помощь в форме переписки

Как правило, такая форма взаимодействия с психологом доступна через интернет сайты психологической помощи. Во время изложения жизненной трудности в формате переписки есть достаточное количество времени для того, чтобы сформулировать свои мысли, не торопясь, продумав. При таком формате работы большую роль играет личная ответственность и мотивация к изменениям, так как общение со специалистом происходит не в режиме разговора, а отсрочено во времени. Психолог в длительной переписке может предлагать различные домашние задания, давать рекомендации, которые стоит выполнять.

Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи

Можно сказать, что такой вид психологической помощи очень похож на то, что происходит в кабинете психолога при личной встрече. Во время видео консультации есть контакт глаз, живой диалог, непосредственное общение «здесь и сейчас». Только это живое общение происходит в комфортной для каждого участника диалога обстановке. Такой вид помощи привлекателен тем, что он сродни очному приему, но в отличие от него, можно находиться в комфортном для себя пространстве (например, дома), а специалист, который ведет работу, может территориально проживать в другом городе, регионе, стране.

Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?

• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.

• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, стоит насторожиться.

• Опыт работы. Важно понимать, работал ли психолог по специальности? Чем занимался? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее подростков? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Важно найти специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей Вашему запросу.

• Ваши собственные ощущения от взаимодействия с психологом. Внутреннее понимание «мое», «не мое», чувство доверия, безопасности, принятия и поддержки. В процессе или спустя какое-то время после общения с психологом, даже если сама консультация была эмоционально сложной, должно становиться легче, лучше, ситуация, с которой обратился, должна начать меняться. Важно доверять собственным ощущениям.

Дополнительно в поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.

К чему следует отнестись с осторожностью?

• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе упражнения, техники дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к процессу психологического консультирования могут использоваться (например, для освоения навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами. Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.

Если подвести небольшой итог, то, конечно, одним из наиболее простых и безопасных путей поиска психолога может стать обращение в государственные организации, такие как районные центры социальной поддержки, центры оказания социально-психологической помощи населению, сайт психологической помощи МЧС России и пр.

Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.

На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в городе, регионе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.

Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам

В заключение хотелось бы сказать, что в нашей жизни ежедневно происходит множество изменений и нам важно уметь преодолевать, порой, крутые «повороты» событий, на которых очень ценной может оказаться поддержка от окружающих людей. Мы постоянно учимся справляться с всё более и более сложными задачами – и именно в такие моменты, важно учиться и уметь принять помощь, как от окружающих близких, так и от специалиста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *