имеет ли право служба безопасности метро на досмотр сумки
Почему на входе в метро не у всех проверяют багаж и можно ли отказаться от досмотра
Каждую неделю в рубрике «Почему так?» редакция «Инде» ищет ответы на читательские вопросы о жизни в городе.
Несколько недель назад мы получили письмо от читателя:
«Каждый день я езжу в метро с одной и той же сумкой, в которой всегда лежит один и тот же ноутбук. Рамки-металлоискатели срабатывают на ноут каждый раз, но иногда меня просят пройти через рентген-аппарат (естественно, чаще всего это случается, когда я опаздываю), а иногда свободно пропускают в метро. Из чего я делаю вывод, что эта мера не обязательна. Ещё бывает, что люди с большим багажом, заходящие в метро вместе со мной, свободно проходят на перрон без досмотра, в то время как меня отправляют проверять сумку. Почему так происходит? По какому принципу отбирают людей для досмотра личных вещей? Я имею право отказаться от проверки?»
Мы встретились с начальником службы безопасности казанского метро Марселем Равильевичем Гумеровым и законспектировали его монолог:
«Метро — это, во-первых, общественный транспорт, во-вторых — стратегический объект. Сами видите, какая сейчас международная обстановка: там взорвут, здесь взорвут. Слава богу, у нас пока этого нет и, надеюсь, не будет. И по федеральным законам, и по своим должностным обязанностям, и по правилам пользования метрополитеном мы должны обеспечивать безопасность пассажиров.
Если человек идёт с большим грузом — сумкой, рюкзаком, коробкой, — мы относимся к нему более внимательно. Формальное основание для проверки багажа — сигнал металлорамки. Сигналы всегда разные. Громкость зависит от количества металла, световой индикатор показывает, на каком уровне у человека спрятан металлический предмет, — ноги, голова, плечи. Дальше всё зависит от потока пассажиров. Условно подозрительных людей в любом случае направляют на досмотр — причём не сотрудник службы безопасности метро, а сотрудник полиции, потому что по закону это может сделать только он. Досмотр на специальном аппарате „Инспектор 60/70Z“ производит работник метро, но если на изображении он увидит опасный предмет, то специальными знаками подзовёт полицейского. Дальше следует либо задержание, либо дополнительный досмотр. Принцип работы нашего оборудования такой же, как у рентгеновского аппарата. При этом он безвреден: мы ведём дозиметрический контроль и уверены в этом.
Гражданин может отказаться от досмотра, но тогда мы просто не станем его перевозить — пусть садится на другой транспорт или идёт пешком. Вы действительно можете каждый день ходить с одним и тем же рюкзаком, и сегодня вас проверят, а завтра — нет. Но это не потому, что мы хотим сделать вам гадость или чтобы вы опоздали на работу. Мы просто пытаемся защитить граждан — не конкретного пассажира, а весь пассажиропоток. При этом мы стараемся подходить к вопросу человечно: если бабушка идёт с большой сумкой, мы не гоняем её до рентген-аппарата и обратно. В этом случае сотрудник полиции может попросить её открыть сумку прямо у турникетов.
Я не могу сказать, какие конкретно психоэмоциональные признаки людей мы отслеживаем. Вы ведь не приходите в правоохранительные органы и не спрашиваете, как следователь раскрыл преступление. В работе службы безопасности есть особенности, которые мы не хотим раскрывать широкой общественности. Раскрытая тайна — это уже не тайна, ею могут воспользоваться нехорошие люди.
Чтобы не опаздывать, выходите заранее — я лично всегда закладываю на дорогу пятнадцать дополнительных минут. Слава богу, поезда в метро ходят регулярно: в час пик — каждые две с половиной минуты, а в обычное время интервал около пяти минут».
О разъяснении прав полицейских при проверке документов у граждан, досмотре личных вещей в метро, а также по вопросу регистрационного учета и удостоверений личности
Согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, которые регламентированы главой 2 Конституции Российской Федерации.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).
Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части 7 статьи 108 УПК.
Порядок обращения сотрудника полиции к гражданину регламентирован частью 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции».
Порядок досмотра личный вещей сотрудниками полиции осуществляется в соответствии со статьей 27.7 КоАП.
Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (часть 1 статьи 19.15 КоАП).
Согласно пункту 33 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции обязаны участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как избежать незаконного досмотра личных вещей?
Грозного вида охранник заставляет вас показать содержимое личной сумки при выходе из магазина, пытается задержать или без вашего согласия провести осмотр ваших вещей. Знакомая ситуация, не так ли?
Как действовать в данном случае? Имеет ли право охранник или иной сотрудник магазина так себя вести? Имеете ли вы право отказаться выполнять его требования? Как защитить себя и куда жаловаться?
Часто мы даем возможность нарушать наши права только потому, что не владеем достаточной информацией.
План борьбы с незаконным досмотром личных вещей
Если охранник, несмотря на ваши предупреждения, пытается провести обыск самостоятельно — это подпадает под статью о хулиганстве.
Сразу же звоните в полицию и требуйте защитить себя от незаконных посягательств!
Вышеперечисленные действия являются абсолютно незаконными. Досмотр личных вещей является по определению обыском. Ни охранник, ни иные сотрудники магазина (и любых других предприятий самообслуживания) не имеют права обыскивать вас!
Ваши права
Только представители правоохранительных органов (в т.ч. сотрудники полиции) в присутствии двух понятых и с составлением протокола досмотра обладают правом на личный досмотр («Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП), ст. 27.1 и ст. 27.7, а также «Закон о полиции», ст. 11.) И даже в этом случае не всё так просто!
Основанием для досмотра является сигнал магнитной рамки о проносе товара и наличие видеозаписи, где зафиксирована кража покупателем товара. Это совокупность обоснованных подозрений в отношении покупателя о совершении им правонарушения, либо преступления. Такая обоснованность подозрений дает возможность для сотрудника охраны вызывать наряд полиции для совершения соответствующих процедур (личный досмотр, задержание лица, отбор объяснений с последующим принятием решения о привлечении к ответственности).
Без наличия этих двух факторов никто не имеют права предъявлять к вам никаких претензий. Вас могут только лишь попросить показать содержимое сумок. Вы же, в свою очередь, имеете право проигнорировать эту просьбу.
Электрошокеры в метро: какими полномочиями обладают сотрудники транспорта
В каких случаях будет применяться электрошокер?
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Поправки в закон «О транспортной безопасности» о применении электрошокеров были опубликованы 2 декабря и вступят в силу через 90 дней со дня опубликования. Теперь сотрудники транспортной безопасности получают право приобретать, хранить и использовать электрошокеры и искровые разрядники на объектах транспортной инфраструктуры.
Это делается для предотвращения преступлений. Полицейские смогут применять электрошокеры в случае нападения на транспортные объекты, а также в ходе задержания лиц, совершивших преступления или административные правонарушения.
Электрошокеры запрещено использовать в отношении беременных женщин, инвалидов и малолетних. Более того, сотрудников обязали стремиться к тому, чтобы любой причиняемый вред был минимальным, а также оказывать первую помощь пострадавшим. Полицейские должны будут предупредить человека о намерении применить электрошокер, но на экстренные ситуации это не распространяется.
Можно ли отказаться от досмотра сумки в метро?
Нет. Досмотр граждан в общественном транспорте производится с целью безопасности самих пассажиров и транспорта (можно посмотреть закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»). Поэтому по требованию сотрудника метрополитена вы обязаны предъявить свою сумку на сканирование.
Хотя фактически вы можете отказаться от досмотра сумки, только в этом случае в проезде вам будет отказано.
Сотрудник метро имеет право меня задержать и досмотреть?
Фото: Москва 24/Александр Авилов
Если вы отказались показывать свои вещи перед турникетом, сотрудник имеет полное право вызвать полицию, чтобы не допустить вас к проезду. Нет никакой гарантии, что пассажир не провозит взрывчатые или опасные вещества.
Личный досмотр может быть произведен только сотрудниками полиции в связи с определенными обстоятельствами, если этого требует конкретный пассажир (например, он оказывает сопротивление и пытается проникнуть в метро). Также на досмотре должны присутствовать понятые, которые будут сопровождать процедуру.
В автобусах и самолетах такие же правила?
В аэропортах – да, в автобусах – нет. При досмотре и прохождении зоны паспортного и таможенного контроля в аэропорте действуют такие же регламенты, как и в метро. Сумки также предъявляются сотрудникам таможни, в случае необходимости могут вызвать сотрудника полиции и произвести дополнительный осмотр вещей.
У контролеров автобусов в Москве нет полномочий просить вас открыть свою сумку. Они могут только проверить наличие у вас билета на проезд. Однако это не исключает возможность вызова полиции при необходимости.
Может ли контролер в автобусе забрать чужую социальную карту?
Фото: Москва 24/Никита Симонов
Контролер имеет право проверить документы у пассажира общественного транспортного средства. Если он обнаружит, что льготный документ вам не принадлежит, он может его изъять (социальную карту, карту москвича, студенческий или пенсионный билет). В этом случае карта является предметом административного правонарушения (статья 27.10 КоАП РФ).
Что делать, если меня оскорбил контролер?
У каждого транспортного средства есть номер, его всегда можно зафиксировать. Как и зафиксировать время, когда произошел инцидент. В любом автобусе, трамвае или электробусе есть камеры видеонаблюдения, по которым можно подтвердить факт произошедшего. «В этом случае контролер будет привлечен к ответственности, чаще всего это дисциплинарная ответственность со стороны перевозчика», – подчеркивает Зотов.
При этом Илья Зотов не советует снимать конфликт на личный телефон, потому что современные камеры видеонаблюдения в транспортных средствах фиксируют звук.
Могут ли оштрафовать пассажира до 16 лет?
В соответствии со статьей 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. Поэтому «зайца» до 16-ти максимум могут высадить из автобуса. Однако если у сотрудника транспорта возникли опасения, что ребенок потерялся или путешествует один без родителей, то он может вызвать сотрудника полиции для прояснения ситуации.
Могут ли сотрудники Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» попросить пройти досмотр?
Отвечает прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич Кулагин
Московский метрополитен, включая входящие в его состав станции, в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» является объектом транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), обеспечение транспортной безопасности на котором возложено на
ГУП «Московский метрополитен».
Статьей 12.2 указанного Федерального закона установлено, что досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – работники досмотра). Организация проведения данных мероприятий возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, которым, в настоящем случае, является обозначенное унитарное предприятие.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта ГУП «Московский метрополитен» аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности.
На основании п. 68 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227, работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра, а также требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В свою очередь, физические лица, следующие либо находящиеся на ОТИ, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей (в силу п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208).
Более того, физические лица, отказавшиеся от прохождения указанных процедур, в зону транспортной безопасности не допускается на основании
ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». При этом, такой отказ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.
Прокуратура
города Москвы
Прокуратура города Москвы
Могут ли сотрудники Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» попросить пройти досмотр?
Отвечает прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич Кулагин
Московский метрополитен, включая входящие в его состав станции, в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» является объектом транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), обеспечение транспортной безопасности на котором возложено на
ГУП «Московский метрополитен».
Статьей 12.2 указанного Федерального закона установлено, что досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – работники досмотра). Организация проведения данных мероприятий возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, которым, в настоящем случае, является обозначенное унитарное предприятие.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта ГУП «Московский метрополитен» аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности.
На основании п. 68 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227, работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра, а также требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В свою очередь, физические лица, следующие либо находящиеся на ОТИ, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей (в силу п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208).
Более того, физические лица, отказавшиеся от прохождения указанных процедур, в зону транспортной безопасности не допускается на основании
ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». При этом, такой отказ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.