имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

КС признал законным ограничение на передвижение в пандемию

Конституционный суд признал соответствующим Основному закону страны решение подмосковных властей ограничить передвижение граждан во время пандемии коронавируса. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте КС.

Речь идет о пп. 3 п. 5 апрельского постановления губернатора Подмосковья «О введении в Московской области режима повышенной готовности». Он запрещает гражданам покидать место жительства. Исключение составляли обращение за медпомощью, переливание крови, походы в магазин, выгул домашних животных на расстоянии 100 метров от дома и т.д. Кроме того, выходить можно было, предварительно оформив специальный пропуск.

24 апреля один из жителей подмосковного Протвино (имя не указано) вышел из дома и пошел в одно из городских общественных мест, нарушив тем самым указ губернатора. Местные органы МВД составили на него протокол об административном нарушении из-за невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.

Протокол направили судье. Протвинский городской суд Московской области, в свою очередь, направил дело в КС проверить на конституционность нормы губернаторского постановления: заявитель считает, что они не соответствуют сразу семи статьям Конституции. Речь идет о статьях, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека, а также о том, какие сферы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – субъектов РФ.

Ограничения – на благо граждан

В своем решении Конституционный суд сослался на ст. 2, 7 и 41 Основного закона, которые утверждают, что жизнь человека – «высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности». Именно в связи с этими положениями власти берут на себя ответственность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, говорит КС.

По мнению суда, необходимость защиты жизни и здоровья граждан при ЧС «предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения». КС уточняет: ограничение допустимо постольку, поскольку оно соответствует поставленным целям. Оно должно быть соразмерно и пропорционально угрозе.

Конституционный суд признает право граждан на передвижение, гарантированное Основным законом страны. Но он уточняет: при реальной общественной угрозе жители должны проявлять «разумную сдержанность», реализуя это право. Временные ограничительные меры, которые принимает государство, «направлены на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы», указывает КС. По мнению суда, это одно из проявлений форм социальной солидарности, которая основана на взаимном доверии государства и общества.

Кроме того, КС отмечает: ограничение свободы передвижения – не то же самое, что ограничение личной свободы.

Суд указал, что введение административной ответственности за нарушение самоизоляции в период эпидемии – «приемлемый баланс между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина». Такой баланс нужен, чтобы поддерживать жизнедеятельность общества в условиях распространения опасного заболевания. Более того, введение ограничений в этой ситуации – задача, «уклониться от решения которой государство не вправе», говорит суд.

Суд также сослался на рекомендации ВОЗ, в которых Всемирная организация здравоохранения советовала ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей.

Регионы против центра: кому вводить ограничения?

Конституционный суд указал, что защита прав человека в условиях пандемии входит в совместное ведение регионов и федерального центра. А это значит, что региональные власти могут регулировать вопросы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.

Суд сослался на 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает три режима работы органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией ЧС:

Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, в том числе ограничивать доступ людей и машин на территорию, где есть угрозы возникновения стихийных бедствий, указал Конституционный суд. Это должностное лицо – глава региона.

Суд сослался и на положения закона Московской области «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот акт позволяет губернатору принимать решения в условиях ЧС. Кроме того, КС указал на то, что постановление о самоизоляции руководитель региона принял уже после аналогичного постановления президента, которым глава государства обязал руководство субъектов РФ бороться с пандемией.

Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной. И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбу с пандемией были приняты уже после указа руководителя Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан. А значит, опережающие меры нельзя считать антиконституционными. Кроме того, временной промежуток между введением ограничений в Подмосковье и появлением полномасштабного федерального регулирования был незначительным, указали судьи.

Кроме того, с 1 апреля этого года начала действовать норма федерального законодательства, позволившая привлекать к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Это и стало основанием для введения регионального регулирования, указали в КС.

Суд оценил и соразмерность принятых ограничений нависшей угрозе. Он указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, отражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д. При этом ограничения менялись постольку, поскольку менялась санитарно-эпидемиологическая обстановка. КС также указал, что суды при рассмотрении дел об оспаривании штрафов за нарушение режима самоизоляции могут учитывать и другие уважительные причины, чтобы смягчить решение правоохранителя или вовсе его отменить.

В итоге суд признал соответствующим Конституции ограничения, введенные подмосковными властями.

Источник

Объяснена законность ограничения передвижения москвичей из-за коронавируса

имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

Мэр Москвы Сергей Собянин имеет полномочия по вводу ограничений на передвижение граждан в условиях режима повышенной готовности на основании федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Об этом говорится в ответе пресс-службы столичного правительства на вопрос о том, законен ли действующий в Москве режим всеобщей изоляции в условиях необъявленной чрезвычайной ситуации.

«Объявление режима повышенной готовности позволяет городским властям вводить ограничения и применять меры реагирования, необходимые для предотвращения распространения инфекции», — объяснили в мэрии.

Материалы по теме

имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

Собянин ввел в Москве всеобщий режим изоляции

Как уточняют «Ведомости», речь идет о пункте 10 статьи 4.1 соответствующего федерального закона. В нем действительно говорится, что при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо региона вправе «ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС». Таким образом, федеральное законодательство дает мэру Москвы право на исключительные меры, вплоть до полного запрета передвижения в столице, указывает собеседник газеты. Такие полномочия соответствуют уровню полномочий президента Владимира Путина — глава государства, как следует из статьи 55 Конституции России, может ограничить конституционные права и свободы граждан, подписав соответствующий федеральный закон.

Режим повышенной готовности действует в Москве с 5 марта. В его рамках столичные власти последовательно ужесточают ограничения в целях сдерживания распространения коронавируса. Мэр Собянин также возглавляет рабочую группу Госсовета по борьбе с распространением инфекции, куда входят и другие губернаторы.

Источник

Вынужденная самоизоляция и ограничения прав от Собянина

Появившийся вечером 29 марта 2020 года новый Указ Мэра Москвы № 34-УМ от 29.03.2020 «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» всколыхнул всех юристов нашей страны.

Что там не так и почему все это обсуждают до сих пор?

Дело в том, что пунктом 9.3 указанного Указа вводятся ограничения для граждан, которые не обязаны будут покидать свое место жительство без веских оснований. К последним, например, отнесено это обращение за медицинской помощью, следования к ближайшему месту приобретения товаров и тд.

Если говорить просто, то москвичам запретили покидать свое место жительство без необходимости.

Давайте обратимся к статье 55 Конституции России, которая говорит нам, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Да-да, именно им и только.

Вся сегодняшняя ситуация говорит нам о том, что в Москве фактически введен режим ЧП, при котором в частности и допускается ограничение прав граждан, что следует из статьи 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В настоящее время полномочия по введению ЧП находятся в полномочиях у Президента РФ, но никак не у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Формально на 30 марта 2020 года в Москве введен режим повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», но и при данном режиме Федеральный закон не допускает ограничивать право граждан на передвижение.

Таким образом, на сегодняшний день мы получаем вполне незаконный нормативно-правовой акт, как мне кажется, что даже в условиях сложившейся ситуации не может являться оправданием в целях борьбы с коронавирусом.

Из новостной ленты видно, что органы власти России уже разрабатывают новые статьи КоАП РФ к нарушителям. Представляется, что они будут уже приняты в самое ближайшее время.

P.S. Несмотря на то, что многие юристы, в том числе и я, придерживаемся мнения о незаконности таких ограничений, введенных Мэром. Мы все равно настоятельно рекомендуем оставаться дома и беречь свое здоровье!

имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

Англо-американское договорное право

имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

Практические навыки оптимизации договорной работы

имеет ли право собянин ограничивать свободу передвижения

Введение в правовую систему Англии / Introduction to English Legal System

Комментарии (14)

«Формально на 30 марта 2020 года в Москве введен режим повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», но и при данном режиме Федеральный закон не допускает ограничивать право граждан на передвижение»

Ч. 10 ст. 4.1. ФЗ № 68 гласит, что при введении режима повышенной готовности должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 указанной статьи, может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, такие как ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Пункт в) части 8 ст. 4.1. ФЗ № 68 возлагает такие полномочия на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Которым и является Мэр Москвы.

Более того, в России уже 20 лет действует Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который регулирует действия властей в период угрозы ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

Согласно ст. 6 № 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в частности, «введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей».

Согласно ч. 1 ст. 31 № 52-ФЗ «ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний».

Согласно ч. 2 ст. 31 № 52-ФЗ «ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Таким органом является Мэр Москвы.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.»

Таким образом, действия Мэра Москвы соответствуют федеральному закону и не выходят за пределы его полномочий.

Что касается оценки обоснованности таких мер, как ограничение передвижения населения в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, думается, мы, юристы, не обладаем для этого необходимой компетенцией.

Это компетенция врачей, вирусологов, эпидемиологов и иммунологов.

Компетенция сохранения экономики – экономистов и финансистов.

Источник

Указ Собянина о полной самоизоляции вызвал серьезные сомнения у юристов

Введенный 29 марта указом мэра Москвы Сергея Собянина режим самоизоляции для всех жителей города в связи с эпидемией коронавируса вызывает серьезные сомнения с точки зрения законности подобных мер, считает большинство опрошенных «Ведомостями» юристов. По их мнению, такие масштабные ограничения могут вводиться только президентом в рамках режимов чрезвычайной ситуации (ЧС) или чрезвычайного положения (ЧП). В мэрии уверяют, что Собянин действует в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом о защите от ЧС.

Позиция мэрии

Введенный мэром Москвы режим полной самоизоляции разрешает горожанам (за исключением тех, кто работает в не закрытых временно учреждениях и организациях) выходить из дому лишь в отдельных случаях – в частности, для получения экстренной медпомощи, посещения ближайшего магазина или аптеки, а также выгула собак. 30 марта Собянин сообщил, что к концу недели могут заработать информационные системы, которые позволят столичным властям жестче контролировать передвижения москвичей. Аналогичные меры уже введены в Московской области и начинают вводиться в ряде других регионов, например в Мурманской и Калининградской областях.

Указ Собянина юридически обоснован и опирается на федеральное законодательство, говорит человек, участвовавший в разработке мер по борьбе с коронавирусом в Москве. Он ссылается на п. 10 ст. 4.1 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором говорится, что при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо региона вправе «ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС». «Таким образом, законодательством мэру Москвы предоставлено право на принятие различных ограничительных мер, вплоть до полного запрета передвижения граждан и транспортных средств по всей без исключения территории города Москвы», – объясняет собеседник. Сейчас, по его словам, это полномочие реализуется частично, с учетом текущей ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции: «Основной целью принимаемых мер является соблюдение баланса между задачами недопущения возникновения ЧС, что потребует принятия предписанных федеральным законодательством более жестких ограничительных мер, и обеспечения базовых потребностей граждан в товарах, работах и услугах».

Указом мэра от 5 марта 2020 г. «О введении режима повышенной готовности» последовательно устанавливаются ограничения по доступу людей и транспортных средств в различные части территории города Москвы, при этом сохраняются исключения из них, например, для поездок в медицинские организации, приобретения товаров первой необходимости или поездки на работу лиц, чья профессиональная деятельность имеет критическое значение для поддержания жизненно важных городских инфраструктур, продолжает собеседник: «Вводимые указом ограничения по деятельности различных организаций также являются частью мер, направленных на обеспечение ограничения доступа людей и транспортных средств. При этом различные положения указа, предполагающие совершение гражданами и организациями различных действий, не являются мерами по возложению на них новых обязанностей, а являются способом предоставления им права на получение возможности использования исключений из общих ограничительных мер».

Введение определенных ограничительных мер в случае эпидемии предусмотрено и федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В частности, в его ст. 1 разъясняется понятие «ограничительные мероприятия (карантин)», предусматривающее «особый режим хозяйственной деятельности», и в том числе «ограничение передвижения населения». А статья 6 дает региональным властям право вводить такие ограничительные меры на основании предписаний главного санитарного врача.

Поздно вечером 29 марта о направлении в адрес мэра Москвы такого документа, подписанного главным государственным санитарным врачом Москвы Еленой Андреевой, сообщил Telegram-канал «Раньше всех». По его данным, в предписании как раз говорится о необходимости «обязать граждан не покидать место проживания (пребывания)». Но официально о таком документе ни управление Роспотребнадзора по Москве, ни мэрия Москвы не сообщали.

«Ведомости» направили запрос в столичное управление Роспотребнадзора и ожидают ответа на запрос в пресс-службу мэра и правительства Москвы.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать указ Собянина заявил, что не будет «давать никакую юридическую оценку», так как не является юристом. Но «меры, которые принимают власти Москвы и власти Подмосковья, и меры, которые рекомендованы всем остальным регионам России, абсолютно соответствуют задачам по борьбе с коронавирусом и задачам по обеспечению эпидемиологической безопасности людей», заверил Песков. По его словам, принятые Собяниным меры согласованы с президентом. «Любой глава региона России в подобной ситуации находится в тесной координации и с федеральными властями, и тем более с главой государства. Тем более Сергей Семенович возглавляет одно из подразделений главного штаба по борьбе с коронавирусом и осуществляет межрегиональную координацию», – добавил Песков.

За последние сутки в России подтверждено еще 302 случая коронавируса в 35 регионах. Больше всего заболевших в Москве – 212 человек. Общее количество заболевших в стране – 1836 человек в 71 регионе.

Сомнения юристов

У юристов введенные в Москве меры вызывают серьезные сомнения.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас еще в воскресенье вечером заявил, что полномочий мэра Собянина для введения ограничений на перемещения россиян недостаточно: такое решение должны принимать парламент и президент. «В соответствии со ст. 55 Конституции ограничения прав и свобод граждан возможны только в силу федерального закона и в конституционно значимых целях. А значит, введение таких ограничений – исключительная компетенция Федерального собрания и президента», – цитирует Клишаса «РИА Новости».

С сенатором полностью согласен руководитель Международной «Агоры» Павел Чиков. Он напоминает, что меры в Москве приняты в рамках правового режима «повышенная готовность», который был введен первоначальным указом Собянина от 5 марта 2020 г. То есть текущая ситуация в Москве пока даже не признана чрезвычайной, а режим повышенной готовности согласно закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не предполагает тех ограничений, которые введены последним указом мэра Москвы, подчеркивает юрист. Закон предусматривает для таких случаев исчерпывающий перечень полномочий органов власти субъектов Федерации в отношении граждан: это эвакуация, информирование, спасательные работы, денежные выплаты, сбор информации. Никаких полномочий по ограничению передвижения, прекращению функционирования коммерческих организаций, самоизоляции и прочего законом не предусмотрено, настаивает Чиков. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты здоровья, но лишь федеральным законом (ст. 55 Конституции), напоминает он. Объявление же ЧС отнесено к компетенции президента России – по крайней мере, именно указом президента летом 2010 г. была объявлена ЧС в связи с лесными пожарами, напоминает правозащитник. А кроме того, сроки налагаемых ограничений в актах глав Москвы и Подмосковья не установлены и одно это делает их не соответствующими закону, резюмирует Чиков.

В России зафиксировали 302 новых случая заражения коронавирусом

У глав субъектов нет полномочий на введение подобных мер, согласен юрист Роскомсвободы Саркис Дарбинян. Ограничения конституционных прав граждан в Москве или где-либо еще предусмотрены законом о ЧП, которое вводится указом президента и утверждается Советом Федерации. Поэтому все, что говорят сегодня федеральные и городские власти, следует рассматривать только как рекомендации и не более, поясняет эксперт. Незаконными он называет и меры, при помощи которых городские власти собираются контролировать перемещение россиян, – в частности, на сайте мэра Москвы сообщается, что в течение недели будет развернута система «умный город». Но в законе о персональных данных прямо указано, что биометрические данные обрабатываются только с согласия их владельца, напоминает Дарбинян. Есть перечень исключений, когда такое согласие не требуется, оговаривается он, но такой законной цели, как борьба с эпидемией, в этом перечне нет.

Введение карантина очевидно необходимая мера и она даже запоздала, но она вынесена лицом, не имеющим на это прав, говорит управляющий партнер «Бартолиуса» Юлий Тай. Он напоминает, что режим ЧС предусматривает жесткие ограничения гражданских и политических прав, именно поэтому он требует специальной процедуры введения. Многие латиноамериканские хунты начинались именно с введения ЧП, отмечает Тай. В нашем случае технически нет никаких проблем с соответствующим указом президента, наблюдается лишь отсутствие политической воли, убежден эксперт: «Видимо, в окружении главы государства так долго играли в игру «у них все плохо, а у нас все хорошо», что несколько заигрались. Собянин же, стоя на земле, оказался лицом к лицу с проблемой, поскольку проблема коронавируса сейчас на 80–90% – проблема Москвы, у него просто нет вариантов, и мэр вынужден использовать тот минимум возможностей, которым располагает. Но это не значит, что он действует законно». Любая ЧС – это прежде всего определенный правовой режим и это нельзя рассматривать как простую формальность, подчеркивает Тай: «Политическая воля – это не только право на значимые кадровые решения. Это еще и умение пользоваться необходимыми инструментами в тот момент, когда это необходимо. При этом надо понимать, что никто не запрещает выступать с обращением к гражданам, призывать их к чему-либо. Но это другой правовой режим. Либо мы понимаем, что у нас ЧС, – и тогда есть закон о ЧС. Либо президент не считает нужным объявлять ЧС – и тогда это не она».

Меры, принятые Собяниным, понятны и правильны – необходимо предотвратить распространение коронавируса, отмечает Алексей Добрынин из Pen & Paper, осталось только формализовать такое решение. Он напоминает, что режим ЧП не вводится одномоментно: для начала координирующий орган должен объявить режим повышенной готовности и ЧС. Лишь после этого президент своим указом вводит ЧП, а Федеральное собрание утверждает это решение. Эксперт напоминает, что в Госдуму уже внесен закон, упрощающий эту процедуру, но он еще не вступил в силу. До тех пор пока этого не произошло, карантин и самоизоляция являются мерой медицинского характера и распространяются лишь на больных и контактировавших с ними лиц, а также тех, кто прибыл из районов с неблагополучной эпидемиологической ситуацией. А распоряжение мэра Собянина о самоизоляции всех москвичей пока можно воспринимать лишь как рекомендации, уверен адвокат.

Что делать гражданам

О том, как сотрудники полиции и Росгвардии будут реагировать на граждан, перемещающихся по улицам Москвы после введения режима изоляции, может быть сообщено дополнительно, сказал «Ведомостям» представитель пресс-службы ГУ МВД по Москве. По словам собеседника «Ведомостей» в правоохранительных органах, до принятия законов о новых штрафах за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и до развертывания систем контроля за передвижением людей таких граждан планируется убеждать идти домой, а в случае грубого отказа составлять протоколы по статье о неповиновении сотрудникам полиции.

Кроме того, в КоАПе появится новая статья 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения». Данное нарушение со стороны граждан, если оно не повлекло тяжких последствий, будет наказываться штрафом в размере от 1000 до 30 000 руб., должностные лица заплатят от 10 000 до 50 000 руб., индивидуальные предприниматели – от 30 000 до 50 000 руб., а юридические лица – от 100 000 до 300 000 руб. А ответственность за распространение фейкньюс, повлекшее тяжкие последствия, из административной превратится в уголовную.

По мнению юристов «Агоры», есть основания предполагать, что силы полиции и Росгвардии будут ориентированы на привлечение к административной ответственности жителей Москвы и Подмосковья, нарушающих предписания мэра и губернатора. До принятия новых штрафов, по мнению правозащитников, основанием для административной ответственности станет действующая часть 1 статьи 6.3 КоАПа, предполагающая штрафы для граждан в размере от 100 до 500 руб. «Учитывая обстоятельства, мы рекомендуем по возможности следовать предписанию», – советует «Агора».

Политическая подоплека

Судя по волне негатива, которая обрушилась на Собянина, – от Telegram-каналов до Клишаса, – свой шаг мэр с Кремлем не согласовал и последнему его самоуправство не понравилось, считает политолог Аббас Галлямов: «С областью мэр вряд ли синхронизировался, и нельзя исключать того, что [губернатор Подмосковья Андрей] Воробьев рванул вдогонку не без просьбы сверху. Об этом говорит та хаотичность в действиях подмосковной полиции, которая вчера наблюдалась. Похоже, что все делалось с колес и заранее не планировалось. Дело в том, что человек, который получит лавры победителя коронавируса, приобретет в общественном мнении и новый – сравнимый с путинским – статус спасителя. Пока главный претендент на него – Собянин. Судя по происходящему, Кремлю или как минимум какой-то его части это не нравится. Отсюда и критика, и альтернативные спасатели – от Воробьева до [зампреда Совета безопасности Дмитрия] Медведева».

Такие меры давно нужно было ввести, но это все же не режим ЧС, а некие промежуточные меры, которые очень скоро скорректируют и узаконят на федеральном уровне, считает политолог Виталий Иванов: «Очевидно, что Собянин действует с согласия руководства страны или даже по его прямому поручению, вслед за мэром Москвы такие же меры ввел в Московской области Воробьев. Президент и правительство пока не распространили московский режим на всю страну, поскольку ситуация в целом не настолько напряженная, как в отдельно взятых столице и Мособласти. Но не исключено, что в ближайшем будущем положение ухудшится и опыт Москвы будет востребован по крайней мере во всех крупных городах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *