имеет ли право сотрудник росгвардии не представляться
Как должны вести себя полицейские и росгвардейцы при проверке документов и задержании
И что делать человеку, если правоохранители нарушают его права?
В каких ситуациях сотрудники полиции и Росгвардии могут проверять документы у гражданина?
Полномочия полицейских проверять документы возникают лишь в определенных законом случаях (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
Что человек вправе требовать от сотрудников полиции и Росгвардии при проверке?
Сотрудники полиции при обращении к гражданину обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).
На сотрудников Росгвардии не распространяются требования Закона о полиции, а нормы Закона о войсках национальной гвардии РФ не содержат указания на обязанность росгвардейцев предъявлять гражданам служебные удостоверения. Однако это не означает, что человек не вправе попросить их представиться. В этом случае можно опираться на аналогию закона, а также ч. 2 ст. 45 Конституции, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Сотрудники полиции в любых условиях обязаны быть вежливыми и тактичными с гражданами, обращаться к ним на «вы». Свои требования и замечания они должны излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан (п. 226 Устава патрульно-постовой службы). Полицейским запрещено вступать в пререкания с гражданами, отвечать грубостью и руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229 Устава).
Наконец, полицейский обязан предоставить гражданину возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на закон, а не ограничиваться фразой о нарушении. Только после разъяснений может быть принято решение о составлении протокола или доставлении нарушителя в отдел.
Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, – к примеру, задерживает его или требует пройти в отдел полиции (это называется доставлением), то он обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).
Как вести себя во время проверки правоохранителей?
Что делать, если вас доставляют в отдел полиции?
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Имеет ли право сотрудник росгвардии не представляться
1. Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
4) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;
7) доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;
8) производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
9) производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;
10) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;
11) беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;
13) при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов);
14) вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
(п. 17 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20) осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;
(п. 20 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21) охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
21.1) обеспечивать в порядке, утверждаемом Президентом Российской Федерации, безопасность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц. При этом обеспечение безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) осуществляется исключительно на договорной основе;
(п. 21.1 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 40-ФЗ)
22) осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
23) осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;
25) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 15 и 18 настоящей статьи, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;
26) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках, частных детективах и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
(п. 26 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28) носить гражданскую одежду, а также форму одежды и знаки различия сотрудников федеральных органов исполнительной власти, работников организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
29) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
30) пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;
31) получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации;
32) осуществлять доставление плавучих средств (судов) и орудий совершения административного правонарушения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
(п. 32 введен Федеральным законом от 11.10.2018 N 364-ФЗ)
33) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни и здоровья граждан и (или) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, территорий (акваторий) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, собственных объектов войск национальной гвардии, над местами выполнения войсками национальной гвардии служебно-боевых задач. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц войск национальной гвардии, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
(п. 33 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)
34) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.
(п. 34 введен Федеральным законом от 18.03.2020 N 64-ФЗ)
2. При выполнении задач по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, уполномоченным должностным лицам войск национальной гвардии предоставляется право выдавать руководителям указанных объектов или руководителям либо должностным лицам организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии (за исключением руководителей (должностных лиц) объектов использования атомной энергии), обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе осуществления своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии. В случае выявления указанных нарушений на объектах использования атомной энергии должностные лица войск национальной гвардии обязаны сообщить об этом в соответствующий орган управления использованием атомной энергии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, либо его территориальные органы в течение пяти рабочих дней со дня выявления таких нарушений. Порядок реализации указанных полномочий должностными лицами войск национальной гвардии и перечень таких лиц утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Росгвардия не обязана представляться и предъявлять удостоверение
Позиция руководства Росгвардии
Как выясняется, сотрудники Росгвардии, обращаясь к гражданинам, совершенно не обязаны представляться и предъявлять свое служебное удостоверение. Мало того, они без объяснения причин могут потребовать у гражданина его мобильный телефон для проверки содержимого.
Данная информация содержится в официальном ответе из пресс-службы Национальной гвардии Владимирской обл. на запрос издания «Про Владимир».
Преамбула дела
После этого, вышеуказанное издание направило в Росгвардию официальный запрос с целью уточнить правомерность действий ее сотрудников.
Официальный ответ Росгвардии
Пресс-служба Росгвардии, в ответ на официальный запрос издания сообщила, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», сотрудники национальной гвардии, обращаясь к гражданину совершенно не обязаны называть свои данные (фамилию, звание, должность), и совершенно не обязаны предъявлять свое служебное удостовенение. Как пояснили в пресс-службе, таковые требования содержаться лишь в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», который никоим образом не касается деятельности Росгвардии.
Для сотрудников Росгвардии, по заявлению пресс-службы, это не обязанность, а право. Им лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ это сделать.
Вместе с тем, в пресс-службе заявили, что сотрудники Росгвардии имеют право не представляясь, задерживать и досматривать граждан, в соответствии с КоАП, если те подозреваются в совершении административного правонарушения.
Если же в отношении гражданина нет никаких подозрений, то согласно позиции Росгвардии, сотрудники этого ведомства имеют право предложить гражданину предоставить свой мобильный телефон для проведения «визуального осмотра» в добровольном порядке.
При этом, руководство Росгвардии похоже совершенно не волнует тот факт, что при отсутствии подозрений, требование предъявить телефон и предоставить пароли для «визуального осмотра» противоречит Конституции РФ, которая гарантирует гражданам тайну личной переписки.
Приходилось ли Вам сталкиваться с противоправными действиями силовиков и правоохранителей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нет, видимо мне везло
Нет. вышеназванные службы соблюдают действующее законодательство.
Росгвардия не усмотрела в законе требования к ее бойцам представляться
Согласно действующему законодательству сотрудники Росгвардии при обращении к гражданину не обязаны называть свою должность, звание, фамилию и предъявлять служебное удостоверение, говорится в ответе пресс-службы управления ведомства по Владимирской области на запрос издания «ПроВладимир».
Издание направило запрос после того, как сотрудники Росгвардии остановили его бывшего журналиста на улице и потребовали показать телефон и разблокировать его, а также поинтересовались, установлен ли на нем мессенджер Telegram. Назвать свою фамилию и звание гвардеец отказался, представившись только как Мурат.
В пресс-службе Владимирского управления Росгвардии заявили, что в запросе «ПроВладимир» «не конкретизированы ситуация и обстоятельства», при которых сотрудник требовал телефон. Однако отметили, что согласно закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» сотрудники ведомства имеют право задерживать подозреваемых и досматривать находящиеся при них вещи. Если же у гвардейца нет оснований считать гражданина подозреваемым, то он может попросить того «в добровольном порядке предоставить телефон, а также с его согласия ознакомиться с содержащимися в нем медиафайлами».
В ответе указывается, что руководство Росгвардии рекомендует своим сотрудникам все-таки представляться, называя звание и место службы, «в целях недопущения конфликтных ситуаций». Однако это рекомендация не распространяется на случаи, когда боец пресекает правонарушения или участвует в охране общественного порядка на массовых мероприятиях.
В Росгвардии объяснили, что бойцы не обязаны представляться гражданам
В Росгвардии объяснили, что сотрудники имеют право не представляться при обращении к гражданам. В ведомстве также рассказали, имеют ли право росгвардейцы изымать чужие телефоны и просматривать в них файлы.
Отвечая на вопросы журналистов о том, должны ли бойцы Росгвардии представляться гражданам, как это делают сотрудники МВД, в ведомства сослались на Федеральный закон «О войсках национальной гвардии», который не обязывает бойцов предъявлять удостоверение, а также называть свои фамилию, должность и звание.
В Росгвардии подчеркнули, что для предотвращения конфликтных ситуаций сотрудникам рекомендуется представляться. Однако это не касается случаев пресечения преступлений и административных правонарушений.
Также в ведомстве сообщили, что у сотрудников Росгвардии есть право досматривать вещи, если их владельца считают подозреваемым в правонарушении. Если же человека не считают подозреваемым, то боец Росгвардии может попросить граждан предъявить вещи для осмотра добровольно. В том числе средства связи и содержащиеся в них медиафайлы.
Поводом для объяснений стал запрос редакции издания «ПроВладимир», которое неделю назад опубликовало материал о том, как сотрудник Росгвардии требовал у их бывшего коллеги телефон, чтобы ознакомиться с его содержимым.