имеет ли право священник отказать в исповеди

Может ли священник отказать в.

«Подобно тому как подвиг Осно­ва­теля Церкви Христа Спа­си­теля явился испол­не­нием трех высших слу­же­ний: Про­ро­че­ского, Пер­во­свя­щен­ни­че­ского и Цар­ского, так и цер­ков­ная власть, про­из­вод­ная от воли Главы Церкви, духов­ная по своей при­роде, по содер­жа­нию своему состоит в праве рели­ги­оз­ного учения, праве рели­ги­оз­ного освя­ще­ния и праве управ­ле­ния»1.

Зна­ко­мый свя­щен­ник рас­ска­зал необыч­ный случай из его пас­тыр­ской прак­тики. Он при­ни­мал испо­ведь и хотел что-то уточ­нить или ска­зать испо­ве­ду­ю­ще­муся, но полу­чил твёр­дый отпор: «батюшка, я не с Вами раз­го­ва­ри­ваю, а испо­ве­ду­юсь Богу, Вы лишь сви­де­тель, как только что про­из­несли в молитве, поэтому прошу не мешать мне». Также неко­то­рые бывают удив­лены, когда свя­щен­ник отка­зы­вает в совер­ше­нии Таинств Кре­ще­ния и Вен­ча­ния без под­го­товки, срав­ни­вая храм с мага­зи­ном – «я пришёл полу­чить «услугу» и готов её опла­тить, на каком осно­ва­нии мне пре­пят­ствуют сде­лать это? Тем более что я пришёл к Богу». Воз­ни­кают вопросы: какова роль свя­щен­ника в храме и на каком осно­ва­нии он может пре­пят­ство­вать людям при­ни­мать боже­ствен­ную бла­го­дать? С другой сто­роны, уместно ли потре­би­тель­ское отно­ше­ние к жизни духов­ной, в кото­рой дей­ствуют иные законы и пра­вила.

Сам Бог избрал свя­щен­но­слу­жи­те­лей – Его посред­ни­ков: “Кому про­стите грехи, тому про­стят­ся; на ком оста­вите, на том оста­нутся” ( Ин.20:22-23 ). Власть свя­щен­но­слу­жи­те­лей в Церкви про­ис­те­кает от её Осно­ва­теля – Бого­че­ло­века Иисуса Христа и дару­ется Им в Таин­стве Свя­щен­ства (посвя­ще­ния в свя­щен­ный сан). Свя­щен­ник может быть посвя­щён в сан только епи­ско­пом; таким обра­зом соблю­да­ется апо­столь­ское пре­ем­ство – гене­а­ло­ги­че­ское древо посвя­ще­ний, в корне каж­дого из кото­рых нахо­дится один из 12 апо­сто­лов.

Миссия свя­щен­ства — свя­щен­но­дей­ствие, учи­тель­ство и управ­ле­ние. Отказ свя­щен­но­слу­жи­теля в Таин­ствах Церкви совер­ша­ется либо на основе кано­нов и правил цер­ков­ных Собо­ров, либо на основе тра­ди­ции и прак­тики, кото­рые стро­ятся не на пустом капризе, а на основе духов­ного опыта Церкви.

Данная статья не пре­тен­дует на уни­каль­ность, а лишь пока­зы­вает на осно­ва­нии каких кано­нов, правил и тра­ди­ции свя­щен­но­слу­жи­тель может отка­зать в Таин­стве.

Может ли свя­щен­ник отка­зать в кре­ще­нии?

Непо­вто­ря­е­мость Кре­ще­ния

Пра­вильно совер­шен­ное Кре­ще­ние пред­по­ла­гает оста­вить в при­няв­шем его неиз­гла­ди­мую печать (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, чл. 16), и потому нико­гда не может быть повто­рено, даже в том случае, если кре­щен­ный отрекся от хри­сти­ан­ства, а потом рас­ка­ялся и снова поже­лал воз­вра­титься в Цер­ковь. Осно­ва­ние этого пра­вила содер­жится в той дог­ма­ти­че­ской истине, что Кре­ще­ние есть духов­ное рож­де­ние, кото­рое не повто­ря­емо, и что оно совер­ша­ется во образ Крест­ной Смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода Иисуса Христа ( Рим. 6:3-11 ), после­до­вав­ших лишь одна­жды. Свя­щен­ник же повторно кре­стя­щий кого бы то ни было, под­ле­жит извер­же­нию из сана (47‑е Апо­столь­ское пра­вило).

Однако, в случае неиз­вест­но­сти о том, было ли совер­шено кре­ще­ние над каким-либо лицом (напри­мер, над под­ки­ну­тым мла­ден­цем), цер­ков­ные пра­вила, ввиду без­услов­ной необ­хо­ди­мо­сти этого Таин­ства для спа­се­ния, пове­ле­вают кре­стить это лицо без всяких сомне­ний особым чином (84‑е пра­вило Труль­ского Собора; 83‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора).

Кате­го­ри­че­ски недо­пу­стимо кре­ще­ние умер­шего чело­века (26‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора).

Отсут­ствие жела­ния посе­щать огла­си­тель­ные беседы или каким-либо иным обра­зом при­об­щаться к жизни и учению Церкви (78‑е пра­вило Трулль­ского Собора; 46‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора).

Убеж­де­ния огла­шен­ного несов­ме­сти­мые с основ­ными хри­сти­ан­скими дог­ма­тами2.

Чело­век не может быть крещен, если он созна­тельно дер­жится за «нецер­ков­ные» мифо­ло­гемы, не при­знает хотя бы одного из дог­ма­тов Сим­вола веры:

Если и по при­ня­тии Кре­ще­ния хри­сти­а­нин будет раз­де­лять учения несов­ме­сти­мых с хри­сти­ан­ством сект и дви­же­ний (язы­че­ство, гно­сти­че­ские культы, аст­ро­ло­гия, тео­соф­ские и спи­ри­ти­че­ские обще­ства, рефор­ми­ро­ван­ные восточ­ные рели­гии, оккуль­тизм и т.п.), а тем более спо­соб­ство­вать их рас­про­стра­не­нию, то тем самым он отлу­чит себя от Пра­во­слав­ной Церкви5. Поэтому такой чело­век не может быть допу­щен к вхож­де­нию в Цер­ковь.

Отсут­ствие жела­ния участ­во­вать в цер­ков­ной жизни.

Кре­ще­ние являет собой знак уже свер­шив­ше­гося пере­во­рота в жизни чело­века, и одно­вре­менно – бла­го­дат­ный залог даль­ней­шего сле­до­ва­ния за Хри­стом.

Чело­век, зна­ю­щий, что после кре­ще­ния будет иметь малое отно­ше­ние к Церкви, и кре­стя­щийся «на всякий случай», не может быть допу­щен к Кре­ще­нию.

Неже­ла­ние оста­вить гре­хов­ные при­вычки или совер­ше­ние поступ­ков, несов­ме­сти­мых с высо­ким зва­нием хри­сти­а­нина.

Пока­я­ние как усло­вие приема в Цер­ковь про­яв­ля­ется не только в осо­зна­нии своей гре­хов­но­сти, но и как реаль­ный отказ от преж­ней гре­хов­ной жизни, «чтобы поря­док преж­ней жизни был пре­се­чен» (свт. Васи­лий Вели­кий)6.

Было бы непра­вильно пони­мать Кре­ще­ние как верный способ запи­саться в ряды воинов Хри­сто­вых без реаль­ного жела­ния выйти на войну с соб­ствен­ным грехом и иску­ше­ни­ями:

Купель дает отпу­ще­ние грехов соде­лан­ных, а не соде­ва­е­мых (не тех, кото­рые еще гос­под­ствуют в душе)7.

Если у кре­ща­е­мого нет наме­ре­ния жить по-хри­сти­ан­ски, то есть понуж­дать себя к испол­не­нию запо­ве­дей Еван­ге­лия – «вода оста­ется водою» (свт. Гри­го­рий Нис­ский)8, так как Дух Святой не спа­сает, если нет к этому про­из­во­ле­ния чело­века9.

Бла­жен­ный Авгу­стин напи­сал целый труд «О вере и делах», в кото­ром осуж­да­ется прак­тика Кре­ще­ния отка­зы­ва­ю­щихся жить по хри­сти­ан­ским запо­ве­дям.

К заня­тиям, от кото­рых огла­шен­ный должен отка­заться, чтобы быть допу­щен­ным в число членов Церкви, прежде всего отно­сятся те, кото­рые несов­ме­стимы с досто­ин­ством хри­сти­а­нина:

Перед при­ня­тием Кре­ще­ния огла­шен­ный обязан при­не­сти пока­я­ние и выра­зить жела­ние бороться со своими стра­стями:

Ко кре­ще­нию же надобно при­сту­пать, отка­зав­шись напе­ред от своих грехов и осудив их14.

Кто не испра­вил своих нрав­ствен­ных недо­стат­ков и не при­го­то­вил себя к доб­ро­де­те­лям, тот пусть не кре­стится. Ибо эта купель может отпу­стить преж­ние грехи; но не мал страх и зна­чи­тельна опас­ность, как бы нам снова не воз­вра­титься к ним, и лекар­ство не стало для нас язвою. Ведь чем больше бла­го­дать, тем строже будет нака­за­ние для тех, кто впо­след­ствии согре­шает15.

Если чело­век при­но­сит пока­я­ние и желает изме­нить образ своей жизни, то ника­кая сте­пень его преж­него нрав­ствен­ного паде­ния не явля­ется пре­пят­ствием к при­ня­тию им Кре­ще­ния:

Нет такого греха, кото­рый мог бы пре­взойти щед­рость Вла­дыки. Но даже если кто блуд­ник, пре­лю­бо­дей, руко­блуд­ник, муже­лож­ник, раз­врат­ник, гра­би­тель, коры­сто­лю­бец, пья­ница, идо­ло­слу­жи­тель, столько велика сила дара и чело­ве­ко­лю­бие Вла­дыки, что Он сти­рает все это и пока­зав­шего всего лишь добрые наме­ре­ния делает свет­лее самих сол­неч­ных лучей16.

Однако в случае совер­ше­ния огла­шен­ным тяж­кого греха во время огла­ше­ния, его Кре­ще­ние необ­хо­димо отсро­чить на период исправ­ле­ния и при­не­се­ния плодов пока­я­ния17.

Невер­ные мотивы.

Стре­мя­щийся к Кре­ще­нию с невер­ными моти­вами чело­век возь­мет на себя обя­за­тель­ства, кото­рые не думает испол­нять, но за кото­рые при­дется отве­чать. Подоб­ных людей необ­хо­димо предо­сте­речь от такого рода дей­ствий, ведь при­твор­ное Кре­ще­ние вряд ли при­бли­зит их к Богу:

твердо веру­ю­щим Дух Святой дается тотчас по кре­ще­нии, невер­ным же и зло­вер­ным – и по кре­ще­нии не дается (преп. Марк Подвиж­ник18).

Поэтому без пока­я­ния, а лишь с бла­го­душ­ным поры­вом «к чему-то воз­вы­шен­ному, небес­ному и пре­крас­ному» кре­ститься нельзя:

Смотри, не при­ходи к кре­ща­ю­щим (к свя­щен­ни­кам), как Симон, лице­мерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испы­ты­вает душу, и не поме­тает бисер пред сви­ньями, если лице­ме­ришь, то люди кре­стят тебя теперь, а Дух не будет кре­стить19.

О недо­пу­сти­мо­сти Кре­ще­ния чело­века, лишив­ше­гося рас­судка или пре­бы­ва­ю­щего в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии

Недо­пу­стимо совер­шать Таин­ство Кре­ще­ния над чело­ве­ком, поте­ряв­шим рас­су­док или пре­бы­ва­ю­щим без созна­ния, кото­рый перед этим не выра­жал твер­дое жела­ние при­нять Кре­ще­ние:

Если даже для состав­ле­ния заве­ща­ний по чело­ве­че­скому закону тре­бу­ется пре­бы­вать в полном созна­нии, так что заве­ща­ния начи­нают сло­вами: «Я, при жизни, нахо­дясь в полном и здра­вом уме, делаю рас­по­ря­же­ние о своем иму­ще­стве», то воз­можно ли быть посвя­щен­ным в таин­ство тому, кто поте­рял созна­ние и не может про­из­не­сти ни слова?
Ведь когда тот, кому пред­стоит про­све­титься, уже не узнает ближ­них, не слышит голоса, не может отве­тить на те слова, кото­рыми заклю­ча­ется этот бла­жен­ный дого­вор с общим всем нам Вла­ды­кой, но лежит, ничем не отли­ча­ясь от мерт­веца, какая польза будет от при­ня­тия таин­ства в таком бес­чув­ствен­ном состо­я­нии?20.

Кре­ще­ние может быть совер­шено над лишив­шимся рас­судка чело­ве­ком или пре­бы­ва­ю­щим в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии (напри­мер, в коме) лишь в том случае, если такой чело­век без­условно твердо выра­жал наме­ре­ние в бли­жай­шем вре­мени кре­ститься и веро­вать в Бога так, как в Него верует Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Не полу­то­нами («может быть, кре­щусь», «хорошо бы кре­ститься…»), а с несо­мнен­но­стью21.

При Кре­ще­нии огла­шен­ных в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии за них пору­ча­ются вос­при­ем­ники, при­ни­мая на себя за это ответ­ствен­ность и про­из­нося за них обеты и Символ веры22.

Реше­ние о недо­пу­ще­нии к Кре­ще­нию может быть объ­яв­лено свя­щен­ни­ком только после того, как им будут исчер­паны все воз­мож­ные спо­собы пре­одо­ле­ния тех или иных заблуж­де­ний, язы­че­ских пред­рас­суд­ков или гре­хо­па­де­ний огла­шен­ного. Такое реше­ние необ­хо­димо тер­пе­ливо и с любо­вью доне­сти до некре­ще­ного чело­века, пояс­няя при­чину невоз­мож­но­сти его уча­стия в Таин­стве Кре­ще­ния в насто­я­щий момент, а также пред­ла­гая даль­ней­шую помощь в под­го­товке к Кре­ще­нию.

Особые случаи

Кре­ще­ние тяже­ло­боль­ных

Лиц, болезнь кото­рых пред­став­ляет опас­ность для их жизни, раз­ре­ша­ется кре­стить немед­ленно (без огла­ше­ния), но с уве­ще­ва­нием про­дол­жить изу­че­ние хри­сти­ан­ского учения после своего выздо­ров­ле­ния. Но при этом свя­щен­ник должен быть убеж­ден в том, что боль­ной нахо­дится в здра­вом уме и полной памяти23.

Случаи одер­жи­мо­сти

Бес­но­ва­тые или одер­жи­мые злым духом (и, стало быть, отвра­ща­ю­щи­еся от свя­тыни и хуля­щие ее, хотя и бес­со­зна­тельно) не могут быть кре­щены до момента их выздо­ров­ле­ния, исклю­чая ситу­а­цию смер­тель­ной опас­но­сти24.

Кре­ще­ние бере­мен­ных женщин

26‑е пра­вило Неоке­са­рий­ского Собора пред­пи­сы­вает «име­ю­щую во чреве кре­стить, если захо­чет».

О пре­бы­ва­ю­щих в жен­ской нечи­стоте

Жен­щины во время жен­ских дней не могут при­сту­пать к купели Кре­ще­ния25 (кроме исклю­чи­тель­ных слу­чаев смер­тель­ной опас­но­сти).

Кре­ще­ние лиц, кото­рым по их жела­нию изме­нили пол

В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» содер­жится ука­за­ние на то, как над­ле­жит посту­пать свя­щен­нику в подоб­ных слу­чаях:

Если «смена пола» про­изо­шла с чело­ве­ком до Кре­ще­ния, он может быть допу­щен к этому Таин­ству, как и любой греш­ник, но Цер­ковь кре­стит его как при­над­ле­жа­щего к тому полу, в кото­ром он рожден26.

О кре­ще­нии ново­рож­ден­ных «стран­ного вида»

Если у жен­щины родится «некто стран­ного вида и чуждой при­роды» (т.е. если родив­ше­гося нельзя назвать чело­ве­ком), и если он не имеет чело­ве­че­ского образа, да не будет крещен. Если же в этом будет сомне­ние, да будет крещен с такой ого­вор­кой:

Если это чело­век, кре­ща­ется раб Божий (имя) во имя Отца…27

Может ли свя­щен­ник отка­зать в испо­веди и отпу­ще­нии грехов?

Не может совер­шаться таин­ство испо­веди над не кре­щен­ными людьми, потому что в цер­ков­ных таин­ствах (кроме Кре­ще­ния) могут участ­во­вать только члены Церкви. Также нельзя совер­шать испо­ведь, если чело­век не отдает себе отчета в своих дей­ствиях (напри­мер, нахо­дится без созна­ния, или если у чело­века помра­чен рас­су­док, или он нахо­дится в состо­я­нии алко­голь­ного или нар­ко­ти­че­ского опья­не­ния и т. п.). Во время испо­веди свя­щен­ник может не про­чи­тать раз­ре­ши­тель­ную молитву, если при­шед­ший на испо­ведь чело­век не кается в грехах, не имеет наме­ре­ния пре­кра­тить тяжкие, смерт­ные грехи.

Может ли свя­щен­ник отка­зать в При­ча­стии? (более подробно28)

Тре­бо­ва­ния под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию:

При­чины отказа:

Согласно пред­пи­са­ниям Треб­ника (13 канон IВсе­лен­ского Собора), уми­ра­ю­щего можно при­ча­щать во всякое время, даже если он нахо­дится под епи­ти­мией т.е. отлу­чён от обще­ния цер­ков­ного (7 Пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора, 2 и 5 Пра­вило Гри­го­рия Нис­ского), по сокра­щен­ному чину, при этом нет необ­хо­ди­мо­сти соблю­дать все те усло­вия, кото­рые уста­нов­лены для при­ча­ще­ния здо­ро­вых лиц. Однако по самому харак­теру Таин­ства При­ча­ще­ния его не может удо­сто­иться лицо, нахо­дя­ще­еся в бес­па­мят­стве, или упор­ный греш­ник, кото­рый не желает при­ми­риться с Цер­ко­вью. Нако­нец, совер­шенно недо­пу­стимо и безумно ими­ти­ро­вать Таин­ство При­ча­ще­ния с остан­ками тех, кто уже испу­стил дух и отошел на суд Небес­ного Судии. Как гласит 83‑е пра­вило Трулль­ского Собора, «никто телам умер­ших Евха­ри­стии да не пре­по­дает. Ибо писано есть: при­и­мите, ядите. Но тела мерт­вых ни прии­мати, ни ясти не могут».

Евха­ри­стия — цен­траль­ное Таин­ство Церкви. Регу­ляр­ное при­ча­ще­ние необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния, в соот­вет­ствии со сло­вами Гос­пода Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» ( Ин. 6:53-54 ).

Может ли свя­щен­ник отка­зать в вен­ча­нии?

«Брак — это союз муж­чины и жен­щины, обще­ние жизни, соуча­стие в боже­ском и чело­ве­че­ском праве» Моде­стин (III в., рим­ский юрист).

Пре­пят­ствия могут быть абсо­лют­ными, исклю­ча­ю­щими для опре­де­лен­ного лица вступ­ле­ние в брак с кем бы то ни было, и услов­ными, дела­ю­щими невоз­мож­ным брак между опре­де­лен­ными лицами из-за их род­ствен­ных отно­ше­ний. Кроме того, раз­ли­ча­ются пре­пят­ствия, в силу кото­рых брак счи­та­ется недей­стви­тель­ным с момента его заклю­че­ния и потому под­ле­жа­щим рас­тор­же­нию. Могут быть также неко­то­рые пре­пят­ствия, обна­ру­же­ние кото­рых не влечет за собой рас­тор­же­ния брака, однако под­вер­гает и всту­пив­ших в брак, и вен­чав­шего их свя­щен­ника кано­ни­че­ским пре­ще­ниям.

1. Абсо­лют­ные пре­пят­ствия:

А) Лицо, состо­я­щее в браке, не может всту­пить в новый, ибо хри­сти­ан­ский брак — без­условно моно­гам­ный, т.е. еди­но­брач­ный;
Б) Что каса­ется свя­щен­ного сана, то 26‑е Апо­столь­ское пра­вило доз­во­ляет всту­пать в брак после постав­ле­ния на цер­ков­ное слу­же­ние лишь чтецам и певцам. Согласно 6‑му пра­вилу Трулль­ского Собора, вступ­ле­ние в брак запре­ща­ется не только свя­щен­но­слу­жи­те­лям, но и ипо­ди­а­ко­нам;
В) Согласно 16-му пра­вилу Хал­ки­дон­ского Собора, 44-му пра­вилу Трулль­ского Собора, 5‑му пра­вилу Кон­стан­ти­но­поль­ского Дву­крат­ного Собора, 18 и 19-му пра­ви­лам свя­того Васи­лия Вели­кого, мона­хам и мона­хи­ням запре­ща­ется всту­пать в брак после при­не­се­ния ими обетов;
Г) Неокон­ча­тельно рас­торг­ну­тый или неан­ну­ли­ро­ван­ный брак, а так же в соот­вет­ствии с цер­ков­ным зако­ном, вдов­ство после тре­тьего брака счи­та­ется абсо­лют­ным пре­пят­ствием к новому браку. Согласно «Томосу еди­не­ния» (920 г.), издан­ному Пат­ри­ар­шим Сино­дом при Пат­ри­архе Кон­стан­ти­но­поль­ском Нико­лае (901–907; 912–925), «никто не должен дер­зать вступ­ле­нием в 4‑й брак.» А если тако­вой брак будет заклю­чен, то он должен счи­таться несу­ще­ству­ю­щим;
Д) Пре­пят­ствием к вступ­ле­нию в брак явля­ется винов­ность в рас­тор­же­нии преды­ду­щего брака. Винов­ный в пре­лю­бо­де­я­нии из-за кото­рого рас­торг­нут первый брак, не может всту­пать в новый брак. Это поло­же­ние выте­кает из еван­гель­ского нрав­ствен­ного учения и прак­тики Древ­ней Церкви. Данная норма отра­жена и в цер­ков­ном зако­но­да­тель­стве («Номо­ка­нон» 11, 1, 13, 5; Корм­чая,» гл. 48; «Про­хи­рон,» гл. 49. Эта же норма повто­рена в 253‑й статье устава Духов­ных Кон­си­сто­рий).
Е) Пре­пят­ствием к браку явля­ется также физи­че­ская и духов­ная неспо­соб­ность к нему (иди­о­тизм, душев­ная болезнь, лиша­ю­щая чело­века, воз­мож­но­сти сво­бодно про­яв­лять свою волю). Уставу Духов­ных Кон­си­сто­рий (ст. 205, 208);
Ё) Для вступ­ле­ния в брак суще­ствуют опре­де­лен­ные воз­раст­ные гра­ницы. С тех пор в России уста­но­ви­лось два совер­шен­но­ле­тия для брака: граж­дан­ское — 18 и 16 лет и цер­ков­ное — 15 и 13 лет. Свя­тей­ший Синод на осно­ва­нии ука­за­ния, дан­ного Пат­ри­ар­хом Адри­а­ном († 1700 г.), запре­тил лицам в воз­расте старше 80 лет всту­пать в брак. Лицам в воз­расте от 60 до 80 лет для вступ­ле­ния в брак необ­хо­димо испра­ши­вать раз­ре­ше­ние архи­ерея.

2) Услов­ные:

А) Отсут­ствие близ­кого кров­ного род­ства между жени­хом и неве­стой — необ­хо­ди­мое усло­вие при вступ­ле­нии в брак;
Б) Пре­пят­ствием к браку служат отно­ше­ния свой­ства, они воз­ни­кают из сбли­же­ния двух родов через брак их членов. Свой­ство при­рав­ни­ва­ется к кров­ному род­ству, ибо муж и жена — одна плоть. Свой­ствен­ни­ками явля­ются: тесть и зять, све­кровь и невестка, отчим и пад­че­рица, шурин и зять (Трулл.Соб. Прав. 54; Корм­чая гл. 54);
В) Пре­пят­ствием к браку явля­ется также и нали­чие духов­ного род­ства. Духов­ное род­ство воз­ни­кает вслед­ствие вос­при­я­тия ново­кре­щен­ного от купели Кре­ще­ния. В указе Свя­тей­шего Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 19 января 1810 г. отри­ца­ются отно­ше­ния духов­ного род­ства между детьми вос­при­ем­ника и вос­при­ня­тым и между вос­при­ем­ни­ком и вос­при­ня­тым. Синод нахо­дит пре­пят­ствие к браку лишь в отно­ше­ниях между вос­при­ем­ни­цей и вос­при­ем­ни­ком, а также роди­те­лями послед­него;
Г) Пре­пят­ствие к браку воз­ни­кает из отно­ше­ний так назы­ва­е­мого граж­дан­ского род­ства – усы­нов­ле­ния;
Д) Вза­им­ное согла­сие всту­па­ю­щих в брак явля­ется непре­мен­ным усло­вием закон­но­сти и дей­стви­тель­но­сти брака;
Е) Важное усло­вие для при­зна­ния дей­стви­тель­но­сти брака — един­ство рели­гии:
«В отно­ше­нии сме­шан­ных браков пра­во­слав­ных с ино­слав­ными или нехри­сти­а­нами было при­нято реше­ние:
а) брак пра­во­слав­ных с ино­слав­ными запре­ща­ется по кано­ни­че­ской акри­вии и не вен­ча­ется (72‑е пра­вило Трулль­ского Собора). Он может быть бла­го­слов­лен по снис­хож­де­нию и чело­ве­ко­лю­бию при усло­вии, что дети от этого брака будут кре­щены и вос­пи­таны в Пра­во­слав­ной Церкви.
б) брак между пра­во­слав­ными и нехри­сти­а­нами кате­го­ри­че­ски запре­ща­ется по кано­ни­че­ской акри­вии»30.

Так же хри­сти­ане всту­пают в брак и через цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние, и через при­ня­тую в госу­дар­стве реги­стра­цию брака.

Вен­ча­ние запре­щено в тече­ние всех четы­рех мно­го­днев­ных постов; во время Сырной сед­мицы (мас­ле­ницы); на Свет­лой (Пас­халь­ной) сед­мице; от Рож­де­ства Хри­стова (7 января) до Кре­ще­ния (19 января); нака­нуне дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; по втор­ни­кам, чет­вер­гам и суб­бо­там в тече­ние всего года; 10, 11, 26 и 27 сен­тября (в связи со стро­гим постом ради Усек­но­ве­ния главы Иоанна Кре­сти­теля и Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня); нака­нуне пре­столь­ных хра­мо­вых дней (в каждом храме они свои).Дни, в кото­рые вен­ча­ние раз­ре­шено, отме­чены в пра­во­слав­ном кален­даре.

Может ли свя­щен­ник отка­зать в собо­ро­ва­нии?

Собо­ро­ваться может любой кре­ще­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, име­ю­щий на это бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника. Детей до 7 лет, как пра­вило, не собо­руют.

Суще­ствует непра­виль­ное пони­ма­ние сути Таин­ства Собо­ро­ва­ния, выра­жа­ю­ще­еся в том, что оно якобы тре­бу­ется только уми­ра­ю­щему и только для отпу­ще­ния грехов. Таин­ство это уста­нов­лено Святой Цер­ко­вью по слову свя­того апо­стола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» ( Иак. 5:14-15 ). В молит­вах чина Еле­освя­ще­ния гово­рится не о кон­чине, а о воз­вра­ще­нии к жизни, но жизни обнов­лен­ной, очи­щен­ной от грехов.

Можно ли собо­ро­вать боль­ного, когда он без созна­ния?

– Уча­стие во всех Таин­ствах должно быть созна­тель­ным и доб­ро­воль­ным.

В случае, если боль­ной чело­век, нахо­дя­щийся в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии, ранее участ­во­вал в цер­ков­ных таин­ствах и выра­жал созна­тель­ное жела­ние собо­ро­ваться в то время, когда мог отда­вать отчет в своих поступ­ках, то о воз­мож­но­сти совер­ше­ния над ним Таин­ства Еле­освя­ще­ния сле­дует посо­ве­то­ваться со свя­щен­ни­ком.

Можно ли собо­ро­вать мла­ден­цев?

– Над мла­ден­цами, не достиг­шими семи­лет­него воз­раста, Таин­ство Еле­освя­ще­ния не совер­ша­ется на осно­ва­нии слов апо­стола Иакова: «пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров… и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» ( Иак. 5:14-15 ), пред­по­ла­га­ю­щих в боля­щем силу веры, при­сут­ствие духа и созна­ние своих грехов.

Может ли свя­щен­ник отка­зать в отпе­ва­нии?

В чине отпе­ва­ния свя­щен­ник име­нует усоп­шего «Чадо моё духов­ное». Как заме­тил один свя­щен­ник: какое же это чадо, если я его первый раз в жизни вижу, и то в гробу…

Весь чин отпе­ва­ния ори­ен­ти­ро­ван на то, что про­во­жа­ется в послед­ний путь член церкви, чело­век воцер­ко­в­лён­ный.

Умер­ших Цер­ковь напут­ствует молит­вами, над ними совер­ша­ется чин отпе­ва­ния, их погре­бают в особо освя­щен­ном месте. Это место назы­ва­ется клад­би­щем. В древ­но­сти запре­щено было погре­бать усоп­ших в церк­вах, потому что в них хра­ни­лись мощи муче­ни­ков. Запре­щено отпе­вать:

Но при этом есть «Чин молит­вен­ного уте­ше­ния срод­ни­ков живот свой само­вольно скон­чав­шаго», кото­рый не имеет молит­вен­ного хода­тай­ства за само­уби­ен­ного, а являет собой чин,который может быть совер­шаем мно­го­кратно, всякий раз, когда род­ствен­ники лица, окон­чив­шего жизнь само­убий­ством, будут обра­щаться к свя­щен­нику за уте­ше­нием в постиг­шем их горе.

В случае обра­ще­ния к свя­щен­нику род­ствен­ни­ков лица, окон­чив­шего жизнь само­убий­ством, с прось­бой о поми­но­ве­нии, свя­щен­ник может совер­шать тако­вое в своей келей­ной молитве сло­вами пре­по­доб­ного Льва Оптин­ского.

Но при всех этих пра­ви­лах в конеч­ном счёте, «Цер­ковь может, конечно, отпе­вать лишь тех, кто при­над­ле­жит к ней»31, следуя из того, что усоп­шие хри­сти­ане оста­ются чле­нами Церкви, и поэтому Цер­ковь воз­но­сит о них свои молитвы как и о живых своих членах, и поми­но­ве­ние о них совер­ша­ется за Боже­ствен­ной Литур­гией и пани­хи­дой.

Может ли свя­щен­ник назна­чить епи­ти­мью без жела­ния каю­ще­гося? Кто может снять епи­ти­мью?

«Епи­ти­мия́ [греч. ἐπιτίμιον], цер­ков­ное нака­за­ние (пре­ще­ние), нала­га­е­мое на мирян»32. Глав­ная цель епи­ти­мии состоит не в воз­мез­дии веру­ю­щим за пре­ступ­ные деяния или ограж­де­нии их от тако­вых, а в исце­ле­нии болез­нен­ных состо­я­ний души греш­ни­ков. В пра­ви­лах Святых Отцов пока­я­ние рас­смат­ри­ва­ется как «вра­че­ва­ние» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102).

«Сущ­ность цер­ков­ных нака­за­ний… состоит в том, что пре­ступ­ник цер­ков­ных кано­нов лиша­ется всех или только неко­то­рых прав и благ, нахо­дя­щихся в исклю­чи­тель­ном рас­по­ря­же­нии церкви. Отсюда и общее назва­ние этих цер­ков­ных нака­за­ний: «отлу­че­ние» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состо­я­щее в совер­шен­ном исклю­че­нии пре­ступ­ника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatiomajor), или непол­ное, когда винов­ный лиша­ется только неко­то­рых прав и благ, нахо­дя­щихся в цер­ков­ном рас­по­ря­же­нии»33.

Может ли свя­щен­ник назна­чить епи­ти­мью без жела­ния каю­ще­гося?

В насто­я­щее время древ­няя прак­тика епи­ти­мий не при­ме­ня­ется во всей стро­го­сти, но, однако у духов­ника оста­ется право выбора между более мягким нака­за­нием и стро­гими пред­пи­са­ни­ями, если это послу­жит вра­че­ва­нию души согре­шив­шего.

Так «епи­ти­мья, как пра­вило, сво­дится к санк­циям аске­ти­че­ского харак­тера «Свя­щен­ник может нала­гать епи­ти­мию только в виде покло­нов, раз­дачи мило­стыни, особо усерд­ных пока­ян­ных молитв»34 и нефор­маль­ному отлу­че­нию от при­ча­стия на неболь­шой срок. А такие суро­вые нака­за­ния, как дли­тель­ное отлу­че­ние от при­ча­стия или ана­фе­мат­ство­ва­ние, нала­га­ются только по реше­нию цер­ков­ного суда и только за про­ступки такого уровня, как орга­ни­за­ция рас­кола» Аль­берт БОНДАЧ, пре­по­да­ва­тель исто­рии источ­ни­ков цер­ков­ного права ПСТГУ.

При этом сам вопрос о праве нало­же­ния епи­ти­мии и снятии должен исхо­дить из пра­виль­ного пони­ма­ния самой духов­ной жизни самого веру­ю­щего, но если свя­щен­ник этого не видит, то должен рас­тол­ко­вать и доне­сти до пони­ма­ния веру­ю­щего нормы цер­ков­ной жизни.

Кто может снять епи­ти­мью?

Нет пра­вила, по кото­рому раз­ре­шить от епи­ти­мии может только свя­щен­ник, нало­жив­ший её.

В насто­я­щее время боль­шин­ство при­хо­жан не свя­заны при храме общин­ной жизнью, в связи с чем сама прак­тика цер­ков­ных пре­ще­ний утра­тила свою систему и прак­тику. В насто­я­щее же время глав­ная задача пас­тыр­ского попе­че­ния пока­зать, как ска­зано в настоль­ной книге свя­щен­но­слу­жи­теля, что епи­ти­мья должна помочь согре­шив­шему хри­сти­а­нину, во-первых, осо­знать меру своего греха и почув­ство­вать его серьез­ность, во-вторых, при­дать ему силы снова встать, окры­лить надеж­дой на Мило­сер­дие Божие, в‑третьих, дать ему воз­мож­ность про­явить реши­мость в своем пока­я­нии.

И глав­ное что должен понять чело­век, что епи­ти­мия это не сред­ство свя­зы­ва­ния, а полу­че­ние необ­хо­ди­мых реко­мен­да­ций по пути духов­ной жизни. Таким обра­зом, в жизни духов­ной епи­ти­мия это «крылья», а не «узда».

Источ­ники:

При­ме­ча­ния:

1 Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право.

2 Афа­на­сьев Н., прот. Вступ­ле­ние в Цер­ковь

3 Фео­до­рит Кир­ский, блаж. Тол­ко­ва­ние 5 главы Песни Песней

4 Тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 11‑е пра­вило Иппон­ского Собора

5 Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского Собора РПЦ 1994 г. «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме»

6 Васи­лий Вели­кий, свт. К Амфи­ло­хию XV, т. III, с. 230.

8 Гри­го­рий Нис­ский, свт. Огла­си­тель­ное слово, гл, 40. Т. IV, с. 106–107

9 «Ибо не рож­дает Дух воли не хотя­щей, но Он лишь жела­ю­щую [волю] пре­об­ра­зует для обо­же­ния» (Максим Испо­вед­ник. Вопро­со­от­веты к Фалас­сию, VI)

10 Апо­столь­ское пре­да­ние 16.10, 20

11 Апо­столь­ское пре­да­ние 16.7, 24

12 Апо­столь­ское пре­да­ние 16.12, 14–15

13 Апо­столь­ское пре­да­ние 16.21–22

15 Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 70

16 Иоанн Зла­то­уст, свт. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 153

17 Ср. «Отно­си­тельно огла­шен­ных и отпад­ших, угодно свя­тому и вели­кому собору, чтобы они три года токмо были между слу­ша­ю­щими Писа­ния, а потом моли­лись с огла­шен­ными» (14‑е пра­вило I Все­лен­ского Собора, и 5‑е пра­вило Неоке­са­рий­ского Собора)

19 Кирилл Иеру­са­лим­ский, свт. Огла­си­тель­ное поуче­ние сем­на­дца­тое

20 Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Огла­си­тель­ные гомилии. — Тверь: Гер­ме­нев­тика, 2006, с. 87

21 Козлов Максим, прот. Ответы на вопросы о Кре­ще­нии

22 «Боля­щие, кото­рые за себя отве­щати не могут, да будут кре­ща­емы тогда, когда, по их изво­ле­нию, изре­кут сви­де­тель­ство о них другие, под соб­ствен­ною ответ­ствен­но­стию» (54‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора и 4‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

23 «В болезни при­яв­шим кре­ще­ние, и потом полу­чив­шим здра­вие, подо­бает изу­чати веру, и позна­вати, яко Боже­ствен­наго дара спо­до­би­лися» (47‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора)

24 «Когда бес­ну­е­мый не очи­стился еще от духа нечи­с­таго, то не может прияти святое кре­ще­ние: но, при исходе от сея жизни кре­ща­ется» (2‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

25 «Жену огла­шен­ную, если ко дню кре­ще­ния при­клю­чится ей обыч­ное женам, не кре­стить, доколе не очи­стится» (6‑й кано­ни­че­ский ответ Свя­тей­шего Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского)

26Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (XII. Про­блемы био­э­тики)

27 Треб­ник мит­ро­по­лита Петра Могилы. Т.1, с. 31

31 Цыпин В., прот. Цер­ков­ное право.

32 Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. Т 18. М, 2013. С. 533.

33 Павлов А. С. Курс цер­ков­ного права. СПб., 2002. С. 296.

34 Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. Т. 18. М, 2013. С. 535.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *