имеет ли право ученик записывать учителя на уроке на диктофон
Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
Иван Платонов
31 августа 2017 • 11:45
Нам понадобятся:
— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).
А теперь правовое обоснование
Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»
Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».
Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.
Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.
Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).
В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).
Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».
На следующий день в газете:
» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».
Надеюсь, смысл понятен.
Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.
Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.
Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:
В качестве бонуса:
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.
Записала учителя на диктофон
Ребенок-первоклашка в течении полугода приходил из школы с жалобами, что учительница кричит в классе на детей. Говорила с ней, она оправдывалась, что просто громко говорит. Когда сын стал просыпаться по ночам с криками «я сделал все хорошо, не ругайте меня» и слезами, положила ему диктофон в рюкзак. Действительно орет, стучит по столу, в общем, мне, взрослой, было не по себе. Директор ее защищает, родители, как будто не хотят ничего слышать. Перешли в другую школу, но я все равно хочу «наказать» учительницу и выложить «нарезку» из записи в общий чат класса, чтобы другие родители ее послушали. Законно ли это?
положила ему диктофон в рюкзак.
закон охраняет изображение гражданина (ст. 152.1 ГК РФ) и частную жизнь, семейную (личную) тайну. Запись голоса граджанина не нарушает закон, поскольку в данном случае не содержится никакой личной тайны (ст. 24 Коснтитуции РФ0, не раскрывается частная жизнь гражданина. запись сделана при ведении урока. Здесь не содержится никакой тайны. поэтомураспространение записи закону не противоречит, не нарушает ничьих прав.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Алена, добрый день. С точки зрения действующего законодательства нормами УК РФ (а именно ст.137 УК РФ) запрещено собирать или распространять информацию о частной жизни лица, составляющую его семейную или личную тайну, или публичное распространение этой информации.
В данном случае Вы записали разговор учителя во время урока, находящегося на своем рабочем месте. Поступили правомерно.
В соответствии со ст.48 ФЗ Об образовании на педагога возлагается обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Указанные вами действия учителя явно идут в разрез с указанными требованиями.
На некорректные действия учителя вы вправе обратиться с жалобой в районную Администрацию.
И приложить запись, как доказательство? Я не соблюла все правила записи.
Алена, записав учителя во время исполнения им его обязанностей, вы ничего не нарушили. Прикладывайте к жалобе запись.
Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом.
В соответствии со ст. 45 данного законародители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.
Обратитесь с данной записью в прокуратура с жалобой на директора за ее бездействие что не провела проверку и не привлекла к дисциплинарной ответственности и на учителя с прошением о привлечении ее к ответственности, прокуратура накалит виновных.
Имеет ли право учитель делать аудиозапись урока, записывая полностью-и себя и ответы детей?
Имеет ли право учитель делать аудиозапись урока, записывая полностью-и себя и ответы детей?
Ответы на вопрос:
Да, имеете полное право. Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В данном случае право не ограничено федеральным законом. Так что имеете полное право.
Не имеет никакого права. Потому что на это надо как минимум получать согласие родителей. Он делает это в рамках своей проф. Деятельности и ст. 29 Конституции РФ не имеет к этому отношения.
Имеет право записывать, поскольку законодательством не установлены такие запреты. Более того, данную запись можно использовать в качестве доказательств в судебном процессе (ст.55 ГПК РФ) в случае, если потребуются доказательства. Я поддерживаю таких учителей, поскольку в последнее время их «душат» и пытаются без оснований обвинить в разного рода нарушениях, в том числе в оказании психологического давления или неэтичных поступках по отношению к обучающимся. Поэтому умные учителя фиксируют ход учебного процесса, чтобы обезопасить себя от необоснованных нападок и спекуляций разного рода. Неплохо было бы камеры с функцией аудиозаписи установить во всех образовательных учреждениях. Не требуется для записи согласие ни родителей, ни детей.
Да,такое право записывать урок на диктофон учителя имеется (при условии, что диктофон не являлся «шпионским) «Закон не запрещает. В преподавательских целях. Для улучшения качества образовательного процесса и внутреннего контроля..
Однако, об использовании средств аудиозаписи должны быть предупреждены родители и ученики. А также директор.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Консультант Плюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.07.2018 N 188-ФЗ часть 9 статьи 47 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.
9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации
Наличие гаджетов и их использование во время уроков является интересным моментом современного образовательного процесса. Например, возникает вполне законный вопрос, а вправе ли ученики делать аудио- или видеозаписи по ходу занятий? Да, но при условии, что инициатором процедуры фиксации выступает именно учащийся, а не его родители. В этой статье описаны правовые основы аудио- и видеофиксации в процессе обучения.
Законодательная база
При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:
— Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).
Государственная тайна
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.
В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.
Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.
Неприкосновенность частной жизни
Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.
Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.
При видеосъемке возникает конфликт интересов:
оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;
одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.
Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.
Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.
Права педагогов
Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.
Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.
В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.
Резюме
Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.
Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.
Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.