имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Энциклопедия решений. Закупка у единственного поставщика произведений литературы и искусства по Закону N 44-ФЗ

Закупка у единственного поставщика произведений литературы и искусства

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного контрагента закупку произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

При определении условий применения названной нормы необходимо учитывать следующее.

Во-первых, все перечисленные в п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ объекты закупки являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (см. п. 1 ст. 1225 ГК РФ). В отличие от иного имущества, результаты интеллектуальной деятельности не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому могут только права на эти объекты, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Следовательно, в п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ речь идет о приобретении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности способами, предусмотренными в п. 1 ст. 1233 ГК РФ, а именно путем заключения:

— договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ);

— лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

При этом следует учитывать, что приобретение экземпляров, то есть материальных носителей произведений, фонограмм не является приобретением прав на них (ст. 1227, п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Внимание

Гражданский кодекс РФ не содержит положений, обязывающих передавать при заключении названных договоров не только право использования результата интеллектуальной деятельности, но и экземпляр такого результата. Поэтому такую обязанность необходимо включить в контракт.

Во-вторых, на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможна закупка только тех результатов интеллектуальной деятельности, которые прямо в ней указаны, а именно:

— произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката);

— исполнений конкретных исполнителей;

— фонограмм конкретных изготовителей.

В-четвертых, осуществить закупку на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно:

1) с автором (п. 3 ст. 1228 ГК РФ), его правопреемниками или правообладателями по иным основаниям, предусмотренным законом (ст. 1241 ГК РФ) или договором об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ). Осуществить закупку у этих лиц возможно, если они не заключали с третьими лицами договоров о предоставлении исключительной лицензии (пп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ);

2) с лицензиатом по договору о предоставлении исключительной лицензии. Осуществление на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки у лица, которое использует результат интеллектуальной деятельности на основании простой (неисключительной) лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ), неправомерно.

Источник

Упрощен порядок проведения закупок в сфере культуры

Автор: Морозова Л., эксперт журнала

Федеральным законом от 01.05.2019 № 70-ФЗ внесены изменения в законодательство о закупках, согласно которым учреждениям культуры станет проще осуществлять закупки. Новшества начинают действовать с 31 июля 2019 года. О том, какие привилегии появятся у этих учреждений, поговорим в статье.

Правоприменительная практика реализации законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила ряд существенных недостатков в применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в сфере культуры. В ряде случаев нормы данного закона становятся препятствием на пути эффективной организации культурной деятельности. В связи с этим, а также с целью упрощения закупок в сфере культуры законодатели вносят изменения в законе о контрактной системе (и не только).

Госзакупки у единственного поставщика.

Закупки до 400 тыс. руб. (600 тыс. руб.). Ранее в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждения культуры могли осуществлять госзакупки учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб. без проведения торгов (то есть у единственного поставщика). В данном случае речь идет о государственных (муниципальных) учреждениях культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также о таких учреждениях, как зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, концертные учреждения, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.

В новой редакции данной нормы перечень учреждений культуры был расширен. К перечисленным выше добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.

И что самое главное, увеличился лимит суммы закупок, позволяющий размещать их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Значит, теперь без торгов можно осуществлять еще больше закупок. Однако при их проведении необходимо соблюдать и новые ограничения по годовому объему. Так, годовой объем закупок на сумму до 600 тыс. руб. не должен превышать:

либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и составлять не более 30 млн руб. (ранее 20 млн руб.).

Закупки у авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами. Приведем новую и старую редакции пп. 13 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которым установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика.

Новая редакция

Старая редакция

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Таким образом, внесенные новшества позволяют без проведения торгов закупать у конкретных авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами или лицензиями, не только сами произведения, их публичные исполнения, фонограммы, но и права на них.

Закупка музыкальных инструментов. Учреждения культуры теперь вправе приобретать музыкальные инструменты у единственного поставщика (юридического или физического лица) на основании пп. 17 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Ранее положения данного пункта распространялись лишь на следующие закупки учреждениями культуры:

создание произведения литературы или искусства по договору с конкретным физическим лицом;

исполнение произведений по договору с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность;

изготовление и поставку декораций, сценической мебели, сценических костюмов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий по договору с физическим или юридическим лицом.

Закупки за счет подаренных (пожертвованных) средств.

К закупкам, по которым бюджетные учреждения не обязаны соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, помимо закупок за счет собственных средств, средств грантов, добавляются закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования). Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и пп. 4 п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ[1].

Отметим, что упомянутые закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять на основании требований Закона № 223-ФЗ при условии наличия у них соответствующего положения о закупках, размещенного в единой информационной системе до начала года.

С целью проведения закупок с учетом названных новшеств в 2019 году бюджетным учреждениям разрешается до 1 октября 2019 года внести необходимые изменения в законе о контрактной системе и план закупки.

Дополнительные требования к исполнителям, допущенным к архивам библиотек и музеев

При заключении контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик вправе включить в него условие о выполнении подрядчиком работ (об оказании исполнителем услуг) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Данные положения прописаны в новом п. 29.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Обобщим новшества, принятые с целью упрощения проведения закупок учреждениями культуры. С 31 июля 2019 года:

1) с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. увеличится сумма единовременной закупки у единственного поставщика, с 20 млн руб. до 30 млн руб. – предельная величина годового объема таких закупок. При этом, как и раньше, указанные закупки не должны превышать 50 % совокупного годового объема всех закупок заказчика;

2) будет расширен список учреждений культуры, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика (добавляются дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел);

3) появится возможность заключения с единственным поставщиком контракта на изготовление и поставку музыкальных инструментов;

4) смягчатся требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет подаренных средств, в том числе пожертвований и благотворительных взносов. Учреждение вправе самостоятельно прописать порядок проведения закупок в положении о закупках;

5) появится возможность прямого запрета на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг), предполагающих допуск подрядчиков, исполнителей к базам данных, архивам и хранилищам музеев, библиотек.

Принятие перечисленных изменений, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных (муниципальных) учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс закупок в сфере культуры.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источник

Упрощен порядок проведения закупок в сфере культуры

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Федеральным законом от 01.05.2019 № 70‑ФЗ внесены изменения в законодательство о закупках, согласно которым учреждениям культуры станет проще осуществлять закупки. Новшества начинают действовать с 31 июля 2019 года. О том, какие привилегии появятся у этих учреждений, поговорим в статье.

Правоприменительная практика реализации законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила ряд существенных недостатков в применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44‑ФЗ) в сфере культуры. В ряде случаев нормы данного закона становятся препятствием на пути эффективной организации культурной деятельности. В связи с этим, а также с целью упрощения закупок в сфере культуры законодатели вносят изменения в законе о контрактной системе (и не только).

Госзакупки у единственного поставщика.

Закупки до 400 тыс. руб. (600 тыс. руб.). Ранее в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ учреждения культуры могли осуществлять госзакупки учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб. без проведения торгов (то есть у единственного поставщика). В данном случае речь идет о государственных (муниципальных) учреждениях культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также о таких учреждениях, как зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, концертные учреждения, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.

В новой редакции данной нормы перечень учреждений культуры был расширен. К перечисленным выше добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.

И что самое главное, увеличился лимит суммы закупок, позволяющий размещать их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Значит, теперь без торгов можно осуществлять еще больше закупок. Однако при их проведении необходимо соблюдать и новые ограничения по годовому объему. Так, годовой объем закупок на сумму до 600 тыс. руб. не должен превышать:

Закупки у авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами. Приведем новую и старую редакции пп. 13 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, которым установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика.

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Таким образом, внесенные новшества позволяют без проведения торгов закупать у конкретных авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами или лицензиями, не только сами произведения, их публичные исполнения, фонограммы, но и права на них.

Закупка музыкальных инструментов. Учреждения культуры теперь вправе приобретать музыкальные инструменты у единственного поставщика (юридического или физического лица) на основании пп. 17 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ.

Ранее положения данного пункта распространялись лишь на следующие закупки учреждениями культуры:

Закупки за счет подаренных (пожертвованных) средств.

Отметим, что упомянутые закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять на основании требований Закона № 223‑ФЗ при условии наличия у них соответствующего положения о закупках, размещенного в единой информационной системе до начала года.

С целью проведения закупок с учетом названных новшеств в 2019 году бюджетным учреждениям разрешается до 1 октября 2019 года внести необходимые изменения в законе о контрактной системе и план закупки.

Дополнительные требования к исполнителям, допущенным к архивам библиотек и музеев

При заключении контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик вправе включить в него условие о выполнении подрядчиком работ (об оказании исполнителем услуг) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Данные положения прописаны в новом п. 29.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ.

Обобщим новшества, принятые с целью упрощения проведения закупок учреждениями культуры. С 31 июля 2019 года:

1) с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. увеличится сумма единовременной закупки у единственного поставщика, с 20 млн руб. до 30 млн руб. – предельная величина годового объема таких закупок. При этом, как и раньше, указанные закупки не должны превышать 50 % совокупного годового объема всех закупок заказчика;

2) будет расширен список учреждений культуры, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика (добавляются дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел);

3) появится возможность заключения с единственным поставщиком контракта на изготовление и поставку музыкальных инструментов;

4) смягчатся требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет подаренных средств, в том числе пожертвований и благотворительных взносов. Учреждение вправе самостоятельно прописать порядок проведения закупок в положении о закупках;

5) появится возможность прямого запрета на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг), предполагающих допуск подрядчиков, исполнителей к базам данных, архивам и хранилищам музеев, библиотек.

Принятие перечисленных изменений, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных (муниципальных) учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс закупок в сфере культуры.

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источник

Закупка произведений искусства

Антикризисное предложение до 30 ноября

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Нюансы проведения закупки произведений искусства в 2020 году

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Закупки произведений искусства выносятся в отдельную область закона 44-ФЗ. Особенностью закупочной деятельности в целом является тот факт, что покупка картины импрессионистов и приобретение копировального аппарата для нужд образовательного учреждения проводятся одинаково. Вот только сделка с владельцем подлинника произведения искусства требует особой подготовки.

Именно поэтому такие закупки представляют отдельный интерес как для специалистов в области культуры, так и для контролирующих эту сферу организаций. В этой статье мы расскажем об особенностях сделок по приобретению предметов культуры и искусства и способах их осуществления.

Специфика закупки произведений искусства и культуры

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Согласно ч. 10 ст. 34 закона о госзакупках, культура входит ограниченный круг сфер, где допускается заключение одного договора с рядом исполнителей.

В роли заказчика в данном случае выступают органы управления, а также учреждения, осуществляющие свою деятельность в области культуры. У них есть право на проведение закупок произведений искусства, культурных ценностей, объектов культурного наследия, авторской продукции. Весь список доступных к приобретению предметов установлен ч. 7 ст. 32 закона 44-ФЗ.

Закупки в данной сфере осуществляются преимущественно учреждениями культуры, тем не менее такого рода деятельность доступна также для органов управления. Так, Министерство культуры РФ организует аукционы, целью которых является обеспечение государственных нужд за счет поставки товаров, услуг.

Вполне логично, что у сферы культуры и искусств, как и у любой другой, помимо профессиональных интересов, существуют общехозяйственные и социально значимые нужды, которые также требуют удовлетворения. По этой причине закупки, проводимые учреждениями культуры и органами управления в данной области, делят на два типа:

Во вторую группу включены следующие услуги, связанные с объектами культуры:

Нужно понимать, что закупки, входящие в первую группу, проводятся по тому же принципу, что и торги в других сферах. Тогда как при приобретении ТРУ, относящихся ко второй группе, важно учитывать специфику интересующей нас области.

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Закупки произведений искусства и связанных с ними услуг на уровне государства и муниципальных образований имеют следующие отличительные характеристики:

Помимо названных выше разновидностей закупок, в роли предмета торгов могут выступать «творческие» товары, то есть декорации, инсталляции, костюмы для выступления на сцене, экспозиции. Все перечисленное в некоторых случаях также является произведением искусства, для создания которого требуются особые навыки и творческий подход.

Способы осуществления закупки произведений искусства

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Закупка работ, имеющих отношение к произведениям искусства, осуществляется при помощи конкурса, который предполагает ограниченное участие исполнителей, согласно п. 2 ч. 2 ст. 56 закона о госзакупках. Каждый участник обязан отвечать дополнительным требованиям, зафиксированным в приложении №1 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.

Часть 2.1 ст. 56 позволяет использовать в данном случае электронный, в том числе закрытый аукцион, запрос котировок, предложений, а также заключать договор с одним исполнителем. Также закон не позволяет применять к претендентам повышенные требования. Но так как указанное выше постановление действует и на аукционы, организаторы должны ограничить количество исполнителей, выставив им дополнительные требования.

Часть 2, ст. 57 позволяет заказчику использовать двухэтапный конкурс, если планируется заключить соглашение, результатом которого станет создание произведения искусства. Кроме того, такой формат дает организатору возможность провести переговоры с исполнителями, чтобы более полно представлять тонкости предмета торгов.

Закупки произведений искусства проходят в соответствии с такими требованиями:

В законе 44-ФЗ законодатели постарались учесть специфику закупок произведений искусства и связанных с ними ТРУ, поэтому в данном акте указаны такие правила:

Изменения в законодательстве относительно закупок произведений искусства

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

По закону 70-ФЗ от 01.05.2019 г. после 31.07.2019 г. в силу вступили изменения в общее законодательство о закупках, позволяющие упростить тендерную деятельность для учреждений культуры:

Подпункт 5 п. 1 ст. 93 закона о госзакупках давал учреждениям культуры возможность проводить закупки произведений искусства, соответствующих услуг на сумму не более 400 тысяч рублей без необходимости проводить торги. Иными словами, ТРУ приобретались у единственного поставщика.

После принятия закона 70-ФЗ был расширен список учреждений культуры за счет включения в него центров народного творчества, домов ремесел. Еще одно изменение затронуло максимальную сумму закупок у единственного исполнителя – теперь она составляет 600 тысяч рублей. В результате организаторы закупок в данной сфере получили возможность чаще отказываться от торгов, что значительно упростило их работу.

Не стоит забывать про установленные ограничения по объему закупок произведений искусства на сумму до 600 тысяч рублей, проводимых в течение года. За этот срок разрешается приобрести ТРУ:

Речь идет о закупке произведений искусства, литературы (кроме приобретения проектов киноиндустрии для показа), записей конкретных исполнителей, когда обладателем права на данные произведения является единственный человек.

После внесения корректировок в законодательство в сфере госзакупок учреждения культуры получили возможность приобретать у конкретных авторов, обладающих исключительными правами или лицензиями, произведения, их публичные исполнения, фонограммы и права на них. При этом не требуется организовывать торги.

имеет ли право учреждение культуры приобрести картину без проведения конкурсной процедуры

Данная группа товаров также может теперь быть поставлена единственным продавцом, вне зависимости от того, является он юридическим или физическим лицом. В данном случае действуют, опираясь на пп. 17 п. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

До появления поправок положения данного пункта были актуальны только при заказе таких работ:

Поправки в п. 2 ст. 15 44-ФЗ гласят, что бюджетные учреждения могут не соблюдать нормы закона о госзакупках при проведении закупок произведений искусства из собственных средств за счет грантов, средств, полученных в качестве дара, в том числе благотворительного пожертвования.

Подобные закупки могут проходить в соответствии с нормами закона 223-ФЗ, если бюджетным учреждением подготовлено и до начала года опубликовано в ЕИС необходимое в таком случае положение о проведении тендера.

Также учреждения культуры при проведении торгов могут запретить использование услуг субподрядчиков, если для выполнения работ/предоставления услуг необходимо обеспечение доступа исполнителя к базам данных, музейным или библиотечным хранилищам.

В целом, при организации закупок произведений искусства, соответствующих услуг важно представлять себе тонкости осуществления государственных и муниципальных заказов в данной сфере. Закон устанавливает, что организаторы торгов должны выбирать формат тендера, отталкиваясь, в первую очередь, от специфики закупок различного рода товаров и услуг в интересующей нас сфере.

Действующие нормы федерального закона № 44, затрагивающие тему проведения тендеров учреждениями искусства и культуры, особенно заостряют внимание на специфике и установлении ключевых факторов, позволяющих добиться наиболее качественного выполнения заказа государственного и муниципального уровня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *