имеет ли школа право заставлять учеников убирать территорию школы
Имеют ли право в школе заставлять детей убираться в классах.
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его нельзя привлекать к труду, в том числе дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др.
Школа отвечает за жизнь и здоровье учеников и после уроков, – если они находятся на ее территории
luislouro / Depositphotos.com |
Школа должна надзирать за своими малолетними учениками в течение всего времени, когда дети находятся в школе или на закрепленной за школой территории, в том числе после окончания занятий. При этом именно школа предполагается виновной и отвечает за вред, причиненный одним ребенком другому, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о школьной драке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 мая 2019 г. № 77-КГ19-10).
Двое мальчишек – учеников средней школы (оба – младше 14 лет) – непосредственно после уроков поссорились и подрались. Прямо на школьной территории. Потасовка была серьезной – «проигравший» перенес операцию, затем длительное восстановительное лечение и неоднократную психологическую помощь. Мама этого мальчика потребовала от родителей обидчика компенсировать стоимость морального вреда, и те выдали ей расписку об обязательстве выплатить 100 тыс. руб. и часть требуемой суммы. Но впоследствии они потребовали деньги обратно, а компенсацию посоветовали просить у школы. В итоге родители драчунов оказались в суде: одна сторона просила взыскать моральный ущерб, вторая – вернуть деньги и признать расписку недействительной.
Районный и областной суды удовлетворили первые требования, а во встречных отказали:
ВС РФ эти решение и постановление отменил, указав на следующее:
Итог: дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В школе ребенка заставляют красить забор
Я уже знаю, что от большинства школьных сборов можно отказаться, а как быть со школьной практикой? Это вообще законно, что учеников заставляют красить забор и убирать территорию?
Некоторые школы предлагают выкупить ребенка с летней практики и дежурств. А можно ли отказаться от них бесплатно?
Практика бывает двух видов: предусмотренная образовательной программой и не предусмотренная. Расскажу про оба.
Сразу отмечу, что учитель может поручить школьнику какую-то работу только с письменного разрешения его родителей или если она предусмотрена образовательной программой: так написано во втором предложении части 4 статьи 34 закона об образовании.
Практика, предусмотренная программой
Школьники обязаны выполнять работу, предусмотренную образовательной программой. Такую программу школа разрабатывает самостоятельно. Например, на уроках технологии, которые раньше назывались уроками труда, школьников учат делать табуретки, работать на станках, шить и готовить.
Чем старше класс, тем более сложную работу могут выполнять ученики. Например, в 7 классе ученики занимаются росписью тканей, а в 9 — сборкой электронного устройства.
Наряду с такими занятиями Минобрнауки предложило школам включить в образовательные программы субботники, благоустройство школы и так называемые трудовые десанты. То есть может быть и так, что покраска забора входит в образовательную программу вашей школы.
Разработанная школой программа должна соответствовать госстандарту и примерной программе министерства образования. Есть реестр примерных образовательных программ, откуда школа может брать идеи.
Если практика предусмотрена образовательной программой, то ученики обязаны на нее ходить. Так решил Пермский краевой суд в 2011 году. А вот не предусмотренная программой практика не считается обязательной для посещения. Например, в 2015 году прокуратура Ростовской области предписала директору одной из школ прекратить летнюю практику по благоустройству школьного двора, так как она не была предусмотрена образовательной программой.
Цель трудовой практики — обучить и воспитать детей, а не отремонтировать школу. Поэтому администрация школы не может составлять образовательную программу с целью решить свои хозяйственные нужды. Вот, например, в Нижнем Тагиле школьников заставили достраивать стадион. Одна из учениц получила травму, и к директору школы пришла прокуратура с проверкой.
За работу, указанную в школьной программе, ученик должен получить оценку. За строительство стадиона никто оценку не поставит, даже если оно проходило во время урока. Работу, включенную в школьную программу, нельзя заменить денежной выплатой, так же как и уроки математики нельзя заменить деньгами.
Поэтому, если вам кажется, что детям поручают на уроках что-то не то, попросите администрацию школы показать образовательную программу. Если обнаружили нарушения, напишите в прокуратуру или комитет образования при администрации вашего населенного пункта.
Добровольная практика во внеурочное время
Практика может проходить во время каникул, выходных и после занятий. Она может входить в образовательную программу, а может и не входить. Если не входит, школа должна получить на нее согласие родителей ученика.
На летнюю практику согласие родителей обычно не требуется. Дело в том, что минимальное время летних каникул — 2, а не 3 месяца. Точная продолжительность летних каникул определяется каждой школой самостоятельно. Поэтому в образовательной программе школа может предусмотреть практику летом — до начала каникул.
Отказ родителей ученика от внеурочной практики никак не влияет на оценки, получение похвальных грамот и наград за успехи в учебе.
Добровольная практика не может длиться более 10 часов в неделю. Об этом указано во 2 сноске таблицы 3 п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.
За привлечение школьников к работам во время каникул без согласия родителей могут наказать директора школы. Например, в 2017 году из учеников 6—9 классов одной школы в Челябинской области сформировали трудовые бригады. Они должны были поливать клумбы на территории школы, убирать территорию, ремонтировать книги в школьной библиотеке. Согласие родителей на это никто не получал. Прокуратура предписала устранить нарушения и предупредила директора, что в следующий раз его накажут.
Иногда школы предоставляют альтернативу: вместо практики — заплатить. «Заплатите, уважаемые родители, и тогда ваш ребенок может не ходить на летнюю практику». Но родители могут просто не давать согласия на добровольный труд ребенка. Платить не нужно.
Работа, которую не может делать школьник
Есть работы, которые школьнику нельзя поручать ни в каком случае, даже с согласия родителей. Есть нормы веса, который ребенок может поднимать на работе, — они прописаны в постановлении Минтруда № 7. Также есть перечень работ, которые нельзя поручать детям, — в постановлении правительства № 163.
Максимальная продолжительность ежедневной работы, в том числе покраски заборов, не может превышать для детей в возрасте:
Раз в 45 минут должен быть 15-минутный перерыв для отдыха, об этом говорит п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10. В этом же пункте указано, что нельзя поручать школьникам уборку туалетов и мест общего пользования, а также мытье окон, светильников и уборку снега с крыш. То же самое можно отнести и к покраске: нельзя поручать ученикам красить окна и туалеты.
Прочитайте другие наши статьи про то, как тратить деньги на школу, и пройдите тест:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Правомерна ли уборка территории учащимися в школе во время уроков?
Правомерны ли действия администрации школы: всю первую четверть (т.е. почти 2 месяца) уроки технологии (8 класс) проводятся на улице. и дети при этом ТОЛЬКО убирают территорию школы! Никаких других познавательных, творческих или иных занятий на этих уроках нет! Т.е проводятся субботники. С моей стороны уже была попытка поговорить с кл.руководителем, и даже общалась с директором на эту тему. Но всё безрезультатно: сегодня дети снова вышли на уборку во время уроков (при темп. Воздуха 13 градусов, порывы ветра 18 км/ч, как мне кажется уже и не совсем тепло). Заранее благодарю.
Ответы на вопрос:
Пишите жалобу по этому поводу в департамент образования вашего города.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона об образовании в РФ обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Сомневаюсь, что уборка территории предусмотрена образовательной программой, в любом случае необходимо жаловаться, можно и в прокуратуру т.к. нарушается право детей на образование.
Похожие вопросы
Моя дочь ходит в 8 класс. В классе их 18 человек. Директор сказала, что на урок технологии мальчики и девочки будут ходить вместе т. к. маленький класс. И на уроках технологии будут убирать территорию школы. Имеет ли право директор заместо занятий технологии заставлять детей быть дворниками. И сделать занятия вместе девочек и мальчиков.
Извиняюсь за столь длинный текст. Классный руководитель заставляет учеников убирать класс после уроков. Однажды я отказался, ссылаясь на федеральный закон об образовании в РФ статья 34 пункт 4, после чего она отвела меня к завучу, в месте с которой попыталась доказать мне, что я обязан убираться, ведь «все убираются, чем ты лучше?». После нескольких минут разговора и моих отказов, они поняли, что в этом толку нет. Завуч вызвала мою маму в школу. Прошло некоторое время. Вчера, по-мнению классного руководителя, я должен был убирать класс. Разумеется, я ушел из школы после окончания уроков без всякой уборки. Сегодня она не успела навести со мной разборки (как она обычно делает, приходя на уроки к другим учителям и позоря «виновных» учеников перед всем классом выставляя их в не очень хорошем положении, разумеется срывая эти самые уроки и отнимая минуты, которые могли быть потрачены на изучение темы), так как я был в другой школе на олимпиаде. Но сегодня до меня дошли сведения от одноклассников, что на уроке ОБЩ, который она ведет, она заявила, что моя мама будет убирать класс вместо меня, ведь они с ней «договорились» (нет, они не договаривались). К стати, в одно время мы сдавали деньги на уборщицу по 150 рублей с человека классному руководителю на руки. Итак, мои вопросы: прав ли я в своих действиях? Имела ли право завуч вызывать мою маму в школу по такому поводу? Имеет ли право классный руководитель срывать уроки, разбираясь с учениками? Имела ли право классный руководитель фактически называть мою маму «уборщицей»? Имела ли право классный руководитель собирать деньги с учеников на уборку класса? И наконец, почему уборщицы в школе не убирают классы в школе, передавая эту обязанность «в руки» классного руководителя и детей?
Администрация школы утверждает, что если мой ребенок (ученик 6-го класса) не прошел летнюю трудовую практику (уборка территории школы в течение 10 летних дней), он не будет переведен в следующий класс. Правомерны ли такие действия? Школа регулярно собирает деньги с родителей на охрану и уборку школы, ремонт школы и т.д., законны ли подобные действия?
Действительно ли в государственных школах (младшая школа 2-й класс) уборщица не обязана убирать классы, а этим должны заниматься родители или дети?
Должностные инструкции пока не.показали родителям, но есть вероятность что там внесены не все пункты должностных обязанностей. Может ли директор так радикально вычеркнуть пункт уборки школьных помещений (классов) из обязанностей уборщицы? Ведь это явно нарушает санитарные нормы.
День добрый! Моего ребёнка в школе, ему 11 лет и он ученик 5 класса, со всем классом во время урока технология отправили собирать мусор вдоль проезжей части, причём акцент преподавателя был на то чтобы убрали не только бутылки, но и вплоть до окурков. При этом выдали уже использованные перчатки, где даже пальчиков не было, собирали в мешки и тащили по всей длине улицы. При этом весь класс не присутствовал на уроке технология и уроке математики. При отсутствии на уроке математики преподаватель математики отругала детей и выслушать их не захотела, а преподаватель который отправил детей на уборку не соизволил оправдать детей и даже не пришёл и ничего не объяснил другому учителю. При этом лично мой ребёнок получил сильнейшую психологическую травму, так как незаслуженно на него кричали и обвинили в прогуле серьёзного предмета. Пришёл домой в истерике, долго плакал, пытаясь объяснить мне, что он не виноват. Мы живём в небольшом городке в Воронежской области, в городе много больных с открытой формой туберкулёза и поэтому меня очень беспокоит то, что мой ребёнок практически голыми руками убирал мусор, в школьной форме (пиджак, брюки, рубашка) в новых туфлях, пришёл после этой уборки весь в грязи, только что прошли дожди и шли почти неделю, а дожди в чернозёмном районе-это нужно видеть! Мой вопрос: 1. правомерно ли поступили преподаватели школы?
2. Что я могу предпринять для привлечения виновных к ответственности за их действия?
3. Куда и в какие органы мне следует обратиться?
4. какую компенсацию материального и морального вреда могу предъявить администрации школы?
5. И конкретно на кого жаловаться, на учителя или администрацию школы?
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Мыть или не мыть: можно ли заставить учащихся убирать классы и участки
Студенты одного из вузов Барнаула обратились в прокуратуру из-за того, что преподаватель отправила их на уборку помещений. Прокуратура встала на защиту учащихся. В редакции Amic.ru вспомнили, с какой тоской в детстве после уроков мыли пол в классе, вытирали доску, а в студенчестве весело очищали сквер от опавшей листвы. И решили выяснить, как сегодняшние школьники и студенты относятся к такой «трудотерапии», и если все это незаконно, то как сейчас детям прививают любовь к труду.
Кто на что учился
«Студенты не должны осуществлять уборку в учебных заведениях — это противоречит политике вуза, который оказывает образовательные услуги», — категорично заявила студентка АлтГУ Анастасия Патуля.
«Наводить чистоту должна техничка, поскольку это её работа, а администрация учебного заведения должна обеспечить комфортные условия для обучения», — считает студентка АФ РАНХиГС Варвара Эрмиш.
«Каждая услуга должна быть оплачиваемой. Если я каждый месяц плачу за уборку людям, специально нанятым именно на эту работу, или плата за неё включена в стоимость обучения в университете, то вряд ли я захочу дополнительно по просьбе преподавателя мыть пол или стены. Если заплатят, то можно выполнить чужую работу», — высказывается студентка Олеся.
«С точки зрения закона, принудительный труд и в университете, и в школе недопустим. Обучающиеся должны учиться, а уборка предоставляется другим нанятым людям», — поддержал студентов доцент Алтайского государственного университета Владимир Витвинчук.
А вот председатель Лиги студентов АлтГУ Савва Шипилов считает, что помощь родному вузу – абсолютно нормальное явление: «Мы живём в обществе, и нужно следить за самим собой, не мусорить, уважать чужой труд. Ученики могут проводить субботники или, например, помогать переносить парты, если это потребуется».
Школьная практика
Как выяснилось, школьники в Алтайском крае тоже стонут от «непосильного гнета».
Так, Виктория, выпускница Павловской средней школы, рассказала, что, начиная с 7-го класса, в летнее время ученики обязаны мыть плитку, окна и подоконники в классах. И такой принудительный труд детей не устраивает. А с 10-го класса учеников даже обязывают проводить генеральную уборку в классе. Освобождаются только те, кто работает в другом месте, например, вожатыми в детском лагере.
Во многих школах края для учащихся введена обязательная летняя практика. С 5-го класса ученики полют и поливают клумбы, следят за газоном.
«У нас в классе обязаны отрабатывать все. Нет освобождения даже для тех, кто уехал на все лето. Осенью его попросят что-нибудь сделать. Было бы, конечно, хорошо, чтобы без школьной практики – все-таки лето», — считает 10-классник Максим, ученик барнаульской школы.
У педагогов же своя головная боль: как организовать порядок в классе, если детей привлекать нельзя, а родителям некогда.
«С точки зрения воспитания, мыть кабинеты самостоятельно — полезно. Но дети сейчас совсем не приучены к общественному труду. Педагогам приходится с трудом организовывать уборку класса учениками после проведённых уроков. Это дополнительная нагрузка и головная боль», — согласна с коллегой Альфия Черкашина, учитель средних и старших классов.
«Я считаю, что летняя отработка для школьников полезна. Дети должны привыкать к труду. Школа — это второй дом, там дети проводят большую часть времени. Получают не только знания, но и учатся работать сообща, в коллективе. Считаю, что неделя летней отработки детям не навредит. Но я против уборки кабинетов после уроков. Во-первых, это полная антисанитария — не будут же дети носить с собой сменную одежду для уборки. Да и после уроков им есть чем заняться: кружки, секции. Поэтому в штате школы должны быть уборщики», — уверена Ирина, мама школьницы.
«У детей должно быть и трудовое воспитание. Уборки — занятие не ежедневное, проводятся раз в полгода или год. Конечно, есть технички, но школьники вполне могут убрать в классе, который они любят и облагораживают. Мы, например, делали сами ремонт в своём учебном кабинете, очень гордились этим», — не согласна студентка АлтГУ Анастасия Коваль.
Что говорит закон
Закон Российской Федерации говорит о том, что основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является принцип добровольности. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно (если они несовершеннолетние), необходимо еще согласие родителей или законных представителей.
«Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается», — выдержка из Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Как воспитывать любовь к труду?
Фото: Old.zwezda.su
Поскольку воспитывать любовь к труду принуждением закон запретил, педагогам остается уговаривать родителей и детей принять участие в наведении порядка класса или пришкольной территории.
Но есть еще вариант, когда дети трудятся на пришкольном участке за деньги. Ежегодно в Алтайском крае в период летних каникул организуется акция «5-я трудовая», которую проводит региональное министерство труда и социальной защиты.
Принять в ней участие могут дети в возрасте с 14 лет. Школьники трудятся в составе школьных ремонтных бригад, на благоустройстве, озеленении, ухаживают за памятниками и мемориалами, привлекаются к выращиванию растений, выполняют различные виды легкого неквалифицированного труда на предприятиях и в организациях, получая при этом заработную плату и материальную поддержку.
И такой вариант устраивает всех. Так, например, заместитель директора по воспитательной работе новоалтайской школы №1 Елена Подолянченко говорит, что число желающих таким образом потрудиться очень высоко, даже мест не хватает: «В нашем учебном заведении не было и нет никаких трудовых практик и отработок, поскольку школа молодая и современная. Плюс не каждый родитель согласится на то, чтобы его чадо занималось физическим трудом. Но есть трудовая четверть — ученики за деньги приносят благо и школе, и городу, и самим себе. Желающих работать очень много, но для школы существует специальная квота, которую выделяет администрация и служба занятости. Основных объектов у нас три: бульвар им. Героя Советского Союза А. Е. Землянова, здесь идёт посадка цветов, полив, прополка; пришкольный лагерь, в котором работают вожатые; и территория школы, здесь трудятся работники строительной бригады. Занимаются мелким ремонтом и подготовкой школы к новому учебному году», — рассказала Елена Подолянченко.
Как было в Советском Союзе
«В 1980-е годы у нас были дежурства, мы сами убирали кабинеты. Была и пятая трудовая. И мы с девочками белили всю школу. А чтобы достать до потолка, ставили парту на парту. Мальчики находились в школьном гараже, что-то ремонтировали. Кроме этого, мы собирали березовые почки и сдавали в аптеку, собирали металлолом, а на вырученные деньги школа покупала какие-то предметы, которые были необходимы для обучения», — вспомнила Наталья, мама выпускницы средней школы.
«Мы дежурили классами. Нам выдавали огромное ведро и грязную тряпку из старого мешка, мы этой тряпкой тщательно размазывали грязь по полу. Осенью заклеивали дыры в окнах, весной убирали дворик, территорию», — поделился воспоминанием Владимир Витвинчук, доцент Алтайского государственного университета.
А как за границей?
В Великобритании чистоту учебных помещений поддерживают специальные организации — клининговые компании, а школьники наводят порядок только на своём рабочем месте.
А вот японские школьники не только моют свои парты и доски, но и в целом отвечают за чистоту классов, а еще и туалетов и коридоров.
В Южной Корее школьники убирают в кабинете сразу после уроков.
В итальянских школах есть уборщики, поэтому ученикам проявлять инициативу в поддержании чистоты незачем.
В Германии существует система дежурств: каждый класс по очереди убирает пришкольные участки.
А вот на острове Тайвань уборка школьной территории проводится ежедневно за час до начала занятий: ученики готовят кабинеты к новому учебному дню.