имеет право кондуктор высадить пассажира без маски

Не нарушают ли мои права, если не пускают в магазин или в автобус без маски и перчаток?

Указом мэра Москвы предусмотрено с 12 мая 2020 г. использование гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве,

осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли.

Контроль за соблюдением указанных требований возложен на:

Нарушителей будут штрафовать на 4–5 тысяч ₽.

Но вход в магазины и общественный транспорт не может быть ограничен из-за отсутствия маски и перчаток.

Работники и собственники магазинов не могут препятствовать входу покупателей, но они вправе вызвать либо полицию, либо сотрудников контролирующих органов, в чьём ведении находится контроль за соблюдением норм Указа мэра Москвы от 07.05.2020 г., для составления протокола.

Важно помнить, что отсутствие маски или перчаток уже является нарушением.

P. S. Аналогичные меры приняты в Санкт-Петербурге (за нарушение предусмотрен штраф в 4 тысячи ₽) и ещё ряде регионов России. Губернаторы субъектов РФ сами решают, когда вводить масочно-перчаточный режим и будет ли он носить обязательный или только рекомендательный характер.

Вчера видел, как во Вкусвилле кассир отказывалась обслуживать покупателя без перчаток. Он возмущался. Бросил покупки и ушёл.

Отвечаем на потребительские вопросы о финансах

Максим Глазков, в соцсетях представители Вкусвилла ответили, что во всех их магазинах они предлагают бесплатные маски и перчатки для покупателей. Если это не так, можно пожаловаться руководству.

Редакция Сравни.ру, перчатки бесплатные были, маски — за 34 или 38 ₽. Но покупатель ссылался на Конституцию и не хотел ничего надевать.

Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»

В связи с распространением коронавируса с 12 мая власти Москвы и Подмосковья, а также некоторых регионов России ввели требования об обязательном ношении масок и перчаток в общественных местах, в транспорте, в том числе и в метро. Анонсировали штрафы за несоблюдение «масочного» режима в размере 4 тысяч ₽.

Однако такое требование носит рекомендательный характер, не регламентировано и не основано на нормах права. Любые попытки оштрафовать нарушителей за отсутствие перчаток и маски будут незаконны, как и незаконны требования магазинов, обязывающие посетителей применять защитные средства или отказывающиеся обслуживать посетителей без масок и перчаток. Такое требование, как условие получение услуги покупки товара, противоречит закону о защите прав потребителей и может быть обжаловано в Роспотребнадзоре, прокуратуре или в суде. Беспокойство и забота о защите своего здоровья лежат на самих гражданах, и они вправе решать, как им заботиться о своём здоровье.

В нашей стране введён только режим самоизоляции, и все постановления, вынесенные в связи с этим, носят рекомендательный характер и не могут противоречить федеральным законам, Конституции РФ и ограничивать права и свободы граждан. В настоящее время в стране нет закона, обязывающего граждан соблюдать «масочный режим», и никакими правилами, введёнными в обход процедуры принятия закона, ограничить права граждан нельзя.

Источник

Могут ли пассажира без маски выгнать из транспорта и чем ответить на применение силы?

На этой неделе начало действовать постановление главного санитарного врача России Анны Поповой о всеобщем масочном режиме. Но еще перед этим из регионов стали поступать сообщения об инцидентах на линиях общественного транспорта. Пассажиров, которые категорически отказывались надевать защитные маски, выгоняли из салонов, часто с применением силы. Законны ли такие действия и может ли пострадавший ковид-диссидент привлечь обидчиков к ответственности?

Законно ли требование носить маски?

Постановление главного санитарного врача России о всеобщем масочном режиме вступило в силу с 28 октября. Первый же его пункт предписывает всем, кто находится на территории Российской Федерации, «обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах». Второй пункт адресован губернаторам регионов: им надлежит обеспечить контроль за исполнением первого пункта.

Главный санитарный врач, он же глава Роспотребнадзора, действует на основании федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999). В статье 10 этого закона сказано об обязанности граждан «выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц». Еще одна обязанность согласно той же статье — «не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания».

Но не только. Повинуясь второму пункту постановления Анны Поповой, главы регионов оперативно внесли очередные изменения в собственные, как правило, еще мартовские указы и распоряжения о режиме повышенной готовности на территории своих субъектов. В новой редакции этих региональных актов появился пункт, так или иначе передающий смысл предписания о всеобщем масочном режиме. То есть теперь это предписание как федерального уровня, так и регионального.

До Конституционного суда дошло первое дело о законности ограничений из-за коронавируса

Здесь важно помнить, что еще в апреле в федеральное законодательство внесли изменения, которые приравняли эти самые региональные акты к обязательным для исполнения правилам поведения при спецрежиме. И установили ответственность за нарушение этих правил — предупреждение или штраф до 30 тыс. рублей (20.6.1 КоАП РФ).

По поводу законности этих новшеств спорят до сих пор. Но никому не удалось отменить ни один из региональных актов о режиме повышенной готовности, не говоря о поправках в федеральное законодательство. В конце сентября стало известно, что один из таких региональных споров — в Подмосковье — дошел и до Конституционного суда. Ему предстоит оценить все эти типовые карантинные ограничения в регионах на предмет соответствия Конституции. Но пока о решении КС ничего не известно.

Законно ли отказывать в обслуживании без масок?

Похоже, тот же ответ — да. По крайней мере, нам не удалось найти сведений о том, что предприятия торговли и услуг понесли какую-то ответственность за разворот покупателя или клиента без средств индивидуальной защиты у входа или у кассы.

В мае вышло письмо Минпромторга с разъяснениями. Из него следует, первое, что должны предпринять продавцы при появлении безмасочного клиента, — напомнить ему об ответственности и обязанности надеть маску. «В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения», — сказано в документе.

Этот алгоритм посетители многих магазинов и торговых центров за несколько последних месяцев уже выучили наизусть — о нем постоянно рассказывают по локальной громкой связи. В реальной жизни в силу понятных причин коммерческий сектор довольно лояльно относился к нарушителям и, скорее всего, продолжит это делать дальше — в конце концов в письме Минпромторга было сказано о праве, а не об обязанности отказать в обслуживании без масок.

С другой стороны, если губернаторам вдруг каким-то образом удастся усилить контроль над соблюдением масочного режима (например, начнут штрафовать не покупателей, а сами магазины), вольнице может прийти конец.

«В любом случае покупателю или посетителю лучше не пытаться доказать свое право на обслуживание без маски. Работник магазина будет стоять на своем, выполняя служебную инструкцию. А сам конфликт может закончиться вызовом сотрудников полиции, которые составят административный протокол», — предупреждает автор telegram-канала «Правовая культура» Макар Коляда, кстати, сам работающий юристом в компании «Касторама РУС», управляющей сетью гипермаркетов для строительства и ремонта.

Жителя Благовещенска оштрафовали за ношение защитной маски на подбородке

Что точно бесполезно — это пытаться в подобных ситуациях взывать к правам потребителя. Защитой этих прав тоже занимается Роспотребнадзор, а между правами потребителей и санитарным благополучием ведомство наверняка выберет второе.

Кстати, популярный способ «как бы» носить маску на подбородке, при котором лицо и органы дыхания остаются открытыми, еще в июне стал поводом для назначения штрафа. Так решил городской суд Благовещенска, который разобрал характерный случай в супермаркете. Туда с маской на подбородке заглянул мужчина, и для него этого кончилось административным протоколом и штрафом в 5 тыс. рублей. Очевидно, эта практика будет только расширяться.

А что насчет прав и обязанностей пассажиров общественного транспорта?

Здесь применима прямая аналогия с торговлей и другими видами обслуживания. Тем более в постановлении главного санитарного врача общественный транспорт и такси упомянуты отдельно. Да, вас могут не пустить в салон, если вы откажетесь надеть маску. И на том же основании попросить выйти из салона, если вы, например, маску сняли и игнорируете требование снова ее надеть.

«Убежденность в личной правоте не избавляет вас от общих обязанностей и ответственности за их невыполнение. Если у вас цель — не провоцировать окружающих, а спокойно доехать из точки „А“ в точку „Б“, лучше все же последовать предписаниям. Тем более что именно общественный транспорт во многих регионах становится объектом повышенного контроля. Рейды Роспотребнадзора по выявлению нарушителей масочного режима в транспорте проводятся гораздо чаще, чем в прочих общественных местах», — отмечает Макар Коляда.

Зачастую результатом таких рейдов становятся санкции в отношении перевозчиков — вплоть до запрета продолжать работать на маршруте.

Неудивительно, что перевозчики ответили принципиальностью по отношению к пассажирам, из-за которых их могут наказать. Водители просто отказываются продолжать поездку, пока нарушитель не покинет салон.

Здесь, конечно, можно продолжать стоять на своем, испытывая терпение водителя, кондуктора, других пассажиров. Но нужно помнить, что для транспортного предприятия простои — это упущенная прибыль. И вопрос времени, когда перевозчики освоят механизм судебного взыскания этих денег с ковид-диссидентов, создающих помехи в работе. В этом случае предъявленные к возмещению суммы могут оказаться пострашнее любых штрафов.

Что делать, если в ответ на отсутствие маски начинают «жестить»?

Свидетельствами о грубости и рукоприкладстве в отношении упертых «безмасочников» сейчас забит интернет. Взаимное уважение и эмпатия и так не самая сильная сторона нашего менталитета, а сейчас и подавно — нервы у многих действительно на пределе. В этой обстановке заставлять очередь или полный трамвай становиться свидетелем вашей принципиальности — игра с огнем. В любой момент словесные аргументы могут закончиться, в ход пойдут кулаки, и не факт, что этот инцидент закончится для вас без серьезных последствий.

Как россиян крутят, штрафуют и бьют за отсутствие масок

Что до юридической стороны вопроса, то применять физическую силу (а при необходимости и спецсредства) вправе только сотрудники правоохранительных органов. Это право четко регламентируется федеральными законами. Если люди в погонах ведут с вами чересчур агрессивно, не надо их оскорблять и тем более оказывать физические сопротивление. Люди за пластиковый стаканчик, брошенный в ряды правоохранителей, оказывались за решеткой, и вы рискуете повторить этот путь. Лучше продолжить отстаивать свою правоту в отделе полиции, вызвав на помощь юриста или адвоката.

Если вы сами не бросаетесь с кулаками, распускать руки не вправе водитель, кондуктор, контролер, продавец или сотрудник частной охранной организации. И уж тем более люди из рассерженной очереди или из числа негодующих по вашему поводу пассажиров. В противном случае они совершают правонарушение, а то и преступление.

Так что если на вас набросился кто-то, кто не обладает полномочиями задерживать с применением физической силы, вы становитесь пострадавшим, особенно если вам действительно нанесли побои.

Здесь все по привычной схеме: идите в травмпункт, фиксируйте телесные повреждения (заключение бюро судмедэкспертизы имеет еще большую юридическую силу), пишите заявление в полиции. Понятно, что шансы привлечь обидчика к ответственности тем выше, чем полнее ваши доказательства — видеозапись, показания свидетелей. Возможно, имеет смысл обратиться за профессиональной юридической помощью.

Но помните: обстоятельства вашего дела наверняка сделают неоспоримым факт, что вы нарушили масочный режим. А значит, есть все шансы понести за это наказание.

Масочный режим лучше соблюдать, у вас почти нет шансов доказать, что вы вправе не надевать средства индивидуальной защиты.

Не стоит проявлять принципиальность в своем нежелании надевать маску там, где ее требуют надеть. Так вы ничего не добьетесь и рискуете получить штраф и столкнуться с физической агрессией.

Не доводите дело до кулачного боя, но если это произошло, фиксируйте побои, идите в полицию и в суд.

Источник

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

Использовать льготы на проезд

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

Как победить выгорание

Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен

Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.

Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:

Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.

Бесплатно возить маленьких детей на коленях

Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:

Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.

Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.

Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску

Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:

Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.

Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.

имеет право кондуктор высадить пассажира без маски

Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном

Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:

Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.

Уехать на автобусе, если есть свободные места

Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.

Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.

Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.

Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы

Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.

Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.

Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.

Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах

Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.

Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.

Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:

Сдать билет и вернуть 95% стоимости

Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:

Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:

Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.

При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%

Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.

Такая возможность возникает в двух случаях:

В этих случаях пассажир имеет право:

Вернуть часть цены билета при форс-мажоре

Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.

В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.

Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался

Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.

Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.

Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.

Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса

Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.

Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.

Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.

За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.

Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.

Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.

Получить компенсацию в случае ДТП

Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.

Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.

При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:

Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав

Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.

Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.

Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.

Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.

Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.

Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:

Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.

Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию

Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.

Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.

Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.

Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута

Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.

Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.

Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки

Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.

Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.

Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *