имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Источник

Отрешение президента от должности: правила импичмента

В отечественной конституционной практике президентство считается молодым институтом. Правовая подоплека понятия главы государства неразрывно связана с отрешением президента от должности. Эта процедура является неотъемлемой частью законодательных актов демократического государства. Она закреплена на уровне Конституции РФ и находится в ведении нескольких государственных органов.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Отрешение президента от должности

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Отрешение президента от должности или импичмент — один из видов конституционной ответственности. Эта правовая мера заключается в принудительном уходе с поста по решению компетентных органов.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Конституция РФ. Статья 93

В специальной статье рассмотрим, какими законодательными полномочиями обладает президент РФ.

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявленияПринудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности.Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

На законодательном уровне предусмотрено временное прекращение исполнения обязанностей. Эта ситуация возможна при хороших прогнозах медиков. В таком случае деятельность приостанавливается до полного выздоровления. Конституцией не предусмотрен конкретный временной отрезок, отведенный на лечение. Это является дополнительной гарантией сохранения поста. Ограничением считается лишь срок, на который он был избран.

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Правом выдвигать обвинение наделены депутаты Государственной Думы. Решение принимается при условии согласия не менее 150 человек, что является 1/3 от состава парламента.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

Общая трактовка дана в ст. 275 УК РФ. Факт измены наступает при выявлении шпионажа, предоставлении иностранному государству, компании либо доверенному лицу информации, содержащей государственную тайну. Эти сведения гражданин может получить во время прохождения службы, учебы или работы на секретных предприятиях. Оказание консультационной, технической и материальной помощи в указанном контексте также является основанием уголовной ответственности.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности. Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены. Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Схема взаимодействия между компетентными органами

Пошаговый механизм импичмента

Отрешение президента от должности — процедура сложная, проходит в несколько этапов.

Таблица 2. Алгоритм продвижения обвинения

ЭтапОписание
Предварительная оценка действий ПрезидентаПри возникновении прецедента парламентарии проверяют правомерность решений главы государства. Подобная инициатива возможна при согласии не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Обвинение должно базироваться на конкретных доказательствах и сопровождаться пояснительной запиской.
Создание специальной комиссииИнициативная рабочая группа, созданная постановлением Государственной Думы, анализирует аргументированность выдвинутой претензии. Она включает в себя 15 человек, в том числе председателя и его заместителя. Деятельность комитета схожа с функционированием следственных органов. Главные задачи — рассмотрение материалов и последующее их опровержение либо верификация. В комиссии должно быть одинаковое количество представителей различных фракций. Члены этой структурной единицы вправе запросить необходимую информацию от государственных органов и требовать объяснений. Резолюция о выдвижении обвинительного приговора должна быть одобрена большинством голосов методом поименного опроса. Затем в течение 7 дней заключение направляют в Совет Думы. Впоследствии оно включается в повестку заседания.
Обсуждение вопроса депутатами Государственной ДумыЕсли комиссия приняла решение о наличии состава преступления, последующее решение выносят парламентарии. Для дальнейшего продвижения обвинительного приговора нужно согласие 300 человек. Решением Конституционного Суда установлено, что при определении необходимого количества лиц, речь идет не о реально избранном, а конституционно установленном числе. В течение 5 дней Постановление должно быть направлено в Совет Федерации и Верховный Суд. С момента выдвижения обвинения депутаты Государственной Думы не могут быть распущены.
Рассмотрение дела Верховным СудомПосле подтверждения приговора депутатами судьи дают заключение о наличии факта государственной измены либо улик, демонстрирующих тяжкие преступления. Возбуждение уголовного дела находится в ведении исключительного ВСР.
Вывод Конституционного СудаНа этом этапе рассматривается соблюдение предыдущими инстанциями следственной процедуры.
Финальный вердикт Совета ФедерацийИменно эта стадия является решающей при вынесении обвинительного приговора. Для отрешения от должности требуется не менее 2/3 голосов.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Предельный срок, отведенный на рассмотрение вопроса об импичменте, — 3 месяца. Началом временного отрезка считается день выдвижения обвинения депутатами Государственной Думы.

Особенности процедуры

По мнению некоторых законодателей, этот механизм содержит непроработанные моменты:

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

Согласно УК РФ тяжкими считаются умышленно совершенные преступления, максимальное наказание за которые составляет до 10 лет. В эту категорию не попадают многие экологические и финансовые махинации, уклонение от уплаты налогов, халатность и незаконное предпринимательство.

Процедурные отличия в ряде стран

Институт импичмента преимущественно регламентируется конституцией. Ключевыми моментами при описании механизма являются следующие:

В большинстве случаев отрешение от должности происходит либо парламентским способом, как в США, либо комбинированным, как во Франции.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Английская модель

По данным историков эта процедура практиковалась в Англии уже в XIV в. Она касалась не лидера страны, а нижестоящих должностных лиц. Расследование предполагаемых преступлений проводилось Палатой Общин, порой даже без подготовительного следствия. Импичмент в этом контексте трактовался как механизм привлечения к ответственности, но не ухода с поста. Дальнейшие процедурные моменты были в ведении парламентского суда и Палаты лордов.

Американская традиция истоками уходит в английскую.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Европейские страны

В ФРГ, например, существует разделение юридической и политической ответственности Президента. Инициатором процедуры выступает парламент. Согласно французской конституции глава государства может привлекаться к конституционно-правовой и уголовной ответственности, что, например, не возможно в ФРГ. В Чешской Республике запрещено привлекать к подобного рода ответственности человека, занимавшего столь высокий пост. Однако это касается лишь преступлений, совершенных им во время исполнения своих полномочий в роли Президента.

имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

Первый импичмент в Европе состоялся в отношении Президента Литвы

Таблица 3. Сравнительная таблица особенностей процедуры в государствах постсоветского пространства

Заключение

Глава государства несет ответственность перед народом. Чтобы побудить Президента соизмерять свои действия с Конституцией РФ не только в период выборов, был создан Институт отрешения. Несмотря на сложность, эта процедура является необходимой и считается одним из признаков демократического государства.

Видео — Как работает импичмент

Источник

Статья 93. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Источник

Имеет право на осуществление процедуры импичмента президента рф кто

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *