имели ли право женщины принимать участие в олимпийских играх древней греции
Как женщине в Древней Греции удалось стать Олимпийской чемпионкой
Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года на Пелопоннесе (южная часть Греции) рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. В глубокой древности игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Первое упоминание об играх мы находим у Гомера: Ахилл после смерти своего друга Патрокла устроил пышную тризну, сопровождавшуюся играми среди участников Троянского похода.
Победа на Олимпиаде ценилась не ниже, а, может быть, и выше воинских подвигов. Обладатели заветных лавровых венков приравнивались к богам; им наравне с богами ставили памятники, их до конца дней содержали за счет общины, им воздавали поистине неземные почести. Считалось, что они отмечены богами. Нужно сказать, что для эллинов важно было занять только первое место, то есть быть лучшим. Второго и третьего места, как сегодня, у них не было.
И, несмотря на табу, нам все-таки известна одна Олимпийская чемпионка: надпись и воздвигнутый в честь нее монумент в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный греческий историк Павсаний.
Как же ей это удалось?
Уделом большинства гречанок был дом, заботы о семье и т.д. Лишь в Спарте женщины пользовались большей свободой. Известен случай, когда афинянин упрекнул спартанца в недостатке демократии в их государстве, на что последний ответил: «Наведи сначала демократию в своей семье». О более свободном положении спартанок по сравнению с женщинами других греческих государств говорит также тот факт, что в Спарте существовала целая прослойка граждан, которых называли «парфениями». Считается, что это были дети, рожденные спартанками в девичестве (то есть до брака), что не осуждалось обществом.
Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.
Киниска занималась разведением лошадей. Это увлечение поддерживал ее знаменитый брат, хоть и относился к нему не очень серьезно. Тем не менее, выставленная Киниской на Олимпийских играх четверка лошадей пришла к финишу первой. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести.
Едва различимая надпись, которую Павсаний спустя более чем пять веков после этого события смог записать в свой «путеводитель» по Элладе, сохранив ее для нас, имеет следующее содержание:
Мои отцы и братья были спартанскими царями,
Я одержала победу с командой быстроногих коней
И воздвигла этот памятник я, Киниска.
Я говорю, что я единственная женщина в Греции,
Завоевавшая этот венок.
Некоторые историки, правда, упрекают Киниску в том, что она не упомянула в своей хвалебной надписи даже имени возницы, который, собственно говоря, и добыл победу для владелицы олимпийской упряжки. Но Киниска, видимо, сочла, что «не царское это дело».
кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН
Николай Саввониди
Женщинам запрещалось участвовать в Олимпийских играх и даже наблюдать за соревнованиями
Спортивные состязания в Древней Греции были общенародным событием, которого ждали все — зрители и участники. Согласно правилам, проходили они раз в четыре года на Пелопоннесе рядом с храмом Зевса Олимпийского, и участвовать в них имели право только мужчины. Женщинам запрещалось участвовать в олимпиадах, даже смотреть на них. Иначе их ждала казнь.
Олимпийцы сплошь были мужчины, а в соревнованиях они участвовали нагими. Проводившиеся раз в четыре года Игры были частью глубоко религиозного ритуала, очевидно, по этой причине женщинам туда хода не было. Вроде как религия запрещает, не власти.
Победивший на Олимпиаде становился настоящим героем — не как на войне, но не ниже. Голову победителя венчал венок из лавровых веток, так что обладатели заветных наград приравнивались к богам Олимпа и считались любимцами Зевса. Отметим, что победитель Олимпиад мог рассчитывать на вечные социальные гарантии: до конца дней спортсмена содержали за счет общины, воздавая поистине неземные почести и ставя памятник при жизни. Сложно себе представить, чтобы так пышно чествовали женщину в Древней Греции — задачей слабого пола было обеспечение тыла, какие уж там Олимпийские игры.
Почему женщинам запрещалось участвовать в Олимпийских играх даже в качестве зрительниц?
Традиционно Олимпийские игры были делом чисто мужским. Может показаться, что возможны варианты с переодеванием и преображением, но их не было вот по какой причине. В Древней Греции не существовало никакого «спортивного костюма», единственной одеждой спорстсменов была их собственная кожа — выступали мужчины нагими. Позже мир узнал слово «гимнастика» и тут же забыло, что оно произошло от греческого «гимнос» — обнаженный.
А вот почему женщины не могли быть даже зрительницами, до сих пор остается загадкой. Укоренившаяся мизогиния, очевидно.
Добыть победу на Олимпийских играх смогла и женщина
Сегодня такое положение вещей мы называем дискриминацией, но некоторые гречанки шли против правил. В историю вошла представительница знатного спартанского рода Киниска. Эта женщина потрясла устои греческого общества, когда решилась презреть правила, написанные обществом.
Киниска приходилась сестрой спартанскому царю Агесилаю, при котором Спарта (V – начало IV века до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье. У Киниски характер был по-настоящему спартанский, поэтому она стала единственной дамой-чемпионкой Олимпиады. И это не миф: воздвигнутый в ее честь памятник в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный историк Павсаний.
Киниске повезло родиться в Спарте, ведь только в этом полисе женщины пользовались большей свободой. Киниска очень любила лошадей, была идеальной всадницей, превосходно разбиралась в породах. Поскольку в Олимпиаде были соревнования на упряжках лошадей, Киниска взяла и выставила свой экипаж. Правил, разумеется, мужчина, но он победил на транспортном средстве Киниске. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске и вручили лавровый венок.
Так женщина в Древней Греции стала «олимпиоником» — олимпийским чемпионом, а ее пример сильно озадачил власти полиса и организаторов спортивных состязаний. Не нарушая запретов, дама легко и непринужденно получила заветное звание и все связанные с победой почести. О рулевом упряжки никто и не вспомнил, даже сама Киниска — слава мгновенно вскружила ей голову. Между прочим, сегодня есть только один вид спорта, в котором нет разделения на мужчин и женщин — конный.
Как женщине в Древней Греции удалось стать Олимпийской чемпионкой
«МК» продолжает эксклюзивную рубрику историка-античника Николая Савваниди «В Древней Греции было все»
Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года на Пелопоннесе (южная часть Греции) рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. В глубокой древности игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Первое упоминание об играх мы находим у Гомера: Ахилл после смерти своего друга Патрокла устроил пышную тризну, сопровождавшуюся играми среди участников Троянского похода.
Илл.: Ю.В. Андреев. «Цена свободы и гармонии». Санкт-Петербург, «Алетейя», 1998/aletheia.spb.ru/sno.pro1.ru.
Победа на Олимпиаде ценилась не ниже, а, может быть, и выше воинских подвигов. Обладатели заветных лавровых венков приравнивались к богам; им наравне с богами ставили памятники, их до конца дней содержали за счет общины, им воздавали поистине неземные почести. Считалось, что они отмечены богами. Нужно сказать, что для эллинов важно было занять только первое место, то есть быть лучшим. Второго и третьего места, как сегодня, у них не было.
И, несмотря на табу, нам все-таки известна одна Олимпийская чемпионка: надпись и воздвигнутый в честь нее монумент в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный греческий историк Павсаний.
Как же ей это удалось?
Уделом большинства гречанок был дом, заботы о семье и т.д. Лишь в Спарте женщины пользовались большей свободой. Известен случай, когда афинянин упрекнул спартанца в недостатке демократии в их государстве, на что последний ответил: «Наведи сначала демократию в своей семье». О более свободном положении спартанок по сравнению с женщинами других греческих государств говорит также тот факт, что в Спарте существовала целая прослойка граждан, которых называли «парфениями». Считается, что это были дети, рожденные спартанками в девичестве (то есть до брака), что не осуждалось обществом.
Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.
Киниска занималась разведением лошадей. Это увлечение поддерживал ее знаменитый брат, хоть и относился к нему не очень серьезно. Тем не менее, выставленная Киниской на Олимпийских играх четверка лошадей пришла к финишу первой. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести.
Едва различимая надпись, которую Павсаний спустя более чем пять веков после этого события смог записать в свой «путеводитель» по Элладе, сохранив ее для нас, имеет следующее содержание:
Мои отцы и братья были спартанскими царями,
Я одержала победу с командой быстроногих коней
И воздвигла этот памятник я, Киниска.
Я говорю, что я единственная женщина в Греция,
Завоевавшая этот венок.
Некоторые историки, правда, упрекают Киниску в том, что она не упомянула в своей хвалебной надписи даже имени возницы, который, собственно говоря, и добыл победу для владелицы олимпийской упряжки. Но Киниска, видимо, сочла, что «не царское это дело».
Специально для «МК»
кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН