имею право жить без коррупции

Эссе «Имею право на жизнь без коррупции»

имею право жить без коррупции

Эссе «Имею право на жизнь без коррупции!»

Коррупцию как общественно опасное деяние я бы рассматривал не только как проявление плохой сущности людей и не только говорящее о том, что люди, замешанные в коррупции, однозначно плохие, и сострадание к ним не применимо.

Коррупция может появиться в любом месте, где присутствуют денежные потоки, финансирование. Таково свойство коррупции – она является побочным продуктом денежно-рыночной системы хозяйствования и фактически сопровождает любые финансовые отношения.

Согласитесь, когда на кону бизнес, уровень продаж, увеличение размера прибыли, стремление поднять темпы продаж, возвеличить свою продукцию, продать как можно больше, то невольно придется обойти честность, здравомыслие и думать только о деньгах, как получить большую прибыль, и о порядочности можно забыть. Разве это человек диктует такое поведение? Нет. Такова система, рыночная экономика, которая требует максимальный уровень продаж при минимальных затратах с целью получения прибыли, и чтобы оставить конкурентов позади.

То же самое можно сказать и про государственную службу. Когда через высокопоставленного человека проходят миллионы рублей, то возникает соблазн под разными предлогами часть денег получить себе, чтобы не просто разбогатеть, а было возможным купить, что хочется или подкупить кого-либо.

В таких случаях не стоит говорить, что человек однозначно плохой. Стоит подробнее вникнуть в природу, суть коррупции, которая побуждает человека стать преступником.

Причины коррупции кроются не только в самом человеке, его характере и умысле, но и атмосфере, в которой происходят данные противозаконные акты, в системе государственного, семейного и личностного воспитания людей.

Коррупцию или попросту воровство, несмотря на многочисленные принимаемые законы, акты, силовые меры, нельзя рассматривать как преступление, которое не имеет оправдания и должно преследоваться везде, куда дотянется рука закона. Для понимания коррупции следовало бы встать на место человека, который совершил проступок, проследить всю его жизнь, влияющие факторы, а в качестве мер восполнить пробелы его образования, морально-нравственного воспитания и помочь с психологической точки зрения поднять на уровень выше своего мышления, понять происходящие процессы и пересмотреть свои ценности и взгляды.

Если заглянуть вглубь природы души человека, его характера и воспитания, то можно сказать, что ни один человек не предрасположен к воровству, коррупции от рождения, никому не свойственно такое поведение. Но возникнет вопрос, а почему тогда человек, некоторые люди такие деяния все же совершают?

Хотелось бы заметить, а не уж-то только человек виноват в этом? Ведь какие-то внутренние причины, внутренние противоречия в человеке подтолкнули его к совершению коррупционного деяния. Плохая сущность человека не возникает сама по себе, она развивается с рождения ввиду каких-то обстоятельств, воспитания в семье, в образовательных учреждениях, на улице, в сомнительных компаниях, через СМИ, ТВ, Интернет и прочие источники. Также можно выразиться и про хорошую сущность человека.

Можно сказать, что именно вышеперечисленные факторы и способствовали тому, что человек стал таким, каким мы его видим, и это надо учитывать. Когда человек совершил опасное деяние, то надо понять не просто мотивацию, причину его проступка, а попытаться рассмотреть ее с точки зрения врачебной науки, системы воспитания и личных ценностей и взглядов. Возможно, он видел в фильмах, как люди незаконно, воруя, обогащались, считая это легкой жизнью, возможно также в среде его знакомых или друзей были такие люди, в СМИ проскакивали сюжеты про воровство, коррупцию, про то, как плохо жить без денег. Будет множество причин.

Ведь такие люди, несмотря на все обстоятельства и ответственность в законе, опасны относительно. В других условиях они воровать не будут. Всё зависит не от сущности, личных качеств человека, а от среды обитания, так сказать, в каких условиях совершается деяние. Вся атмосфера, где работает и живет человек, может быть пропитана коррупционными связями и помыслами, так как через человека могут проходить огромные деньги, и он захочет ими частично завладеть. Он плохой? Нет. Он ворует деньги, совершает мошеннические схемы потому что, получив кучу денег себе в карман, он будет в безопасности от невзгод государственной политики. Человек видел, как рушатся банки, как постоянно происходят кризисы, растут долги государства и предприятий, поэтому он хочет, чтобы его деньги были в больших количествах в надежном месте, например в зарезервированной банковской ячейке или закопаны в землю на заднем дворе. Обстоятельства, мир вокруг диктуют человеку такие нормы.

Чтобы иметь право на жизнь без коррупции, надо в корне изменить государственную политику в области воспитания личности и стимулирования заработка на жизнь, при этом сделать ставку на высокие идеи, идеалы, а не на сиюминутное потребление и надобности человека, чтобы превозносить значимые цели и задачи для людей. Мировоззрение путем образования станет иным, нацеленным на творчество, науку, прогресс, обмен идеями и развитие технологий.

В условиях слабой экономики, дефицита финансовых ресурсов неизбежно принятие множества законопроектов, актов и силовых мер о противодействии коррупции, но это будет лишь односторонняя мера, потому что основа для коррупции таким образом не исчезнет, она будет и дальше процветать и развиваться. Только законами проблему не решишь, необходимо изменение восприятия и понимания вреда коррупции, понимания, что деньги это только инструмент, а не главная цель в жизни.

Людям приходится жить по таким правилам, подстраиваться под институты общества, чтобы соответствовать стандартам государственной системы, работать, получать зарплаты, заказывать услуги, строить бизнес, заключать сделки, быть связанными непосредственно с денежной средой и сталкиваться с нуждой в финансах. Поэтому от соблазна поживиться взяткой, при наличии таковой возможности, мало кто способен устоять, особенно когда оклад не высок, а дома голодная семья. Не человек принял решение совершить коррупционное действо, проступок, такое преступление, а обстоятельства, так как желаний у человека море, ему все могут сделать, а денег нет, их не хватает, вот и приходится решать свои проблемы так. Такие процессы неизбежны. От коррупции никого не застраховать.

Право на жизнь без коррупции осуществится тогда, когда государство через экономический прогресс уменьшит влияние денег на жизнь людей и примет решительные меры для этого.

Источник

Эссе «Имею право на жизнь без коррупции»

«Имею право на жизнь без коррупции!»

«Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

Я достаточно радикально отношусь к коррупции и считаю, что ей не место в нашем мире, но, к сожалению, эта зараза слишком глубоко въелась во все сферы нашей общественной жизни, возможно это связано с историей нашего государства.

Изначально коррупция для чиновников в России была законным видом деятельности. Государственные чиновники жили за счет «кормлений», т. е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности.

Со временем, несмотря на то, что появлялось все больше запретов и наказаний, коррупция среди государственных служащих не уменьшилась. Иван Грозный, любитель кардинальных мер, не ограничился поркой за лихоимство; он определил в качестве наказания взяточникам смертную казнь. Но и это особых плодов не принесло, коррупция продолжала процветать.

Кроме того, в русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Государственным служащим, в свою очередь, сложно было сопротивляться такому давлению, поскольку отказ от подарка воспринимался как обида.

Что я вижу в действительности сейчас!? Каждый выживает, как умеет, и взятки обусловлены естественным желанием человека обогатиться, получить прибыль. В нашей стране это качество человека гипертрофировано. Зачастую оно вытесняет любые нравственные и моральные нормы, заставляя крутить своим общественным положением во всех плоскостях, выжимая из него максимум прибыли.

Я достаточно радикально отношусь к коррупции и считаю, что ей не место в нашем мире, но, к сожалению, эта зараза слишком глубоко въелась во все сферы нашей общественной жизни. Только кардинально решив проблему, можно надеяться на благополучный результат.

Встаёт вопрос, что же может противостоять коррупции? Почему не помогают законы? Может быть, потому что существуют ещё и законы совести?! А каким будет следующее поколение? На каких ценностях оно будет воспитано?

При рассмотрении проблемы коррупции в современном обществе, еще много вопросов остается без ответа. Возможно, что их решение позволит нам победить это зло.

Мы и будущие поколения имеют право жить без коррупции.

Источник

Имею право на жизнь без коррупции

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции, анализируются причины ее возникновения в обществе и способы борьбы с ней на территории Российской Федерации. Приводится оценка общественной опасности и меры по противодействию коррупции, которые возможно реализовать в ходе проведения государственной политики, направленной на вовлечение различных слоев населения в борьбу с коррупцией.

В настоящее время коррупция стала повсеместным негативным явлением, которое называют «чумой современности». При этом коррупция практически с древних времен сопровождает деятельность государственного аппарата, так как именно органы государственной власти, в первую очередь, исполнительной власти реализуют важные полномочия, связанные с принятием властных решений при реализации законодательства. Перед современным правом стоит важная задача по выработке эффективного инструментария в борьбе с коррупционными нарушениями, а, следовательно, обеспечения эффективности государственного регулирования.

Исследование коррупции и противодействия ей является актуальным. С системным явлением нельзя бороться отдельными действиями, «. чтобы победить коррупцию, мало преследовать отдельных коррупционеров. Нужно изменить систему госуправления так, чтобы заниматься самоуправством было заведомо трудно из-за прозрачности механизмов и общественного контроля» [1].

Национальный план противодействия коррупции [2] и ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» [3] определяет направления и принципы государственной политики борьбы с коррупцией в общем виде.

Между тем, совершенно очевидно, что точечная борьба с отдельными «пойманными» коррупционерами не может дать существенные плоды, когда значительная доля населения относится к фактам коррупционных проявлений если не положительно, то, как минимум, лояльно.

Таким образом, исследование мер и мероприятий, направленных на постепенное изменение общественного сознания в стороне нетерпимости к фактам коррупции, применяемых в нашей стране, а также тех, за счет которых данная деятельность может быть еще более эффективной при их внедрении, является чрезвычайно актуальным.

Итак, целью исследования выступает анализ современного состояния практики противодействия коррупции в России, в том числе, посредством принятия общесоциальных профилактических и иных мер. Для достижения данной цели выявляются причины и условия коррупционного поведения, а также предлагаются меры по противодействию ему.

Опыт противодействия коррупции в истории различных государств свидетельствует о том, что производство законов мало изменяет ситуацию. Поэтому борьба с коррупцией должна опираться на реальные процессы, а не только на формально-юридические процедуры. Содержание общественной жизни должно изменяться таким образом, чтобы коррупция в своих многообразных формах была бы непривлекательна и морально осуждаема. Всевозможные кампании по борьбе с коррупцией бессмысленны и даже опасны, о чем свидетельствует кампания «Чистые руки», которая в течение 10 лет методично уничтожала мафию в Италии. А в результате, как известно, к власти пришел сверхкоррумпированный режим Сильвио Берлускони. И коррупция стала легальной [9].

Если противодействие коррупции спускается сверху, то превращается в обычную расправу одной части элиты над другой. Это тождественно ползучему перевороту в распределении финансовых потоков, социальных и политических сил, ничего не меняя в сути режима или даже делая его хуже. Ибо приходят еще более «голодные». Кампании всегда сопряжены с эмоциями. Как правило, негативными, и это определяет, во многом, их негативный итог.

Реваншистские и мстительные настроения не могут быть содержанием антикоррупционной борьбы. В основе должен быть рациональный выбор всех заинтересованных сторон и готовность общественного мнения поддерживать антикоррупционную деятельность.

Анализируя психологические причины коррупционного поведения, важно отметить, что морально-психологическая атмосфера в любой сфере жизни общества серьезно сказывается на количественных показателях коррупционных преступлений. Система ценностей и установок большей части нашего общества не предполагает наличие нравственного барьера для пресечения или отказа от коррупционных действий. Этим обусловливается формирование коррупционной мотивации многих граждан, которые в дальнейшем продолжат распространять идеи среди окружающих, изобретая более изощренные способы совершения преступлений. В результате происходит интенсивное массовое разложение сознания как должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, так и граждан, обратившихся к ним для решения своей проблемы. Как следствие, происходит отчуждение общества от основных институтов государства [10].

Политические причины также являются немаловажными детерминантами коррупции, которые проявляются в нестабильности политической власти, реформировании политических институтов, нечеткости политической линии государственных деятелей. Как бы печально это ни было, но коррупция стала нормой среди политической, правящей и экономической элит. Власть, как сильнейший магнит, притягивает к себе людей определенной социальной направленности: корыстных, циничных, лицемерных и бессовестных. Полагаем, что именно политические причины являются основными, поскольку возникает серьезная угроза верховенству закона, демократии и правам человека, доверию населения к власти, основам государственного управления, равенства и социальной справедливости, экономическому развитию, стабильности демократических институтов и моральным устоям мирового сообщества [12].

С целью противодействия коррупционным проявлениям следует устранить причины и условия появления и распространения этого социального зла. Так, в свою очередь, к политико-идеологическим причинам коррупции в органе следует отнести:

— появление феномена «бюрократического капитализма», представляющего собой противоправное взаимодействие представителей бизнеса и власти, основанное на корыстном интересе обеих сторон;

— отчуждение большей части населения России от решения вопросов, связанных с борьбой против коррупции, отсутствие гражданской инициативы;

— недостаточно эффективное на сегодняшний день противодействие коррупции;

— отсутствие широко распространенной идеологической пропаганды противодействия коррупции.

К числу организационно-правовых причин в органе необходимо отнести:

— весьма «мягкие» санкции, предусмотренные российским законодательством за совершение коррупционных правонарушений;

— безынициативность федеральных и региональных органов власти в решении многих вопросов по противодействию коррупции.

Социально-экономические причины коррупции могут быть представлены следующими компонентами:

— опасно высокая степень расслоения общества на бедных и богатых, которая позволяет «обходить» многие нормы закона посредством коррупционных действий;

— достаточно значительный уровень инфляции;

— низкий уровень материального достатка большинства жителей Российской Федерации;

— непрестижность государственной службы отдельных видов ввиду невысокого денежного содержания, наличия рисков для жизни и здоровья на государственной службе, отсутствие социальных льгот.

И наконец, к основным психолого-этическим причинам коррупции в сфере исполнения судебных и иных решений можно отнести:

— исторические традиции, укоренившие в сознании российских граждан стремление к подкупу государственных служащих для реализации интересов граждан незаконным путем;

— правовой нигилизм населения России и государственных служащих в вопросах осознания значимости общественной опасности коррупционных проявлений;

— отсутствие в сознании людей этических и моральных барьеров, запрещающих совершать коррупционные правонарушения.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» [13] определяет, что противодействие коррупции в РФ основывается на следующих принципах:

— признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

— публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

— приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

— сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В отечественной и зарубежной криминологической науке общепризнано, что усиление строгости наказания за противоправное коррупционное поведение не способно оказать существенного позитивного влияния на тенденции коррупции. Наиболее эффективным направлением в деле предупреждения коррупционных проявлений является формирование антикоррупционной установки у обучающихся образовательных организаций, в том числе относящихся к правоохранительным ведомствам. По справедливому мнению, М.В. Шедий, основными направлениями антикоррупционного образования являются правовое просвещение, освоение навыков для борьбы с коррупцией, антикоррупционная пропаганда и т.д. [14]. Здесь велика роль образовательных организаций высшего образования, поскольку после окончания обучения сотрудникам государственного и муниципального аппарата приходится нередко сталкиваться с факторами, провоцирующими совершение ими коррупционных правонарушений.

Представляется, создавая условия для минимизации распространения коррупции в сфере государственного и муниципального управления, следует:

— обеспечить исполнение принципа законности повсеместно;

— формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению;

— повышать требования к нравственности государственных и муниципальных служащих;

— принимать нормы права с учетом морали, а также после глубокой проработки, обеспечивая тем самым твердость буквы закона и уверенность граждан и служащих в завтрашнем дне;

— назначать на должности государственной и муниципальной службы лиц с высоким уровнем общей и правовой культуры, соблюдающих моральные нормы, нетерпимо относящихся к коррупционным проявлениям;

— повысить денежное содержание и обеспечить социальную защищенность служащих в сфере государственного и муниципального управления.

Кроме этого, назрела необходимость создания органа, ответственного за противодействие коррупции в системе государственной службы для расследования злоупотреблений служебным положением, прежде всего фактов коррупции. При этом особое внимание нужно уделять профилактике таких фактов. Этот орган мог бы стать отдельным звеном в системе органов публичной власти, а сам факт его создания, на мой взгляд, мог бы стать мощным психологическим инструментом воздействия на общественное сознание россиян как признак того, что российская власть приняла жесткое волевое решение перестать игнорировать коррупцию и переходит к решительным мерам по противодействию ей.

Таким образом, коррупция, распространяясь по горизонтали и вертикали, пронизывает все общество, в результате чего обществу и стране наносится огромный вред: ставится под угрозу национальная безопасность, снижается эффективность экономики, усугубляется неравенство, разрушаются демократические институты, растет социальная напряженность, подрывается доверие людей к государственной власти, увеличивается бедность.

Однако приходится признавать, что без широкомасштабной просветительской деятельности в данной сфере, без формирования национальной культуры жизни без коррупции едва ли одними запретительными и пресекательными действиями удастся добиться внушительных положительных результатов.

Создавая условия для минимизации распространения коррупции в сфере государственного и муниципального управления, следует:

— обеспечить исполнение принципа законности повсеместно;

— формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению;

— повышать требования к нравственности государственных и муниципальных служащих;

— принимать нормы права с учетом морали, а также после глубокой проработки, обеспечивая тем самым твердость буквы закона и уверенность граждан и служащих в завтрашнем дне;

— назначать на должности государственной и муниципальной службы лиц с высоким уровнем общей и правовой культуры, соблюдающих моральные нормы, нетерпимо относящихся к коррупционным проявлениям.

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 26.06.2006. № 26. ст. 2780.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции». // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.

5. Лунев В.В. Политические и правовые проблемы коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. – 345 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Рос. акад. наук. Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. – 567 с.

10. Сайт центра «Трансперенси интернешнл» // URL: http://www.transparency.org.ru/ smi-o-nas/ panfflova-borba- s-korruptciei-eto- borba-s-sistemoi

11. Сулима И.И., Сулима Е.В. Природа коррупции и образование // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, междунар. сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С.45 – 49.

Источник

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

— дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

— злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

— получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

— получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

— получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

— проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

— в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

— настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

— настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

— не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

— в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

— никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

— в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

— настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *