имеют ли право брать отпечатки пальцев без согласия
Прокурор разъясняет
Сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия. Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.
Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.
В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. У несовершеннолетних – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.
Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.
Подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.
За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ). Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).
Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани
Прокуратура
Рязанской области
Прокуратура Рязанской области
31 марта 2021, 18:47
Имеют ли право в полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей? И как правильно поступить подростку?
Сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия. Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.
Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.
В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. У несовершеннолетних – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.
Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.
Подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.
За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ). Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).
Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани
Действие, касающееся снятия отпечатков пальцев или дактилоскопирование, регламентируется Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ.
Что такое дактилоскопирование
Дактилоскопическая регистрация проводится сугубо в целях:
1. Идентификации личности человека. В частности, для розыска пропавших без вести граждан, для установления личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа.
2. Установления личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, либо не имеющих документов, удостоверяющих личность.
3. Для подтверждения личности, а также для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, для предупреждения и выявления административных правонарушений.
Кого можно и нужно дактилоскопировать
Перечень лиц, которые подлежат обязательному дактилоскопированию, достаточно обширен и полностью прописан в вышеуказанном законе.
Если следователь доставил вас в отделение полиции и хочет дактилоскопировать, то имеет ли он на это право?
Согласно ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации» все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступления, подлежат обязательному дактилоскопированию.
То есть, если в отношении человека возбуждено уголовное дело и ему присвоен статус подозреваемого или обвиняемого, он автоматически подлежит обязательной дактилоскопической регистрации.
Отсюда можно сделать вывод: если вы каким-то образом попали в участок, но вы не являетесь подозреваемым или обвиняемым, а являетесь свидетелем или потерпевшим по делу, то без вашего желания вас не имеют права дактилоскопировать. Вы смело можете отказаться от этой процедуры.
Кроме этого, обязательно подлежат дактилоскопированию лица, осужденные за совершение преступления, лица, подвергнутые административному аресту, а также лица, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно.
Если задержанный будет отказываться сдать отпечатки, то невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, тоже является административным правонарушением, которое предусмотрено статьей 17.7. КоАП РФ – для физического лица штраф от 1000 рублей до 1500 рублей.
Некоторые нюансы
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится исключительно по письменному заявлению. Кроме того, это абсолютно бесплатная процедура, за нее никакая госпошлина не взимается.
Если дактилоскопирование проводилось в рамках обязательной процедуры, то такая информация хранится до достижения человеком возраста 80 лет или до установления факта его смерти.
«Меня скрутили опера и насильным образом получили отпечатки пальцев, законно ли это?»
Это интересный момент. Законом не предусмотрен механизм получения отпечатков пальцев силовым способом. Соответственно, если в момент получения отпечатков к вам применяли силу это будет являться нарушением закона.
Коме того, согласно закону о государственной дактилоскопической регистрации, её правовой основой является Конституция РФ. Это означает, что если вас насильно скрутили и дактилоскопировали сотрудники, то они нарушили не только уголовный закон, но и Конституцию, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя, а предоставляя свои отпечатки пальцев, вы фактически свидетельствуете против самого себя, а это может быть поводом для судебного разбирательства.
Прокурор разъясняет
Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.
При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.
Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.
Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.
В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.
Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.
За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).
Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).
Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
органов внутренних дел, юстиции, МЧС
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
8 апреля 2021, 08:31
О праве сотрудников полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей
Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.
При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.
Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.
Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
— если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
— если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.
В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.
Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.
За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).
Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).
Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
Имеет ли право полиция принудительно дактилоскопировать людей при задержании
В основном, они касались методов «разгона» митингующих и контроля порядка на таких мероприятиях. Но этот вопрос сегодня мы рассматривать не будем. Оставим это нашим юристам на потом, для конкретных случаев. А обратим внимание на то, что происходило после задержания того или иного человека. Насколько правомерны некоторые действия сотрудников органов правопорядка. Очень много вопросов возникало по поводу процедуры дактилоскопии после задержания. У людей в обязательном порядке брали отпечатки пальцев. Главные вопросы задержанных понятны и просты: почему меня вносят в базу правоохранителей? На каком основании это делается? И имеет ли право сотрудник полиции дактилоскопировать меня в случае задержания? Наверное, стоит объединить эти вопросы.
Имеют ли право дактилоскопировать при задержании?
Если говорить о сотрудниках силовых ведомств, то они в случае принудительного дактилоскопирования (добровольно на эту процедуру, вряд ли, кто-то соглашается) объясняют это законом о государственной дактилоскопической регистрации, который действует в Российской Федерации. Это Федеральный закон от 27 июля 1998 года за номером 128-ФЗ. Вот только там ничего не сказано о том, что люди, задержанные на митинге (например) должны проходить эту процедуру. Там есть Статья 9 «Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация», которая определяет группу лиц, которая попадает под обязательную процедуру дактилоскопии. Это госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, призывники, военнослужащие, налоговики, сотрудники МЧС, моряки, частные охранники и так далее. Также обязательно дактилоскопируют иностранных граждан, которые переезжают в Россию на ПМЖ, которые подвергаются депортации, всех неопознанных трупов и преступников.
Что касается задержанных по административным статьям, вина которых не доказана на момент задержания, то ничего об этом в законе не сказано. То есть, человека в таком случае дактилоскопируют незаконно. По этому поводу есть пункт «Ж» Статьи 9 вышеуказанного закона, который гласит, что обязательной дактилоскопии подвергаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
Принудительную дактилоскопию оспорил в суде Алексей Заколюкин, который был задержан во время одного из шествий. Суд Верх-Исетского суда удовлетворил иск Заколюкина (адвокат Роман Качанов). Судья Лада Никитина признала действия правоохранителей ОП №9 (г. Екатеринбург), которые фотографировали задержанного и провели процедуру дактилоскопии, незаконными. Удалят ли информацию о задержанном из базы или нет, пока непонятно. Но тут, как объясняют юристы, главное в самом признании незаконными этих действий правоохранителей. Тут же стоит отметить, что это — решение отдельно взятого суда и отдельно взятого судья. Прецедентного права в российской судебной системе нет. Хотя, в июле 2020 года Верховный суд России по результатам пленума порекомендовал применять прецедентное право к типовым делам по всей стране. Является ли такое действие или дело «типовым», с высокой долей вероятности — да. Так как, вышеуказанный закон действует на всей территории России в равной степени.
Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ
РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.
Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации
Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации
Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.
Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.
Статья 5. Перечень лиц, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении достигших возраста шести лет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 6. Использование дактилоскопической информации
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:
розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
установление личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;
установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;
подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.
Статья 7. Виды государственной дактилоскопической регистрации и методы получения дактилоскопической информации
Государственная дактилоскопическая регистрация может быть следующих видов:
добровольная государственная дактилоскопическая регистрация;
обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
При проведении государственной дактилоскопической регистрации используется традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации или электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации.
Статья 8. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Указанная регистрация проводится в соответствии с требованиями статьи 10 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:
органах внутренних дел;
органах государственной налоговой службы;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах принудительного исполнения Российской Федерации;
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Государственной противопожарной службе;
в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;
в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;
в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;
в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;
г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;
д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;
совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;
к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;
н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;
о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;
п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась.
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.
Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится по письменному заявлению указанных лиц органами внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, ограниченных в дееспособности, проводится органами внутренних дел по письменному заявлению указанных лиц или их попечителей. При подаче такого заявления попечителями указанных лиц добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в присутствии попечителей указанных лиц.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных недееспособными, или несовершеннолетних проводится органами внутренних дел по письменному заявлению законных представителей указанных лиц в присутствии законных представителей указанных лиц.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится на безвозмездной основе по месту их жительства или месту их пребывания в Российской Федерации.
Статья 11. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации
Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы:
Дактилоскопическая информация, полученная органами, указанными в абзацах втором, четвертом, шестом и девятом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Одновременно с дактилоскопической информацией в органы внутренних дел направляются следующие данные:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство (при наличии), пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;
б) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, при наличии сведений о наименовании такого органа);
в) наименование органа, организации или подразделения, получивших дактилоскопическую информацию;
г) основание и дата проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона лиц, признанных недееспособными, и несовершеннолетних проводится в присутствии их законных представителей.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства и указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводится в присутствии их попечителей.
В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.
При наличии технической возможности органы внутренних дел проводят идентификацию личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в отношении указанных в части первой статьи 9 настоящего Федерального закона категорий лиц в соответствии с перечнем, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в случае идентификации личности проверяемого лица по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.
Порядок проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени в соответствии с частью шестой настоящей статьи определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Глава III. ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ
Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации
Условия хранения и использования дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.
Хранение, систематизация и использование дактилоскопической информации осуществляются органами внутренних дел.
Органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, самостоятельно осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопической информации, создание информационных массивов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, обязаны соблюдать конфиденциальность дактилоскопической информации и обеспечивать ее безопасность. Должностные лица государственных органов, указанных в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации
Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о:
Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более 10 лет.
Органы, указанные в абзаце третьем части первой статьи 11 настоящего Федерального закона, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в абзаце шестом пункта «в», пунктах «в.1», «в.2», «в.3» и «в.4» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до увольнения их со службы (с работы), после чего указанные органы с соблюдением требований, предусмотренных частью второй статьи 11 настоящего Федерального закона, направляют материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию об этих лицах, в органы внутренних дел, которые хранят дактилоскопическую информацию об этих лицах до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте «о» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до достижения данными лицами возраста 75 лет.
Статья 14. Право на использование и получение дактилоскопической информации
При идентификации личности с использованием удостоверения личности моряка право на использование дактилоскопической информации, полученной при выдаче удостоверения личности моряка, имеют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, а также органы федеральной службы безопасности.
Право на получение дактилоскопической информации, содержащейся в информационных массивах органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, может быть предоставлено иностранным государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Государственные органы, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона и настоящей статье, для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица.
Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается органами внутренних дел. Дактилоскопическая информация уничтожается по истечении срока ее хранения или в срок не позднее 30 суток со дня поступления письменного заявления гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо в случаях проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с частями второй и третьей статьи 10 настоящего Федерального закона письменного заявления соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей. Такое заявление подается в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. По просьбе заявителя ему выдается уведомление об уничтожении дактилоскопической информации.
Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в пункте «е» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, уничтожается органами внутренних дел, осуществляющими ее хранение. В случае установления личности указанных лиц дактилоскопическая информация уничтожается по их письменному заявлению либо по письменному заявлению соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей указанных лиц.
Дактилоскопическая информация о лицах, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается по истечении одного года после прекращения уголовного дела по основаниям, влекущим возникновение права на реабилитацию в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, или вынесения оправдательного приговора суда по письменному заявлению этих лиц либо письменному заявлению соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.
Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 16. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона органами, проводящими государственную дактилоскопическую регистрацию и использующими дактилоскопическую информацию, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 17. Ведомственный контроль
Контроль за государственной дактилоскопической регистрацией осуществляют руководители органов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Действия указанных руководителей могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Судебный контроль
Решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации
Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1999 года.
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации:
внести в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.