имеют ли право дети инвалиды на бесплатное питание в школе
Правила предоставления питания детям инвалидам в 2021 году
Для детей, утративших из-за болезни, травмы в юности или с рождения определённые возможности здоровья, государство гарантирует бесплатное питание в ОУ. Такая помощь создана с целью поддержания их уровня жизни на достойном уровне, создание ощущения полноценности, чтобы личность чувствовала себя не обделённой частью общества. Льготно питаться можно в общеобразовательных школах, колледжах, ВУЗах. Воспользоваться привилегий удастся после оформления документов и их предоставления в ОУ, то есть льгота не даётся детям-инвалидам автоматически.
Правовое регулирование вопроса
В качестве оснований для предоставления питания на безвозмездной основе следует обозначить Федеральные законы:
— ФЗ № 62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ»;
— ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
— ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;
— ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;
— ФЗ № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;
— ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ».
Указанные законы позволяют нетрудоспособным детям и подросткам из других семей питаться за гос. счёт в столовых учебных учреждений.
Кто имеет право на бесплатное питание
Описываемая привилегия при необходимости действует для обучающихся в ОУ не только при инвалидности, но также при принадлежности к иной льготной категории. В частности, льготу предоставляют:
— детям, потерявшим кормильца;
— несовершеннолетним из многодетных и малоимущих семей;
— лицам, имеющим родителей-участников боевых действий или инвалидов;
— нетрудоспособным с ОВЗ, получающим образование на дому или по дневной форме.
Граждане из указанных категорий вправе питаться бесплатно в рамках оказываемой государством поддержки.
Как оформить льготу
Законные попечители ребёнка должны совершить ряд действий, чтобы он смог питаться на безвозмездной основе в ОУ. Прежде всего, необходимо:
1) оформить статус инвалида;
2) перед поступлением ребёнка в ОУ написать заявление по форме в органах соцзашиты на преференцию по питанию;
3) приложить к письменному запросу требуемые справки, документы;
4) получить на руки справку, подтверждающие право на питание за госсчёт;
5) передать справку в учебное учреждение.
Данный алгоритм применим для указанных ранее льготников, включая детей с ОВЗ.
Условия предоставления бесплатного питания
В современных ОУ озможность питаться бесплатно от 2 до 5 раз в день предоставляется инвалидам, учащимся в:
— общеобразовательных школах и колледжах — можно поесть несколько раз;
— 5-11 классах по продлённой программе или в школе-интернате — кормят трижды;
— специальных учебных учреждениях, удалённых от дома — питание здесь пятиразовое.
Питание в общеобразовательной школе
В основном в школе дети с ограниченными возможностями получают льготное питание два раза в день. Трёхкратно поесть могут те, кто посещает в этой же школе кружки, секции или продлённые занятия. Данный порядок осуществляется в общеобразовательных муниципальных учреждениях.
Питание детей с ОВЗ в техникуме
Льготники, обучающиеся в колледжах, вправе питаться в местной столовой два раза. Но заведение должно находиться вблизи от их места жительства. В остальных случаях можно поесть трижды в день. Стоит иметь в виду, что набор доступных блюд определён заранее.
Обучающимся на дому
Если ограничения по здоровью значительны и ребёнку приходится обучаться дома, они тоже могут претендовать на привилегию в момент прохождения учебной программы. Едят эти льготники домашнюю еду, а рассматриваемую льготу получают как надбавку к соцпенсии по своему особому статусу.
Какие документы потребуются для льготы
Оформить преимущество, о котором идёт речь в данной статье, родителям (попечителям) ребёнка с инвалидностью удастся при предъявлении в компетентный орган:
— паспорта гражданина РФ;
— заявление, составленное по форме;
— удостоверение инвалида образца РФ;
— свидетельство о рождении льготника;
— справку о том, что он учится в ОУ.
Далее взрослый, оформлявший преференцию, получает справку о праве на питание за государственный счёт. Эта бумага должна быть передана классному руководителю или директору учебного заведения.
На что обратить внимание
Желая получить преференцию, претендентам рекомендуют учесть следующее:
— от пищи за госсчёт можно отказаться;
— льготу оформляют каждый раз в новом учебном году;
— важно наличие оснований, то есть инвалидности, чтобы воспользоваться правом на бесплатную еду.
Описанная мера поддержки призвана облегчить жизнь как детей-инвалидов, так и их родителей (попечителей). Благодаря преференции борьба с ограничениями у ребёнка становится более продуктивной.
Как обеспечить ребенка-инвалида бесплатным питанием в школе?
У кого есть право на бесплатное двухразовое питание?
Школьники с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Для этого нужно:
– обучаться в школе в очной или заочной форме (на дому);
– иметь статус обучающегося с ОВЗ (подтверждается заключением ПМПК).
Обратите внимание: если ребенок обучается в форме семейного образования, федеральным законом компенсация за его питание не предусмотрена. Тем не менее, рекомендуем вам ознакомиться с региональным законодательством –возможно, такая компенсация предусмотрена на уровне субъекта Российской Федерации (область, край, республика), в котором вы проживаете.
Каким законом гарантировано право на бесплатное двухразовое питание?
В соответствии с ч. 7 ст. 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Должна ли школа при организации питания учитывать пищевые ограничения ребенка?
Да, образовательная организация обязана принимать во внимание пищевые ограничения ребенка, подтвержденные медицинскими документами. У многих детей с ОВЗ есть определенные ограничения в диете, подтвержденные медицинскими заключениями. Право на бесплатное двухразовое питание будет реализовано только в том случае, если при организации питания школа будет учитывать особые потребности и ограничения каждого ребенка. До момента обеспечения ребенку подходящего питания семья должна иметь возможность обеспечивать ребенка питанием самостоятельно. Администрация школы обязана создать необходимые условия для хранения такого питания и приема пищи ребенком совместно с его сверстниками. При этом любые препятствия к самостоятельному обеспечению питанием в случае наличия у учащегося подтвержденных ограничений в диете должны быть устранены.
Как обеспечивается питание при обучении ребенка на дому?
Ваш ребенок должен быть обеспечен сухим пайком или получать денежную компенсацию за питание. Согласно разъяснениям Минобрнауки «дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте» (Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»). При этом состав сухого пайка должен соответствовать специальной диете ребенка.
Что делать, если ребенок вообще не обеспечивается питанием?
Во-первых, точно определите срок, в течение которого ребенок не обеспечивается питанием. Например, некоторые семьи детей, обучающихся на дому, не получают компенсации или сухого пайка в течение нескольких лет. Аналогично, некоторые семьи детей, обучающихся очно, сообщают, что несмотря на их заявления и жалобы на неподходящее по диете питание, состав рациона не менялся и ребенок не мог питаться в школе. В этих случаях вы имеете право в судебном порядке требовать взыскания со школы денежной компенсации в пределах срока исковой давности – то есть за последние три года. Во-вторых, нужно настаивать на обеспечении ребенка питанием. А при отказе это сделать- обращаться в прокуратуру или суд.
Как добиться предоставления ребенку питания согласно его специальной диете?
1. Получите заключение или рекомендацию лечащего врача о том, что ребенок нуждается в соблюдении специальной диеты.
2. Подайте в школу заявление об организации питания ребенка с учетом имеющихся у него пищевых ограничений. К заявлению приложите заключение или рекомендации врача, а также заключение ПМПК (см. шаблон «Заявление об организации питания»).
3. Дождитесь ответа школы. Если в организации специального питания вам будет отказано, обратитесь с жалобой к учредителю школы. Информацию об учредителе вы можете найти в уставе школы. Как правило, копия устава размещена на официальном сайте школы (см. шаблон «Жалоба на отказ предоставить специальное питание»).
4. Если обращение к учредителю школы не принесло результата, обратитесь в прокуратуру с просьбой подать в суд иск в защиту интересов вашего ребенка.
5. Если прокуратура откажется выйти в суд в защиту интересов ребенка, юристы горячей линии по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» помогут вам в дальнейшем обжаловании (ссылка на форму обращения).
Как добиться предоставления компенсации (сухого пайка) при обучении ребенка на д
1. Получите в школе или в органе образования информацию о том, в какой форме возможна реализация права ребенка на бесплатное питание в вашем регионе при обучении на дому. Например, в некоторых регионах родители могут выбрать – получать денежную компенсацию или сухой паек. Но в большинстве регионов предусмотрена лишь одна форма реализации права – только компенсация или только сухой паек.
2. Подайте на имя директора школы заявление о предоставлении ребенку компенсации за питание или сухого пайка (см. шаблон «Заявление о получении компенсации за питание (сухого пайка)»). Если в вашем регионе предусмотрена выдача сухого пайка, в заявлении укажите о наличии у ребенка пищевых ограничений, подтвержденных медицинскими документами. Приложите копии справок/заключений в качестве подтверждения.
3. Дождитесь ответа школы. Если в предоставлении компенсации или сухого пайка будет отказано, обратитесь с жалобой к учредителю школы. Информацию об учредителе вы можете найти в уставе. Как правило, копия устава размещена на официальном сайте школы (см. шаблон «Жалоба на отказ предоставить специальное питание»).
Если обращение к учредителю школы не принесло результата, обратитесь с жалобой в прокуратуру.
Как получить компенсацию за период, в котором питание или компенсация за него ре
1. Внимательно посчитайте период, в течение которого питание или компенсация за него ребенку не предоставлялись. Вы имеете право взыскать через суд компенсацию в пределах последних трех лет (см. ст. 196 ГПК РФ).
2. Соберите заявления о предоставлении питания, которые вы подавали в школу, а также ответы на них. Если вы подавали жалобы в органы образования или прокуратуру по вопросу питания, также соберите эти жалобы и поступившие вам ответы.
Обратите внимание, что само по себе отсутствие таких заявлений не всегда является препятствием для взыскания компенсации за отсутствие питания при обучении ребенка в очной форме. Тем не менее, проблемы могут возникнуть, если вы пытаетесь получить компенсацию в случае обучения ребенка на дому (так как не соблюден заявительный порядок).
3. Подайте в прокуратуру заявление о выходе в суд в интересах вашего ребенка для взыскания компенсации за период, в который не предоставлялось питание или компенсация за него. Заявление подается в прокуратуру по месту нахождения школы. Если прокуратура примет решение о выходе в суд, вам не придется самостоятельно представлять интересы своего ребенка в суде. Это сделает помощник прокурора самостоятельно.
4. В случае получения отказа от прокуратуры, обжалуйте это решение вышестоящему прокурору (см. шаблон «Жалоба вышестоящему прокурору»). Если такая жалоба не принесет результата, вы имеете право обратиться в суд самостоятельно.
Льготы для детей-инвалидов в области образования
Статья 43 Конституции РФ и статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право ребенка достигшего школьного возраста, на получение образования независимо от состояния здоровья.
В силу абзаца 3 статьи 1 указанного закона дети до 18 лет в случае инвалидности признаются детьми-инвалидами. В связи с этим государством предусмотрен для них ряд социальных гарантий.
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»)
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Данный перечень утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировал в статье 79 организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»)
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»)
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»)
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Кроме того Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для детей-инвалидов следующие льготы:
1. получение государственной социальной стипендии, т.е. денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36 Федерального закона);
2. освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65 Федерального закона);
3. организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66 Федерального закона);
4. право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 71 Федерального закона);
5. право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по не имеющим государственной аккредитации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты (статья 71 Федерального закона).
Питание детей-инвалидов в 2020 году — компенсация в школе, общеобразовательной, бесплатное, закон
Законодательное регулирование
Целый ряд законодательных актов регулирует процесс образования и содержания детей в образовательных учреждениях. Если вопросы касаются детей с инвалидностью, то нужно учитывать и законодательные акты, принятые для поддержки социально незащищенных слоев населения в Российской Федерации. К ним относятся:
Положено ли бесплатное питание в школе ребенку-инвалиду? Ни один закон не устанавливает обязательность обеспечения ребенка-инвалида бесплатным питанием в школе или в другом образовательном учреждении.
Порядок обеспечения завтраками и (или) обедами полностью возложен на школы, а будут ли выделены средства из бюджета для отдельных категорий детей, зависит от возможностей и принятых законов в каждом конкретном регионе.
Поэтому, в одной области дети-инвалиды могут обедать в школе, и их родителям не придется тратить на это средства, а в другой за питание инвалида придется платить из собственного кармана.
Кто имеет право на бесплатное питание
Согласно Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), дети-инвалиды, которые обучаются в специализированных школах и находятся на гособеспечении, должны получать питание бесплатно. Но не каждый ребенок-инвалид имеет такой статус. Поэтому, если он учится на общих условиях, то и питанием он обеспечивается согласно законам, принятым по месту жительства.
Как оформить компенсацию
Второй вариант обращения – в органы соцзащиты по месту жительства. Понадобится собрать пакет документов и написать заявление на имя ответственного лица в государственном учреждении, а после этого дождаться решения. В случае, если оно будет положительным, родитель получит справку о том, что его ребенку полагается та или иная форма обеспечения льготным питанием. Документ нужно передать в администрацию учебного заведения.
В перечень документов входят:
Если заявитель обращается в органы соцзащиты, то в учебном заведении нужно взять справку о том, что у них числится ребенок.
Если многодетная семья, то нужно подтвердить это свидетельством. Инвалидность подтверждается медицинскими документами. Малоимущие семьи предоставляют информацию о доходах.
Возможны 2 варианта предоставления льготы: школа изначально не берет плату за питание или взимает ее по льготному тарифу; учебное заведение компенсирует родителям затраты после полной оплаты с их стороны.
Условия предоставления
В зависимости от ряда факторов, в которые входит и качественное обучение инвалидов, детям могут предоставлять бесплатное питание по нескольким схемам. Какая из них используется в учебном заведении, зависит от местных законов и решения руководителя учреждения.
В школе
В школах может быть установлен один из следующих вариантов:
В техникуме
Техникумы, колледжи и прочие учебные заведения, дающие средне-специальное образование, тоже по решению местных законодателей должны обеспечивать детей с тяжелыми жизненными обстоятельствами бесплатной пищей. При этом, если ребенок проживает недалеко, то кормят его дважды, а если в общежитии, то государство кормит его бесплатно трижды в день.
На дому
В каком порядке предоставляется бесплатное питание ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому? Некоторые дети по состоянию здоровья не могут выходить из дома и посещать общеобразовательные школы.
В этом случае у них надомное образование, во время которого они тоже должны кушать. В этом случае полным питанием их обеспечивают родители из собственных средств. В результате, у семьи появляется право получить компенсацию понесенных трат.
Она возвращается в виде надбавки к выплатам по инвалидности.
Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2015 г.
№ 333 “Об утверждении Правил формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов”, вытекающее из требований Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.
1999 N 178-ФЗ (последняя редакция), определяет, что специальное меню включается в набор льгот, предоставляемых гражданам. Лечебное питание для детей-инвалидов полагается лицам с определенными заболеваниями.
Перечень продуктов пересматривается ежегодно на заседании специальной комиссии Министерства здравоохранения. Исходя из специфики заболеваний в рацион питания ребенка-инвалида вне зависимости от того 1 год ему или 8 лет, включаются сухие смеси, порошки и жидкие продукты. На 2019 год список состоит из 71 наименования.
Сколько государством дается средств на питание ребенка-инвалида зависит от финансового благополучия семья, способа обучения ребенка, состояния его здоровья и других факторов. Сумма пересматривается ежегодно.
Кому положено бесплатное питание в школе в 2019-2020 году?
В перечень мер господдержки детей из нуждающихся семей включается предоставление бесплатного питания в школе. Возможность предоставления таких льгот оговорена в законе «Об образовании», в статье 37.
Но есть смысл уточнить, что государство позволило местным региональным властям самостоятельно устанавливать правила предоставления помощи.
Также следует знать, что на упоминаемый вариант соцпомощи могут рассчитывать только учащиеся государственных школ.
У кого есть право на бесплатное питание в школе в 2019-2020 году?
Узнать о том, может ли ваш ребенок бесплатно питаться в школе, можно непосредственно в самом учебном заведении. Обычно возможность питаться в школе бесплатно дается детям из малоимущих и многодетных семей. Кроме того, в школах по всей территории России такое право предоставляется:
Сегодня многие пытаются разобраться в вопросе, в каких случаях и кому положено льготное питание в учебном заведении. У многих возникает вопрос по поводу понятия «тяжелая жизненная ситуация», так как оно достаточно расплывчато. Его оценка ложится непосредственно на руководителя класса.
Он должен, пообщавшись с родителями чада, разобраться в проблеме и принять решение. Учитель при наличии определенных бумаг может обратиться в отдел опеки с соответствующим запросом.
После рассмотрения заявки представители госструктуры присылают в школу ходатайство на предоставление льготы не более, чем на 1 год.
Положено ли питание в школе бесплатно?
Правила предоставления питания школьникам регулируются ФЗ-273 (статьей 37). Законом «Об образовании» государство обязывает администрации школ разрабатывать графики кормления детей.
На санитарно-эпидемиологические службы возлагается задача устанавливать нормы организации питания и следить за соблюдением санитарных правил. При этом государство обязывает местные власти принимать дополнительные постановления, закрепляющие предоставление бесплатного питания детям из льготных категорий.
Какие именно льготы по школьному питанию действуют в школе, можно узнать не только у классного руководителя, но и в органах соцзащиты по месту проживания. В школах России практикуется два вида льготного питания:
Питание детей в школе может быть:
Заявление на бесплатное питание в школе (образец)
Питание в школах для детей из многодетных семей
Стоит понимать, что каждый субъект РФ имеет право самостоятельно присваивать семье статус многодетной, учитывая культурные и национальные особенности. Но большая часть регионов признает семью многодетной при наличии трех детей. При этом возраст первого ребенка не должен превосходить 18-летний рубеж (или 23-летний рубеж при условии учебы в ВУЗе или службы в армии РФ).
Льгота на школьное питание для таких детей представляет собой бесплатный завтрак и обед. Местная администрация отводит на питание школьникам определенную сумму.
В регионах с высоким уровнем жизни местные власти могут уровень льготы сделать выше за счет региональной казны. Но бывают случаи, когда в слабо развитых регионах представители власти назначают компенсацию за питание в размере 30-70%.
Тогда оставшуюся сумму родители доплачивают за свой счет.
1. Образец заявления на получение бесплатного льготного питания ребенку из многодетной семьи
Бесплатное питание для детей-инвалидов
Чтобы дети-инвалиды чувствовали себя полноправными членами общества, государство дарит им право на получение безвозмездного питания независимо от того, обучаются они на дневной форме или на дому.
В зависимости от типа учебного заведения, ребенок с проблемным здоровьем может получать питание:
Если ребенок учится в техникуме недалеко от дома, он получает право на двухразовое питание. Если на учебу приходится ездить, то трехразовое питание в буфете колледжа будет финансироваться из государственного бюджета.
На заметку: детям с наличием инвалидной группы, обучающимся в домашних условиях, государство назначает компенсацию на покупку пищи. Добавляется она к соцпенсии.
Дети-сироты, как и дети-инвалиды, в зависимости системы питания учебного заведения, могут претендовать на двух-, трех- и пятиразовое питание.
На предоставление такой соцпомощи может повлиять уровень дохода попечителя и место обучения. Например, пятиразовое питание получают школьники, обучающиеся и проживающие в специальных образовательных учреждениях, в обычных и кадетских интернатах.
Льготное питание в школах для малоимущих
Факт того, что семья малоимущая и ребенку не хватает денежных средств на питание, не всегда легко доказать. Поэтому родителям придется общаться с классным руководителем и надеяться на его понимание. Возможно, учитель сможет в отделе опеки доказать необходимость предоставления питания конкретному школьнику на льготных условиях.
В таком случае ребенок сможет получать бесплатный завтрак или завтрак с обедом. Возможен и другой вариант, когда государство сделает питание частично платным.
Образец заявления на получение бесплатного льготного питания школьнику из малообеспеченной, малоимущей, социально незащищенной семьи
Могут ли питаться бесплатно дети матери-одиночки?
Ребенок матери-одиночки всегда имеет право на льготное питание. Эта соцпомощь оговаривается в законе «Об образовании». Однако тонкости ее предоставления устанавливаются на местном уровне.
На практике детская соцпомощь предлагается в таких вариантах:
Узнать, какой именно вариант льготы в конкретном случае будет актуальным, можно у классного руководителя или у директора школы. Но чтобы воспользоваться этим правом, матери-одиночке потребуется написать заявление и приложить к нему ряд требуемых документов с копиями.
Как получить льготу?
Вопрос, как оформить бесплатное питание в школе, интересует почти все семьи, в которых есть больной ребенок или в которых присутствуют финансовые проблемы у родителей.
Чтобы ребенку в школе предоставили безвозмездное питание, его родителям придется обратиться в местный орган соцзащиты с заявлением и рядом документов. После рассмотрения обстоятельств представители госструктуры дадут согласие или откажут в предоставлении льготы.
Следует знать, что вопрос можно решить и через школу в частном порядке. Однако в учебном заведении охотнее возьмутся выполнять требование соответствующей структуры, чем просьбу родителей.
Обращаясь в орган соцзащиты, родителю придется предоставить заявление с просьбой о помощи и предоставить документы, подтверждающие факт обучения ребенка в данном учреждении.
Учитывая, что у заявителей будут разные основания на получение детской льготы, соответственно, и список требуемых бумаг в разных случаях будет отличаться.
Поэтому в госструктуре потребуется заранее выяснить, какие документы нужны.
В случае положительного ответа, госорган присылает в школу ходатайство о предоставлении ребенку льготы на питание. Обычно такая помощь дается ровно на 1 год.
Какие документы и справки понадобятся?
Воспользоваться правом на получение в школе безвозмездных завтраков и обедов можно при условии приложения к заявлению:
От малообеспеченной семьи потребуется удостоверение о статусе малообеспеченной. Также может потребоваться справка о зарплате родителей, по которой будет видно, что ежемесячный доход всей семьи ниже прожиточного минимума (ПМ). При наличии ребенка-инвалида прикладывается удостоверение об инвалидности.
Какие документы нужны для получения льготы, если ребенок потерял родителей и находится под опекой или принят в другую семью? Для этого потребуется копия решения попечительского совета о назначении опекуна и справка о его финансовых возможностях.
Нужно знать! В случаях, когда у документа на льготное питание истекает срок, то прекращается и льгота. Тогда родителям придется собрать новый пакет документов и обновить льготу.
Образец заявления
Основанием для предоставления бесплатной еды в общеобразовательном учреждении служит заявление от родителя нуждающегося ученика. Особой формы оно не имеет, поэтому учебные заведения сами утверждают образец бумаги.
Чтобы заявление на бесплатное питание в школе приобрело юридическую силу, оно должно содержать:
Теперь вы знаете все о бесплатном питании, которое полагается школьникам из нуждающихся семей. Пользуйтесь предложенными на законодательном уровне льготами и пусть они помогут вам в сложных жизненных ситуациях.
Школа для детей инвалидов: льготы, обучение, питание
Дети с инвалидностью
нуждаются в государственной поддержке. Поэтому федеральное и региональное
законодательство предусматривает ряд льгот для данной категории
несовершеннолетних. Особое внимание следует обратить на обучение детей
инвалидов в школе, какие права и обязанности для них устанавливаются.
Обучение детей-инвалидов: школа или дом
В последние годы общественность все больше внимания стала уделять «особенным» детям, которые нуждаются в особых условиях обучения. Родители инвалидов имеют право выбирать форму обучения ребенка.
Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.
Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.
Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.
Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника. По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.
Скачать заявление на зачисление ребенка в первый класс. [17.79 KB]
Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.
Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.
При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.
В законе «Об образовании» права ребенка-инвалида на обучение оговорены отдельно. В школах активно устанавливается оборудование для различных групп инвалидов.
Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.
Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.
Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.
Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.
Преимуществом этого выбора считается:
Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.
Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.
Медкомиссия для детского сада и для школы: список врачей, в 1 класс.
Льготы для детей-инвалидов
Дети инвалиды льготы в
школе имеют различные. Среди них отмечают:
На каждого ребенка-инвалида, даже если он учится в классе на общих основаниях, педагогические работники составляют отдельные программы по каждому предмету.
В них должны учитываться особенности ребенка, уровень его актуального развития. При написании контрольной по любому предмету в классе со всеми, учащемуся с инвалидностью не предоставляется никаких льгот.
Но прохождение выпускных экзаменов для учеников этой категории организовывается отдельно, а пункты сдачи должны быть оборудованы всем, что может понадобиться школьнику с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительные льготы
Законодательством предусмотрено бесплатное питание в школе ребенка инвалида.
Его количество различается, в зависимости от способа обучения:
Для оформления
бесплатного питания необходимо:
Родители детей-инвалидов, которые обучаются на дому, не могут получить бесплатное питание в школе. Поэтому они могут заменить его на компенсацию, выплачиваемую к социальной пенсии.
При оформлении бесплатного питания следует учитывать, что справка действует только в течение учебного года. В сентябре понадобится подавать заново документы.
Скачать заявление на бесплатное питание ребенка в школе. [33.00 KB]
Льготное питание в школе: документы на бесплатное питание.
Заключение
Ребенку-инвалиду предоставляются различные меры поддержки. Обучение в школе учеников с ограниченными возможностями регламентируется законом «Об образовании».
Образовательная организация должна составить на каждого «особого» ученика адаптированные программы, с учетом его психофизиологических особенностей.
При необходимости школа должна предоставить учащемуся с ограниченными возможностями тьютора, индивидуального сопровождающего. При желании родителей обучение в классе может быть заменено на домашнее, с использованием дистанционных технологий.
Условия в школах для обучения детей с ограниченными возможностями.
Обучение детей инвалидов на дому в 2019 году: виды и особенности
Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.
Кто может воспользоваться льготой по закону
Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.
Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2019 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.
Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.
Основные формы обучения и их особенности
За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.
01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.
На практике это выражается в том, что:
Надомное обучение в общеобразовательной школе
При этой форме получения образования ученики получают оценки, сдают экзамены и переходят из класса в класс.
Они также имеют право:
При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.
Если необходима помощь ассистента или тьютора, родитель или опекун может настаивать, чтобы они были предоставлены на все время нахождения инвалида на уроке.Для оформления надомного обучения необходимо предпринять три шага:
Что нужно знать об обучении детей-инвалидов в 2019 году?
Образование детей-инвалидов имеет свою специфику в силу заболеваний, которыми страдают такие дети и которые ограничивают многие их возможности. Поэтому на законодательном уровне предусмотрено особое регулирование процесса обучения несовершеннолетних инвалидов.
Условия организации обучения детей-инвалидов
В соответствии со статьей 43 Конституции каждый гражданин государства имеет право на образование. Статья 39 основного закона, в свою очередь, устанавливает, что каждому гарантируется помощь в случае, если он станет инвалидом.
Из этих норм следует, что в России должны быть созданы особые условия для обучения детей-инвалидов. И действительно, такие условия предусматривает статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
В соответствии с ее положениями инвалиды бесплатно получают:
При этом обучение детей-инвалидов в общеобразовательной школе и других учебных заведениях осуществляется с учетом особенностей их организма, вызванных заболеванием, повлекшим инвалидность.
Это означает, что для таких детей разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида (в ДОУ, СОШ или других учебных заведениях).
Об этом маршруте и других возможностях в области учебы родителей детей-инвалидов обязаны информировать органы социальной защиты населения, а также образовательные организации. Кроме того, он должен строго соблюдаться.
Имеющиеся программы образования
Для детей-инвалидов возможны три различных варианта обучения:
Рассмотрим их более подробно.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение детей-инвалидов – относительно молодое явление. Его ввели только в 2009 году. Оно имеет одно существенное ограничение: обучающийся не должен иметь противопоказаний к работе за компьютером.
Обычно такой тип обучения применяют для детей, которым сложно самостоятельно передвигаться и которые не могут выйти без посторонней помощи из дома. В частности, он подходит детям, страдающим от детского церебрального паралича, иными расстройствами опорно-двигательного аппарата.
Однако в последнее время таким образом готовят даже тех, кто имеет психические заболевания (если это позволяет сделать состояние несовершеннолетнего).
Суть дистанционного обучения заключается в том, что преподаватель и ученики не собираются в одном месте и не контактируют лично, как при традиционной учебе, а общаются посредством видеоконференцсвязи, установленной с помощью сети Интернет. В остальном занятие проходит точно так же, как и все остальные.
Занимаются таким типом подготовки специально созданные центры дистанционного образования. Их образуют на базе коррекционных учебных заведений или специализированных школ-интернатов. Как правило, преподают в них педагоги из этих организаций.
На дому
Обучение детей-инвалидов на дому предусматривает как посещение преподавателем ученика, так и посещение учеником образовательного учреждения.
В случае, если инвалид совсем не может передвигаться, от посещения учебного заведения его могут освободить.
После прохождения годичной программы педагогом подготавливается характеристика на ребенка-инвалида, обучающегося на дому, для руководства образовательного учреждения. В ней отражаются результаты его подготовки.
Стандартное
Что касается обучения в общем порядке, то в таком режиме учатся дети, страдающие от расстройств здоровья, которые влекут инвалидность, но, тем не менее, не препятствуют полноценной жизнедеятельности.
В число таких заболеваний входит легкая умственная отсталость, сердечные недуги, а также ряд других патологий.
Правда, учеников, у которых они имеются, могут освободить от некоторых занятий (например, от уроков труда и физической культуры).
Перечень льгот и компенсаций
Помимо возможности обучаться в особом порядке, инвалиды имеют ряд других льгот в области образования.
Больше узнать о том, как обучаются дети-инвалиды, можно из этого видеоролика (на примере Тюменской области):
Таким образом, в Российской Федерации для детей-инвалидов предусмотрены льготы в области образования. Так, дети, которым трудно посещать в школу, могут проходить домашнее или дистанционное обучение. Установлены для них и некоторые другие привилегии.
Ваш ребенок учится дома? Вам положена компенсация!
Многие дети-инвалиды в силу различных причин – физических ограничений, отсутствия безбарьерной среды в образовательных учреждениях или подготовленных для работы с ними специалистов – получают образование в домашних условиях. Большую часть расходов на обеспечение образовательного процесса приходится нести родителям.
При этом многие из них даже не знают о том, что согласно действующему законодательству, их ребенок имеет право на компенсацию за бесплатное школьное питание, которым дети-инвалиды обеспечиваются во время обучения в школе. Такую компенсацию можно получить либо в виде продуктовых наборов, либо в денежном эквиваленте.
Государством гарантировало право детей-инвалидов на бесплатное двухразовое питание при посещении образовательных учреждений. Это оговорено в пункте 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием», – говорится в тексте закона. Согласно требованиям СанПиН, дети-инвалиды обеспечиваются завтраком и обедом.
Если же ребенок-инвалид не посещает образовательное учреждение, за ним сохраняется право на получение бесплатного двухразового питания, однако обеспечение им осуществляется в иной форме – путем компенсации в натуральном виде (в виде продуктовых наборов), либо в денежном эквиваленте. Эта норма оговорена в письме министерства образования и науки РФ от 14.01.2016 № 07-81.
«Согласно части 7 статьи 79 Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Таким образом, дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте», – говорится в письме.
Порядок обеспечения питанием детей-инвалидов определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Денежные средства на это могут выделяться как из средств регионального бюджета, так и муниципального.
В различных регионах РФ отличается и способ компенсации за питание, и размер денежного эквивалента. Размер денежной компенсации также устанавливается региональными властями.
В одних регионах ее размер составляет 50-60 рублей в день, в других – 200 и более рублей в день (учебный день).
Как сообщается на сайте благотворительного фонда «Спаси жизнь», в ходе опроса родителей детей-инвалидов выяснилось, что далеко не все из них знают о праве их ребенка на получение компенсации за питание в школе.
Есть добросовестные учителя, завучи и директора, которые сообщают родителям, что им положена такая компенсация, и объясняют, как ее получить.
Однако такие случаи – исключение, в большинстве случаев учителя и руководство школы вообще не информирует родителей об их праве на такую социальную услугу.
«Когда мы записались в школу в Москве, в 1-й класс, нам ни завуч, ни директор, ни соцпедагог ничего не говорили, – рассказала Оксана Перегинец– Узнали мы о компенсации совершенно случайно, затронув тему питания в разговоре с классным руководителем.
Потом она сама все разузнала и объяснила, как подать заявление на получение компенсации. Мы подали и забыли. Вспомнилась эта тема, когда пошли во 2-й класс. Снова подали все документы, написали заявление, и тогда уже стали получать компенсацию. Ее нам выплачивают раз в полгода, из расчёта 142 рубля за учебный день.
Контролирует этот процесс наша классная руководительница, спасибо ей».
Марии Селезневой из Удмуртии, о компенсации рассказала методист, когда она оформляла сына на обучение в московскую школу, которого из-за длительного лечения в родной регион не отпускают врачи.
Методист такжеобъяснила, как подать заявление. Компенсацию Мария пока не получала, и какой она будет, не знает.
А вот ее землячке Ирине Белослудцевой завуч начальной школы в Ижевске при первой же встрече предложила оформить документы на получение компенсации.
Форма компенсации (продукты или их денежный эквивалент), а также размер денежной компенсации, как мы уже говорили, зависит от региона проживания. Так, к примеру, в Удмуртии компенсацию предоставляют продуктами из расчета 60 рублей за учебный день.
Выдают гречку, сахар, масло сливочное и подсолнечное, куриные окорочка, говядину, сгущенное молоко, салат из морской капусты. В Белгороде школьное питание тоже компенсируют продуктами. А вот в Камчатском крае установлена денежная компенсация – в Петропавловске-Камчатском – 171 руб.
в день, в Усть-Камчатском районе – 227 руб., в Палане – 206 руб.
Таким образом, дети-инвалиды, обучающиеся на дому, имеют право на компенсацию за бесплатное школьное питание – либо в виде продуктовых наборов, либо в денежном эквиваленте. Это оговорено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в письме Минобрнауки РФ:
Для того чтобы получить компенсацию за бесплатное школьное питание на ребенка-инвалида, обучающегося на дому, один из родителей или законных представителей ребенка должен один раз в течение учебного года представить в школу, направляющую учителей к ребенку, обучающемуся на дому, такие документы:
Директор школы направляет эти документы в органы местного самоуправления. В зависимости от регионального законодательства денежная компенсация выплачивается одним из способов:
Если у вас возникнут трудности с оформлением или получением компенсации, напомните руководителям образовательного учреждения или чиновникам из органов социальной защиты, что за нарушение прав детей-инвалидов на меры социальной поддержки при получении образования должностные лица могут быть привлечены к установленной законом ответственности.
И такие случаи уже были. Так, к примеру, в рамках осуществления прокурорского надзора подобные нарушения были выявлены в одной из образовательных организаций Пермского края. Прокурор вынес представление о том, что дети-инвалиды, получающие общее образование на дому, должны обеспечиваться бесплатным двухразовым питанием или денежной компенсацией.
Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81
«Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
от 14 января 2016 г. N 07-81
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также согласно части 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размеры указанной компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Конкретные виды затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому законодательством Российской Федерации не установлены. Таким образом, определение видов указанных затрат относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 35 Закона об образовании предусмотрено, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания предоставляются в пользование на время получения образования бесплатно.
В этой связи, по мнению Департамента, в составе затрат на организацию обучения по основным общеобразовательным программам на дому детей-инвалидов не должны учитываться расходы на учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения.
Одним из видов затрат на организацию обучения по основным общеобразовательным программам на дому детей-инвалидов может быть оплата услуг доступа рабочих мест детей-инвалидов к информационно-коммуникационной сети «Интернет» при организации их дистанционного обучения.
Оплата может осуществляться централизованно центром дистанционного образования детей-инвалидов (другой организацией, осуществляющей образование детей-инвалидов на дому) либо входить в состав компенсации, выплачиваемой родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Согласно части 7 статьи 79 Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Таким образом дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Дополнительно сообщаем, что организация получения образования в семейной форме, в том числе введение компенсации в качестве меры социальной поддержки семьям при их выборе получения образования в указанной форме, разъясняется в письме Минобрнауки России, направленном руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Н.В. Третьяк, письмо от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08).