имеют ли право досматривать в метро сотрудники охраны
Что имеют право делать охранники на МЦК?
Разъясните, пожалуйста, мои права и обязанности на входном контроле в МЦК — это структура РЖД.
Поражает бессмысленность и бессистемность действий охраны МЦК при столпотворении на входе в час пик. По моим наблюдениям, только каждый десятый кладет свои сумки на ленту, и охрана закрывает на это глаза. Но если ты входишь один поздно вечером, когда вокруг только одинокая луна и собаки, они втроем на тебя накидываются, выставляют руки и что-то громко кричат.
Расскажите, имеют ли охранники право на входе меня трогать и препятствовать проходу к поездам, если я не кладу свой рюкзак на рентгеновскую ленту, вежливо предлагаю просканировать мою сумку ручным детектором и отпустить? Хочу юридически подковаться, чтобы вести системный диалог.
Если коротко — охранники могут предложить вам положить сумку на сканер. Но вот хватать вас или кричать — не могут.
Зачем нужна охрана на МЦК
Чаще всего с ними борется полиция, но закон разрешает ставить на объектах транспортной инфраструктуры свою охрану. Прав у них меньше, чем у сотрудников полиции, но если их взаимодействие с полицией налажено хорошо, они могут помочь раскрывать преступления. Например, полиция своевременно передает ориентировки, описания и фотороботы подозреваемых в кражах и грабежах. Охрана может выделять из потока людей, подходящих под описания, и сообщать об этом полиции.
Даже самое маленькое частное охранное предприятие руководствуется законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Права охранника прописаны в статье 3 этого закона. Охранник может:
Охранники МЦК обеспечивают безопасность на объекте транспортной инфраструктуры. Их деятельность регулируется федеральным законом «О транспортной безопасности». В нем есть правила досмотра. Задачи у такого досмотра две:
У пассажира на транспорте тоже есть обязанности
Придумал эти обязанности не перевозчик, а правительство РФ. Соблюдать их обязаны физлица, которые едут на общественном транспорте или просто находятся на вокзале.
Правила простые: выполнять требования сотрудников транспортной безопасности, не мешать им выполнять свои обязанности, проходить досмотр в соответствии с установленными правилами.
Можно ли отказаться проходить досмотр
Отказаться от прохождения досмотра пассажир не может: иначе охрана имеет право не допускать его в зону транспортной безопасности. Если человек откажется, перевозчик расторгнет договор перевозки. Это законно.
Но даже в случае отказа хамить нельзя. Сотрудники должны объяснить, что без досмотра они пассажира пропустить не могут и это законно. Если пассажир попытается пройти без разрешения охраны, они будут вынуждены вызвать сотрудника полиции.
Нарушение пропускного режима охраняемого объекта — административное правонарушение. Санкция за такое нарушение — штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Если охранники просят положить сумку на ленту рентгеновского аппарата или пытаются просканировать ее ручным сканером, они действуют в рамках закона и ничего не нарушают. Но если охранник открывает вашу сумку без разрешения и начинает рыться в вещах — это нарушение закона. За него предусмотрена уголовная ответственность. Санкция — от штрафа до лишения свободы на срок до 2 лет.
Если охранник превысил свои полномочия, вызывайте полицию и жалуйтесь. Если жалоба будет обоснованной, охранник может лишиться работы.
Имеют ли охранники право кричать на вас
Нет, не имеют. По закону они должны представиться, назвать свою фамилию и должность. По вашему требованию — показать свои документы. Если необходимо — разъяснить пассажиру его права и обязанности, сообщить, что в случае отказа положить сумку на ленту рентгеновского аппарата они могут не пустить пассажира к поездам.
Охранники обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих достоинство пассажиров, — то есть кричать или хватать людей за одежду они, конечно же, не должны.
Если пассажир отказывается положить сумку на ленту, сотрудники охраны не имеют права обыскивать его или удерживать силой. В крайнем случае они могут вызвать полицию. Убегать от охраны через турникет в сторону поездов не стоит: полиция, как правило, дежурит рядом. Они вполне могут задержать такого нарушителя. И у них возникнут вопросы: почему человек убегал от охраны, почему не хотел положить вещи на ленту сканера.
Если охрана на вас накричала или каким-то другим способом нарушила ваши права — жалуйтесь их руководству. Данные предприятия, охраняющего объект, и его руководителя должны находиться рядом с турникетами и рентгеновскими аппаратами. Там же должны находиться все документы, в которых прописаны права охранников и пассажиров. Но, к сожалению, разместить такие стенды иногда забывают — или не читают, что там написано. В этом случае контакты можно узнать у самих охранников или у сотрудников полиции, дежурящих на станции.
Еще можно написать жалобу на Едином транспортном портале или позвонить в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону +7 495 539-54-54 и составить жалобу с помощью оператора. С мобильного телефона можно позвонить на короткий номер 32-10.
Почему проверяют не всех пассажиров
Ответ на этот вопрос очень простой. Если охрана будет проводить тотальную проверку багажа в час пик, это приведет к транспортному коллапсу. Поэтому сотрудники охраны проводят выборочную проверку. У них есть свои критерии, по которым они определяют приоритетные объекты для проверки багажа.
Если охрану знакомят с ориентировками полиции по кражам или грабежам, то в приоритете будет проверка людей с вещами, подходящими под описание в этих ориентировках.
Интерес охраны вызовет человек с предметами, которые явно не соответствуют его внешнему образу. У мужчины с женской сумочкой в руках больше шансов пообщаться с охранниками. Могло случиться так, что он украл эту сумочку, а теперь пытается скрыться за турникетами. Сумочку у мужчины не отберут. Максимум, что может сделать охрана, — попросить положить сумку на ленту рентгеновского аппарата и поинтересоваться ее происхождением. Отвечать на такие вопросы необязательно — статья 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя, — но спросить сотрудники охраны имеют право. Еще они могут позвонить в полицию и узнать, нет ли заявлений о грабеже.
Все критерии отбора, описанные выше, — не исчерпывающие. Они могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, обстановки на станции и даже от личного опыта и навыков конкретного сотрудника охраны. В приказах и нормативных актах они не прописаны.
Запомнить надо вот что:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Лично мое мнение: охрана на МЦК, метро и вокзалах — это театр безопасности, который не остановит ни одного мало мальски подготовленного террориста. Эти охранники лишь мешают нормальным гражданам и сидят на шее бюджета и госкомпаний. В выигрыше только поставщики рамок (на писк которых никто не обращает внимание) и рентгенов.
Был недавно в Берлине. Крупный центральный вокзал, 25 выходов, нет ни одного охранника и ни одной рамки металлоискателя. И что-то не слышно, что в Берлине каждый день на вокзалах теракты, а пассажиров режут ножиками.
Главная цель террористов — посеять страх. И судя по тому, что у нас везде теперь рамки и охранники, наше правительство они испугали, а значит победили. А насчет того, что охранники помогают полиции — ну это смешно. По большей части там стоят дармоеды, пенсионеры и тетки, которых набрали по объявлению. Им нет дело до безопасности, они отстоят свою смену и пойдут домой.
Михаил, мне тоже надоел этот цирк на МЦК! Причём на одной станции сканеры вообще отключены, а на другой тотальное сканирование даже небольших рюкзаков, и очередь бывает по 5-7 чел! Я бы предпочёл как на метро: выборочное сканирование, если рамка зашкалила или вид подозрительный.
Так шикарно в Германии или Чехии: идёшь без рамок этих, как белый человек! Беда в том, что власти берут пример не с Европы, а с Китая: там ограничен интернет, тотальный досмотр даже на входе в метро и.д. Т.е. чтобы народ был послушен, власть всё крепче сжимает кнут, вместо того, чтобы просто дать иногда пряник!
Особенно, когда толком никто не смотрит в монитор рентгена, сотрудники у рамки просто без остановки тараторят, что ставьте сумки и ручную кладь на ленту, но кто по наглее, тот мимо них проходит без препятствий (Привет м.Шелепиха). Я понимаю, что рабочие места это хорошо, но я за эффективность их использования.
И никто не помешает пройти чистым через рамки и получить через соседний турникет от метрополитена от «товарища» что угодно (на примере перехода на Шелепихе). Ощущения безопасности не возникает, а наоборот, усиливается тревога, что кого-то ловят.
Алексей, как раз в Волгограде, если я не ошибаюсь, террориста остановили на входе. Но тогда там еще не было рамок и скопления людей.
Похоже ничего Дмитрий Сергеев про охрану не знает. Все эти подразделения театра транспортной безопасности работают с многочисленными нарушениями. Согласно постановлению правительства Российской Федерации №1208 – физические лица обязаны осуществлять проход в зону транспортной безопасности, согласно ПРАВИЛАМ ПРОВЕДЕНИЯ досмотра. Вот нарушения которые встречаются практически на всех станциях метрополитена и МЦК.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ №227 пункт 25: «КПП, расположенные на пути попадания объектов досмотра в перевозочный сектор из сектора свободного доступа, а также в любую часть зоны транспортной безопасности, с территории вне границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, оборудуются заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра». То есть досмотровая зона должна быть огорожена так, чтобы никто не мог подойти и увидеть на мониторах, что у пассажиров в сумках. Чаще всего никаких ограждений нет.
Согласно 23му пункту всё того же приказа №227 – «На КПП постах размещаются указатели: «Контрольно-пропускной пункт» или «Пост досмотра», «Граница зоны транспортной безопасности». То есть должно быть две обозначающие таблички. Первая – с надписью Контрольно-пропускной пункт или Пост досмотра. А вторая – Граница зоны транспортной безопасности. Этих табличек обычно нет, ни на дверях при входе, ни возле рентген-аппарата. Значит, нет и фактического начала этой зоны транспортной безопасности, куда типа могут не пустить за отказ от досмотра по 16ФЗ.
Согласно регламенту работы сотрудников СБ на Московском метро, пункт 4: «Сотрудник Службы безопасности при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, назвать свою должность и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. По требованию гражданина сотрудник Службы безопасности обязан предъявить удостоверение работника метрополитена, не передавая его в руки гражданина». Эти бездельники обычно начинают с любимой фразы поставьте сумку на ленту, забыв устно представиться перед этим, а после чего начинают приставать к гражданину с непонятными требованиями. Если он не представился, то можно спокойно проходить дальше.
Могут ли сотрудники Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» попросить пройти досмотр?
Отвечает прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич Кулагин
Московский метрополитен, включая входящие в его состав станции, в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» является объектом транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), обеспечение транспортной безопасности на котором возложено на
ГУП «Московский метрополитен».
Статьей 12.2 указанного Федерального закона установлено, что досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – работники досмотра). Организация проведения данных мероприятий возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, которым, в настоящем случае, является обозначенное унитарное предприятие.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта ГУП «Московский метрополитен» аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности.
На основании п. 68 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227, работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра, а также требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В свою очередь, физические лица, следующие либо находящиеся на ОТИ, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей (в силу п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208).
Более того, физические лица, отказавшиеся от прохождения указанных процедур, в зону транспортной безопасности не допускается на основании
ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». При этом, такой отказ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.
Прокуратура
города Москвы
Прокуратура города Москвы
Могут ли сотрудники Службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» попросить пройти досмотр?
Отвечает прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич Кулагин
Московский метрополитен, включая входящие в его состав станции, в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» является объектом транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), обеспечение транспортной безопасности на котором возложено на
ГУП «Московский метрополитен».
Статьей 12.2 указанного Федерального закона установлено, что досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – работники досмотра). Организация проведения данных мероприятий возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, которым, в настоящем случае, является обозначенное унитарное предприятие.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта ГУП «Московский метрополитен» аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности.
На основании п. 68 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227, работники досмотра в рамках своих должностных полномочий имеют право проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра, а также требовать от физических лиц, следующих или находящихся на ОТИ, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности.
В свою очередь, физические лица, следующие либо находящиеся на ОТИ, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей (в силу п. 2 Требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208).
Более того, физические лица, отказавшиеся от прохождения указанных процедур, в зону транспортной безопасности не допускается на основании
ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». При этом, такой отказ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.
Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?
Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.
Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?
Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.
Проверьте трудовой договор
Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.
Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.
В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.
Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.
Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.
Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов
Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.
А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.
Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.
Что может делать сотрудник ЧОП
По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:
В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.
Чем отличается осмотр от досмотра
Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.
Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.
По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.
Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.
Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.
А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?
Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.
Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.
Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.
Напоследок
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
От осмотра к досмотру
Начнём с понятия «осмотр»: это визуальное изучение только тех частей объекта, которые находятся в открытом доступе. Например, открытой сумки в руках собственника, внешней части машины, номерных знаков и так далее. Производится только уполномоченным лицом и без участия понятых и применения технических средств, хотя использование фонарика не запрещено. Могут даже составить акт, заполненный в произвольной форме.
«Проведение процедуры должным образом в действующем законодательстве не прописано. Потому, если есть опасения, что во время осмотра, проходящего без присутствия понятых, владельцу личных вещей могут подкинуть что-то запрещённое, я бы рекомендовал настаивать на процедуре досмотра», — советует адвокат по гражданским делам Сергей Романовский.
В случае отказа добровольно предоставить возможность визуального осмотра вещей и при наличии оснований сотрудник вправе произвести досмотр. Это юридическое действие, совершаемое в рамках уголовного или административного процесса. Проводится исследование с проникновением в объект без нарушения его конструктивной целостности. Осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты фиксируются в протоколе о досмотре или об административном задержании, в котором производится соответствующая запись. При этом копия вручается владельцу.
«Например, при осмотре машины владелец сам открывает капот, багажник или двери. Инспектор может только попросить подвинуть вещи, показать содержимое бардачка и сумки. В случае досмотра он всё это может проделать сам, но с участием понятых или видеосъёмки, поясняя все свои действия», — говорит адвокат по гражданским делам Сергей Романовский.
При осуществлении досмотра стоит снимать на мобильные устройства всю процедуру, а также требовать от сотрудника начать составлять протокол и пригласить понятых. Лишь после соблюдения указанных условий стоит предоставить возможность досмотра. Необходимо принимать в нём самое активное участие: лично открывать багажник или сумку. Процедуру проводят в принудительном порядке и только при наличии весомого повода (оперативная информация, подозрение в совершении преступления). Разница между понятиями «осмотр» и «досмотр» кроется в желании владельца имущества продемонстрировать его содержимое. Если его нет, сотрудники правоохранительных органов могут произвести принудительный досмотр. Полномочия простых охранников, стоящих у входа на вокзал, в метро или торговый центр, но это не распространяются. Если гражданин не хочет показывать содержимое карманов, его не пустят внутрь.