имеют ли право дпс останавливать велосипедистов
Могут ли полицейские задержать велосипедиста, у которого нет с собой документов
3 минут Автор: Михаил Скворцов 1568
Не так давно по стране прокатилась волна велосипедных задержаний. Это выглядит странно, но иногда сотрудники полиции действительно имеют полное право пригласить велосипедиста в отделение.
Если нет документов, удостоверяющих личность
Гражданин РФ может оставлять документы, удостоверяющие личность, дома. Продиктуйте сотруднику номер паспорта или предъявите какое-либо другое удостоверение.
Подойдет студенческий билет или водительские права.
Узнайте, в чем вы подозреваетесь. Обычно полицейские ориентированы на лиц, находящихся в розыске в связи с совершенным правонарушением или уголовным преступлением. Спросите, на каком основании у вас требуют документы. Если страж порядка не отвечает, его действия можно обжаловать в вышестоящих органах.
Если нет документов на велосипед
Возить с собой документы на велосипед его владелец не обязан. Это средство передвижения не контролируется так тщательно как, например, автомобиль. Однако сотрудники правоохранительных органов часто задерживают граждан, которых подозревают в краже двухколесного транспорта, поэтому желательно брать в дорогу то, что докажет ваше право собственности.
Обычно события развиваются следующим образом: полицейский останавливает велосипедиста и просит его проехать в отделение, чтобы свериться с базой данных.
Если у вас на руках имеются неопровержимые доказательства покупки, такого визита можно избежать. Список подходящих документов:
Достаточно будет гарантийного талона или паспорта. Полицейские обязательно должны узнать серийный номер велосипеда. Этот длинный набор цифр вкупе с маркой, моделью и цветом рамы становится основным ориентиром при поиске пропавших средств передвижения.
Уникальный номер нужно искать между педалями.
Иногда он нанесен на раму впереди или на крыло сзади. Номер состоит из двух рядов цифр. Он также указан в руководстве пользователя, паспорте и гарантийном талоне. Постоянно перевозить с собой целую пачку документации довольно неудобно, однако дело того стоит, ведь нервы обходятся дороже.
На китайских велосипедах серийного номера может не быть. Скорее всего, в этом случае вам придется провести несколько часов в отделении полиции. При угоне цифры обычно спиливают.
Если вы купили своего «коня» с рук, желательно предъявить полицейским договор купли-продажи. Сложнее с эксклюзивными моделями, собранными вручную. Сохраняйте чеки о покупке деталей. Хорошо иметь знакомых, которые смогут подтвердить то, что вы мастер на все руки и собрали свой транспорт самостоятельно.
За что и как ГИБДД лишает водительских «прав» велосипедистов
Весна 2018 года, Санкт-Петербург. Женщина, катившая по тротуару на велосипеде, сбивает другую женщину — пешехода. Героиня этой истории даже не думала скрываться с места ДТП: напротив — предложила помощь, но пострадавшая от нее отказалась. Как выяснилось позже, потерпевшая в результате наезда получила перелом, который на некоторое время «выбил» ее из рабочего процесса. За компенсацией простоя она обратилась к виновнице — мол, кушать хочется, корми меня теперь — но та на «мировую» не пошла и обратилась в суд.
В итоге велосипедистке вменили сразу два «лишенческих» нарушения — езда по тротуару (ч.2 ст. 12.15 КоАП) и оставление места ДТП (ч.2 ст. 12.27 КоАП). Странно еще, что не предъявили причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП), которое также сулит крупный штраф или езду на общественном транспорте. Вот и покаталась на велике!
Еще один случай для примера — лето 2019-го, Калужская область. Молодой человек двигался на электровелосипеде, когда его остановили сотрудники ГИБДД. Полицейским показалось, что гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения: они предложили ему пройти процедуру медосвидетельствования, на что получили весьма предсказуемый отказ. Водитель уверяет, что был трезв, но не стал «дуть в трубочку» чисто из принципа.
В итоге, недолго думая, гаишники составили соответствующий протокол, а согласно ч. 1 ст. 12.26 КоАП, отказ от медосвидетельствования приравнивается к «пьяной» езде. Да, пусть наш герой двигался не на традиционном велосипеде, а на электрическом. Факт остается фактом: это не мотоцикл и даже не мопед, управление которым допускается лишь с «правами».
Могут ли лишить «прав» за проезд под «кирпич» на АЗС или стоянке торгового центра
Как при обычном объезде препятствия можно попасть на лишение «прав»
— Поскольку велосипед к транспортным средствам для целей квалификации главы 12 КоАП РФ (нарушения в области дорожного движения) не относится, то и лишать граждан водительского удостоверения за нарушение Правил дорожного движения в ходе управления велосипедом незаконно, — объяснил порталу «АвтоВзгляд» Иван Спиридонов, юрист Бюро адвокатов «Де-юре».
Согласно действующему законодательству, велосипедист, нарушающий ПДД, может нести ответственность лишь по «своей» ч.2 ст. 12.29 КоАП «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения». Она, напомним, подразумевает наказание в размере 800 рублей вне зависимости от того, какую именно оплошность допустил владелец двухколесного ТС.
Следовательно, в вышеописанных двух случаях велосипедистов должны были привлечь к административной ответственности именно по 12.29 КоАП — наказать рублем, чтобы неповадно было, но никак не отнимать у них водительские удостоверения.
Что же делать, оказавшись в такой ситуации? В одиночку справиться с Фемидой, штампующей «лишения» с подачи инспекторов ГИБДД одно за другим, очень сложно. А посему эксперты настоятельно рекомендуют сразу же, как только начинается подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, общаться за квалифицированной помощью адвокатов.
Взывания к логике, как мы видим, не срабатывают — и ладно сотрудники ГИБДД не идут навстречу «пьяным» или дерзким велосипедистам, но ведь и служители Фемиды тоже выносят возмутительные решения. Конечно, в итоге можно добиться справедливости, пройдя через все круги ада районных, областных и, в конечном счете, Верховного суда. Но сколько на все эти процедуры уходит нервов, времени и средств…
Мораль сей басни такова: лучше — от греха подальше — не садиться на велосипед даже после парочки банок пива, не гонять по тротуарам и сразу же вызывать сотрудников ГИБДД, если по неосторожности был причинен вред чужому имуществу, а то ведь мало ли что.
К слову, недавно портал «АвтоВзгляд» подробно рассматривал случаи, когда водительских удостоверений лишали граждан на мотоблоках и электросамокатах. Прочитать об этом можно здесь.
Информация об ответственности за нарушение правил дорожного движения велосипедистами
Наступление теплой погоды, приближающиеся дни школьных каникул все больше привлекают молодежь проводить время на улицах города, многие увлекаются ездой на велосипедах. Катание на велосипеде – это весело, полезно, интересно! Ведь это так не сложно – сел на велосипед и крути педали… Но не стоит забывать, что существуют правила движения на велосипеде, соблюдение которых гарантирует сохранение здоровья, а порой и жизни велосипедиста и других участников дорожного движения. Напомним эти правила детям и особенно их родителям, ведь последствием нарушения правил дорожного движения может быть не только причинение вреда здоровью, но и наступление юридической ответственности. Правила нужно знать и обязательно выполнять!
Прежде всего, хочется уточнить относится ли велосипед к транспортному средству и является ли велосипедист полноправным участником дорожного движения?
Так что велосипедиста можно считать участником дорожного движения и он обязан подчиняться установленным правилам. Глава 24 Правил дорожного движения посвящена дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов.
Существуют ли возрастные ограничения для езды на велосипеде?
Да, существуют ограничения для различных возрастных категорий:
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по тротуару или пешеходной дорожке, если:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Напомните основные правила. Установлены ли запреты и ограничения для передвижения на велосипеде кроме вышеназванных?
Для повышения безопасности при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Как и у водителей автомобилей у велосипедистов существуют свои запреты:
управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
осуществлять буксировку велосипедов, а также буксировку велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;
пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Категорически не советуем цепляться за другое транспортное средство – это очень опасно!
Вы сказали, что велосипедисту запрещено пересекать дорогу по пешеходному переходу. Как же быть, если нужно попасть на другую сторону дороги или изменить направление движения?
При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)!
Обратим внимание, что если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист также должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.
Да, правила серьезные! Их нарушение чревато серьезными последствиями. Какая существует юридическая ответственность?
За нарушение Правил дорожного движения велосипедистам грозит наступление ответственности.
Так, например, в соответствии со статьей 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Такие нарушения, но совершенные в состоянии опьянения влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно статье 12.30 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Нарушение, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Уважаемые велосипедисты, а также родители несовершеннолетних любителей покататься, прежде чем выезжать на дорогу ознакомьтесь с Правилами дорожного движения. Это займет не так много времени, но сохранит ваше здоровье, а возможно и жизнь!
Имеют ли право дпс останавливать велосипедистов
Вот уже несколько раз приходилось слышать, что велосипедиста в городе останавливал инспектор ДПС и требовал предъявить документы на велосипед. Причем некоторые из таких случаев заканчивались тем, что велосипедиста забирали в отделение и держали там несколько часов. Согласитесь, ситуация не очень приятная. А вот законны ли действия инспектора в таком случае, спросим у эксперта.
Мнение эксперта
Георгий Фёдоров
Юрист, основатель популярного сообщества Юридическая грамотность автомобилистов.
Направление деятельности: защита интересов в суде по административным и гражданским делам в общей юрисдикции, а также в арбитражных судах.
Остановить сотрудник ДПС велосипедиста может, равно как и любого другого участника движения (автомобилиста, пешехода. ). Попросить документы на велосипед может. Но вот потребовать не имеет права. А у велосипедиста нет обязанности возить с собой какие-либо документы вообще.
Однако, если имеется ориентировка или иная информация о том, что был похищен похожий велосипед, или на нем, например, скрылся преступник или правонарушитель, и есть обоснованные подозрения, что остановленный может быть тем кого ищут, или он едет на похищенном велосипеде, то в таком случае сотрудники полиции имеют право доставить в отдел велосипедиста для установления личности (при отсутствии документов) и проверки на предмет причастности к правонарушению или преступлению.
ГИБДД против велосипедистов: 10 правил безопасной езды без штрафов
Сотрудники ГИБДД доказывают, что не шутили, когда обещали начать нещадно штрафовать велосипедистов Екатеринбурга. Поручение Юрия Дёмина они исполняют вполне усердно. Как доказательство — поток удивленных, гневных и ироничных сообщений в социальных сетях.
Поводом же послужила печальная статистика, говорящая об участившихся фактах игнорирования велосипедистами закона: с начала года они 34 раза попадали в аварии, четыре из которых закончились летальным исходом. Только за минувшие пятницу, субботу и воскресенье полицейские оштрафовали почти 40 велосипедистов. Из них 17 — в первый день, уточнили в ведомстве журналистам Портала 66.ru.
Фотографию, где сотрудник дорожной полиции остановил велосипедиста на тротуаре у городской администрации, выложил в Facebook Артем Зверев. В выходные на этом месте видели еще пару таких случаев.
За что штрафуют?
В ГИБДД заявляют, что они всегда руководствуются правилами дорожного движения. И любой нарушитель может быть оштрафован. То есть велосипедист может быть наказан, если:
Впрочем, как признают в ГИБДД, чаще всего они штрафуют велосипедистов за пересечение дороги, не спешиваясь, или за езду по тротуару. И если с первым пунктом все более-менее понятно, то со вторым есть вопросы. Согласно правилам дорожного движения, на тротуарах и пешеходных зонах велосипедистов быть не должно. Хотя есть и оговорка: они могут там ехать, если «нет возможности двигаться» ни по велосипедной дорожке, ни по правому краю проезжей части.
Журналисты Портала 66.ru поинтересовались у автоюриста Максима Едрышова, что значит «нет возможности двигаться». Как пояснил эксперт, в законе речь идет о препятствии, которое не позволяет велосипедисту двигаться по правому краю проезжей части.
Максим Едрышов, автоюрист:
— Формально в ПДД указывается любое препятствие: припаркованная машина, упавшее дерево, летом — огромная лужа, а зимой — сугроб.
Если вас остановил сотрудник ГИБДД и хочет оштрафовать, но вы с этим не согласны, то просите его составить протокол и приложить к нему схему. Не забудьте сделать фотографии препятствия, из-за которого вы выехали на тротуар. «В итоге эти документы отправят на комиссию, которая уже вместе с вами потом будет рассматривать, было нарушение или нет», — говорит Едрышов.
Впрочем, директор фонда «Город.PRO» Лариса Бузунова, напротив, утверждает, что за все время движения на велосипеде ее остановили всего два раза. «Причем когда я ехала по краю проезжей части и только для того, чтобы попросить меня двигаться на этом участке дороги по тротуару в целях моей же безопасности», — рассказывает она.
Лариса Бузунова, директор фонда «Город.PRO»:
— Могу заявить ответственно, четко и ясно: я не являюсь нарушителем ПДД, когда двигаюсь по тротуару. Пункт 24.2 ПДД гласит: «Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине». На моем маршруте эти возможности отсутствуют везде. От слова «совсем». Хотела бы я послушать, как работник ГИБДД будет при встрече мне рассказывать про наличие этих возможностей, а я ему — про их отсутствие.
Почем штрафы?
Согласно действующим правилам, у велосипедистов нет дифференциации штрафов по типам нарушений. По большому счету, предусмотрено только одно общее наказание: 800 рублей в казну — и точка. В редком случае, когда действия велосипедиста нанесут вред здоровью пешехода, можно получить штраф немногим выше — 1000 рублей.
К сожалению, заплатить любой выписанный штраф придется. Неуплата административного штрафа в течение 60 дней, установленные законом, влечет неприятные последствия:
Вообще, если вас останавливает сотрудник ГИБДД, не стоит пытаться от него уехать по дворам и околоткам, даже если вы ничего не нарушали. Как рассказали в городской ГИБДД, описание такого человека тут же передается его коллегам по рации и на поиски ориентируют несколько нарядов. После того как беглеца поймают, его ждет штраф не только за нарушение ПДД, но и за невыполнение законного требования сотрудника полиции. А это уже грозит не только дополнительной 1000 рублей, но и вероятностью административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Также в ГИБДД советуют всем велолюбителям иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Потому что если вы окажетесь без паспорта, когда вас остановит полицейский, чтобы выписать штраф, то пару ближайших часов вы проведете в участке до установления личности. А это не самое приятное место.