имеют ли право кондукторы высаживать несовершеннолетних детей без маски
Могут ли пассажира без маски выгнать из транспорта и чем ответить на применение силы?
На этой неделе начало действовать постановление главного санитарного врача России Анны Поповой о всеобщем масочном режиме. Но еще перед этим из регионов стали поступать сообщения об инцидентах на линиях общественного транспорта. Пассажиров, которые категорически отказывались надевать защитные маски, выгоняли из салонов, часто с применением силы. Законны ли такие действия и может ли пострадавший ковид-диссидент привлечь обидчиков к ответственности?
Законно ли требование носить маски?
Постановление главного санитарного врача России о всеобщем масочном режиме вступило в силу с 28 октября. Первый же его пункт предписывает всем, кто находится на территории Российской Федерации, «обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах». Второй пункт адресован губернаторам регионов: им надлежит обеспечить контроль за исполнением первого пункта.
Главный санитарный врач, он же глава Роспотребнадзора, действует на основании федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№ 52-ФЗ от 30.03.1999). В статье 10 этого закона сказано об обязанности граждан «выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц». Еще одна обязанность согласно той же статье — «не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания».
Но не только. Повинуясь второму пункту постановления Анны Поповой, главы регионов оперативно внесли очередные изменения в собственные, как правило, еще мартовские указы и распоряжения о режиме повышенной готовности на территории своих субъектов. В новой редакции этих региональных актов появился пункт, так или иначе передающий смысл предписания о всеобщем масочном режиме. То есть теперь это предписание как федерального уровня, так и регионального.
До Конституционного суда дошло первое дело о законности ограничений из-за коронавируса
Здесь важно помнить, что еще в апреле в федеральное законодательство внесли изменения, которые приравняли эти самые региональные акты к обязательным для исполнения правилам поведения при спецрежиме. И установили ответственность за нарушение этих правил — предупреждение или штраф до 30 тыс. рублей (20.6.1 КоАП РФ).
По поводу законности этих новшеств спорят до сих пор. Но никому не удалось отменить ни один из региональных актов о режиме повышенной готовности, не говоря о поправках в федеральное законодательство. В конце сентября стало известно, что один из таких региональных споров — в Подмосковье — дошел и до Конституционного суда. Ему предстоит оценить все эти типовые карантинные ограничения в регионах на предмет соответствия Конституции. Но пока о решении КС ничего не известно.
Законно ли отказывать в обслуживании без масок?
Похоже, тот же ответ — да. По крайней мере, нам не удалось найти сведений о том, что предприятия торговли и услуг понесли какую-то ответственность за разворот покупателя или клиента без средств индивидуальной защиты у входа или у кассы.
В мае вышло письмо Минпромторга с разъяснениями. Из него следует, первое, что должны предпринять продавцы при появлении безмасочного клиента, — напомнить ему об ответственности и обязанности надеть маску. «В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения», — сказано в документе.
Этот алгоритм посетители многих магазинов и торговых центров за несколько последних месяцев уже выучили наизусть — о нем постоянно рассказывают по локальной громкой связи. В реальной жизни в силу понятных причин коммерческий сектор довольно лояльно относился к нарушителям и, скорее всего, продолжит это делать дальше — в конце концов в письме Минпромторга было сказано о праве, а не об обязанности отказать в обслуживании без масок.
С другой стороны, если губернаторам вдруг каким-то образом удастся усилить контроль над соблюдением масочного режима (например, начнут штрафовать не покупателей, а сами магазины), вольнице может прийти конец.
«В любом случае покупателю или посетителю лучше не пытаться доказать свое право на обслуживание без маски. Работник магазина будет стоять на своем, выполняя служебную инструкцию. А сам конфликт может закончиться вызовом сотрудников полиции, которые составят административный протокол», — предупреждает автор telegram-канала «Правовая культура» Макар Коляда, кстати, сам работающий юристом в компании «Касторама РУС», управляющей сетью гипермаркетов для строительства и ремонта.
Жителя Благовещенска оштрафовали за ношение защитной маски на подбородке
Что точно бесполезно — это пытаться в подобных ситуациях взывать к правам потребителя. Защитой этих прав тоже занимается Роспотребнадзор, а между правами потребителей и санитарным благополучием ведомство наверняка выберет второе.
Кстати, популярный способ «как бы» носить маску на подбородке, при котором лицо и органы дыхания остаются открытыми, еще в июне стал поводом для назначения штрафа. Так решил городской суд Благовещенска, который разобрал характерный случай в супермаркете. Туда с маской на подбородке заглянул мужчина, и для него этого кончилось административным протоколом и штрафом в 5 тыс. рублей. Очевидно, эта практика будет только расширяться.
А что насчет прав и обязанностей пассажиров общественного транспорта?
Здесь применима прямая аналогия с торговлей и другими видами обслуживания. Тем более в постановлении главного санитарного врача общественный транспорт и такси упомянуты отдельно. Да, вас могут не пустить в салон, если вы откажетесь надеть маску. И на том же основании попросить выйти из салона, если вы, например, маску сняли и игнорируете требование снова ее надеть.
«Убежденность в личной правоте не избавляет вас от общих обязанностей и ответственности за их невыполнение. Если у вас цель — не провоцировать окружающих, а спокойно доехать из точки „А“ в точку „Б“, лучше все же последовать предписаниям. Тем более что именно общественный транспорт во многих регионах становится объектом повышенного контроля. Рейды Роспотребнадзора по выявлению нарушителей масочного режима в транспорте проводятся гораздо чаще, чем в прочих общественных местах», — отмечает Макар Коляда.
Зачастую результатом таких рейдов становятся санкции в отношении перевозчиков — вплоть до запрета продолжать работать на маршруте.
Неудивительно, что перевозчики ответили принципиальностью по отношению к пассажирам, из-за которых их могут наказать. Водители просто отказываются продолжать поездку, пока нарушитель не покинет салон.
Здесь, конечно, можно продолжать стоять на своем, испытывая терпение водителя, кондуктора, других пассажиров. Но нужно помнить, что для транспортного предприятия простои — это упущенная прибыль. И вопрос времени, когда перевозчики освоят механизм судебного взыскания этих денег с ковид-диссидентов, создающих помехи в работе. В этом случае предъявленные к возмещению суммы могут оказаться пострашнее любых штрафов.
Что делать, если в ответ на отсутствие маски начинают «жестить»?
Свидетельствами о грубости и рукоприкладстве в отношении упертых «безмасочников» сейчас забит интернет. Взаимное уважение и эмпатия и так не самая сильная сторона нашего менталитета, а сейчас и подавно — нервы у многих действительно на пределе. В этой обстановке заставлять очередь или полный трамвай становиться свидетелем вашей принципиальности — игра с огнем. В любой момент словесные аргументы могут закончиться, в ход пойдут кулаки, и не факт, что этот инцидент закончится для вас без серьезных последствий.
Как россиян крутят, штрафуют и бьют за отсутствие масок
Что до юридической стороны вопроса, то применять физическую силу (а при необходимости и спецсредства) вправе только сотрудники правоохранительных органов. Это право четко регламентируется федеральными законами. Если люди в погонах ведут с вами чересчур агрессивно, не надо их оскорблять и тем более оказывать физические сопротивление. Люди за пластиковый стаканчик, брошенный в ряды правоохранителей, оказывались за решеткой, и вы рискуете повторить этот путь. Лучше продолжить отстаивать свою правоту в отделе полиции, вызвав на помощь юриста или адвоката.
Если вы сами не бросаетесь с кулаками, распускать руки не вправе водитель, кондуктор, контролер, продавец или сотрудник частной охранной организации. И уж тем более люди из рассерженной очереди или из числа негодующих по вашему поводу пассажиров. В противном случае они совершают правонарушение, а то и преступление.
Так что если на вас набросился кто-то, кто не обладает полномочиями задерживать с применением физической силы, вы становитесь пострадавшим, особенно если вам действительно нанесли побои.
Здесь все по привычной схеме: идите в травмпункт, фиксируйте телесные повреждения (заключение бюро судмедэкспертизы имеет еще большую юридическую силу), пишите заявление в полиции. Понятно, что шансы привлечь обидчика к ответственности тем выше, чем полнее ваши доказательства — видеозапись, показания свидетелей. Возможно, имеет смысл обратиться за профессиональной юридической помощью.
Но помните: обстоятельства вашего дела наверняка сделают неоспоримым факт, что вы нарушили масочный режим. А значит, есть все шансы понести за это наказание.
Масочный режим лучше соблюдать, у вас почти нет шансов доказать, что вы вправе не надевать средства индивидуальной защиты.
Не стоит проявлять принципиальность в своем нежелании надевать маску там, где ее требуют надеть. Так вы ничего не добьетесь и рискуете получить штраф и столкнуться с физической агрессией.
Не доводите дело до кулачного боя, но если это произошло, фиксируйте побои, идите в полицию и в суд.
Штраф за высадку несовершеннолетних из общественного транспорта с 1 мая 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
7 марта 2021 года в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» были внесены изменения, которые запретили высаживать из общественного транспорта детей в возрасте до 16 лет, которые не оплатили проезд.
С 1 мая 2021 года вводятся штрафы для водителей и должностных лиц, которые высадили несовершеннолетних пассажиров в нарушение требований законодательства:
Штраф за высадку пассажира младше 16 лет
Новые штрафы вводятся частью 2 1 статьи 11.33 КоАП:
Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
Итак, размер штрафа за принудительную высадку безбилетного ребенка:
При этом высаживать запрещается ребенка только при одновременном выполнении следующих условий:
Какие меры могут быть применены к безбилетному ребенку?
Одной из мер воздействия на безбилетного пассажира является высадка из общественного транспорта. Однако кроме нее при отсутствии билета может быть наложен и административный штраф за безбилетный проезд. Однако распространяется ли такой штраф на ребенка?
Рассмотрим статью 2.3 КоАП:
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Таким образом, штраф на ребенка не может быть наложен.
То есть фактически получается, что дети младше 16 лет получили возможность передвигаться на общественном транспорте без оплаты проезда. Это является нарушением требований законодательства, однако никаких негативных последствий не влечет.
Для чего введен запрет на высадку детей из транспорта?
Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.
К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях. То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф. А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.
В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам. И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети. А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.
Как будет развиваться ситуация на практике, увидим через несколько месяцев.
В заключение хочу отметить, что у водителей и кондукторов осталась возможность не перевозить безбилетных пассажиров. Законодательство запрещает высаживать пассажиров из автобусов и троллейбусов, однако на практике таких пассажиров можно просто не допускать в салон. Для этого достаточно продавать билеты и проверять проездные перед входом в транспортное средство.
А что Вы думаете про новые штрафы за высадку безбилетных пассажиров? Напишите Ваше мнение в комментариях к данной статье.
Может ли кондуктор высаживать детей без маски?
Нет, не может.
Может ли кондуктор высаживать детей без маски? Нет, не может. Согласно рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека детям до семи лет вообще можно отказаться от масок, в частности при использовании общественного транспорта, но при условии, что соблюдается социальная дистанция. Если такой возможности нет, тогда ребенок должен быть в маске.
Учитывая ситуацию, обусловленную необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции на территории Тюменской области, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, предусмотрено обязательное ношение масок в общественном транспорте.
Практика показала, что тюменцы дисциплинированно соблюдают масочный режим, все граждане имеют маски, в том числе, дети. По данным медиков, появление физического лица в общественном транспорте без маски создает угрозу не только собственным безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся в общественном транспорте.
Итак, будет ли кондуктор высаживать детей из общественного транспорта без маски? Нет, не будет. Но и родители должны понимать степень ответственности за здоровье своего ребёнка и людей, его окружающих.
С 7 марта высаживать школьников из автобусов уже нельзя: Не станет ли «зайцев» больше?
Теперь кондукторы не смогут высаживать безбилетных детей в возрасте до 16 лет из общественного транспорта. Дело в том, что с 7 марта в силу вступил Федеральный закон от 24.02.2021г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Основные его требования решили разъяснить в администрации Великого Новгорода. Оказалось, что даже если ребенок не может оплатить проезд, кондуктор обязан выдать ему билет.
В мэрии сообщают:
«Пунктом 22 статьи 20 Закона устанавливается запрет на высадку перевозчиком из транспортного средства детей, не достигших возраста шестнадцати лет, следующих без сопровождения совершеннолетнего лица, отказавшихся от оплаты проезда. Введение данного запрета не устанавливает право лиц, не достигших возраста 16 лет, на бесплатный проезд в транспорте общего пользования. На основании статьи 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. При этом в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012г. № 67-ФЗ перевозка пассажиров подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом. Данная норма подразумевает выдачу пассажиру, не достигшему возраста шестнадцати лет, следующему без сопровождения совершеннолетнего лица и отказавшемуся от оплаты проезда, билета установленного образца, поскольку перевозчик не имеет права отказать пассажиру в услуге по перевозке».
С другой стороны если высадить школьника из автобуса нельзя, не будут ли подростки специально отказываться от оплаты проезда? На этой почве возникли опасения, что введенный запрет легализует бесплатный проезд для детей и приведет к увеличению несовершеннолетних «зайцев».
Комментарий юриста Альберта Садыкова:
«Высаживать детей запретили, наложить штраф тоже нельзя — к административной ответственности можно привлекать только с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Родители ребенка за такие нарушения вместо детей не отвечают. Поэтому единственное, что остается кондуктору или контролеру — требовать оплаты проезда. Но тут можно хоть до посинения требовать, но если ребенок говорит «денег нет, но вы держитесь забыл дома», ничего не изменится. С другой стороны, обязанность по оплате проезда тоже никуда не делась».
Юрист отмечает, что у некоторых московских перевозчиков есть правило безбилетного ребенка не высаживать, а доставлять на конечную остановку и там вместе с ним дожидаются его родителей. Те должны компенсировать стоимость проезда. Но период ожидания родителей — это простой автобуса, а значит и убытки. Их перевозчик тоже вправе взыскать с родителей через суд в порядке гражданского судопроизводства. Это может влететь родителям «в копеечку».
Есть ещё одна сложность: запрет высаживать ввели, а вот ответственность за его нарушение — нет.
Юрист продолжает:
«КоАП какого-либо наказания перевозчику за высадку ребенка из транспорта не предусматривает. С натяжкой возможно говорить об уголовной ответственности по ст. 125 УК «Оставление в опасности». Это от 80 тыс. руб. штрафа до лишения свободы на один год. Но тут каждый случай разбирается индивидуально и еще доказать надо, что ситуация была опасная для жизни и здоровья потерпевшего».
На что некоторые россияне, обсуждая эту проблему в интернете, предложили кондукторам стоять в дверях и сразу требовать деньги с пассажиров, в общем, просто не пускать «зайцев» в салон. Но в этом случае вход в автобус должен быть один. Другие советуют задерживать подростков за хулиганство и сдавать в полицию, а после транспортники могут взыскивать с родителей убытки за простой через суд.
Добавим, как отмечают некоторые юристы, Госдума просто не проработала до конца новый закон.
«Довезти до дома»: подростков-безбилетников запретили высаживать из транспорта
Госдума приняла законопроект, согласно которому водителям и кондукторам запрещено высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет. Данная мера распространяется только на несовершеннолетних, которые едут без сопровождения родителей. В Госдуме и Минтрансе нововведение связали с участившимися случаями высадки подростков во время морозов, что создает риск для их жизни и здоровья. Как будет соблюдаться закон — разбирались «Известия».
Высаживать запрещено
Госдума приняла во втором (основном) чтении законопроект, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей-безбилетников, которые едут без родителей. Изменения планируется внести в ст. 20 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
«Проектом федерального закона установлен запрет принудительной высадки безбилетного лица, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица», — говорится в пояснительной записке к проекту, разработанному Министерством транспорта РФ.
Отмечается, что данная норма не будет действовать в случае, если вместе с подростком едет взрослый сопровождающий. При отказе от оплаты проезда им придется вместе выйти на ближайшей остановке.
Благодаря законопроекту в транспортный устав вносятся и другие изменения: в частности, региональные власти наделяются правом самостоятельно утверждать порядок контроля за оплатой проезда, перевозки багажа и ручной клади. Контролеры смогут требовать от пассажиров документы — если, к примеру, у них появятся сомнения при определении возраста.
— Сегодня порядок регламентируется исключительно федеральными правилами и не учитывает местной специфики, — пояснил один из авторов поправок ко второму чтению законопроекта, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Синяговский.
По мнению парламентария, нововведения дадут возможность дифференцированного подхода к решению проблемы и расширят полномочия местных органов власти.
Ради безопасности детей
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, принятие поправок связано с участившимися случаями, когда в разных регионах России подростков высаживали из автобусов зимой и они могли замерзнуть или погибнуть.
— Детей, у которых не было денег оплатить проезд, выгоняли на мороз, и они были вынуждены несколько километров идти пешком. Недопустимо ребенка, который едет один, высаживать из общественного транспорта. Это может привести к трагедии, — отметил он.
Зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский рассказал «Известиям», что в 12 регионах страны (Вологодская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Чукотский АО, Новосибирск и Санкт-Петербург) уже утвердили документы, запрещающие высаживать детей из транспорта. Однако в целом подобные инциденты всё еще возникают.
— Мы неоднократно обращали внимание на необходимость законодательного определения на федеральном уровне допустимых мер воздействия в отношении детей, не оплативших проезд. К сожалению, в отсутствие нормативно-правовой базы в ряде регионов происходили инциденты, когда детей высаживали на мороз — а это можно трактовать как оставление в опасности, — сказал Афонский, пояснив, что запрет будет действовать как для муниципальных, так и для частных перевозчиков, осуществляющих городское, пригородное и междугородное сообщение.
В свою очередь, Владимир Синяговский в беседе с «Известиями» подчеркнул, что поправки носят «не только правоприменительный, но и морально-этический характер», потому в будущем их следовало бы распространить также на пенсионеров и беременных женщин. Принятые меры, по его мнению, помогут обезопасить детей от возможных несчастных случаев и проблем со здоровьем.
— Лица, позволившие себе высадить ребенка, не достигшего 16 лет, будут привлекаться к административной ответственности. Как правило, это штраф, — подытожил депутат.
Первый шаг
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что законопроект только первый шаг на пути к тому, чтобы запретить перевозчикам высаживать детей из транспорта. Дальше должны работать регионы, которым предстоит принять соответствующие нормативные акты и установить порядок составления протоколов в отношении нарушителей.
— Проект определяет порядок работы и передает полномочия на региональный уровень. До тех пор, пока в каждом субъекте не будет закреплена административная ответственность за высадку детей с четко фиксированной суммой штрафа, запрет работать не будет, — сказал Зотов «Известиям».
До последнего времени перевозчиков могли привлекать только к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Но такая мера применялась только в крайних случаях — например, когда детей высаживали из транспорта в темное время суток, за городом или в сильные морозы.
Так, например, произошло в Екатеринбурге, когда кондуктор маршрутки заставила девятилетнюю девочку выйти на улицу в 30-градусный мороз. Школьнице, потерявшей проездной, пришлось целый час идти домой пешком. А в Москве водитель высадил третьеклассницу, ехавшую в Мытищи, из-за того, что у нее не хватало 40 рублей на проезд. Без денег и телефона девочка пошла к железнодорожной станции Лосиноостровская, где ее несколько часов спустя заметил охранник. К этому моменту мама ребенка уже обратилась в полицию и заявила об исчезновении дочери.
— Данную трактовку сложно применять, когда подобное происходит днем и в теплое время года. В таких случаях идет речь об административной ответственности, которая может быть установлена на уровне регионов, — сказал собеседник «Известий».
По словам эксперта, в последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов стало, означают ли поправки, что проезд для подростков будет бесплатным. Законопроект не отвечает на него в полной мере — должен быть разработан механизм, как поступать кондуктору или водителю в случае, если ребенок не может приобрести билет.
— Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, можно применить опыт Санкт-Петербурга. Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол. Так и сами подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, думая, что их всё равно не высадят. Нужно формировать правильное поведение в обществе — проезд должен быть оплачен, — подытожил Зотов.
Родительская ответственность
Согласие с экспертом выразила адвокат Юлия Кузнецова, по мнению которой главным рычагом для соблюдения закона о запрете высадки детей станет наступление ответственности в отношении водителей и кондукторов.
— Думаю, на первый раз достаточно применить санкцию в виде административного штрафа, например, от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, чтобы в следующий раз виновные лица задумались о последствиях. При повторном нарушении можно предусмотреть приостановление деятельности и лишение права управления к водителям на срок до 30 суток, — отметила Кузнецова в беседе с «Известиями».