имеют ли право контролеры штрафовать за отсутствие маски в общественном транспорте
Имеют ли право сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» выписывать штраф за отсутствие маски?
Имеют ли право сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» выписывать штраф за отсутствие маски? Старший инспектор (контролер) 8-й отдел контроля правил пользования выписал протокол и постановление в виде длинного чека. Насколько это правомерно? Как и куда обжаловать эти документы?
Ответы на вопрос:
Да, имеют право, если речь идет о правонарушении, предусмотренном ст.3.18.1 КоАП г.Москвы. Эта статья охватывает несколько составов правонарушения, в том числе и нарушения, связанного с отсутствием маске в общественном транспорте.
Да, это правомерно, должностное лицо ГКУ Организатор перевозок города Москвы имеет право составлять административный материал по статье 3
Исходя из положений ч. 1 ст. 16.5 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения»
протоколы об административных правонарушениях в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) могут составлять контролеры, контролеры-ревизоры.
Практика различается по регионам.
Рекомендую ознакомиться с судебным актом
Решение Московского городского суда от 20.11.2020 по делу N 7-13812/2020 Категория спора: Привлечение к административной ответственности. Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях» за нарушение требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Решение: Отказано.»
По жалобе было отказано.
Написать жалобу можно, но не факт, что она будет удовлетворена, по данному основанию, что Вы указали, точно не обжаловать.
Жалоба в письменной форме подается в суд в течение 10 дней.
Обжаловать Вы вправе как в районный суд, так и в Орган, составивший.
Надеюсь мой ответ Вам полезен!
Сотрудник ГКУ » Организатор перевозок» имеет право
проводить административные расследования, составлять протоколы, выносить постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с частью 4 статьи 3.18.1, статьями 5.3, 10.1, 10.2, 10.5, 10.8.1, 10.9 и частью 5 статьи 8.13 КоАП города Москвы
Смотрите ссылку официального сайта г.Москвы по правам Департамента дорожного транспорта
Насколько это правомерно, зависет о нарушении. Был ли состав административного нарушения в ваших действиях или нет.
Обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности вы сможете в суд районный по месту расположения организации в течении 10 суток в порядке ст.30.1-30.3 КоАП
Ирина! С тех пор, как в КоАП РФ ввели статью 20.6.1 КоАП РФ круг лиц, которые уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях был серьезно расширен. Проще наверное теперь сказать, кто не может составлять такие протоколы согласно ст.28.3 КоАП РФ, чем может. Более этого этот перечень законодательство позволяет расширять в региональных правилах поведения в режиме повышенной готовности или равном по силе нормативно-правовому акту.
А в силу ч.6.4 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Из вопроса не понятно, речь о Ростове-на-Дону или Москве, т.к. все юристы выше поголовно почему-то ссылаются на КоАП Москвы, а смотреть нужно правила поведения в режиме повышенной готовности или его аналог. И там прописывается как раз Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять такие протоколы. Уточните, о каком регионе идет речь, тогда будет более точный ответ.
Похожие вопросы
В вестибюле метро инспектор (контролёр) 4 отдела УКППММ и МТС (именно так указана должность в постановлении (наверное это ГКУ Организатор перевозок)) выписала штраф за отсутствие маски (ч.4 ст.3.18.1 КоАП Москвы). Руководствовалась этот инспектор (контролёр) ст.ст.28.6, 29.9, 29.10 КоАП РФ, ст.ст. 16.3 п.9 КоАП Москвы. Согласно ст.16.3 п.9 КоАП Москвы по ч.4 ст.3.18.1 рассматривать дела и (как я понимаю) выносить постановления могут уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области транспорта, но именно у контролёров и контролёров-ревизоров таких полномочий нет (именно по ч.4 ст.3.18.1 КоАП Москвы). Должность инспектор (контролёр) в ст.16.3 не упоминается. Согласно выдержке из инстРукций контролёров, опубликованной на сайте МОС. Ру, у контролёров полномочий выносить постановления по ч.4 ст.3.18.1 КоАП Москвы тоже нет. Должность инспектор (контролёр) также не упоминается. Вопрос: Насколько правомерно такое постановление именно с точки зрения закона?
Контролёр в общественном транспорте имеет право штрафовать за не ношение маски?
Может ли инспектор гку оформить постановление со штрафом в размере 5000 тыс. рублей за неимением перчаток маска была.
Контролер организатора перевозок на вокзале пытался мне выписать штраф за отсутствие маски на вокзале. Чуть до драки дело не дошло. Имеет ли он штрафовать за маску и почему не выполняется постановление правительства 417 тем же организатором перевозок.
22 июля 2020 года ко мне в троллейбусе подошли 2 женщины с ГУК «Организатор перевозок», мы вышли на остановке, они выписали мне постановление по делу об административном правонарушении на сумму 5 000 руб. за отсутствие на мне маски и перчаток (при этом маска у меня висела на левой руке, а перчатки были в кармане). Я работаю воспитателем в детском саду и спешила после очередных мазков на крови на смену. Через несколько дней выслали мне предложение оплатить штраф по электронной почте на сайте Госуслуги. Я замоталась по работе, была на домашнем карантине (связанным с госпитализацией по кровиу моего мужа), с оплатой больничного листа 14 дней (с 01 по 14 сентября), в общем, позабыла об этом штрафе. 08.10. от Госуслуги по электронной почте мне было выслано уведомление, где написано:
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, в отношении Вас будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Одновременно Вам разъясняется ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать, против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также права предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
При себе иметь документ удостоверяющий личность.
В случае Вашей неявки, протокол об административном правонарушении будет составлен в Ваше отсутствие, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 юридическая сила документа подтверждается электронной подписью.
Зам. начальника ОИПпоДАП
Что мне делать в такой ситуации? Срочно платить 5 000 руб.? Поехать ли мне в «Организатор перевозок» 11.11.2020? Правильно ли сделали представительницы «Организатор перевозок», не уведомив меня надеть маску и перчатки, а сразу начав писать Постановление по делу об административном правонарушении? На локтевом сгибе (где у меня была маска) у них были видеокамеры. Опаздывая на работу, Постановление я подписала, никаких замечаний по нему не написала. Даю телефон своего мужа. Спасибо за ответы!
Законен ли штраф за отсутствие маски и перчаток в период коронавируса
Поговорим о том, какие меры предосторожности должно соблюдать население и предусмотрена ли ответственность за отсутствие масок и перчаток в общественных местах.
Ежегодно в осенне-зимний период россияне сталкиваются с острыми респираторными инфекциями. В 2020 году привычный ритм жизни граждан нарушила эпидемия коронавируса. Последние несколько месяцев одноразовая маска и перчатки стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.
В связи с неблагоприятной эпидобстановкой, власти отдельных регионов вынуждены вводить ряд ограничений. В данной статье поговорим о том, какие меры предосторожности должно соблюдать население и предусмотрена ли ответственность за отсутствие масок и перчаток в общественных местах.
Какой закон заставляет нас носить маски и перчатки
На сегодняшний день на всей территории страны действует масочный режим. Для начала, давайте определимся со значением данного термина.
Итак, масочный режим подразумевает под собой необходимость одевать маску и одноразовые перчатки в общественных местах.
К категории таких мест можно отнести магазины, рынки, метро, такси, автобусы, а также иной общественный транспорт.
Ограничения, которые были введены для россиян, в большинстве случаев основываются на местных законодательных актах. Например, жители Москвы должны руководствоваться указом мера №92-УМ от 25.09.2020 года. В соответствии с пунктом 8.3 данного нормативного документа, жители города обязаны использовать индивидуальное средство защиты в момент нахождения в местах большого скопления людей.
Именно на основании подобных законодательных актов сотрудники правопорядка штрафуют рядовых граждан. Правомерны ли их действия?
Ответственность за отсутствие маски и перчаток, либо за отказ их надевать
Оштрафовать гражданина за отсутствие маски и перчаток на основании указов региональных властей невозможно. Именно поэтому многих интересует вопрос на каком основании штрафуют за отсутствие маски и перчаток.
В данном случае по отношению к человеку, который проигнорировал требования указа, будут применены нормы административного кодекса, а именно статья 20.6.1. В соответствии с данной статьей, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, нарушителю будет вынесено предупреждение или на него будет наложен штраф в размере от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
Размеры штрафных санкций определяются на региональном уровне. Например, для жителей Подмосковья и Санкт-Петербурга административный штраф составляет 4 тыс. руб. В Тульской области санкции, применяемые к нарушителям более лояльные, в данном регионе могут оштрафовать за отсутствие маски и перчаток на 2 тыс. руб.
Следует учесть, что обязанность соблюдать нормативные требования лежит не только простых гражданах. Работники торговли и других общественных организаций должны соблюдать масочный режим. При этом стоит учесть, что владельцы магазинов не только должны обеспечивать покупателей индивидуальными средствами защиты, но и следить за тем, чтобы посетители находились на территории торговой площадки в маске и перчатках.
Сотрудники магазина обязаны предупредить покупателя об ответственности и предпринять действия, которые будут содействовать соблюдению масочного режима.
К таким действиям относится:
бесплатная выдача масок и перчаток в торговых залах;
Могут ли выписать штраф за неношение маски
У нас в регионе ввели ограничения: в некоторых местах нельзя появляться без маски. Но я не понимаю, на основании какого закона за это будут штрафовать. В КоАП РФ нигде нет упоминаний, что человека можно штрафовать за то, что у него нет маски или он гуляет в неположенном месте. Как можно избежать такого штрафа или оспорить его?
Чтобы ограничить распространение коронавируса и защитить людей, в нашей стране ввели ограничения: нельзя ходить в бары и торговые центры, гулять в скверах, заходить в магазин без маски. Все эти ограничения устанавливают субъекты РФ, и в каждом свои правила.
Я поясню, может ли субъект РФ ограничить ваши права и оштрафовать за их несоблюдение.
За что вообще могут штрафовать субъекты РФ
Это теория, без которой не разобраться.
В России законодательство об административной ответственности состоит из двух частей:
Субъекты РФ могут вводить региональные штрафы. Но только если правило, которое нужно соблюдать, прописано в законе субъекта. Для этого нужно, чтобы на федеральном уровне такой нормы не было вообще и ответственности тоже. Например, за шум среди ночи.
Если что-то запрещено федеральным законом, штраф или другое наказание пропишут в КоАП. Включать его в закон субъекта РФ нельзя.
Бывает, что федеральный закон разрешает субъектам что-то запретить. Это как раз про коронавирус. Тогда непонятно, чей это запрет: федеральный или региональный. Куда включать штрафы: в КоАП РФ или региональные законы? А от этого зависит, в чей бюджет эти штрафы пойдут.
ст. 46 БК РФ — в какие бюджеты идут штрафы
Субъекты РФ радуются: сейчас мы все запретим, нарушителей оштрафуем и пополним свой бюджет. Прокуратура и Верховный суд говорят: рано радуетесь, вам такие запреты разрешила вводить Российская Федерация, вот она и будет за их нарушение штрафовать. Так что пополнять будем бюджет Российской Федерации.
То есть если правило предусмотрено федеральным законом, то ответственность за его несоблюдение может ввести только сама Российская Федерация. Даже если региональный закон определяет, как это правило должно работать.
А еще есть правило о том, что человека нельзя дважды штрафовать за одно и то же правонарушение. И если за что-то можно выписать штраф по КоАП РФ, то нельзя вводить за это ответственность еще и в местных законах. Даже если очень хочется.
Все это старые проблемы, которые возникли задолго до коронавируса. Поэтому мы знаем, что думает о них Верховный суд.
Пример из недалекого прошлого, который уже проверен временем.
В России действует федеральный закон, который регулирует оборот алкоголя. За его несоблюдение есть ответственность в КоАП РФ — по статье 14.16.
В законе написано, что субъекты РФ могут вводить дополнительные ограничения на продажу алкоголя. Они и вводят. Например, в Саратовской области нельзя купить алкоголь после 22:00, в Чеченской республике с этим вообще сурово.
Субъекты приняли свои законы про это и решили штрафовать граждан за их нарушение. Но оказалось, что так нельзя. Правило о том, что субъекты могут ограничивать граждан в желании выпить, введено федеральным законом, поэтому и ответственность может быть только федеральная. Вот определение Верховного суда.
А в другом его решении сказано, что регионы не могут штрафовать за самогоноварение, хотя в КоАП такого штрафа нет. Просто это никак не полномочия субъектов РФ.
Обычно прокуратура следит за тем, чтобы местные законы соответствовали федеральным. Она находит, что можно обжаловать, и обжалует. Поэтому практика по всей России более-менее стабильная. Опыт одного субъекта перенимают другие. Но это требует времени.
А иногда в каком-то субъекте РФ закон продолжает работать, и никто его не обжалует. В результате по нему могут оштрафовать, хотя такого закона и быть-то не должно. Но адекватный судья разберется. Чтобы адекватных судей было больше, Верховный суд издает разъяснения в виде постановлений пленума.
Что нужно запомнить: не за все, что запретили местным законом, могут выписать региональный штраф. Если сомневаетесь, пишите в прокуратуру.
За что могут оштрафовать субъекты РФ
Регионы могут ввести штраф за то, что на федеральном уровне не урегулировали совсем. Например, за шум в ночное время. За продажу несовершеннолетним алкогольных энергетиков и никотиносодержащих смесей. За неправильный выпас оленей. За парковку на газонах. Все это есть в законах областей, республик, городов федерального значения.
Но практика меняется, так как меняются федеральные законы. Например, еще в марте 2020 года в КоАП РФ не было ответственности юрлиц за незаконную перепланировку — действовали региональные нормы. А сейчас есть, поэтому по местным КоАП штрафовать нельзя.
Регионы могут ввести только штраф или предупреждение. Арестовать или конфисковать имущество возможно только по федеральному КоАП.
Что написано в законе про повышенную готовность к ЧС
Законодательство о ЧС состоит как из федеральных норм, так и из норм субъектов РФ. В федеральном законе о ЧС написано, какие права и обязанности есть у правительства страны, а какие — у субъектов РФ.
Вот что могут делать региональные власти:
Эти правила поведения, которые обязательны для граждан и организаций, и есть наши с вами ограничительные меры: не работать в офисе, не гулять, не ходить без маски.
Федеральный закон обязывает граждан выполнять правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС. Правила установили субъекты РФ, но обязанность-то федеральная. И ответственность тоже федеральная.
Может ли закон субъекта РФ ограничить ваши права
Пока в федеральном законе это предусмотрено: субъект РФ вправе вводить ограничения для граждан. Логика такая: ограничения действуют в связи с режимом повышенной готовности. Его вводят субъекты РФ. Такие полномочия им даны федеральным законом. Федеральный закон может ограничивать права граждан: Конституция такое разрешает.
Тут обычно между юристами завязывается спор. Но я просто излагаю логику законодателя. Пока и до тех пор, как Конституционный суд что-нибудь не скажет об этом, все будет работать как есть.
В чем разница между повышенной готовностью к ЧС и карантином
Карантин вводят, чтобы предотвратить или остановить эпидемию, а ЧС — и при эпидемии, и при технической аварии, и при наводнении. При эпидемии могут ввести сразу и то и другое.
Повышенная готовность. Если надвигается опасность, государство может ввести особый режим, чтобы к ней подготовиться. Его назвали режимом повышенной готовности к ЧС. То есть если ЧС все-таки случится, то государство будет готово. И постарается ее предотвратить. У госорганов появляются дополнительные задачи, а у людей и компаний — дополнительные обязанности.
Карантин. Его вводят при вспышке инфекционных заболеваний. Это другой закон — о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Его тоже могут вводить субъекты РФ. При карантине ограничивают передвижение людей и машин, работу организаций. Например, у нас в области его вводили при бешенстве, африканской чуме свиней, а теперь из-за коронавируса закрывают целые села и районы. В них нельзя въехать или выехать.
При эпидемии могут ввести и карантин, и режим повышенной готовности. Субъекты так и делают. Например, в Краснодарском крае карантин ввели сразу на всей территории одновременно с режимом повышенной готовности.
Для нас с вами это, по сути, неважно. Что при повышенной готовности, что при карантине приходится сидеть дома и ждать, раз региональные власти так решили.
За какой карантин заплатят, а за какой нет
Слово «карантин» не значит, что государство сразу должно что-то всем заплатить. Я говорю про законную обязанность, а не моральную.
Что оплатят. Оплачивают тот карантин, который по больничному. В качестве основания выдачи в больничном листе пишут причину: карантин. Это код 03.
Такие больничные выдают, когда человек заболел заразной болезнью, или был риск заразиться, или детский садик закрыли из-за вспышки ветрянки, например. Выплаты идут по закону о страховании на случай заболевания. Время, когда человек не мог работать из-за болезни, ему компенсируют.
При коронавирусе карантин оплачивается, если человек:
Проблема в том, что два разных понятия из разных законов называются одним словом. Значение у них при этом разное.
Оштрафуют ли за прогулку по улице
Оштрафуют, если в законе субъекта РФ есть запрет. Например, в Саратове разрешили гулять по улицам вдвоем, но потом одумались и снова запретили. В общественных местах, например магазинах и аптеках, нужно ходить в маске. И так во многих регионах. Если нарушить, могут выписать штраф или обойтись предупреждением.
Штрафовать в любом случае должны по КоАП РФ — по статье 20.6.1:
Вот несколько примеров из уютной провинции.
Если ваш друг-юрист говорит совсем другое
Разъяснения Верховного суда подтверждают мои слова. В вопросе 17 обзора от 21 апреля 2020 года Верховный суд велел штрафовать всех нарушающих правила при коронавирусе по КоАП РФ:
Что делать, если оштрафовали не по той статье
Штраф можно оспорить. Для этого нужно получить постановление о назначении штрафа. Оно придет письмом по адресу прописки. Информация о штрафе может появиться в личном кабинете на портале госуслуг.
Отправить жалобу нужно в течение 10 дней с того момента, как получили постановление о привлечении к ответственности. До этого считается, что оно вообще не вступило в силу, поэтому его можно оспорить.
Посмотрите, кто вынес постановление, и подайте жалобу:
Если ошибетесь, в принципе, ничего страшного. Жалобу передадут в нужный суд, просто это затянет сроки рассмотрения. Можно сразу подать жалобу в тот орган или суд, который вынес решение. Они передадут ее дальше.
Жалобу отправляют заказным письмом с описью вложений. К ней прикладывают копию постановления о привлечении к ответственности. Но если вы в Саратове, а прописаны в Краснодаре и письмо пришло туда, отправляйте без копии. Укажите в жалобе дату, номер, кто вынес постановление — этого будет достаточно.
В электронном виде пока жалобу подать нельзя. Чтобы это заработало, нужно, чтобы в КоАП внесли необходимые поправки. К сожалению, новые штрафы вводят, а полезные поправки нет.
Почта России с недавних пор предлагает направить заказное письмо онлайн. Требуется регистрация через госуслуги. Я не уверена, что суд станет рассматривать жалобы по делам об административных нарушениях, поданные через этот сервис. По крайней мере, по жалобам через сайт МВД есть отказы. Суды говорят, что электронной подписью жалобы по административным штрафам подписывать нельзя.
Если отделение почты никого не обслуживает, суды не принимают людей, а выйти из дома равносильно новому штрафу, придется подождать. Потом напишете в суд, что просите восстановить срок на обжалование из-за введения на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий. Это уважительная причина пропуска срока. Для убедительности добавьте ссылку на региональный акт — его можно найти через поисковик или на сайте местного правительства.
Если выписали предупреждение, сами решайте, нужно вам связываться с обжалованием или нет. С одной стороны, деньги платить не надо. С другой — из-за предупреждения при повторном нарушении могут строже наказать.
В Москве свои законы
Это были правила для России, а в Москве действует свой порядок. Человек может получить штраф за то, что вовремя не установил специальное приложение или установил, но оно зависло. Это никак не укладывается в правила привлечения к административной ответственности — вот здесь мы подробно рассказываем почему.
Однако в Москве и обжаловать такой штраф предлагают онлайн — через электронную приемную Москвы. Можете попробовать. Если проблема технического характера, думаю, это имеет смысл. А если вы собираетесь писать, что региональные штрафы незаконны, возможно, в этом лучше убеждать суд, чем московские органы власти.
Что писать в жалобе
Советую найти юриста, который поможет написать жалобу на языке, понятном для судей. Это необязательно. Просто так суду будет проще принять правильное решение.
Если знакомых юристов у вас нет, попробуйте составить жалобу сами. Обязательно поставьте подпись. В тексте напишите:
Шаблоны по обжалованию штрафов по коронавирусу в интернете есть, и они разные в зависимости от ситуации. Одно дело, если вы не смогли установить приложение на старый телефон, другое — если полицейский остановил вас с собакой в парке.
Что в итоге
Область, край, город федерального значения, где вы живете, могут ограничить ваши права во время эпидемии, даже если по телевизору ее так не называют.
Оштрафовать за нарушение этих ограничений могут, но штраф должны выписать по федеральному КоАП. Это хорошо, потому что по нему есть возможность получить предупреждение, а не штраф.
Если оштрафовали по региональному закону, обжалуйте. Верховный суд на вашей стороне.
Для составления жалобы найдите юриста или поищите шаблон в интернете. Можете составить жалобу сами. Пишите лаконично, емко и самое основное.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.