имеют ли право музыканты играть на улице
Много вопросов про «Уличных музыкантов»
Я ЗА УЛИЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ! (коммент для минусов 1)
Я ПРОТИВ УЛИЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ! ( коммент для минусов 2)
«Роскосмос» решил монополизировать выдачу разрешений на строительство ВСЕХ объектов, связанных с космосом
Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно законопроекту, госкорпорация предлагает ввести изменения, согласно которым «Роскосмос» сможет выдавать разрешения на строительство и реконструкцию в отношении всех объектов космической инфраструктуры.
Сейчас «Роскосмос» выдает разрешения на возведение объектов, находящихся в ведении госкорпорации и ее «дочек». Как отмечается в пояснительной записке, проект подготовлен в целях приведения норм федерального закона «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»» в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.
Таким образом, обращающиеся в Роскосмос частные космические компании, должны будут приходить со своими проектами, представляющими из себя конкурентные носители/корабли/космические аппараты, и, соответственно, отнимающие прибыль у монополиста этой отрасли, Роскосмоса, за фактическим разрешением на свою деятельность. Итог введения такого закона можно представить уже сейчас.
Почему уличных музыкантов не хочется поддерживать в конфликте с властями?
Уличные артисты Петербурга создали профсоюз: поводом стали массовые задержания музыкантов на улицах города и готовящийся закон об их деятельности. «Афиша Daily» объясняет, почему в данной ситуации не получается встать на сторону уличных музыкантов.
С чего все началось?
С начала сентября в Петербурге стали массово задерживать уличных музыкантов. Чаще всего полицейские подходят к артистам в районе центральных станций метро («Площадь Восстания», «Невский проспект» и другие), конфискуют инструменты, везут музыкантов в отделение и составляют протоколы о самоуправстве и «самовольном занятии земельного участка». Полиция объясняет задержания жалобами от жителей города.
Ранее в марте депутат питерского закса Четырбок (также известный как автор закона о «наливайках») предложил регламентировать активности уличных артистов и создать список разрешенных мест, где им можно играть. Важный момент: выступления должны быть согласованы с властями.
Артисты возмущены задержаниями: по словам одного из членов профсоюза, музыканта Глеба Васильева, полиция выполняет требования «еще не вышедшего законопроекта».
А что, на улице правда нельзя играть?
Главная проблема уличных музыкантов — отсутствие профильного закона, который бы регулировал их деятельность.
Формально артистам можно выступать на улице (но не в метро — есть соответствующий запрет!). Другой вопрос, что правоохранительные органы могут найти повод прекратить уличное выступление. Чаще всего в таких случаях начинает работать статья 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. — Прим. ред.). Что конкретно считать нарушением общественного порядка, в законе не прописано.
Как обстоят дела с уличными музыкантами в Европе?
Как ни странно, инициатива Четырбока (при всех подозрениях насчет того, как она будет применяться) отсылает к мировому опыту диалога властей с музыкантами на улицах. «В Европе такие инициативы есть в каждом городе, — объясняет Сергей Садов, известный уличный артист, часто играющий на московском Арбате. — Ты приходишь в местную мэрию или департамент культуры, платишь взнос (копейки, ей‑богу) и работаешь».
Впрочем, поиграть в важных туристических местах больших европейских городов — это не всегда просто. Например, чтобы спеть песни на знаменитой площади Мариенплац в Мюнхене, необходимо пройти кастинг в горсовет и доказать свою исполнительскую дееспособность городским властям. Если артист прошел конкурс, ему необходимо получить лицензию на выступление в определенное время и записаться в «лайнап» из десяти временных слотов в течение дня. Ограничения (пусть и менее жесткие) есть и в других городах Европы, цель таких мер — облагородить звуковую культуру места.
Что не так с уличными музыкантами в России?
Здесь стоит вернуться к предыдущему пункту: именно в целях заботы о звуковой культуре горожан европейские власти вводят ограничения. Нет слуха и голоса? Плохо настроена гитара? Поешь слишком громко и вызывающе? Извини, выступить в людном месте тебе не дадут.
К сожалению, дискурс звуковой культуры общественных мест в России фактически отсутствует: на выходе из станции метро вам наорут в ухо о зарядках по сто рублей, деньгах до зарплаты и распродажах в ближайшем ТК. Это уже давно воспринимается как неизбежное сопровождение и без того шумной жизни большого города: в публичной повестке не принято поднимать вопросы о том, почему, допустим, у метро пять рупоров пытаются переорать друг друга — и с этим никто ничего не делает? Работает простая логика: дневное время — значит, можно.
В этом контексте почему‑то вспомнился прошлогодний питерский VK Fest как показательный пример. Если на уровне сцен там все было грамотно построено — площадки находились в достаточной звуковой удаленности друг от друга и от других активностей, — то между ними царила настоящая саунд-анархия с признаками насилия. Из шатров вызывающе громко играла танцевальная электроника — так, как будто это не корнер сетевого продавца косметики, а главная сцена фестиваля Alfa Future People, когда ты подошел прямо к колонке. Вряд ли такое положение вещей устраивало посетителей фестиваля, но пожаловался ли кто‑то на него? Вопрос.
При чем здесь уличные музыканты? Притом, что очень часто их деятельность идеально вписывается в общую картину, где отсутствует звуковая культура и этика. Здесь опять же, как ни странно, многое упирается в отсутствие регулирующего законодательства: музыканты играют где хотят, что хотят и как хотят.
К чему это приводит? Уличные артисты оглушают выходящих из метро горожан ревущими струнами расстроенной гитары, звенящими хэтами дешевой барабанной установки и зычным непоставленным голосом, исполняющим «Выхода нет», «Батарейку» или «Сансару», — надо понимать, что громкость всего перечисленного усилена аппаратурой. Разумеется, у таких событий есть поклонники — в том же Петербурге десятки, а то и десятки десятков людей могут столпиться в кучу, слушая стрит-бенд, — другое дело, что сотням других горожан, оказавшимся рядом, не оставляют выбора и навязывают громкий рок-концерт, который совершенно не вписывается в культуру городского пространства. Не стоит забывать и про пандемию, в условиях которой возникновение толпы крайне нежелательно.
Что делать?
К инициативе (и тем более фигуре) Четырбока можно относиться по-разному. Конечно, музыкантов можно понять — толковой законодательной базы для их деятельности пока не существует, поэтому им самим сложно осознавать свои права. Очевидно, что предложение ограничить число мест для выступления стрит-бендов вписывается в логику общей практики повсеместных запретов — и поэтому так остро воспринимается как один из них.
К правоприменению инициативы тоже пока есть вопросы — а по какому критерию будут отбирать музыкантов, которым позволят играть на площадях? А вдруг запретят петь «Перемен», насмотревшись на Беларусь? Или выдавят с «насиженных» мест?
С другой стороны, вопрос регулирования деятельности музыкантов тоже будто бы на поверхности — стрит-бенды выкручивают ручки вправо и грохочут, собирают толпу и мешают горожанам.
Вывод простой: хочется, чтобы диалог властей и уличных артистов решался не палочными методами, а появлением полноценной дискуссии в обществе о звуковой культуре большого города.
Подростки слушают громкую музыку во дворе
Что делать с наглыми подростками, которые включают музыку во дворе? На предупреждения реагируют хамством и угрозами.
Что я могу сделать, чтобы они перестали громко включать музыку?
Никита, если подростки слушают музыку днем и в вашей квартире ее не слышно, то привлекать их к ответственности не за что. В этом случае они не нарушают закон.
Но если музыка звучит с улицы настолько громко, что мешает вам в вашей собственной квартире, то закон на вашей стороне — нарушителей можно привлечь к административной ответственности.
А вот угрозы и хамство в ваш адрес — это уже повод для уголовной ответственности.
Что делать с музыкой
Законов, которые ограничивают уровень шума на открытой территории, например во дворе, нет — до тех пор, пока музыка не мешает жильцам квартир. В этом случае любителей громкой музыки можно попробовать привлечь к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений. Но сделать это будет непросто.
Потребуется подать письменное заявление в Роспотребнадзор о том, что из-за музыки во дворе шум в квартире превышает нормы, которые установлены законом. Сотрудники Роспотребнадзора по заявлению должны провести проверку — измерить уровень шума. Делается это небыстро: обычно на такие проверки уходит около месяца.
О результатах проверки сообщают письмом, где указывают, какой уровень шума выявлен при замерах. Ответ Роспотребнадзора с результатами замера может быть основанием, чтобы привлечь виновных к административной ответственности.
Даже если предположить, что шумная компания будет сидеть во дворе, дожидаясь сотрудников Роспотребнадзора с шумомерами, и никуда от них не уйдет, — максимум, что им может грозить, это штраф от 500 до 1000 рублей. Но, скорее всего, подростки уйдут раньше.
Что делать в вашем случае
Оптимальный вариант в этой ситуации — договориться с компанией о том, чтобы они уменьшили громкость музыки до разумных пределов.
Тактика разговора простая: подходите к подросткам и сообщаете, что, по вашему мнению, громкость музыки превышает установленные законом нормы. И если они продолжат в том же духе, вы будете вынуждены обратиться в полицию, а их могут привлечь к административной ответственности. Играть бицепсами или угрожать я не рекомендую. Агрессия, как правило, всегда вызывает ответную агрессию. Здесь же закон на вашей стороне, поэтому есть шанс договориться.
Вы пишете, что в вашем случае договориться не получилось: подростки перешли к хамству и угрозам. Но из письма непонятно, в чем заключалось хамство. Предполагаю, что вас оскорбили, то есть унизили честь и достоинство в неприличной форме. А это уже повод для привлечения к административной ответственности. Санкция — штраф от 1000 до 3000 рублей.
Угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — это уже уголовное преступление. При этом неважно, собирался ли тот, кто угрожает, на самом деле приводить угрозу в исполнение. Достаточно самого ее факта и того, что вы восприняли ее как реальную. Преступление будет считаться законченным в момент высказывания угрозы в ваш адрес.
При этом форма высказывания угрозы не важна: она может быть устной, письменной, оппонент может жестами имитировать ваше избиение, например махать кулаками у лица, не прикасаясь к вам.
Санкция по этой статье — от 480 часов обязательных работ до лишения свободы на срок до двух лет.
Если данные подростков вам неизвестны, отказаться принять заявление все равно не могут. В этом случае устанавливать личности нарушителей обязаны сотрудники полиции.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Может ли полиция прогнать уличного музыканта и запретить ему выступать?
С приходом теплой погоды на городских улицах появились музыканты, выступающие в оживленных местах и собирающие за свои исполнительские способности деньги. Только вот если одни случайные слушатели проходят мимо, то другим — жителям близлежащих домов — приходится выдерживать весь концерт, а длиться он может несколько часов, да и играть «бродячие артисты» не все умеют. Можно ли как-то законными способами прекратить выступления нежелательных гастролеров под вашими окнами, читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».
Напомним, что Amic.ru запустил специальную рубрику «Жалобная книга», куда можно пожаловаться на нарушения закона, действия чиновников, дороги и многое другое. Кроме того, здесь можно попросить о помощи, выразить благодарность, поделиться идеями или хорошими новостями помощи.
Текст с ошибкой:
Комментарии
Все уличные музыканты добро пожаловать в парк «Лесная сказка»
можно ли прекратить выступления уличных музыкантов под вашим окном?
можно. воздушный шарик наполненный водой в игруна/певуна и все
Они поют-играют там, где много народу: возле магазинов, в переходах, в скверах
Вот именно. Возле магазинов. Основная масса магазинов у нас расположена в жилых домах. А окна квартир выходят не только во двор. Да и тем же работникам магазинов каково слушать многочасовое издевательство над инструментом?
Вы дальше Ленинского не выходили ни разу? Прогуляйтесь по Соцу.
может погибнуть в военное время
может погибнуть в мирное время, конечно
Не люблю гривастых
не стреляйте в музыканта,он играет как умеет
3 года назад под окнами многоквартирного дома построили пешеходный переход. С этого момента для семей нашего дома и соседнего наступил ад. Появились уличные музыканты с ударными установками, гитарами, балалайками, скрипками, флейтами. И по одному, и дуэтами, трио, квартетами и т.д. Жителям они и власти сказали, что выгнать отсюда их никто не имеет права, а мы имеем право жить в своих квартирах без постоянного музыкального сопровождения только ночью. В итоге: головные боли и бесконечные таблетки, днём невозможно заниматься никаким интеллектуальным трудом у себя дома, спать невозможно, просто отдохнуть — тоже. Больные старики и дети, целые семьи не могут нормально жить у себя дома. «Музыканты» зарабатывают на нашем здоровье. Мы живём в постоянном раздражении, терпение скоро лопнет точно.Писали во все возможные инстанции и даже коллективные письма с подписями жителей. Эффекта — ноль. Мы потеряли возможность свободно проживать в своём собственном жилище и имеем право только ночью на учебу, сон, отдых от издевательств якобы несущих «культуру» в массы и украшающих собой наш славный город Омск уличных музыкантов. И во всех СМИ ещё рекламируют отремонтированную под нашими окнами на деньги Газпрома улицу им.Ч.Валиханова, призывая прийти и послушать уличную музыку. И прохожим то реально — все равно. Они могут слушать, а могут и пройти мимо. А мы не можем выключить эти звуки. Нам права выбора власти и законодатели не оставили, так как под их окнами этого нет и быть не может, а чужие семьи их не волнуют. И 17 статья Конституции им — не указ. Они опираются только на законо тишине. Хотя там регламентируется только возможность административного наказания. А подобные издевательства никто не разрешал напрямую. Но нам отвечают, что и не запрещал никто. И в итоге исходят из того, что не запрещено, то — разрешено. Жители нашего и соседних домов не знают что дальше делать. Нервы на пределе. А равномерный шум от центральной магистрали не перекрывает этой «музыки» и боя барабанов. Это уже личный опыт доказал.
Как уличному музыканту избежать проблем с законом
Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.
Фото: Анастасия Голикова
Несанкционированный почти митинг
20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.
Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».
Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.
Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.
Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.
Плати налоги
Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.
Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов. Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта. Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».
Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.
В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:
За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.
Фото: Анастасия Голикова
Плата за песни
Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.
Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.
Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.
В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.
Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.
Закрепим пройденное
Никита Ефимов
18+