имеют ли право народные дружинники и представители казачества самостоятельно патрулировать улицы
Статья 19. Обязанности и права народных дружинников
Информация об изменениях:
Законом УР от 2 декабря 2002 г. N 64-РЗ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Обязанности и права народных дружинников
1. Народный дружинник при осуществлении функций по охране общественного порядка обязан:
1) активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, оказывать содействие правоохранительным и муниципальным органам в их деятельности по охране общественного порядка;
2) четко и добросовестно выполнять требования руководителей дружины или сотрудника милиции при проведении совместных мероприятий;
3) строго соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
4) повышать правовые знания, знать права и обязанности дружинника;
5) защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств и иных антиобщественных действий;
6) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами;
7) своевременно сообщать в соответствующие государственные органы ставшие ему известные факты или сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, о возникновении стихийных бедствий или иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности общества, а также принимать меры к предотвращению их вредных последствий;
8) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение и внешние атрибуты народного дружинника;
9) оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от правонарушений, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
10) в случае обращения к нему граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих общественному порядку, личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения им таких событий и фактов принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране места происшествия и сообщать об этом в ближайший правоохранительный орган;
11) разъяснять правонарушителям причины и основания по ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим право на обжалование применяемых действий;
12) не допускать разглашения сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, ставших известными в связи с осуществлением деятельности по обеспечению правопорядка, если исполнение правовых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации.
2. Народным дружинникам при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника, пресекать преступления и административные правонарушения;
2) по поручению сотрудника органа внутренних дел просить нарушителя общественного порядка предъявить документ, удостоверяющий его личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
3) содействовать сотрудникам органов внутренних дел в доставлении в правоохранительные органы, служебные помещения народных дружин, общественный пункт лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, если его составление является обязательным и нет возможности составить его на месте нарушения;
4) при пресечении правонарушений в отсутствии сотрудников правоохранительных органов и иных уполномоченных должностных лиц действовать в соответствии с положениями о необходимой обороне и крайней необходимости, установленных законодательством Российской Федерации, с последующей незамедлительной передачей орудий совершения правонарушений и иных предметов органам (должностным лицам), уполномоченным изымать их в установленном порядке;
6) по поручению и в присутствии сотрудников органов внутренних дел принимать участие в оцеплении участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков и групповых противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
7) для доставления в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи, использовать с согласия владельцев или водителей транспортные средства организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения);
8) бесплатно пользоваться при исполнении обязанностей по охране общественного порядка средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а также гражданам с их согласия;
9) содействовать сотрудникам органов внутренних дел в осуществлении контроля за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения;
Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». В соответствии с частью 1 статьи 19 данного Федерального закона, народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Части 2-6 статьи 19 данного Федерального закона предусматривают, что перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 7 статьи 19 указанного Федерального закона, народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 названной статьи, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
Право самостоятельного задержания правонарушителей указанным Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.
Вопрос-ответ
Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.
Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.
Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.
Памятка народному дружиннику
1. Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе следующих принципов:
— приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
— права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
— взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
— недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общественных формирований по охране общественного порядка являются:
— Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права;
— Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
— Уголовный кодекс Российской Федерации;
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
— закон Еврейской автономной области от 24.12.2014 № 629-03 «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Еврейской автономной области».
2. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
3. Права и обязанности народных дружинников при выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
3.1. Права народных дружинников по охране общественного порядка:
— требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
— принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
— оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
— применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом РФ от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
— осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом РФ от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
3.2. Обязанностинародных дружинников по охране общественного порядка:
— знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
— соблюдать права и законные интересы граждан, религиозных и иных организаций;
— принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
— выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
— оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
3.3. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка:
— граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов;
— участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
3.4. Ответственность народных дружинников.
— за противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
— действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Основы действующего федерального и регионального законодательства в области охраны общественного порядка.
4.1. Понятие административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об
административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения обязательно включает в себя четыре составляющие: субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и за нарушение которого административным законодательством установлена ответственность.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет и умышленно совершившее противоправное деяние.
4.2. Наиболее распространенные составы правонарушений, нарушающие общественный порядок.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.
Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу.
Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-
Мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно.
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.21, являются общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный появляется (выходит на улицу, совершает прогулку в парке, едет в автобусе домой и т.п.) в общественном месте в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и т.п.), при этом виновный должен оскорблять человеческое достоинство (не может стоять на ногах, идет по улице сильно пошатываясь, в неприглядном виде, спит в парке, неряшливо одет либо одежда сильно испачкана (что не осознается виновным), пристает к окружающим и т.п.) и общественную нравственность (т.е. общепринятые представления о допустимом поведении в общественных местах, о
требованиях к одежде на улице и т.п.). Субъектом данного административного правонарушения могут быть граждане достигшие 16-ти лет.
Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ.
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.
Субъектом данного административного правонарушения могут быть только родители несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, а также иные законные представители несовершеннолетнего (например, опекуны, попечители).
Статья 6.23 Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Статья 6.24 Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст.12 Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» устанавливается запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах:
на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения вокзалов;
в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
в помещениях социальных служб;
в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
на автозаправочных станциях.
Правонарушения, связанные с деятельностью народных дружинников:
Статья 19.35.Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Статья 19.36.Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
6. Особенности охраны общественного порядка на улицах и других общественных местах.
6.1. При осуществлении деятельности по охране общественного порядка народный дружинник должен иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также
использовать отличительную символику народного дружинника согласно образца определенного законом Еврейской автономной области от 24.12.2014 №629-03 «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Еврейской автономной области».
Запрещается использование удостоверения народного дружинника и отличительной символики во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
6.2. Во время дежурства народные дружинники должны обращать особое внимание на:
— детей, оставленных без присмотра родителей и законных представителей;
— целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;
— подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах;
— подозрительные предметы, которые могут представлять опасность.
Во время дежурства народные дружинники обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.
6.3. Рекомендации по обеспечению личной безопасности народного дружинника при патрулировании общественных мест совместно с сотрудником органов внутренних дел или иных правоохранительных органов:
— быть максимально собранным, нельзя допускать, чтобы участие в охране общественного порядка превратилось в привычное рутинное действие, вызывающее притупление бдительности и порождающее ложное чувство безопасности;
— особую осторожность следует проявлять в сумерках и в темное время суток, уделяя повышенное внимание тому, что происходит по сторонам. С наступлением темноты приближаться к человеку нужно, как правило, со стороны источника света, так как человек, глядя на свет, плохо контролирует действия дружинников, поскольку не видит его, зато сам он отлично виден.
При приближении человека сзади, дружиннику необходимо остановиться, пропустить его вперед или изменить направление движения и пойти ему навстречу для того, чтобы можно было контролировать поведение этого человека с целью исключения возможности нападения сзади;
— при обнаружении правонарушителей необходимо быстро оценить ситуацию, потребовать прекратить противоправные действия и обратить внимание на реакцию и поведение правонарушителей. Во всех случаях необходимо следить за руками правонарушителей, чтобы можно было определить: нет ли в руках каких-либо предметов; не пытается ли он что-либо достать из кармана или из-под одежды;
— на месте совершения правонарушения, происшествия необходимо держать в поле зрения всех окружающих, включая тех, кто с виду непричастен к случившемуся, никого не оставляйте позади себя;
— страховать каждое действие своих напарников, сохранять безопасную дистанцию между собой и правонарушителем. Никогда не поворачиваться к подозрительным лицам спиной, не наклоняться рядом с ними, не позволять окружать себя посторонним гражданам;
— выбирать позицию так, чтобы нарушитель (нарушители) все время находились в поле зрения, чтобы в случае необходимости можно было оказать необходимую помощь
— при обращении к гражданину, необходимо считаться с возможностью применения силы с его стороны или с тем, что могут вмешаться лица, не причастные к правонарушению;
— во время установления личности и составления протокола об административном правонарушении или других материалов сотрудником ОВД дружинник обязан следить, чтобы нарушитель вел себя спокойно. Лицо, задержанное за административное правонарушение, может оказаться преступником, находящимся в розыске, и не исключена возможность попытки его нападения. Нельзя допускать бесконтрольного передвижения правонарушителя.
7. Правовая основа оказания народными дружинниками помощи сотрудникам ОВД при пресечении противоправных действий правонарушителей.
7.1. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы:
1) народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
2) перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц;
3) народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия;
4) народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления;
5) народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок;
6) о применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом территориальный орган внутренних дел;
7) народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в п. 1, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
7.2. Необходимая оборона и крайняя необходимость.
В Уголовном Кодексе предусмотрены нормы исключения уголовной ответственности:
-защите личности и прав обороняющегося или других лиц,
-охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства.
Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
Необходимая оборона допускается только от общественно опасных посягательств. К общественно опасным посягательствам относятся действия, которые немедленно по их совершении и неотвратимо вызывают наступление реальных серьезных вредных последствий для личности, общества или государства, причинение которых в принципе уголовно наказуемо.
Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
8. Участие народных дружинников при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
8.1. Народный дружинник, как свидетель административного правонарушения.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В качестве свидетеля могут быть также опрошен народный дружинник, который выявил правонарушение, оказывал содействие задержанию нарушителя.
При необходимости сотрудник ОВД получает письменное объяснениеот народного дружинника, которое приобщается к материалам дела об административном правонарушении.
Также, свидетель может быть вызван к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело, при этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела.
Лицо может быть вызвано для опроса в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
8.2. Народный дружинник, как понятой.
Понятой является одним из участников производства по делам об административных правонарушениях. Понятой привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, при осуществлении строго определенных процессуальных действий.
В качестве понятого может выступать любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Таким образом, исключается привлечение в качестве понятых лиц, находящихся в родственных или дружеских отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, а также иных лиц.
Важным условием участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении является то, что их должно быть не менее двух.
Обязанностью понятого является внимательное наблюдение за совершением процессуальных действий, которые производятся в его присутствии. После завершения процедуры применения той или иной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении понятой обязан удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт совершения в его присутствии процессуальных действий, содержание указанных действий и их результаты.
В целях обеспечения надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей понятой наделен правом делать замечания по поводу совершаемых в его присутствии процессуальных действий. Такие замечания подлежат занесению в соответствующий протокол.
В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля. Следовательно, он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы.
ОВОИВ и ОМС УМВД России по Еврейской автономной области