имеют ли право общественные объединения использовать в своем названии имя гражданина
Статья на тему: «Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации»
Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации
Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать некоммерческие организации от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности.
Необходимо также иметь в виду разъяснения, данные в п. 58.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации…
Пунктом 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наименование юридического лица указываются в его учредительных документах. Требование об указании в учредительных документах некоммерческих организаций их наименования, содержащего указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, закреплено также в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно пункту 4 статьи 3 вышеназванного федерального закона печать некоммерческой организации должна содержать ее полное наименование. Там же предусмотрено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
Наименование и место нахождения юридических лиц содержатся также в Едином государственном реестре юридических лиц.
Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию некоммерческих организаций. Прежде всего, согласно общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. В указанном пункте также установлено, что наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Таким образом, некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Кроме того, наименование некоммерческой организации должно быть указано на государственном языке Российской Федерации – русском. На практике встречаются случаи, когда заявители подают учредительные документы с указанием наименования некоммерческой организации на иностранном языке или на языке народов России, что является нарушениями требований действующего законодательства и влечет за собой отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации.
Действующим законодательством также четко регламентировано использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования. Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», такое использование допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» утверждены Правила выдачи такого разрешения; согласно пункту 2 данных правил разрешение выдается Минюстом России.
Приказом Минюста России от 27.09.2011 № 345 «О Межведомственном экспертном совете по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» образован названный Совет, а также утверждены Положение о названном Совете и состав названного Совета.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда разрешение на использование официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, не требуется (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Такое разрешение не требуется для использования в наименованиях следующих юридических лиц: централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации; некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; общероссийских общественных объединений; структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения; общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и т.д.
В отношении слов, производных от слов «Российская Федерация» или «Россия», представляется уместным учитывать разъяснение, данное в Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29: под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», … следует понимать в т.ч. и слово «российский» (и производные от него) …».
В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация, согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.
Следует отметить, что требования к наименованию и порядку использования наименования некоммерческих организаций также регулируется иными федеральными законами: статьей 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктами 5, 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т.д.
Например, статья 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов Российской Федерации или муниципальных образований или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории.
Кроме того, в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» устанавливает, что наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного закона. Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
В отношении религиозных организаций пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании; свое полное наименование религиозная организация обязана указывать при осуществлении деятельности.
Несоответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Так, подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием», и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».
Учитывая, что наименование некоммерческой организации будет фигурировать во всех ее документах, к выбору наименования стоит подойти очень ответственно. В случае неправильно подобранного названия некоммерческая организация может как столкнуться с трудностями при осуществлении своей деятельности, так и получить отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации еще на стадии ее создания.
Имеют ли право общественные объединения использовать в своем названии имя гражданина
Статья 27. Права общественного объединения
Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2002 N 26-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(часть вторая введена Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
Общественное объединение, включенное в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения этим общественным объединением деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, имеет право подать в федеральный орган государственной регистрации заявление об исключении этого общественного объединения из указанного реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 7.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
(часть пятая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 43-ФЗ)
Общественные объединения
Добавлено в закладки: 0
Что такое общественные объединения? Описание и определение понятия.
Общественные объединения – это неправительственное, негосударственное, абсолютно добровольное объединение граждан любого государства на основе совместных интересов и целей.
Рассмотрим более детально, что значит общественные объединения.
Основатели общественного объединения
Основателями общественного объединения обычно выступает юрлицо частного права, включая и те общества, которые имеют статус юридического лица.
Основателями общественного объединения не могут быть различные политические партии или любые юридические лица, касательно которых были приняты меры по приостановлению их работы, или которые уже прибывают таком состоянии.
Количество основателей общественных объединений не может быть меньше двух человек. Ими не могут быть также юридические лица частного права, единственными основателями которого является одно и то же лицо. Так же такую задачу не может выполнять лицо, которое признано судом не работоспособным.
Членство в общественных объединениях могут принимать физические лица, которые достигли возраста 14 лет. Возраст молодежной организации определяется ее статусом в области определенной законодательством.
Членами определенного общественного объединения могут выступать юридические лица частного права, которые уже достигли возраста 18 лет и не признаны судом не работоспособными.
Создание и регистрация общественного объединения, составление протокола
Создание такого объединения происходит на собраниях его основателей и оформляется протоколом.
Протокол должен содержать в себе:
Юридическое лицо частного права принимает участие в создании общественного объединения через своего руководителя или другого уполномоченного представителя, который действует на основании доверенности для осуществления действий касательно создания общественного объединения. Однако необходимо учитывать, что в случае если создание общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность без наличия статуса юрлица, тогда решения предназначенные пунктами 5 и 6 второй части данной статьи закона, принимаются, если наличие статуса или создание органов управления предназначено решением про создание такого объединения.
В протоколе собраний могут отображаться и другие факты принятые на собраниях, любые решения касательно создания или же деятельности общественного объединения.
Лицо может быть избрано руководителем, или избрано для состава управленческого органа общественного объединения, в том случае, когда оно владеет правом представлять общественное объединение для проведения регистрационных действий, или же обозначено лицом, которое уполномочено представлять общественные объединения, исходя из наличия его личного согласия. Протокол собрания подписывается ответственным и секретарем собрания. Общественные объединения, которые желают осуществлять свою деятельность имея статус юрлица, или не имея подобного статуса, подлежат регистрации в порядке установленном законодательством страны о Государственной регистрации юрлиц, физлиц, лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и гражданских объединений на протяжении 60 дней с момента проведения таких собраний.
В случае неподачи документов для проведения процедуры регистрации общественного объединения на протяжении 60 дней, общественные объединения нельзя считать созданными.
Действия от имени любого незарегистрированного общественного объединения запрещаются. Исключением являются только действия, которые связаны с проведением процедуры регистрации указанного общества. Требования этой статьи относятся и к принятию решений касательно создания нового общественного объединения, которые принимаются в связи с проведением реорганизации определенного общественного объединения.
Неотъемлемой частью протокола собрания общественного объединения, служит регистрация лиц, которые берут участие в собраниях.
Стоит отметить следующие особенности:
Общественное объединение обязано сообщать о внесенных изменениях касательно статуса общественного объединения, изменения в составе руководства общественного объединения, смена лиц, уполномоченных представлять общественные объединения, смену месторасположения общественного объединения на протяжении 60 суток с момента принятия решения.
Для получения статуса юрлица общественное объединение, которое производит деятельность без статуса юрлица, по решению высшего органа управления может обратиться для проведения процедуры регистрации в порядке, установленном действующем законодательством.
Наименование общественного объединения
Название общественного объединения определяется решением, принятым во время проведения собрания. Обычно оно состоит из нескольких частей – а
именно из общего и собственного наименования. В общем названии определяется организационно–правовая форма указанного общественного объединения. Наименование обозначается государственным языком. Общественное объединение может предложить и свое собственное наименование наряду с государственным языком. Также вариант названия может быть предложен на иностранном языке или языке национальных меньшинств. Однако, стоит учесть, что в любом случае наименование общественного объединения не может быть таким же как названия других уже зарегистрированных общественных объединений.
Наименование общественного объединения не должно содержать в себе:
Личное наименование общественного объединения ни в коем случае не может содержать в себе такие слова как: «государственный», коммунальный, а также производные от них. Личное название общества, может использоваться только по средством соглашения определенного учебного заведения, или общества.
Запрещено использование в личном наименовании организации исторических госнаименований, перечень которых установлен кабинетом министров. Личное название общественного объединения может содержать информацию про статус общественного объединения (к примеру: детское, молодежное, всероссийское) или про его вид (экологическое, правозащитное и другое). Также оно может содержать в себе имя или псевдоним определенного физического лица по средством условий предварительного письменного соглашения этого лица, засвидетельствованное в порядке установленном законодательством. Общественные объединения имеют право на использование наименования физическими и юрлицами, которые не относятся к целям не связанными с деятельностью указанного общественного объединения.
Также общественные объединения могут иметь сокращенное название, которое определяется решением принятым на собрании или высшим органом управления. Смена названия общественного объединения производиться в согласии со всеми требованиями закона касательно статуса данного объединения.
Статут общественного объединения
Статут общественного объединения должен содержать следующие сведения:
В статусе общественного объединения могут быть предусмотрены дополнительные положения касательно создания, деятельности и самороспуска или реорганизации общественного объединения, что не противоречит закону. Статус общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность без статуса юридического лица (в случае, если наличие статуса объединения предназначена решением о его создании), которое может не содержать в себе положений предназначенных пунктами 5- 8 частью этой статьи.
Отдельные подразделения общественного объединения
Общественные объединения, которые имеют статус юрлица могут иметь отдельные подразделения, которые создаются под действием определенных управляющих органов общественного объединения, в согласии со статусом, в порядке определенном законом.
Отдельные подразделения общественного объединения не могут выступать в роли юрлиц, кроме случаев предусмотренных законодательством. Они создаются и совершают свою деятельность на основе статуса общественного объединения. Если такие отдельные подразделения имеют юридический статус, они могут иметь свои личные положения. Положение про отдельное подразделение общественного объединения, содержит информацию о названии отдельного подразделения, название управляющих органов, порядок выборов, срок действия полномочий, список полномочий управляющих органов. Положение об отдельном органе общественного объединения не может противоречить законам и статусу общественного объединения.
Символика общественного объединения
Общественное объединение с юридическим статусом может иметь личную символику, эмблему или флаг, который подлежит регистрации согласно закону. Однако она не должна отображать следующее:
Что касается символики общественного объединения, то она обязана иметь свои уникальные отличительные особенности в сравнении с изображениями уже зарегистрированной символики иного общественного объединения. Такая символика утверждается уполномоченным органом в порядке, который предусмотрен его статусом. Решение про утверждение должно содержать: вид символики, ее изображение и непосредственно ее описание. Описание в свою очередь должно иметь в себе информацию о цвете, масштабе и пропорции имеющихся элементов данной символики. Изображение указанной символики должно иметь полное или же сокращенное название общественного объединения.
Общественные объединения обладают правом на использование личной символики со дня ее регистрации. Запрещается использовать зарегистрированную символику общественного объединения физ или юрлицами без согласия такого объединения и для любых других целей, которые не связаны с деятельностью данного общественного объединения.
Акредитация отделенного подразделения иностранной организации
Деятельность такой организации останавливается на основе следующих решений:
Права, деятельность и финансовая поддержка и имущество общественного объединения
Общественные объединения имеют право в свободном порядке распространять информацию о роде своей деятельности, а также пропагандировать свои цели и обращаться к органам государственной власти, а также к служебным лицам с предложениями, заявлениями и с жалобами. Также такие объединения имеют полное право принимать участие в разработке и создании проектов нормативно–правовых актов, которые выдаются органами государственной власти и касаются сфер деятельности как самого общественного объединения, так и определенных вопросов государственной и социальной жизни. Также имеется возможность проводить мирные собрания, совершать любые действие не запрещенные законом, быть участниками гражданско–правовых отношений, совершать предпринимательскую деятельность непосредственно или же через созданные для этой цели общества. Также в распоряжении таких обществ существуют возможности использования средств массовой информацию. Данные организации могут быть исполнителем госзаказа касательно закона. Государство обеспечивает поддержание прав общественного объединения.
Общественные объединения получающие финансовую поддержку, обязаны давать отчет за полное использование выделенных для работы средств, вести бухучет, финансовые и статические отчеты.
Общественные объединения обязаны:
Общественные объединения обладают правом использовать в своих целях ресурсы и имущество, которое определено ему законом, или добыто как членские взносы, пожертвования какими-либо лицами, а также добытое в результате предпринимательской деятельности такого общества. В случае ликвидации данного объединения его имущество передается другой организации или же государству, а также может быть передано правонаследнику.
Мы коротко рассмотрели что такое общественные объединения, их регистрация, наименование, статут, права и деятельность. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.