имеют ли право приставы удерживать алименты
Банки указали властям на угрозу списания алиментов по долгам
Российские банки сомневаются, что смогут корректно отслеживать поступления на счета россиян алиментов, которые по закону нельзя взыскивать для погашения долгов, следует из писем Ассоциации банков России (АБР) в адрес Минюста и Центробанка (есть у РБК). Их отправку подтвердил начальник правового управления ассоциации Сергей Клименко.
Уже с 1 июня в силу вступают новые поправки в закон «Об исполнительном производстве», которые были призваны решить проблему с не подлежащими взысканию доходами россиян — социальными пособиями от государства и рядом других выплат. Документ вводит в расчетных документах специальную маркировку видов доходов гражданина (код для каждого вида определяет ЦБ) — это необходимо, чтобы банки при списании средств со счетов должников по исполнительным листам могли учитывать неприкосновенные доходы. Но в новой версии закона содержится серьезный пробел — она не регламентирует выплаты, которые осуществляет физическое лицо в пользу другого физического лица, в основном это алименты, говорится в письмах АБР.
По закону принудительное погашение долгов нельзя осуществлять за счет алиментов на детей, которые получает должник. Это могут быть как добровольные выплаты второго родителя, так и выплаты по решению суда.
Банки просят Минюст разъяснить, должны ли сами клиенты маркировать такие платежи и несут ли банки ответственность, если алименты будут списаны по ошибке. Без этого банки не смогут изменить свои внутренние системы, предупреждают в АБР. Ассоциация также просит Минюст не наказывать банки за возможные нарушения правил маркировки в течение трех месяцев после вступления закона в силу.
Кроме алиментов, ст. 101 закона «Об исполнительном производстве» запрещает взыскивать по долгам различные социальные пособия и выплаты от государства, например пенсии по потере кормильца, пособия на детей, материнский капитал или компенсации для пострадавших от стихийных бедствий. От списания защищаются и ряд выплат от работодателей — командировочные, пособия при рождении ребенка или компенсации стоимости туристических путевок.
До сих пор подлежащие защите выплаты в пользу гражданина никак не выделялись в общей массе доходов. Обычно судебные приставы для взыскания задолженности обращаются в банки, где обслуживается должник, и банки по исполнительному листу списывают со счетов клиента требуемую сумму. В результате проблема некорректных списаний неприкосновенных денег была массовой, писал РБК. «Банк не мог и не обязан был разбираться, к какой категории доходов относятся эти средства», — отмечает партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Даханаго Нагоева. По новому закону с 1 июня сотрудники, осуществляющие государственные соцвыплаты, и работодатели обязаны будут указывать код видов доходов, чтобы банк видел, что их нельзя списать по исполнительному листу.
Как маркировать алименты
Банки готовы фильтровать доходы клиентов, но есть проблема, говорит Сергей Клименко, основной вопрос касается переводов физлиц, например алиментов. По его словам, речь идет не о случаях, когда судебный пристав через работодателя принудительно добивается выплаты алиментов, а о случаях, когда сам гражданин добровольно платит. «Условно, у родителей ребенка может быть нотариальное соглашение, по которому один из них добровольно переводит определенную сумму на конкретный счет. Когда физлицо платит алименты самостоятельно, оно не указывает код вида дохода», — поясняет юрист.
В связи с этим возникает вопрос, обязан ли клиент маркировать перечисление средств согласно новым поправкам. Если да, тогда банки должны доносить до своих клиентов эту информацию, указывает начальник правового управления АБР. Большинство банковских клиентов не знают о подобной маркировке — они переводят деньги по номеру телефона, и у них нет возможности указать код вида дохода. «Максимум, клиент может написать сообщение получателю», — добавляет Клименко.
По оценкам АБР, 95% алиментных переводов клиентам крупных банков — выплаты на содержание детей. Кредитные организации опасаются, что, несмотря на поправки, жалобы клиентов на некорректные списания не прекратятся. Банки будут подвергаться административной ответственности, подчеркивает Клименко: «Так называемый иммунитет клиента от некорректного зачисления и списания средств в счет долга так и не появится».
Представители ВТБ и Россельхозбанка сообщили РБК, что их системы готовы фильтровать денежные поступления на счета клиентов, чтобы защищать социальные пособия и алименты от взыскания, но организации по-разному будут проверять назначения платежей физлиц.
ВТБ доработал свои сервисы, чтобы у клиентов была возможность указать код вида доходов в расчетном документе. «Появится новое поле «тип перевода», которое будет иметь фиксированный выпадающий список трех вариантов источников. Ответственность за указание и корректность кода вида дохода несет плательщик. При отсутствии информации о коде такие денежные средства не будут иметь иммунитет перед арестом или взысканием», — пояснил представитель банка.
В Россельхозбанке считают, что указание кода вида дохода — обязанность самого клиента. «Банк заинтересован довести такую информацию до своих клиентов-физлиц путем размещения необходимой информации, например, на сайте банка», — сообщил представитель РСХБ.
Другие крупные банки и ЦБ не ответили на запросы РБК.
Какие могут возникнуть риски у банков
Пресс-служба Минюста не прокомментировала, как должны действовать банки, если клиенты не указывают информацию об алиментах или иных социальных выплатах в назначении платежей, процитировав лишь содержание поправок, внесенных в закон «Об исполнительном производстве». В ведомстве также не пояснили, будет ли нести банк ответственность, если, например, спишет алименты без маркировки.
Сейчас по закону, если банк не проведет операцию по исполнительному листу, ему грозит штраф в размере 50% от суммы требований, но не более 1 млн руб. (ст. 17.14 КоАП). Если кредитная организация допустит ошибку и неправомерно спишет средства клиента, его можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, напоминает Нагоева: «На сумму, необоснованно списанную со счета, банк обязан уплатить проценты. Размер процентов обычно определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды».
Вопрос маркировки платежей физлиц вряд ли можно решить как с технической, так и с правовой точки зрения, считает Нагоева. «Безусловно, в сообщении или в комментариях к этим переводам гражданин может указать, что это алименты или денежные средства, которые он перечисляет в связи с причинением вреда здоровью другому гражданину. Однако вряд ли банк обязан обращать на этот комментарий внимание и считать его маркировкой. Более того, возникает проблема с действительным определением назначения платежа, является ли этот перевод алиментами или займом», — поясняет юрист.
Партнер коллегии адвокатов «ДЕ-ЮРЕ» Антон Пуляев считает, что банки не должны нести ответственность, если платеж физлицу останется без маркировки. «И это проблема не банка, а лица, переводящего денежные средства должнику, и должника. Но другой вопрос: как проверить банку добросовестность лица, переводящего денежные средства должнику, допустим, алименты?» — говорит юрист. Он не исключает, что для этого банкам придется запрашивать у клиентов дополнительные доказательства и документы.
Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях
Зачастую бухгалтеру приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Мы расскажем об общих правилах удержания и разберем сложные случаи. На конкретных примерах будет показано, как правильно определить сумму и срок удержания в нетипичных ситуациях.
Максимальная сумма удержания
В общем случае по исполнительному документу (нескольким документам) с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%. Эти нормативы прописаны в пунктах 2 и 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.
Казалось бы, простое правило, но на практике оно вызывает проблемы. Особенно, когда в организацию поступило несколько исполнительных листов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.
Удержания по кредиту: не больше половины
У нас работает сотрудник, у которого на основании исполнительного листа удерживается 1/3 зарплаты в счет уплаты алиментов на ребенка. А теперь поступил еще один исполнительный лист на 50% удержаний из доходов для погашения взятого в банке кредита. Сколько можно удержать у сотрудника в данном случае?
Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка — не более половины заработка. Как совместить эти два правила в рассматриваемом случае? Обратимся к положениям пункта 1 статьи 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность.
В частности, в первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов; возмещению вреда, причиненного здоровью; возмещению вреда в связи со смертью кормильца; возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда. Тогда как требования банков по взысканию задолженности по договорам удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в пункте 2 статьи 111 Закона № 229-ФЗ, сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, так как они относятся к первой очереди. Для этого достаточно взыскать всего лишь треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Следовательно, оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.
Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом поступаем вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.
Приведем пример. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых взыскиваются алименты (1/3 зарплаты). Работник подал в бухгалтерию заявление и документы на стандартный налоговый вычет (величина его дохода с начала года не превысила 350 000 руб.). Дополнительно имеется исполнительный лист на взыскание 50% дохода в счет погашения долга по кредиту. Рассчитаем сумму удержания.
Алименты на детей и супругов
На работника поступили три постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 × 0,6 = 7 144,20 руб.). Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?
Как уже говорилось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей размер удержания может достигать 70% заработной платы. Как следует из статьи 90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку они не являются алиментами на содержание детей, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.
В то же время, устанавливая очередность погашения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — первой (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Поэтому в данном случае нужно применить правило пункта 3 статьи 111 Закона № 229-ФЗ. Оно гласит: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они погашаются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Полученная величина распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей, но так, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Дополнительно удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме.
Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532 / (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. Доля дочери составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.
Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.
Сроки удержания
Не меньше сложностей возникает и при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.
Возможны ли удержания задним числом?
В середине мая (17.05.2021 г.) в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.2021 г. В нем указано, что, начиная с 20 января, необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты на ребенка в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?
Ответ на этот вопрос содержится в пункте 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в этом документе. Здесь напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ).
Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда в бухгалтерию поступил судебный приказ (в данном случае — с выплаты «аванса» за май, поскольку документ получен 17 мая).
Осталось определить, какую сумму нужно взыскать при первой выплате: 1/4 от текущего дохода, или сумму, рассчитанную с учетом задолженности. В силу пункта 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если взыскание осуществляется по решению судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).
В данном случае организация проводит взыскание непосредственно на основании исполнительного документа. Это значит, что ей необходимо выполнить требование пункта 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ самостоятельно. То есть она должна определить размер задолженности за период с 20.01.2021 г. по дату получения приказа, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались.
Данная задолженность рассчитывается исходя из заработка сотрудника за указанный период. А удерживать ее надо из текущих выплат одновременно с алиментами за очередной месяц (с учетом ограничения в 70% от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ), вплоть до полного погашения. То есть при первой после получения судебного приказа выплате у работника может быть удержано до 70% заработка, если это необходимо для погашения задолженности по алиментам, образовавшейся с января.
Рассмотрим еще один пример.
В бухгалтерию 27.09.2021 г. пришло постановление судебного пристава об обращении взыскания на зарплату должника. Постановление датировано 23.08.2021 г., а в тексте сказано, что удержания нужно производить ежемесячно в размере 1/6 от дохода с 12.07.2021 г. Как в данной ситуации должен поступить бухгалтер?
Эта ситуация является разновидностью предыдущей. Главное отличие заключается в том, что взыскание производится на основании постановления пристава. Значит, организация обязана удерживать 1/6 из заработной платы и иных доходов должника, выплачиваемых, начиная с даты получения данного постановления, то есть с 27.09.2021 г. А размер и порядок взыскания задолженности за период с 12.07.2021 г. по 26.09.2021 г. включительно обязан определить судебный пристав. Это следует из нормы пункта 2 статьи 102 Закона № 229-ФЗ.
В результате в организацию должно поступить еще одно постановление пристава. В этом документе будут прописаны величина и порядок удержания задолженности. Исполнять данное постановление нужно, начиная со дня его получения.
Достижение совершеннолетия
У сотрудника удерживаются алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% заработка. Совершеннолетие ребенка наступило 6 сентября. Как правильно произвести удержание из заработной платы сотрудника за сентябрь?
Ни Семейный кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат специальных правил определения дня, когда лицо считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов. При этом термин «совершеннолетие» является термином гражданского законодательства (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Это дает основание использовать правила Гражданского кодекса о сроках для установления момента наступления совершеннолетия.
Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми установлено его начало. Следовательно, гражданину исполнится 18 лет (и он будет признан совершеннолетним в терминах п. 1 ст. 21 ГК РФ) не в день рождения, а в 00 часов 00 минут следующих суток. Другими словами, 18-летним он станет на следующий день после дня рождения.
Подтверждение правильности этого вывода можно найти в других документах. К примеру, в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.11 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» сказано следующее. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. А в пункте 49 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда от 29.09.20 № 668н) читаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается по день достижения ребенком возраста полутора лет включительно.
Таким образом, в ситуации, когда исполнительным документом предписано удерживать алименты до достижения ребенком совершеннолетия, день рождения ребенка, в который ему исполнится 18 лет, должен включаться в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. А значит, прекращение начисления алиментов происходит со дня, следующего за днем рождения.
При этом размер алиментов в месяце, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста, должен рассчитываться пропорционально количеству рабочих дней сотрудника в этом месяце, приходящихся на период несовершеннолетия ребенка по день его рождения включительно. Ведь алименты удерживаются из зарплаты, а она, исходя из положений статьи 129 ТК РФ, начисляется за фактически отработанные дни.
Удерживать начисленную сумму (и задолженность, если имеется) нужно из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскано все причитающееся ребенку. То есть, фактическое удержание может продолжаться и после того, как ребенок достиг совершеннолетия.
Семейный кодекс Российской Федерации обязывает обоих родителей содержать своих несовершеннолетних детей до их совершеннолетия. Если родители не исполняют это, то с них в судебном порядке взыскивают алименты на детей. Если родители не платят алименты, то с них судебные приставы-исполнители взыскивают Постановлениями задолженность по алиментам.
Что должен знать родитель, с которого судебный пристав-исполнитель взыскивает или уже взыскал задолженность по алиментам? Об этом пойдет речь в этой статье.
Задолженность по алиментам
Эту статью я специально решил подготовить для тех родителей, с которых были взысканы алименты в судебном порядке на их детей, но они по разным уважительным причинам не могли надлежащим образом регулярно выплачивать алименты, в результате чего судебный пристав-исполнитель (далее – судебный пристав) расчитал им задолженность по алиментам в десятки или в сотни тысяч рублей.
Задолженность по алиментам на несовершеннолетних детей, как правило рассчитывает судебный пристав на основании статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) и на основании статьи 102 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) по заявлению получателя алиментов или по своей инициативе.
Задолженность по алиментам на детей, взысканных с родителей в твердой сумме на основании статьи 83 СК РФ
С расчетом задолженности по алиментам, взысканных с родителей судом в твердой сумме на основании статьи 83 СК РФ, как правило, исходя из положений части 3 статьи 113 СК РФ, особых проблем не возникает. Например, взыскал суд с родителя алименты на одного ребенка в твердой сумме в размере 5000 рублей в месяц, родитель их не платил полгода, судебный пристав в своем Постановлении о задолженности по алиментам произведет небольшой расчет задолженности по алиментам (5000 рублей х 6 месяцев = 30 000 рублей) и всё. Спор в этом случае может возникнуть, если плательщик алиментов предоставит судебному приставу свои письменные доказательства о частичной уплаты им алиментов на ребенка, а судебный пристав игнорирует эти доказательства и вынесет Постановление с расчетом задолженности по алиментам без учета этих доказательств в нарушение положений статей 81, 113 СК РФ и положений статей 50, 102 Закона № 229-ФЗ.
Статья 113. Определение задолженности по алиментам
3. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Задолженность по алиментам на детей, взысканных с родителей на основании статьи 81 СК РФ
С задолженностью по алиментам на детей, взысканных с родителей судом на основании статьи 81 СК РФ в судебном порядке, бывают проблемы, как у плательщиков алиментов, так и у получателей алиментов. Эта юридическая статья подготовлена мной для плательщиков алиментов на детей. Да простят меня за это получатели алиментов. Для них, возможно, ч тоже подготовлю более полную с ссылками на судебную практику юридическую статью.
Что нужно знать и делать плательщикам алиментов, если по каким то причинам они потеряли работу или иной постоянный доход, из которых выплачивали алименты на детей, взысканных решением суда или решением мирового судьи на основании статьи 81 СК РФ?
Во-первых, им нужно знать и понимать положения статей 113, 112, 114, 115, 119, 120 СК РФ, а также положения статей 50, 64.1, 69, 70, 80, 99, 102, 112, 121-128 Закона № 229-ФЗ и уметь использовать их на практике именно с пользой для себя, а не наоборот.
Во-вторых, им нужно знать и понимать положения статьи 5.35.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неуплату алиментов на детей и тем более привлечения к уголовной ответственности на основании статьи 157 Уголовного кодекса РФ. Подробней здесь
В-третьих, им следует продолжать ежемесячно выплачивать алименты на ребенка или на детей в размере не менее хотя бы 1000 рублей ежемесячно таким образом, чтобы у них были письменные доказательства этого важного действия, что позволит им избежать административного наказания.
В-четвертых, при получении от судебного пристава по почте повестки с требованием предоставить доказательства об уплате алиментов и своих доходах, следует сразу обратиться к юристу, который специализируется по семейным делам. В этом случае судебный пристав правильно действует при подготовки вопроса об определении задолженности по алиментам на основании статьи 113 СК РФ, статьи 102 Закона № 229-ФЗ.
К сожалению, судебные приставы не всегда присылают в таких случаях плательщикам алиментов перед оформлением ими расчета задолженности по алиментам такие повестки или требования по почте о предоставлении доказательств об уплате алиментов и (или) о своих доходах.
В-пятых, при получении от судебного пристава копии Постановления с расчетом задолженности по алиментам, рассчитанной на основании статьи 113 СК РФ и на основании статьи 102 Закона № 229-ФЗ, лучше сразу обратиться за помощью к юристу, чтобы не пропустить при необходимости срок обжалования Постановления судебного пристава в суд, исходя из положений статьи 122 Закона № 229-ФЗ.
В-шестых, если плательщик алиментов какой-то период (месяц, полгода и т.д.) не платил алименты на ребенка в полном объеме на основании статьи 81 СК РФ по причинам отсутствия официального дохода, в этом случае ему нужно знать, что судебный пристав может рассчитать задолженность по алиментам за прошедший период согласно статье 113 СК РФ и статье 102 Закона № 229-ФЗ, исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания этой задолженности.
Статья 113. Определение задолженности по алиментам
1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
2. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
4. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Что делать плательщику алиментов, если у него за какой-то период не было официального дохода?
1) Знать хорошо положения СК РФ, Закона № 229-ФЗ и других нормативных актов. Таких родителей единицы.
2) Лучше сразу обратиться за помощью к юристу, специализирующемуся по семейным вопросам, который поможет разрешить этот вопрос законными способами, чтобы можно было избежать при расчете судебным приставом задолженности по алиментам на основании средней заработной платы в Российской Федерации.
В-седьмых, при наличии задолженности по алиментам после ей погашения (а этот процесс может затянуться) судебный пристав взыщет с должника алиментов исполнительский сбор на основании статьи 112 Закона № 229-ФЗ (а это 7% от суммы задолженности). Как уменьшить исполнительский сбор подробней здесь
В-восьмых, если судебный пристав произвел расчет задолженности по алиментам на основании средней заработной платы в Российской Федерации без учета предоставленных плательщиком алиментов письменных доказательств о частичных выплатах им алиментов на детей за спорный период и (или) письменных доказательств о своем доходе, то решать эту проблему придется уже путем обращения с административным исковым заявлением в суд. Главное не пропустить срок, установленный статьей 122 Закона № 229-ФЗ.
В-девятых, с учетом положений статьи 113 СК РФ должник алиментов вправе обратиться в суд с исковым заявлением с требованием определить для него задолженность по алимнетам, которые взысканы с него на основании статьи 81 СК РФ, в твердой сумме. С этим согласен Верховный Суд Российской Федерации (См. Определение Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. № 24-КГ 15-2).
Судебная практика по спорным вопросам о задолженности по алиментам
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Кассационным определением от 17 марта 2020 года № 88 А-6075/2020 отказал в удовлетворении Кассационной жалобы получателя алиментов на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13 мая 2019 года и Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 21 августа 2019 года, вынесенные по административному делу N 2 а-2536/2019 по административному исковому заявлению плательщика алиментов к СПИ РОСП Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Ч.Л.АА., УФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления.
С родителя троих несовершеннолетних детей в 2010 году были взысканы алименты на основании статьи 81 СК РФ в размере 1/2 от заработной платы и (или) иного дохода, и судебный пристав-исполнитель в 2010 году возбудил в отношении него исполнительное производство.
24.08.2018 другой судебный пристав-исполнитель по заявлению получателя алиментов на основании статьи 113 СК РФ и статьи 102 Закона № 229-ФЗ насчитал плательщику алиментов за период с 30.03.2010 г. по 30.09.2018 г. на основании среднего размера заработной платы в Российской Федерации в размере 1 241 980 рублей 44 копеек, при этом судебный пристав-исполнитель не учел представленные плательщиком алиментов письменные доказательства о своем доходе в спорном периоде. Судя по содержанию этого Кассационного определения, плательщик алиментов с помощью юриста подготовил задним числом с учетом действующего законодательства нужные документы о своих доходах за этот спорный период.
Нижестоящие суды с административным иском плательщика алиментов согласились, Постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам в размере 1 241 980 рублей 44 копеек было признано незаконным.
На судебного пристава-исполнителя возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Кассационным определением от 17 марта 2020 года № 88 А-6075/2020 признал Постановления нижестоящих судов, которые удовлетворили административный иск плательщика алиментов, законными и обоснованными.
Мышкинский районный суд Ярославской области Решением от 12 июля 2017 года по делу № 2 А-106/2017 отказал в удовлетворении административного иска плательщику алиментов о признании Постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам незаконным.
Мать несовершеннолетнего ребенка решением суда была ограничена в родительских правах и с нее на ребенка были взысканы алименты на основании статьи 81 СК РФ в размере 1/4 от заработной платы и (или) много дохода. В связи с тем, что плательщик алиментов свои обязанности по уплате алиментов на ребенка не исполняла, судебный пристав-исполнитель своим Постановлением сделал расчет задолженности по алиментам, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Основным доводом матери ребенка в административном иске было то, что она в спорном периоде работала по трудовому договору, но заработную плату не получала в связи с нахождением её в отпуске по беременности и родам, а потом в отпуске по уходу за ребенком и получала только пособия на другого ребенка. Она полагала, что судебный пристав-исполнитель обязан был в качестве расчета задолженности по алиментам взять не средний размер заработной платы в Российской Федерации, а размер ее пособий на другого ребенка.
Мышкинский районный суд Ярославской области не согласился с ее доводами, указав в своем решении, что согласно п.12 части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ взыскание не может быть обращено на пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Свердловский областной суд Апелляционным определением от 13 ноября 2019 года по делу № 33 а-19519/2019 оставил в силе решение Ивдельского районного суда Свердловской области, которым был удовлетворен административный иск плательщика алиментов о признании незаконным Постановление судебного пристава-исполнителя, которым был произведен расчет алиментов на основании среднего размера заработной платы в Российской Федерации.
Плательщик алиментов с 2014 года обязан был ежемесячно выплачивать алименты на ребенка на основании статьи 81 СК РФ, но периодически их не платил или платил в меньшем размере. Судебный пристав-исполнитель на основании заявления получателя алиментов произвел расчет задолженности по алиментам, но при этом не учел письменные доказательства плательщика алиментов о перечислении на счет матери ребенка суммы денег на протяжении спорного периода. С учетом положений статей 81, 113 СК РФ, статьи 102 Закона № 229-ФЗ и письменных доказательств, представленных плательщиком алиментов, суд первой инстанции признал Постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам за период с 23.10.2014 г. по 31.07.2019 г. в размере 577 173 рублей 63 копеек незаконным.
На судебного пристава-исполнителя возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Свердловский областной суд Апелляционным определением от 13 ноября 2019 года по делу № 33 а-19519/2019 признал решение Ивдельского районного суда Свердловской области, которым был удовлетворен административный иск плательщика алиментов, законным и обоснованным.