имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Разрешается ли велосипедистам ездить по тротуарам?

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Экологическая обстановка в больших городах, постоянные пробки, цены на автомобили и топливо, побуждают все больше людей пересаживаться на велосипеды. Пожалуй, эта категория самая нелюбимая для водителей машин. Они постоянно упрекают велосипедистов в нарушении правил, но так ли это на самом деле?

В России, к огромному сожалению, очень мало специальных дорожек и зон для этого вида транспорта. Так как по правилам передвигаться на велосипеде? Давайте разбираться.

По правилам ПДД велосипеды являются транспортным средством (пункт 1.2), но это не уравнивает их с автомобилями ни по правам, ни по обязанностям. Так велосипед не является средством повышенной опасности, поэтому многие нарушения закон носит определенные послабления, к примеру, пересекать дорогу на красный свет и пр.

Когда можно ехать на велосипеде по тротуару?

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

В первую очередь отметим, что дети до 14 лет могут ездить только по пешеходным зонам или велодорожкам. Также, исходя из пункта 24.2 дети (до 7 лет) в сопровождении взрослый, велосипедисты, везущие детей на детских сиденьях, обязаны передвигаться только по тротуарам. В данном случае, человек будет оштрафован, как раз за езду по проезжей части.

Также к категории тех, кому можно ездить по тротуару на велосипеде относятся взрослые, которые на транспорте сопровождают детей до 14 лет (постановление «832» от 12.07.2017).

Движение по проезжей части разрешается, если это колонна из менее, чем 10 человек. На дорогах, где отсутствуют велодорожки и пешеходные зоны, можно передвигаться по обочине.

Что обозначают дорожные знаки с изображением велосипеда?

Понятно, что велосипедисты не сдают на права, а значит и с ПДД в лучшем случае просто ознакомлены. Некоторые, не понимая, что значит дорожный знак, возмущаются, что спешиваться и вести свою железную лошадку в руках приходится слишком часто.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Как видите, запрещающий движение на велосипеде знак только один – изображение транспортного средства в красном круге. Основные носят предупреждающий или информационный характер, и предназначены они скорее к автолюбителям.

Какой штраф за езду на велосипеде по тротуару?

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Велосипедисты участвуют в дорожном движении, поэтому при нарушениях установленных законодательством правил он может подвергаться административному наказанию – наложению штрафа.

Это регламентируется ПДД и КоАП РФ. Привлечь велосипедиста к ответу могут сотрудники ГИБДД за нарушение правил дорожного движения, а также за создание помех для автомобилистов и пеших участников дорожного движения.

Штрафы могут накладываться за следующие нарушения:

Так где ездить велосипедистам?

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Одни усиленно доказывают, что место проезда велосипедов – дорога, автолюбители утверждают, что место велотранспорта исключительно на тротуаре. Можно заплатить штраф за езду на велосипеде по тротуару, а можно и за то, что едешь по дороге.

Местоположение на дороге этого вида транспорта регулируется пунктом 24.2. Если специально предназначенная дорожка отсутствует, можно ехать по проезжей части, по правому краю. Запрещение на движение по тротуару звучит несколько расплывчатым: велосипедист может ехать по тротуару, если передвигаться по дороге невозможно. В любом случае, если остановил автоинспектор, велосипедисту придется доказывать, что по дороге он ехать не мог, и аргумент «страшно» вряд ли удовлетворят сотрудника ГИБДД.

Часто и водители машин, и велосипедисты задаются вопросом: «Кто должен кого пропускать на перекрестке?». К примеру, велосипед движется прямо, а автомобиль должен завернуть на право. Хотя это понятие вроде четко прописано в пункте 13.1, и там указано, что в данном случае велосипедисты приравниваются к пешеходам, а значит их нужно пропускать, но водители, особенно если происходит ДТП пытаются доказывать, что велосипедист должен был спешиться и вести транспортное средство на руках. Это не так, в любом случае суд станет на сторону водителя велосипеда.

Какие еще запреты для велосипедистов прописаны в ПДД?

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Учить и знать правила дорожного движения знать необходимо. Если вы купили своему ребенку первый велосипед, объясняйте ему правила в доступной форме. Правила дорожного движения запрещают:

Велосипедистов становится все больше, а велосипедных дорожек катастрофически мало. Единственное, что поможет избегать аварийных ситуаций — взаимная вежливость и выполнение правил ПДД.

Источник

Имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов

и водителей мопедов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(см. текст в предыдущей редакции)

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

(см. текст в предыдущей редакции)

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

24.11. В велосипедной зоне:

(п. 24.11 введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

Источник

ПДД для велосипедистов в 2021 году

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Почти каждый из нас, хоть раз в жизни, но садился за руль велосипеда. Велосипедист, как любой другой участник дорожного движения обязан знать и выполнять требования Правил дорожного движения. В разгар теплого времени года, когда количество велосипедистов на дорогах резко увеличивается, полезно вспомнить о требованиях предъявляемых Правилами к велосипедистам. И сегодня наша тема — ПДД для велосипедистов.

Сначала остановимся на определении «Велосипед», в соответствии с Правилами дорожного движения.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Самое важно, что необходимо извлечь из данного определения — велосипед является транспортным средством. Соответственно, все требования Правил дорожного движения относящиеся к транспортным средствам, относятся и к велосипедам.

Обратимся к следующим важным определениям.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Здесь необходимо отметить, что лицо управляющее велосипедом, является не только велосипедистом, но и водителем транспортного средства.

ПДД для велосипедистов.

Начнем обзор требований предъявляемых Правилами к велосипедистам со второго раздела ПДД, невыполнение которого может повлиять на обеспечение безопасности движения.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Учитывая, что велосипед является транспортным средством, следовательно водитель (велосипедист) перед выездом, обязан проверить техническое состояние своего велосипеда. При неисправности рулевого управления, тормозной системы или негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости движение на велосипеде Правилами запрещается!

Рассмотрим основные пункты раздела ПДД для велосипедистов, имеющие прямое отношение к правилам движения велосипедистов.

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Пункт 24.1 предписывает велосипедистам старше 14 лет, осуществлять движение в первую очередь: по велосипедным, велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов.

ПДД для велосипедистов. На снимке, велосипедная дорожка, обозначенная знаком 4.4.1 «Велосипедная дорожка».

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

К сожалению, сегодня еще не везде можно встретить велосипедную дорожку или полосу для велосипедистов. На этот случай, в пункте 24.2 Правил, приводятся условия, при которых допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части, обочине, тротуару или пешеходной дорожке. Здесь необходимо обратить внимание, что условия движения велосипедистов приведенные в пункте 24.2 взаимоисключающие.

По правому краю проезжей части, разрешено двигаться только при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожки или полосы для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

ПДД для велосипедистов. На снимке мы видим, что велосипедная дорожка и полоса для велосипедистов отсутствуют. Велосипедист в соответствии с требованиями пункта 24.2 Правил, двигается по правому краю проезжей части.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Обратите внимание, что Правила дорожного движения, требуют от велосипедиста, двигаться по правому краю проезжей части дороги, а именно в попутном направлении с остальными транспортными средствами. Это и понятно, движение в России установлено правостороннее. К сожалению, на дорогах очень часто можно встретить велосипедистов, движущихся навстречу транспортным средствам.

ПДД для велосипедистов. Велосипедист в нарушении ПДД, двигается навстречу движения транспортных средств.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Движение велосипедистов по обочине, разрешено только при отсутствии условий указанных выше.

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

ПДД для велосипедистов. На снимке, велосипедисты двигаются по обочине. В данном случае, движение по правому краю проезжей части за городом, может быть небезопасным.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Правила также допускает движение велосипедистов старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке, но только при условиях указанных ниже.

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

ПДД для велосипедистов. Правила разрешают сопровождение велосипедиста в возрасте до 14 лет по тротуару.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Следующий пункт Правил дорожного движения для велосипедистов, обязывает маленьких велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет двигаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

ПДД для велосипедистов. На снимке, ребенок (велосипедист до 14 лет) находится на проезжей части дороги. Несмотря на то, что маленький велосипедист находится под присмотром родителя, это является нарушением ПДД.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Велосипедисты в возрасте младше 7 лет, могут двигаться только по территориям указанным в пункте 24.4 Правил.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

ПДД для велосипедистов. На снимке, маленький велосипедист движется по тротуару, как того и требуют Правила дорожного движения.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

При движении по проезжей части дороги, велосипедисты не должны забывать о требованиях следующего пункта Правил.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

ПДД для велосипедистов. Велосипедисты при движении по проезжей части, должны двигаться в один ряд.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Следующий пункт правил, обязывает велосипедистов спешиться, в случае создания помех для движения иных лиц.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

ПДД для велосипедистов. При движении по тротуару, в случае создания помех пешеходам, велосипедист обязан спешиться.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Теперь обратимся к пункту 24.8 Правил, в котором прописано, что запрещено велосипедистам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

ПДД для велосипедистов. Велосипедистам запрещается управлять велосипедом не держась за руль хотя бы одной рукой.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Одним из самых частых нарушений Правил дорожного движения со стороны велосипедистов, является движение по пешеходным переходам.

ПДД для велосипедистов. На снимке, велосипедисты пересекают пешеходный переход, тем самым нарушая Правила дорожного движения.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

На следующем изображении, ребенок в отличии от многих взрослых участников дорожного движения (велосипедистов), умеет правильно применять Правила!

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Пункт 24.9 Правил запрещает буксировку велосипедов, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам в темное время суток иметь при себе предметы со световозвращающими элементами.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Независимо от того являемся ли водителями, пешеходами или велосипедистами, мы обязаны выполнять требования Правил дорожного движения.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В завершении обзора ПДД для велосипедистов.Только нам решать, какой показывать пример детям… выбор за нами.

Пример 1. Нарушение Правил дорожного движения велосипедистами.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Пример 2. Движение через переход в соответствии с Правилами дорожного движения.

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья

Если у Вас есть вопросы по теме «ПДД для велосипедистов в 2020 году», пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.

Всем велосипедистам, хорошей погоды и безопасной дороги!

Источник

«С ветерком по тротуарам»: как регламентировать в ПДД передвижение электросамокатов, моноколес и гироскутеров

имеют ли право велосипедисты ездить по тротуарам статья
leremy / Depositphotos.com

Прогресс не стоит на месте – это утверждение актуально и для средств передвижения. Если раньше использовались преимущественно автомобили, мототехника и велосипеды, то в настоящее время все большую популярность приобретают индивидуальные электронные устройства передвижения – электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, сегвеи и т. п. Но, упрощая жизнь пользователям этих средств, они одновременно усложняют ее другим участникам дорожного движения. Поскольку в ПДД такие средства передвижения не урегулированы, они используются как на тротуарах, создавая препятствия пешеходам, так и на дорогах, мешая движению автомобилей и повышая риски возникновения ДТП.

Дискуссии о том, как сделать безопасными новые средства передвижения, закрепив в ПДД особенности их использования, ведутся уже на протяжении нескольких лет. Очередное обсуждение этой важной темы в формате круглого стола состоялось на прошлой неделе в Общественной палате РФ.

С предлагаемыми общественниками идеями по регулированию порядка передвижения так называемых средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) и позициями заинтересованных министерств по этому поводу ознакомимся более подробно.

В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге (электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и т. п.) не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Поскольку сейчас к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, то пока де-юре к ним относятся и лица, применяющие индивидуальные колесные средства передвижения. Следовательно, и требования к последним предъявляются как к пешеходам.

Должен ли водитель возмещать вред пешеходу, пострадавшему в ДТП, возникшем по грубой неосторожности самого пешехода? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Камнем преткновения в решении проблемы регулирования движения СИМ является и вопрос о том, относятся ли они к транспортным средствам или нет. Если обратиться к ПДД, которые дают законодательное определение термину «транспортное средство», то из буквального толкования следует, что СИМ не подпадают под него.

Напомним, транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абз. 57 п. 1.2 ПДД). «Если мы возьмем инструкцию от электросамоката и там будет написано: «Предназначено для катания в парке», а человек едет по дороге, то, вроде, по ПДД, это не транспортное средство», – подчеркнул заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. Хотя, если учесть, что тротуар тоже является частью дороги, то у СИМ имеется признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам.

По словам Председателя МОД «Союз Пешеходов» Владимира Соколова, попытка представить, что СИМ не являются транспортными средствами, приведет к тому, что они не будут считаться объектами повышенной опасности, в результате чего усложнится практика применения к соответствующим правоотношениям ст. 1079 Гражданского кодекса. Последняя предполагает, что в случае, если человек пострадал от наезда лица, который управлял средством повышенной опасности, он имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был ли водитель виноват или нет.

Кроме того, неотнесение СИМ к транспортным средствам позволит пользователям такими средствами безнаказанно оставлять место наезда без оказания помощи пострадавшему, ездить пьяными, так как наказывать пешехода за вождение в нетрезвом виде не будет оснований, ведь он не управляет «средством повышенной опасности». Также такая градация уменьшит штрафы и компенсации за причинение вреда здоровью и жизни пострадавшего пешехода в несколько раз по сравнению с санкциями для водителей транспортных средств и исключит из статистики ДТП часть данных по погибшим и раненным из-за столкновения с СИМ пешеходам, так как это не будет считаться ДТП.

В связи с этим, как считают эксперты, в рамках регулирования рассматриваемых отношений в первую очередь придется или скорректировать определение термина «транспортное средство» (например, считать таковым не только устройства, но и приспособления или их совокупность), или вывести СИМ в отдельную категорию средств передвижения. В качестве альтернативных СИМ наименований предлагаются такие, как «компактный транспорт», «индивидуальное средство передвижения».

Все эксперты сходятся во мнении, что порядок передвижения СИМ требует скорейшего законодательного закрепления, поскольку правовая неопределенность в этом вопросе порождает ряд негативных последствий – начиная от невозможности ограничения скорости движения таких средств по тротуарам для предупреждения возможного травмирования пешеходов и лиц, управляющих СИМ, и заканчивая невозможностью предотвращения использования таких средств для езды в нетрезвом состоянии.

Позиция Минтранса России

Законодатель неоднократно предпринимал попытки регламентировать новые виды средств для передвижения. Так, в числе последних инициатив на эту тему можно отметить проект правительственного постановления, подготовленный Минтрансом России в конце октября 2019 года. В нем предлагалось ввести понятие «средство индивидуальной мобильности», рассматриваемое как устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Документ вызвал большой интерес, породил множество споров и критических суждений. По мнению Александра Холодова, проект поправок получился очень сложным – в нем присутствует достаточное количество недоработок, что, как следствие, не решает проблему безопасности на дорогах в полной мере. «Это проблема не Минтранса России, а того, что нет четкого понимания, как это все оформить», – заметил эксперт. По итогам общественного обсуждения инициативы было внесено более 170 предложений. Однако 17 апреля 2020 года разработчики документа обнародовали отказ от продолжения его разработки, но саму работу в этом направлении не прекратили.

По словам директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко, ведомство по-прежнему серьезно озадачено решением проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в связи с появлением нового вида транспорта. Оно занимается этим вопросом на протяжении двух лет и считает очень важным и нужным развивать СИМ, поскольку они помогают более эффективно передвигаться по дорогам, существенно сокращая затраты времени на передвижение. Кроме того, использование СИМ изменяет структуру передвижения и перераспределяет пассажиропоток в пользу нового вида транспорта.

Поскольку технология развития технических средств, как это часто бывает, опередила нормативное правовое регулирование, то Минтранс России считает необходимым оперативно установить требования к СИМ и лицам, ими управляющим, а также определить «правила игры» для лиц, использующих СИМ и различные объекты транспортной инфраструктуры. При этом в основу прорабатываемых в настоящее время в министерстве поправок в ПДД положен опыт, выработанный в 2014 году по регулированию движения велотранспорта.

Поправками планируется, по аналогии с велосипедистами, разбить пользователей СИМ на три категории – младше 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет. Так, предполагается, что дети до 7 лет смогут использовать СИМ на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, велопешеходных дорожках (на стороне для движения пешеходов), но если СИМ имеют двигатель, то движение лиц до 7 лет будет возможно только в сопровождении взрослых. Согласно поправкам лицам второй возрастной группы разрешается движение на СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам, велопешеходным и велосипедным дорожкам. А лицам старше 14 лет – движение по пешеходным зонам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон и полосе для велосипедистов, а при отсутствии указанной инфраструктуры – по тротуарам и пешеходным дорожкам, по обочине. Если СИМ оборудованы двигателем и не используют гироскопическую стабилизацию, то допускается их движение по правому краю проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и движение велосипедов. При этом движение моноколес по краю проезжей части планируется запретить. К слову, директор по маркетингу компании Ecodrift Гарри Богданян считает такое ограничение критическим для развития моноколес, подчеркивая, что на моноколесе человек защищен так же, как и пешеход.

Концепция разрабатываемых Минтрансом России изменений в ПДД предусматривает и решение конфликта «пешеход – лицо, использующее СИМ». Для минимизации такого конфликта в качестве основной инфраструктуры СИМ рассматривается велотранспортная. Но поскольку в отсутствие велотранспортной инфраструктуры допускается движение лиц, использующих для передвижения СИМ, по инфраструктуре для пешеходов, обочинам и проезжей части дорог (при определенных условиях), то предлагаются дополнительные механизмы защиты участников дорожного движения, а именно:

В заключение Владимир Луговенко отметил, что разрабатываемый сейчас акт Минтранса России представляет собой баланс интересов всех заинтересованных лиц – пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и пользователей СИМ.

Идеи Минпромторга России

Минпромторг России так же, как и Минтранс России, озадачен решением проблем с СИМ. Его представители считают, что в первоочередном порядке необходимо классифицировать СИМ, чтобы не допустить чрезмерного ужесточения требований для всех средств передвижения. Затем следует поработать над внесением изменений в действующие техрегламенты или подготовкой отдельного техрегламента, а также над определением правового статуса СИМ. Здесь имеют значения и требования к двигателю или к конструкции СИМ, и требования по шуму и т. д.

Целесообразность маркировки СИМ тоже уже оценивается в министерстве. Недавно был проведен эксперимент по маркировке велосипедов и их шин, которая с 1 ноября 2021 года станет обязательной. В случае необходимости этот опыт будет использован и для маркировки СИМ.

Во взглядах общественников пока нет единства относительно регулирования передвижения СИМ. Так, наряду с общими идеями, в целом воспринимающими предлагаемые Минтрансом России поправки с некоторыми оговорками, выдвигаются и целые концепции иного развития правовых норм в этой части. Так, в ходе круглого стола профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский представил концепцию кузовного одноколейного транспорта (КоТ), нацеленную в том числе на решение главных транспортных проблем мегаполиса – проблем пробок, нехватки мест на стоянках и парковках, дорогого топлива и вреда экологии. По мнению эксперта, любой мегаполис должен решать эти проблемы, заменяя светофоры развязками, пешеходные переходы – наземными и подземными, убирая с дорог места для парковок (делая их подземными), развивая инфраструктуру общественного транспорта, а также способствуя развитию транспорта для перемещения на короткие расстояния (от метро до работы, от дома до метро и т. п.). «Компактный транспорт для перемещения одного или двух человек – транспорт будущего, который сейчас очень бурно развивается», – отметил он.

Согласно концепции к компактным транспортным средствам относятся: одноколейные транспортные средства (самокаты, мотоциклы, мопеды); кузовной одноколейный транспорт (кузовной мотоцикл); любой другой транспорт для перемещения одного или двух лиц по земле, воде, воздуху (сегвей, скейт, аэромотоцикл, квадроцикл, гидроцикл, снегоход и т. д.). А предложения по корректировке ПДД сводятся не только к введению новых понятий – «компактный транспорт» (транспорт для перемещения одного или двух человек), «гибридный транспорт» (транспорт, имеющий не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) для целей приведения в движение транспорта), «одноколейное транспортное средство» (средство перемещения, занимающее одну колею для движения), «КоТовод» (лицо, управляющее КоТом), но и к переформулированию имеющихся в ПДД терминов. Речь идет о таких понятиях, как «пешеходная и КоТо (велосипедная) дорожка», «полоса для КоТов (велосипедистов)», «велосипедная (КоТо) зона», «тротуар» и т. п.

При этом права и обязанности для КоТов Виталий Гаевский предлагает разделять по трем скоростным категориям:

Что касается ограничений по скорости перемещения КоТа, то в качестве рекомендательных приводятся показатели не более 14 км/ч на тротуарах, не более 25 км/ч – на пешеходных дорожках, не менее 10 и не более 50 км/ч – на КоТо (велосипедных) дорожках. При этом в любом случае приоритеты по движению на пешеходных дорожках и тротуарах должны отдаваться пешеходам, а на КоТо (вело) дорожках – КоТам и велосипедам. Также концепция предусматривает возможность передвижения КоТов по полосам, выделенным для движения общественного транспорта. Хотя последняя идея неоднозначно воспринимается другими экспертами. Наконец, предлагается заменить в ПДД термин «велосипед» на термин «КоТ», отнеся к ним велосипеды, самокаты и иные компактные транспортные средства.

Руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов тоже считает СИМ современным решением, позволяющим разгрузить транспортную инфраструктуру и уменьшить количество автомобилей на дорогах, а гипотетически – и полностью отказаться от классических транспортных средств (автомобилей, электричек). Поскольку у СИМ и велосипедов схожи массогабаритные и скоростные показатели, то эксперт видит логичным закрепление в ПДД для СИМ правил, аналогичных для велосипедистов, которым открыты и проезжая часть, и движение совместно с пешеходами, и парк, и специальные велодорожки и велополосы.

При этом, разделяя компактный электротранспорт на пять основных категорий – электровелосипед, электросамокат, моноколесо, сегвей и гироскутер, он делает оговорку для последних двух. «В силу своей конструкции это тихоходный развлекательно-прогулочный транспорт, и место ему однозначно на тротуаре. Вреда пешеходам от этого транспорта точно не будет», – уверен Михаил Денисов. Что касается остальных видов транспорта, то здесь следует учитывать разницу в технических характеристиках и предоставлять им возможность передвижения как совместно с пешеходами, так и по проезжей части рядом с автомобилями, и по велодорожкам.
Эксперт допускает возможность движения СИМ (кроме сегвеев и гироскутеров) по проезжей части дорог, но поскольку для езды с высокой скоростью рядом с автомобилями нужен навык, то он считает необходимым наличие у пользователей высокоскоростных электровелосипедов, электросамокатов и моноколес на проезжей части водительского удостоверения. «Скоростная езда по проезжей части со скоростью потока в окружении других участников движения должна осуществляться лицами, имеющими навык и подтвердившими знание ПДД на уровне водителей мопедов», – Михаил Денисов считает это вполне оправданной мерой. А вот легкие СИМ, не способные разгоняться быстрее среднестатистического велосипедиста, по мнению участника мероприятия, и на проезжей части, и на тротуаре будут не опаснее велосипедиста, поэтому водительские права не нужны.

Не видит эксперт смысла ни в маркировке или какой-либо регистрации СИМ, ни в привязке категорий СИМ к мощности электродвигателей. Более логичным он считает деление их на виды по массе, габаритам и максимальной скорости. «Водители СИМ со схожими с велосипедами массо-габаритными показателями, логично, должны иметь те же самые возможности, что и водители велосипедов», – подытожил он.

А Александр Холодов полагает целесообразным совсем уйти от категорирования видов транспорта и регламентировать их по целям использования. Исходя из этой логики, если СИМ двигаются по пешеходной дорожке, то они не должны создавать помех пешеходам, если используются на велодорожке, то должны ехать по правилам, применяемым для движения велосипедов, а если по дороге, то, независимо от мощности, – по правилам для мопедов.

В свою очередь, общественник Сергей Бендер выступает за:

Между тем, общественник категорически против тотального введения прав на СИМ только для электротранспорта. «Если и вводить права, то вместе с велосипедистами», – считает эксперт. Также он не поддерживает идею установления запрета на передвижение моноколес по проезжей части.

В ходе обсуждения Председатель МОД «Союз Пешеходов» Владимир Соколов озвучил статистику аварийности с участием немоторизованного транспорта, которая показывает, что ежегодно за период 2017-2019 годов из общего количества соответствующих ДТП с участием велосипедистов (более 5 тыс. в год) около 400 заканчивались летальным исходом. Что касается показателей аварийности с участием СИМ, то уже наблюдается значительная динамика – если в 2017 году было зафиксировано только 11 аварийных случаев, то в 2019 году их уже было 117, 4 из них закончились смертью потерпевшего.

В связи с этим Союз Пешеходов считает необходимым в процессе проработки поправок в ПДД провести исследования степени защищенности и безопасности пешеходов из-за травматизма по причине наездов на них СИМ, остановочного пути различных типов СИМ и краш-тесты столкновения СИМ с пешеходами при скорости от 6 до 20 км/ч. Также Союз поддерживает идею ограничения максимальной скорости СИМ до 20 км/ч и признает обоснованным выработку предложений по повышению степени защищенности лиц, управляющих СИМ, от ДТП с участием механических и иных транспортных средств.

В числе предложений Союза: инвестиции в развитие дорожной инфраструктуры, в первую очередь, в строительство в регионах велодорожек для велосипедов и СИМ; организация в населенных пунктах и на дорогах между близлежащими населенными пунктами «зон успокоенного движения» с ограничением скорости 20-30 км/ч и сужением полос движения для организации обочин; отнесение СИМ с мощностью двигателя более 250 вт к мопедам, а до 250 вт – к велосипедам.

На мероприятии обсуждались и иные предложения, например:

Но есть и противники внесения каких-либо изменений в ПДД, которые считают их избыточными. Они отмечают, что проблем с СИМ не существует, есть проблема электросамокатов, под которые нет смысла менять правовые нормы, поскольку они подпадают под категорию «мопеды». Отметим, схожую точку зрения высказывали и респонденты, отвечая на вопросы организованного в 2019 году Госавтоинспекцией социологического опроса, посвященного необходимости определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения. В исследовании приняли участие свыше 90 тыс. человек, более половины из которых посчитали, что определение правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения, в том числе посредством введения в ПДД новой терминологии, ни к чему не приведет.

Впервые о проблеме СИМ заговорили представители Госавтоинспекции в сентябре 2017 года. С этого момента регулярно проводятся многочисленные дискуссии на указанную тему, но до сих пор еще не выработано решение рассматриваемой проблемы. «Мы уже несколько лет топчемся на месте», – признал представитель Минтранса России Владимир Луговенко. Более того, он отметил, что сейчас с учетом буквального толкования норм о реализации механизма «регуляторной гильотины», вообще невозможно внести никакие изменения в ПДД, поскольку акт не прошел через указанный механизм, а в этом случае его корректировка возможна после переиздания. Но ведомство не останавливает свою работу над проектом поправок в ПДД и адекватно воспринимает любые предложения в части законодательного урегулирования передвижения СИМ, выражая готовность внести соответствующие уточнения в свой документ.

Таким образом, почва для решения проблемы передвижения СИМ уже удобрена прогрессивными идеями и предложениями в части внесения необходимых изменений в ПДД. Остается надеяться, что скоро из нее появится росток адекватных законодательных поправок, который впоследствии превратится в прочный стебель, способный удержать в равновесии интересы всех участников дорожного движения. А СИМ из обычного новомодного гаджета современных горожан станут теми средствами, которые помогут снять нагрузку с частного легкового и общественного транспорта, разгрузить дороги и увеличить скорость движения транспортного потока, снизить время, затрачиваемое на дорогу, а также повысить безопасность дорожного движения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *