имеют ли право военнослужащие заниматься предпринимательской деятельностью
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
ГАРАНТ:
Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
ГАРАНТ:
О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»*(1), частью седьмой статьи 16.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»*(2), подпунктом 45 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960*(3), приказываю:
а) иная оплачиваемая деятельность не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы. При этом она не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации*(4);
в) иная оплачиваемая деятельность может осуществляться в служебное время, установленное регламентом служебного времени для военнослужащих органа безопасности, только когда это необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности и на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности.
о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность военнослужащий докладывает рапортом*(5), зарегистрированным в секретариате органа безопасности, руководителю, начальнику органа безопасности;
военнослужащий обязан прекратить иную оплачиваемую деятельность, если она осуществляется с нарушением условий, определенных пунктом 1 настоящего приказа;
документы, касающиеся осуществления военнослужащими иной оплачиваемой деятельности, приобщаются к части четвертой личных дел военнослужащих;
контроль за соблюдением военнослужащими органов безопасности условий совмещения военной службы с иной оплачиваемой деятельностью осуществляют их непосредственные начальники.
3. Руководителям, начальникам органов безопасности, имеющим право издания приказов по личному составу, обеспечить соблюдение военнослужащими настоящего приказа, а также подачу военнослужащими, осуществляющими иную оплачиваемую деятельность, рапортов, предусмотренных настоящим приказом.
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1 (ч. II), ст. 12; N 26, ст. 2729; N 33, ст. 3348; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 31, ст. 3173; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 1, 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31 (ч. I), ст. 3452; N 43, ст. 4415; N 50, ст. 5281; 2007, N 1 (ч. I), ст. 41; N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 15, ст. 1820; N 26, ст. 3086, 3087; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5431; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 24, ст. 2799; N 29 (ч. I), ст. 3411; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; N 51, ст. 6150; N 52 (ч. I), ст. 6415; 2010, N 30, ст. 3990; N 50, ст. 6600; 2011, N 1, ст. 16, 30, N 17, ст. 2315; N 22, ст. 3238; N 46, ст. 6407; N 47, ст. 6608; N 51, ст. 7448; 2012, N 25, ст. 3270; N 26, ст. 3443.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 50, ст. 7366.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665, N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267; N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.
*(4) Абзац второй пункта 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
*(5) В рапорте указываются наименование и адрес организации, где предполагается осуществлять иную оплачиваемую деятельность (при наличии), вид иной оплачиваемой деятельности, планируемый период, ориентировочные дни (часы) ее осуществления, а также обосновывается возможность совмещения исполнения обязанностей военной службы с осуществлением иной оплачиваемой деятельности. При изменении каких-либо из указанных в рапорте условий, а также в случае перевода в другой орган безопасности военнослужащие, осуществляющие иную оплачиваемую деятельность, подают новый рапорт.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2012 г.
Регистрационный N 25289
При нарушении этих условий военнослужащий обязан прекратить данную деятельность.
О намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность необходимо подать рапорт. Документы приобщаются к личным делам служащих.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2012 г.
Регистрационный N 25289
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2012 г. N 203
Статья 10. Право на труд
1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:
назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;
получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;
Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
7. Военнослужащие не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.
9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Имеют ли право военнослужащие заниматься предпринимательской деятельностью
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащий реализует свое конституционное право на труд путем прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, в которых законом предусмотрена военная служба.
В пункте 7 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлены запреты, обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. В частности, военнослужащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Разрешение на такую деятельность предусмотрено частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные формы такой деятельности законом не определены, поэтому оформление может производиться как трудовыми договорами, так и гражданско-правовыми договорами.
Единственным условием, предусмотренным законом для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащих, является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы. Также данной статьей запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение. Ограничения прав военнослужащих на участие в предпринимательской деятельности определяются условиями военной службы, ее особым характером.
Понятие предпринимательской деятельности определено как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства – с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (статьи 49 и 51 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность не предполагает обязательную регистрацию субъекта в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица.
Пассивную инвестиционную деятельность на фондовом рынке нельзя отнести к предпринимательской деятельности, а также охарактеризовать ее как дополнительный бизнес.
Особую актуальность вопрос инвестиционной деятельности для государственных служащих, в том числе и для военнослужащих, приобрел после того, когда в российское законодательство был введен индивидуальный инвестиционный счет, предполагающий вложение денежных средств в различные финансовые инструменты, в том числе в облигации федерального займа.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности данного вида банковского продукта введены налоговые льготы. Владелец индивидуального инвестиционного счета может претендовать на налоговый вычет.
Вместе с тем, частью 1 статьи 12.3 Федерального закона № 273, а также частью 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что в случае, если владение лицом, замещающим должность государственной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) (далее – ценные бумаги) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, касающееся прохождения военной службы, не содержит запрета на заключение военнослужащими договора на открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета, также допускает владение военнослужащим брокерского счета и приобретение ценных бумаг (в том числе акций, облигаций федерального займа) при соблюдении следующих условий:
Открытие счетов (вкладов) в иностранных банках, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами могут создавать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений, различных злоупотреблений, что является основанием для увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом д.1 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с утратой доверия.
Кому в России запрещено сдавать жилье в аренду
В России существует ряд ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, а также сдачу в аренду жилья и ведение арендного бизнеса для определенного круга граждан.
Совместно с юристом юридической компании LDD Анной Поповой рассказываем, кому запрещено сдавать квартиру, дома и другое недвижимое имущество в аренду в России.
Военнослужащие
В России госслужащим и военнослужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Помимо этого, для военнослужащих существует прямой запрет на сдачу жилья в аренду. Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военные не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Таким образом, сделка по предоставлению военнослужащим принадлежащего ему жилья внаем может рассматриваться как иная оплачиваемая деятельность.
Чиновники и другие госслужащие
По закону лица, состоящие на госслужбе (чиновники, судьи, сотрудники налоговых структур и полиции, прокуроры), не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 3.1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В то же время, согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам № 04-3-01/398 от 06.07.2004 года «О сдаче помещений в аренду (наем)», сдача физическим лицом в аренду жилого помещения не является предпринимательской деятельностью.
«То есть гражданскому служащему сдавать жилье можно, если сделка не имеет признаков предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При сдаче жилья физическое лицо уплачивает НДФЛ, и эта деятельность не является предпринимательской деятельностью», — поясняет Попова.
На эти документы ссылается Верховный суд в Постановлении № 51-АД11-7 от 10.01.2012 по делу гражданки, привлеченной к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, приводит пример Попова. Гражданка сдавала принадлежащую ей квартиру посуточно и по часам в период с 1 марта 2011 года по 11 мая 2011 года.
Таким образом, сдача жилого помещения внаем физлицами не имеет экономических признаков и предпринимательской деятельностью не является. При этом не имеет значения ни систематичность деятельности, ни количество объектов, поскольку физическое лицо реализует свое право на распоряжение личным имуществом, поясняет юрист.
Госслужащий может сдавать жилье в аренду, но зарегистрироваться в качестве ИП госслужащие не могут. Регистрация ИП позволяет снизить ставку НДФЛ до 6%. Также есть ограничения в Жилищном кодексе, которые запрещают сдавать квартиру под гостиницу, промышленное производство и миссионерскую деятельность.
Чем грозит незаконная сдача в аренду
Осуществление госслужащим предпринимательской деятельности может быть основанием для увольнения в связи с утратой доверия (пп. 4 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Привлечение к уголовной ответственности за сдачу жилья внаем вряд ли возможно, если только это не связано с учреждением, участием в организации и покровительством ей, отмечает Попова.
Анна Попова, юрист юридической компании LDD:
— По моему представлению, если госслужащий, имея в собственности квартиру, вдруг получит еще одну, например, по наследству и решит временно сдавать ее, предполагая, что в будущем она достанется его детям, то, думаю, в таком случае его деятельность не будет иметь признаков предпринимательской.
Другое дело, если квартира или несколько квартир будут приобретены с целью предоставления в аренду. Или чиновник вместо выполнения своих прямых обязанностей будет занят сдачей своих квартир посуточно. В таком случае, я полагаю, прокуратура заинтересуется побочной деятельностью. За отсутствием примеров в судебной практике сложно сказать, как к этой деятельности отнесутся судебные органы с учетом изложенного выше.
Сдача в аренду ипотечной квартиры
Для сдачи в аренды жилья существует еще одно ограничение. Если квартира находится в залоге у банка по ипотечному кредиту, то для сдачи такой квартиры в аренду требуется разрешение банка.