имеют ли право задавать на лето читать

«Мам, вообще‑то каникулы!» Обязательно ли школьникам задавать список литературы на лето

О летнем чтении для «БелПрессы» размышляют учителя и родители, а департамент образования даёт разъяснения

«Мам, у меня сейчас каникулы! Знаешь, что это такое? Это когда не надо ничего читать и писать, а только отдыхать и отдыхать», – говорит четвероклассник, и мне нечего ему возразить.

имеют ли право задавать на лето читать

имеют ли право задавать на лето читать

По желанию

Но перед нами лежит двухстраничный список литературы, выданный на лето учителем, и зачёркнута в нём пока лишь пара названий. Ждёт ли ребёнка разнос в сентябре? Поставят ли двойку, если совсем ничего не прочитано? А читательский дневник вести обязательно?

В областном департаменте образования на запрос «БелПрессы» ответили, что одна из целей каникул – профилактика переутомления школьников, а потому «обязательности определения списка литературы для чтения на лето не установлено». Это значит, что чтение летом, как и ведение читательского дневника – дело исключительно добровольное.

«Предоставление педагогом списка литературы для чтения на лето в качестве вектора для саморазвития, организации совместного досуга членов семьи не является противоправным, но и не может носить обязательного характера», – сообщили в ведомстве.

Перечень произведений для чтения определяется основной общеобразовательной программой по литературе и включает три группы: для чтения и изучения, для чтения и бесед и для самостоятельного чтения. Произведения из последней группы обычно обсуждают на уроках внеклассного чтения.

Читательский дневник, добавили в департаменте, может быть включён в индивидуальный «Портфель достижений» ребёнка как одна из работ, «демонстрирующих его усилия и прогресс в учёбе».

Марина Саенко, учитель русского языка и литературы школы № 17 Белгорода:

«Да или нет списку литературы? Однозначно да! Сразу обратим внимание, такие списки носят название «рекомендованные», то есть учителя рекомендуют ребятам прочитать именно эти произведения, так как именно их будут изучать в грядущем учебном году.

Ритм современного школьника невероятно быстрый, и читать большие произведения лучше всего летом, когда есть побольше свободного времени. Именно по этой причине я рекомендую начинать список с самых больших произведений, а с маленькими можно будет знакомиться, когда начнётся учебный год.

В моей школьной практике есть и читательский дневник. Мои ученики, мягко сказать, не в восторге от этой идеи. Однако это задание стимулирует школьника, помогает систематизировать прочитанное, позволяет уже на первом уроке литературы полно ответить, какое произведение ему понравилось или не понравилось и почему.

Проблема актуальности школьной программы по литературе совсем не нова. Реалии современной жизни меняются с огромной скоростью: кажется, что 20 лет назад мир был совсем иным, прошлой эпохой. Что уж говорить о том, как наши ученики воспринимают события, изображённые в произведениях XIX века и даже XX века.

Всё чаще учителя слышат такие комментарии учеников: «зачем нам это читать?», «я прочёл, но ничего не понял», «мы всё время будем читать о прошлом, а посовременнее что‑нибудь можно?»

Я не могу сказать, что ребятам очень сложно представить крепостническую Россию, осознать проблемы бюрократии и чинопочитания. Помогают уроки истории, художественные фильмы и, конечно, разговор о сегодняшних противоречиях в обществе, сравнение проблем современных людей с проблемами прошлого. Мы знакомимся не просто с фантазиями Толстого или Достоевского, мы прикасаемся к своей истории, к своим корням, безусловно, берём уроки нравственности у своих прадедов.

Ещё один интересный момент. Социальные вопросы, как правило, поднимаются в произведениях, рекомендованных в старшей школе (7–11 классы). А вот начальная школа и 5–6 классы знакомятся с произведениями вечными, рассказывающими о дружбе и предательстве, милосердии и жестокости, добре и зле. Здесь и вовсе, по моему мнению, вопросы о целесообразности списка литературы возникать не должны. Там проверенный годами источник духовного становления личности.

Более того, учитель вправе дополнить список произведениями более современными – к счастью, детские писатели творят и сегодня. Сложнее обстоят дела с литературой XXI века в старших классах.

Во‑первых, слишком велик объём классической программы, внедрить инновацию в литературный школьный процесс попросту не успеваешь. Во‑вторых, качественное литературное произведение без пометки 18+ найти сегодня очень сложно. Этот вопрос, мне кажется, следует обсудить методическому и педагогическому сообществу.

Наталья Карикова, учитель русского языка и литературы Белоколодезской средней школы Вейделевского района:

«Список литературы на лето носит, конечно, рекомендательный характер. Школьнику, который не прочитает список, ничего не будет. И, тем не менее, я считаю, что его необходимо давать детям.

Во‑первых, так дети самодисциплинируются, если можно так сказать: есть дело, которое нужно выполнить летом к школе. Во‑вторых, расширяется кругозор ребёнка, пополняется лексический запас. Другое дело, что обязательно нужно учитывать интересы детей.

Я составляю список литературы, обсуждая его с классом. Ученики предлагают свои произведения, наиболее понравившиеся, из которых мы и составляем список, туда же я добавляю свои любимые произведения (соответственно возрасту, конечно). И добавляю 2–3 наиболее объёмных произведения из школьной программы, чтобы потом в течение учебного года было проще.

Что касается дневников, у меня их пишут все (очень кратко) – так проще вспомнить героев. И я прошу детей записывать туда слова, с которыми они встретились впервые. В классе потом обсуждаем прочитанные произведения, делимся впечатлениями, даже негативными. Это очень важно, чтобы ребёнок честно мог высказаться о прочитанном.

Есть так называемые фиксированные списки литературы по каждому классу. Они очень большие и там много произведений, которые нужно разъяснять детям (особенно младшим школьникам), иначе из‑за непонимания может возникнуть нелюбовь к чтению».

Анна Дворкина, мама пятиклассника:

«Когда я была в возрасте своего сына, список литературы представлял собой перечень авторов и заглавий произведений, который в преддверии каникул перед 5–6 классом мы под диктовку учителя записывали в тетрадь по чтению, невольно коверкая при восприятии на слух фамилии писателей и всевозможные имена собственные в названиях незнакомых для нас книг. Потом с этой тетрадкой мы самостоятельно или с родителями – в зависимости от читательского стажа шли в библиотеку, и в течение лета небольшими партиями носили домой книжки.

Само по себе мероприятие полезное в плане дисциплины (нужно вовремя сдать книги, бережно с ними обращаться), житейского опыта (понять, как устроена библиотека, где расположена, что надо делать, если не успеваешь дочитать книгу до указанного на вкладыше срока), хоть и несколько хлопотное (если, как в моём родном городе, детская библиотека на другом конце города).

Мне повезло больше, чем одноклассникам: дома был полный набор классической литературы, так что в библиотеку я обращалась разве что за эпосом народов Севера. Было особое удовольствие в том, чтобы вычёркивать название за названием в рукописном перечне и потом, 1 сентября, сравнивать свой летний чек-лист с тем, что успели прочитать подружки из класса.

25 лет спустя мой сын вместо списка литературы получает задание освоить за лето (и в идеале приобрести) хрестоматию по литературному чтению, естественно, определённого автора и издательства.

С одной стороны удобно: не надо записывать под диктовку и бесконечно переправлять имена и названия, не надо носить с собой распечатки, которых и без того ворох в портфеле, не надо никуда идти. Берёшь в руки книжицу, которую родители заказали в Интернете или купили в ближайшем книжном (позволю пожаловаться по необоснованно высокой цене, сопоставимой со стоимостью высокохудожественного издания), и читаешь.

Вот только напрочь ушёл процесс добывания знаний и элемент их расширения: в полноценной книге ты помимо искомого произведения заглянешь на соседние страницы, почитаешь что‑то сверх списка, откроешь для себя автора. В хрестоматии скажи спасибо, если произведение целиком опубликовано, а не в виде отрывка. Возможно, у меня лично предубеждение против хрестоматий, нет доверия к их составителям, словно тебе чего‑то недодают или искажают оригинал. Я уж молчу про издательства, которые в действительности довольно вольготно обращаются с текстами, позволять себе опечатки и т. п.

Резюмируя вопрос о хрестоматиях: сыну скучно было листать на каникулах учебникоподобное издание с выжимками из произведений, тем более он предвидел, что её придётся перечитывать в течение года.

Зато за считанные дни проглотил «Гарри Поттера» и честно указал это в читательском дневнике, за что и получил укоризненное замечание учителя, мол, вообще‑то задавали читать хрестоматию. По сути, она стала вторым учебником по литературе, который весь год использовался наряду с основным и ежедневно носился в школу.

Внеклассное чтение стало неотъемлемой частью школьного предмета, без отступлений на личные открытия и романтику восприятия, присущую лету. Содержание хрестоматий судить не берусь, оставляю на совести авторов учебных программ. Скажу только, что ни разу не заставала сына за чтением на досуге хрестоматии, с отдыхом, в том числе летним, она, видимо, никак не ассоциируется.

Удивляет обилие всевозможных полусборников-полуучебников в книжных магазинах, типа «Хрестоматия для 1-го класса», «Полная хрестоматия 1-го класса», «Самая полная хрестоматия 1-го класса», «Хрестоматия для первоклассников» и т. п. Если издательства их печатают, значит, это кому‑то нужно. Во всяком случае, на период конкретного учебного года, в качестве одноразовой книги.

Что касается читательского дневника: вещь это неоднозначная. По моим наблюдениям, мальчикам заполнять его в тягость, даже если это типографским способом напечатанная брошюрка, где за тебя уже всё разлиновали, озаглавили и даже наводящие вопросы обозначили.

В магазинах довольно много разновидностей таких дневников, видимо, пользуются спросом, всё для удобства занятых родителей и привыкших выполнять задания по трафарету школьников. Всё вписано в рамки: лишние размышления по поводу прочитанного на отпечатанную страничку не поместятся, будь добр уложиться в отведённые графы-линеечки.

В начальной школе сына был эпизод, когда потребовали принести заполненные дневники в усечённом варианте: автор –название – дата. За вечер он кое‑как заполнил, а потом забросил.

имеют ли право задавать на лето читать

В школе 25-летней давности каждый читательский дневник был эксклюзивным, его заполняли цветными ручками, аккуратно чертили столбики, выделяли главное фломастерами. До сих пор помню, как кратко пересказывала в таком рукописном дневнике мифы Древней Греции и к каждому рисовала мини-эмблему, зашифровывая в рисунке место действия, сюжетную линию и своё отношение к главному герою. Кстати, ориентировалась в древнегреческой мифологии благодаря этому отлично, на много лет мне хватило этих знаний.

Конец этого учебного года получился смазанным, списка литературы нам не давали, какая хрестоматия будет в следующем классе тоже непонятно, ибо начальная школа закончилась, а средняя не началась. Поэтому я решила взять инициативу в свои руки и, чтобы лето не пропадало, составить список для сына, тем более, что запрос на это есть в виде блуждающих по книжным полкам глазам: «Что бы почитать, мам?».

Чтение оказалось занятием более чем востребованным в условиях домашнего карантинного обучения, плавно перетекающего в домашние безлагерные каникулы.

Я просто постаралась вспомнить, что нравилось читать мне в десятилетнем возрасте, и что, к сожалению, не попало в школьные учебные пособия, а значит, вообще может выпасть из поля зрения моего подростка. Перебрала в памяти произведения любимых писателей, занесла их в заметки на телефоне и список готов (подумала, что он пригодится лет через пять для дочки).

Майн Рид и Анатолий Алексин, Юрий Коваль и Туве Янссон, Конан Дойль и Александр Грин, Рэй Брэдбери и Бел Кауфман: кто‑то из них может покорить сердце на всю жизнь, кто‑то разочаровать или даже вызвать отторжение восприятие индивидуально, но не читать летом нельзя, это моё глубокое убеждение.

В детстве ты действительно ощущаешь лето как маленькую жизнь, наполненную свободой, прежде всего свободой выбора. Список книг – это тот самый мнимый ограничитель, который побуждает сделать больше, как дорожный знак в чистом поле. Список книг всегда лотерея, никогда не знаешь, действительно ли стоили времени и внимания эти страницы. Но помимо проигрышей, скучных, а точнее несвоевременных текстов, ты получаешь и выигрыш: любимую книжку, встретить которую нужно было здесь и сейчас.

Если подумать, взрослые моё поколение сейчас шагу не могут ступить без рейтингов, оценок, топ-100 произведений литературы или кинематографа при выборе того, что почитать и посмотреть. Почему бы и детям не помочь, не направить их как минимум в сторону чтения, как максимум в русло полноценного развития личности, которая со временем сама научится давать оценки и рассуждать о роли внеклассного чтения. Другое дело, как оценивать (и стоит ли) выполнение летнего задания. Наверное, заполненный наспех накануне трафарет читательского дневника не лучший вариант».

Источник

Нужно ли заставлять ребенка заниматься на каникулах?

Стоит ли заставлять своего ребенка читать летом.

Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права «перекура» — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.

Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это «лучшее» приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание «сделать как лучше» заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать родительским амбициям. И порой эта планка настолько высока, что дети буквально «ломались», не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.

Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал «от и до», от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его «одарённость» за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.

Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы «вывести в люди», не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.

Это было похоже на снежный ком. Слов «выходные» или «каникулы» для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного «надо», вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.

Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.

Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?

Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.

Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, «добрая» школа принуждает ваше чадо посещать «добровольные» мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.

И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.

Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.

Особенно «продуктивно» проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: «Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить». Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой «тренинг» будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.

Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.

Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.

Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.

Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания «дыр». Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.

Источник

Дочь перешла в 6 класс. В школе на лето задали вести читательский дневник.

имеют ли право задавать на лето читать

Дочь перешла в 6 класс. В школе на лето задали вести читательский дневник. В прошлом году сдали читательский дневник 3 сентября. Получили на руки 25 мая (через 9 мес.). Учитель не проверял. В этом году у ребенка пропал интерес. Обязательным ли (по закону) является ведение читательского дневника? Если да,то каким законом это регламентируется? Спасибо.

Ответы на вопрос:

имеют ли право задавать на лето читать

Светлана! Вопрос ведения данного дневника и промежуточной аттестации регламентируется локальным нормативным актом школы согласно требованиям ст.30 и 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вам лучше уточнить этот вопрос у директора. И если учитель не проверил даже читательский дневник, то это скорее вопросы к директору, почему учителя не проверяют задания, которые задали в школе детям.

имеют ли право задавать на лето читать

НЕТ конечно, это не является обязательным!

Ведение читательского дневника никаким документом не предусмотрено.

В том числе, во внутренних документах школы это также не прописывается.

Данные решения принимает сам учитель, основываясь на технику ведения учебного процесса. НО! Учебный процесс в летние каникулы не предусмотрен, соответственно требовать от родителей и детей ведение читательского дневника необязательно.

Читать литературу учитель задает с целью того, чтобы легче было учиться в новом учебном году, а читательский дневник помогает детям вспомнить, что и о чем они читали 3 месяца.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

имеют ли право задавать на лето читать

Работа с Читательским дневником ведется формально, либо совсем не ведется, и не влияет на оценку. См. ПОЛОЖЕНИЕ школы о читательском дневнике. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *