император японии по конституции 1889 г имел право издавать декреты
Конституция Японии 1889 г
Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо.
Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.
Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.
Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института «вотум недоверия» правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.
Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.
Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.
Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в «установленных законом пределах». Так, провозгласив «свободу религии» правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от «случаев точно предписанных законом» и мер, которые «необходимо принять для общего блага». Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).
Итак, Конституция японской империи 1889 г. по многим параметрам не является точной копией Прусской конституции 1850 г. и Германской конституции 1871 г. Некоторые ее положения фиксируют специфические идеи и институты японского конституционного права. Она заложила правовые основы под здание японской буржуазной государственности. Конституция создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона.
Конституция Японской империи
Точность | Выборочно проверено |
Оригинал: яп. 大日本帝國憲法. — Перевод опубл.: 1889. Источник: Японцы о Японии / Под ред. Д. И. Шрейдера — СПб., 1906. — С. 530—535. • Оглавление: Глава I. Император Глава II. Права и обязанности подданных Глава III. Императорский сейм Глава IV. Министры и Тайный Совет Глава V. Судебная часть Глава VI. Финансы Глава VII. Дополнительные правила |
Это произведение находится также в общественном достоянии в США, поскольку оно было опубликовано до 1 января 1926 года.
Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.
Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.
Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.
Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.
Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).
Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.
Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.
Статья VIII. В случае настоятельной необходимости оградить общественную безопасность или предотвратить общественное бедствие, император, если в это время не заседает парламент, издает высочайшие повеления на место законов.
Таковые высочайшие повеления должны быть представляемы в ближайшую сессию парламента, и если парламент не одобрит их, то правительство должно объявить их лишенными силы на будущее время.
Статья IX. Император издает или повелевает издать распоряжения, необходимые для исполнения законов или для поддержания общественного порядка и спокойствия и благосостояния подданных. Но никакой приказ не может каким бы то ни было образом изменять существующие законы.
Статья X. Император определяет устройство различных отраслей управления и оклады всех гражданских и военных чинов, каковых он же назначает и смещает. Исключения, особо оговоренные в настоящем основном или в других законах, должны согласоваться с относящимися до них определениями.
Статья XI. Императору принадлежит верховное командование армией и флотом.
Статья XII. Император определяет организацию и мирный состав армии и флота. [531]
Статья XIII. Император объявляет войну, заключает мирные и иные договоры.
Статья XIV. Император объявляет осадное положение. Условия и последствия осадного положения должны определяться законом.
Статья XV. Император жалует дворянство, почетные звания, ордена и иные знаки отличия.
Статья XVI. Император дарует амнистию, помилования, уменьшает наказания и восстанавливает в правах.
Статья XVII. Регентство должно учреждаться в согласии с постановлениями закона об императорском доме.
Регентство должно осуществлять права, принадлежащие императору, его именем.
Глава II. Права и обязанности подданных.
Статья XVIII. Условия, необходимые для состояния в японском подданстве, должны определяться законом.
Статья XIX. Японские подданные могут, если удовлетворяют условиям, обозначенным в законах или распоряжениях, быть назначаемы как на военные, так и на гражданские должности, а равно исполнять и другие общественные службы.
Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.
Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.
Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.
Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.
Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.
Статья XXV. Помимо случаев, в законе обозначенных, в дом японского подданного нельзя ни войти, ни произвести там обыск без его согласия.
Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.
Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.
Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.
Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов.
Статья XXX. Японские подданные могут подавать петиции, соблюдая надлежащие почтительные формы и подчиняясь правилам, на сей предмет установленным.
Статья XXXI. Определения настоящей главы не должны влиять на осуществление прав, принадлежащих императору, во время [532] войны или в других неотложных случаях общенациональной важности.
Статья XXXII. Все и каждое из постановлений, заключающихся в предыдущих статьях настоящей главы, которые не находятся в противоречии с законами или правилами дисциплины в армии и флоте, имеют силу также и для офицеров и нижних чинов армии и флота.
Глава III. Императорский сейм.
Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.
Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.
Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.
Статья XXXVI. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.
Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.
Статья XXXIX. Законопроект, отвергнутый той или другой из палат, не может быть вторично вносим в той же сессии.
Статья XL. Обе палаты могут делать правительству представления как относительно законов, так и по другим доводам. Но если эти представления не будут приняты, то вторично делать их в ту же сессию не дозволяется.
Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.
Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.
Статья XLIII. В случае крайней необходимости, в дополнение к обыкновенной сессии может быть созвана чрезвычайная. Продолжительность чрезвычайной сессии определяется высочайшим приказом.
Статья XLIV. Открытие, закрытие, продолжение и отсрочка сессии императорского сейма совершается одновременно для обеих палат. Если палата депутатов должна быть распущена, то одновременно с этим отсрочивается сессия палаты пэров.
Статья XLV. Когда палата представителей должна быть распущена, то императорским приказом назначаются новые выборы членов, и в пятимесячный срок со дня распущения должна быт созвана новая палата.
Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.
Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах [533] абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.
Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.
Статья XLIX. Каждая из палат императорского сейма может подавать императору адреса.
Статья L. Обе палаты могут принимать петиции, подаваемые подданными.
Статья LI. Обе палаты, помимо законов, предусмотренных настоящей конституцией и законом о палатах, могут издавать правила, необходимые для управления их внутренними делами.
Статья LII. Никто из членов каждой палаты не может вне ее считаться ответственным за произнесенные им в палате суждения или за подачу голоса. Но если член палаты огласит свои мнения посредством публичных речей, посредством печатных или писанных документов или тому подобными средствами, то он будет подлежать ответственности по общим законам.
Статья LIII. На время сессии члены обеих палат свободны от задержания не иначе, как с согласия палаты, исключая случая flagrante delicto [1] или преступления, связанного с внутренними волнениями или внешними неурядицами.
Статья LIV. Министры и делегаты правительства могут во всякое время присутствовать и пользоваться правом голоса в каждой палате.
Глава IV. Министры и Тайный Совет.
Статья LV. Министры дают советы императору и являются ответственными за это.
Все законы, императорские повеления и императорские рескрипты какого бы то ни было рода, относящиеся до государственных дел, требуют скрепы министра.
Статья LVI. Тайный Совет, согласно положениям об организации Тайного Совета, имеет совещаться по важным государственным делам, когда император спрашивает его мнения.
Глава V. Судебная часть.
Статья LVII. Правосудие отправляется судами, согласно закону, именем императора.
Устройство судов должно определяться законом.
Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.
Судья не может быть смещен с своего поста иначе, как по судебному приговору или в виде дисциплинарного наказания.
Правила о дисциплинарных взысканиях должны определяться законом.
Статья LIX. Суд и постановка приговора должны совершаться гласно. Если, однако, существует опасение, что такая гласность может повредить порядку и спокойствию или общественной нравственности, то гласность суда может быть отменена постановлением закона или решением суда. [534]
Статья LX. Все дела, подлежащие компетенции особого суда, должны особо определяться законом.
Статья LXI. Никакой процесс относительно прав, полагаемых нарушенными незаконными мерами исполнительной власти, притом подлежащий ведению административного суда, особо учрежденного законом, не может разбираться обыкновенным судом.
Статья LXII. Обложение новым налогом или изменение норм существующего налога должно определяться законом.
Однако все административные сборы или доходы, имеющие характер вознаграждения, не могут причисляться к вышеупомянутой категории.
Выпуск государственных займов и отягощение государственного казначейства другими обязательствами, за исключением тех, которые предусмотрены в бюджете, требуют согласия императорского сейма.
Статья LXIII. Налоги, взимаемые в настоящее время, поскольку они не изменены новым законом, не должны взиматься по старой системе.
Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета.
Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.
Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.
Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.
Статья LXVII. Установленные уже расходы, основанные по конституции на правах, принадлежащих императору, и те расходы, какие могут возникнут в силу закона или которые относятся до законных обязательств правительства, не могут ни отклоняться, ни сокращаться императорским сеймом без согласия правительства,
Статья LXVIII. Для удовлетворения специальных потребностей правительство может испрашивать согласия императорского сейма на ассигновку из текущего расходного фонда, заранее определенного на известное число лет, но не свыше известной цифры.
Статья LXIX. Для покрытия дефицитов, неизбежно сопутствующих бюджету, а также расходов, в нем непредусмотренных, бюджетом должен быть установлен запасный фонд.
Статья LXX. Если императорский сейм не может быть созван по внешнему или внутреннему состоянию страны, то в случае крайней необходимости оградить общественную безопасность правительство может проводить все нужные финансовые мероприятия путем высочайших повелений.
В случаях, упомянутых в предыдущей статье, отчет о принятых мерах должен быть внесен в ближайшую сессию императорского сейма и испрошено его одобрение. [535]
Статья LXXI. Если императорский сейм не голосовал бюджета, или если бюджет не получил еще действительной силы, то правительство исполняет бюджет предшествующего года.
Статья LXXII. Окончательный счет государственных доходов и расходов должен быть проверен и утвержден Счетной Палатой и представлен правительством на одобрение императорского сейма вместе с отчетом указанной палаты.
Устройство и круг ведомства Счетной Палаты должны быть определены особо.
Глава VII. Дополнительные правила.
Статья LXXIII. Если в будущем окажется необходимым исправить положения настоящей конституции, то по высочайшему повелению в императорский сейм представляется проект в соответственном смысле.
В этом случае ни одна палата не может приступить к дебатам, если на лицо имеется менее двух третей общего числа членов; и никакая поправка не может пройти, если за нее высказалось менее двух третей числа наличных членов.
Статья LXXIV. Изменения в законе об императорском доме не должны представляться на обсуждение сейма.
Ни одно положение настоящей конституции не может быть изменено законом об императорском доме.
Статья LXXV. Во время регентства ни в конституцию, ни в закон об императорском доме не могут быть вносимы никакие изменения.
Статья LXXVI. Существующие узаконения — законы, правила, распоряжения, либо иначе называемые, — остаются в силе, поскольку они не противоречат этой конституции.
Все существующие контракты или поручения, налагающие обязательства на правительство и сопряженные с расходами, обсуждаются по статьям LXVI и LXVII.
Конституция Японской империи. 11 февраля 1889 г.
Глава II
О правах и обязанностях подданных
Статья 19. Всякий японский подданный, удовлетворяющий условиям, требуемым законами и указами, одинаково имеет доступ к гражданским и военным должностям и ко всякой иной публичной службе.
Статья 20. Все японские подданные обязаны службой в армии или во флоте согласно постановлениям закона.
Статья 22. Японским подданным предоставляется в установленных законом пределах свобода выбора и перемены местожительства.
Статья 23. Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызову к допросу или наказанию иначе как сообразно с законами.
Статья 24. Никто из японских подданных не может быть лишен права быть судимым судьями, которых определяет закон.
Статья 25. Без согласия японского подданного нельзя ни войти, в его жилище, ни подвергнуть это жилище обыску, за исключением определенных законом случаев.
Статья 26. Тайна переписки каждого японского подданного неприкосновенна, за исключением определенных законом случаев.
Статья 27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятия, необходимые в интересах общественной пользы, определяются законом.
Статья 28. Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания в пределах, совместимых с общественным спокойствием и порядком, а также с их обязанностями подданных.
Статья 29. Японские подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов.
Статья 30. Японские подданные имеют право подачи петиций при условии соблюдения форм почтительности и в согласии с относящимися к этому особыми правилами.
Глава III
Об имперском парламенте
Статья 33. Имперский парламент состоит из двух палат: Палаты пэров и Палаты депутатов.
Статья 34. Палата пэров в соответствии с указом о Палате пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.
Статья 35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона.
Статья 37. Ни один закон не может быть издан без одобрения императорского парламента.
Статья 38. Обе палаты голосуют предлагаемые правительством законопроекты. Каждой из них принадлежит
сверх того право законодательной инициативы.
Статья 41. Имперский парламент созывается ежегодно.
Статья 45. При роспуске Палаты депутатов имперским указом назначаются новые выборы.
Статья 47. И в той и другой палате решения принимаются абсолютным большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя дает перевес
Статья 52. Никто из членов той или другой палаты не может быть привлечен к ответственности вне палаты за мнение, высказанное им в палате. Если, однако, сам член огласил свои мнения в речах, в печати, в писаниях или каким-либо иным образом, то он подчиняется постановлениям общего права, к нему применяются общие законы.
Статья 53. Никто из членов той или другой палаты не может быть арестован во время сессии без согласия той палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями.
Глава IV
О государственных министрах
в тайном совете
Статья 55. Каждый из государственных министров дает свои советы императору и ответственен перед ним за них.
Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены государственным министром.
Статья 56. Тайный совет обсуждает, согласно постановлениям, касающимся организации Тайного совета, важнейшие государственные дела, когда император запрашивает его.
Глава V
О судебной власти
Статья 57. Судебная власть осуществляется судами именем императора, согласно закону. Организация судов определяется законом.
Статья 58. Ни один судья не может быть отрешен от своей должности иначе как за наказуемые деяния, по приговору уголовного или дисциплинарного суда.
Правила о дисциплинарных взысканиях определяются законом.
Статья 61. Суды не могут входить в рассмотрение исков, касающихся прав, о которых утверждается, что они нарушены незаконными действиями административных властей, и подлежащих ведению административного суда, особо установленного законом.
Глава VI
О финансах
Статья 62. Введение нового налога или изменение ставок уже существующего налога может последовать только на основании закона.
Однако те пошлины или другие сборы по управлению, которые имеют характер вознаграждения за указанные услуги, не подпадают под действие предыдущего раздела.
Заключение государственных займов или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, обременяющих государственное казначейство, нуждаются, если они не предусмотрены в государственном бюджете, в согласии имперского парламента.
Статья 64. Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового
бюджета.
Статья 68. Для удовлетворения особых нужд правительство может испросить у имперского парламента согласие
на известное ассигнование в качестве постоянных расходных фондов на определенное число лет.
Статья 71. Если имперский парламент не вотировал бюджета или если бюджет не мог быть составлен, то правительство применяет бюджет предшествующего года.
Глава VII
Дополнительные постановления
Статья 73. Когда в будущем представится необходимость изменить постановления настоящей конституции, то соответствующий проект будет внесен в имперский парламент по повелению императора
В этом случае ни одна из палат не может открыть прений иначе как большинством в присутствии 2/3 общего числа ее членов, и никакое изменение конституции не может быть принято иначе как большинством не менее 2/3 присутствовавших членов.
Статья 74. Изменения в статусе императорского дома не подлежат обсуждению имперского парламента. Никакое постановление настоящей конституции не может быть изменено статутом императорского дома.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957.