имущественные отношения супругов римском праве в римском праве
Личные и имущественные отношения между супругами
Повторный брак
В республиканский и классический периоды никаких ограничений к вступлению во второй брак не было.
В постклассический период под влиянием христианства безбрачие стало нормальным явлением, поэтому появился ряд ограничения для вступления в повторный брак:
— вдова должна выдержать «траурный год» (это делалось, чтобы не только выразить уважение к покойнику, но и облегчить процесс установления отцовства в случае рождения ребенка и сомнений в отношении того, кто его отец). Если это правило не было соблюдено, то брак оставался действительным, но женщина подвергалась бесчестию.
— в случае развода, во второй брак можно ступить по истечении 10 месяцев.
Личные отношения между супругами в браке с властью мужа (cum manu):
1. Жена находилась под властью мужа;
2. Жена не имела права выступать в суде;
3. Жена становилась юридически чужой своей прежней семье;
4. Жена являлась по своему статусу как бы «дочерью» для мужа и «старшей сестрой» для своих детей;
5. Ни муж, ни жена не могли свидетельствовать друг против друга;
7. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей.
Имущественные отношения между супругами в браке с властью мужа (cum manu):
1. Жена не имеет права самостоятельно заключать сделки;
2. Все имущество жены (купленное ею на рынке, к примеру; подарки её отца и братьев) является собственностью мужа;
3. Муж имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи;
4. В случае развода имущество переданное женой мужу, женщине не возвращалось.
5. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы, т.е. жена наследует имущество мужа наравне с детьми;
Личные отношения между супругами в браке без власти мужа (sine manu):
1. Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами;
2. Жена оставалась под властью своего отца и юридически входила в состав прежней семьи;
3. В случае если женщтна была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права.
4. При этом жена получала имя и сословное положение мужа;
5. Муж имел право истребовать жену от третьего лица незаконно удерживающего жену;
6. Местожительства жены – это место жительства мужа. Но она давала сама на это согласие;
7. И муж, и жена обязаны уважать друг друга;
8. Жена имеет право потребовать развод;
Имущественные отношения между супругами в браке без власти мужа (sine manu):
1. Имущество супругов оставалось раздельным;
2. Если муж управлял имуществом жены, то только с ее согласия и на основе договора поручения;
3. Прежние родственники жены имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им;
4. Имущество, приобретенное супругой в браке, в случае развода оставалось за женой;
5. Взаимные дарения между супругами были запрещены (позже муж мог дарить имущество жене), кроме как на восстановление разрушенного строения, для отправления мужем почетной должности;
6. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям;
7. В случае имущественных споров между супругами существовала презумпция: «Все имущество принадлежит мужу, пока жена не докажет обратное».
Черты сходства в отношения между супругами в обоих типах брака:
1. Муж должен охранять жену, жена должна почитать мужа.
Идеал римской жены:
— pia – благочестивая и верная,
— pudica – стыдливая, скромная,
— lanifica – прядущая шерсть,
2. Дети всегда принадлежат семье мужа и находятся под властью своего отца;
3. Жена по статусу ниже, чем муж: у не больше обязанностей, а него – больше прав;
4. Независимо от формы брака жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т. е. невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и влекущей для нее штрафные последствия);
Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:
Правовое положение приданого в римском праве:
— Дотальное право – совокупность правовых норм, регламентирующих особый статус приданого.
— Приданое (dos) – материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги.
Цели:
1. Облегчить мужу несение бремени семейных расходов;
2. Упрочить положение женщины в новой семье.
Суть дотального права:
1. На время брака приданое находится в распоряжении мужа;
2. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки.
3. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно;
4. Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной.
5. Вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение;
6. В случае развода по инициативе мужа за ним возникает долг в объеме приданого;
7. В случае прекращения брака приданое возвращается женщине;
8. В случае развода по инициативе жены или по ее вине, приданое остается за мужем;
9. Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов.
10. Если муж отказывается вернуть приданое, то женщина или ее домовладыка (отец, старший брат) вправе вчинить иск о возврате приданого;
11. В случае смерти жены приданое остается за мужем;
12. Если жена совершает кражу, то на ее приданое может быть наложено взыскание;
13. Риск случайной гибели приданого несет жена, если иное не будет установлено соглашением супругов.
Правовой статус «предбрачного дара» ( dos propter nupdas) невесте.
Основные правила:
1. Если брак не был заключен, то дар подлежит отмене и возврату;
2. Дар находится в течение брака в собственности мужа;
3. В случае смерит мужа, развода по его вине или инициативе, жена получает и дар, и приданое;
4. Предбрачный дар можно было подарить не только до брака, но и во время брака;
5. Не путать с подарками брачующихся в связи с обручением ( о них было написано выше). Дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались.
Брак и семья
Значение и сущность брака
Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства (рис. 33).
Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались в римском праве браком, порождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Брак (matrimonium) — “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность Божественного и человеческого права”. В этом определении, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение брачносемейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям публичного и частного права, как проявление требований “Божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписующим требованиям морального и религиозного характера, предшествующим человеческому праву. В Риме брак не был только частным делом, отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами и по собственному усмотрению предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать.
Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое jus conubii в лице, которое вступало в него. Это право было также различным в зависимости от правового качества партнеров.
Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; он заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все предусмотренные правом права личного и имущественного характера, а также последствия для супругов.
Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.
Брачное сожительство (contubernium) — случай, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянным и характеризовалось наличием семейных отношений — последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.
Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens), т. е. старше 13 лет (в классическую эпоху — 12 лет). До достижения 60-летнего возраста для мужчин брак полагался обязательно-благожелательным институтом; после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного. В эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.
Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может быть заключен только между лицами, исповедующими одну религию и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака — правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.
Заключение брака
Собственно заключение брака распадается на два раздельных по своему правовому значению события: обручение и собственно брачная церемония. Эти события могли следовать непосредственно одно за другим, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами.
Обручение обязательно предшествует браку. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между собой брак и, свидетельствуя о серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей).
Обручение не являлось завершенной процедурой заключения брачного союза: его можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расходы на прием гостей, подарки и т. п.), должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.
Основным этапом собственно заключения брака, порождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа, все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имущественных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких отношений на тот момент.
Правильный римский брак (в классическую эпоху) (рис. 34) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti). Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение одного года без каких-либо претензий со стороны ее родственников; все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры.
Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.
Прекращение брака
Допускался повторный брак, но не ранее чем через 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причина прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока “пристойности”.
Личные и имущественные отношения супругов
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, рецепированное право ввело в обиход требование об обязательности ее следования местожительству мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (невыполнение ею этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные санкции).
Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно говоря, рабочая сила полностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Любое новое приобретение (как до, так и после брака) также переходило мужу, т. е. он имел полное право на распоряжение имуществом жены, и ее родственники не могли в это вмешиваться. Определенным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатской родственницы.
При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами от имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать это имущество муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений при управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) самостоятельно отчуждать это имущество. Супругам запрещались при этой форме брака взаимные дарения. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей коммерческого оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ за уголовные преступления.
Приданое и брачные дары
Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое и брачные дары.
Приданое являлось материальным даром супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Передача приданого, как правило, составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Считалось, что сохранение приданого в целости — в интересах не только семьи, но и сообщества. Поэтому римское право строго придерживалось принципа определения имущества как приданого в качестве постоянного: оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса.
В течение брака приданое признавалось во власти мужа, фактически он был его пользователем: имел право на все доходы, но нес издержки по управлению и обязывался к возмещению ущерба. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа — жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. п.). Приданое категоричеяски воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или иной стороны виновной в этом.
Брачные дары (dos propter nuptias) представляли как бы “антиприданое”, это был подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением при заключении брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Основным условием для признания брачного дара в качестве такового было поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).
Отношения между родителями и детьми
Специфический институт исключительно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть до* мовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae). Как отмечали сами римские юристы, “ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне”. Особенность положения детей в Древнем Риме определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли “под властью” особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.
По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько меньшим. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал выполнение брачных и родительских обязанностей.
Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:
Дети, по общему правилу, не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка: так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью; на таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.
Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу, или принудительноправовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса), или в силу частного права (сын имел право выкупиться из-под власти — или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках.
История римского права
Часть II. История гражданского права
Глава IX. История отношений семейственных
§ 75. Отношения между супругами
Личные и имущественные отношения при старом браке cum manu
Общее различие в юридической природе брака cum manu и sine manu сказывается, естественно, и в различном построении как личных, так и имущественных отношений между супругами.
При браке cum manu, как было уже указано, жена всецело подчинялась власти мужа и юридически находилась в положении его дочери. Вследствие этого в личном отношении она подлежала юридически неограниченному праву мужа: он мог вытребовать ее от всякого третьего лица, даже от родителей и даже против ее воли, посредством vindicatio; он мог продать ее в рабство и эксплуатировать ее рабочую силу посредством отдачи in mancipium; он имел ничем не ограниченное право наказания, доходящее до jus vitae ac necis. Конечно, 357 фактически муж ограничивался общественным мнением; право продажи жены уже в древности (за исключением mancipium) вышло из употребления; в случае серьезных проступков жены было в обычае привлекать к суждению о с. 459 наказании родственников (judicium domesticum), — но юридически муж все же оставался полновластным господином над самой личностью жены. Тот же принцип подчинения определяет и имущественные отношения между ними. Все, что жена имела до брака и что она приобрела после брака, принадлежало мужу, как полному и бесконтрольному собственнику. Быть может, в более позднее время, когда уже рядом существовал брак без manus с его особым имущественным режимом, в подражание ему и при браке cum manu мужья оставляли женам их имущество в более или менее свободное пользование, но юридическое положение этого имущества определялось нормами о peculium. В случае несостоятельности мужа и оно шло на удовлетворение его кредиторов; равным образом, оно могло быть отобрано самим мужем в любой момент. Взамен этой имущественной несамостоятельности жена наравне со своими детьми имела наследственное право после своего мужа и всех его агнатических родственников.
Совершенно иначе складывались отношения при браке sine manu, построенном на принципе самостоятельности и независимости жены по отношению к мужу.
Отношения имущественные: принцип раздельности
— институты, его модифицирующие:
Но эта последовательно проведенная система имущественной раздельности модифицируется двумя параллельными институтами: dos — со стороны жены и donatio propter nuptias — со стороны мужа.
— a) dos; понятие, историческое развитие и юридическое положение
Однако, dos имеет в римском праве свою длинную историю. Первоначально приданое переходило в полную собственность мужа и навсегда: оно не подлежало возвращению ни в случае смерти жены, ни даже в случае беспричинного развода со стороны мужа. Общеизвестная редкость разводов являлась причиной того, что вопрос о судьбе dos ни в жизни, ни в законодательстве не ставился.
Но к концу республики, когда вместе с общим падением нравов усилились разводы, указанное положение вещей обнаружило большие неудобства; неограниченная свобода разводов создавала возможность различных злоупотреблений со стороны мужа: вступив, например, в брак и получив dos, он мог тотчас же дать жене с. 462 развод; брак мог стать, таким образом, средством для самой низкой спекуляции с целью получения dos. Ввиду этого возникла необходимость так или иначе юридически обеспечить интересы жены.
Прежде всего об этом стали заботиться сами заинтересованные лица. Жена или ее родители при самом заключении брака и установлении приданого требовали от мужа в форме stipulatio обеспечения того, что в случае развода или смерти мужа dos будет возвращена жене или установителю. Это обеспечение носило название cautio rei uxoriae. При наступлении предусмотренных в cautio условий жена или иной установитель dos имели против мужа или против его наследников обычный строгий иск — actio ex stipulatu. Часто при этом передаваемое мужу приданое при самом установлении оценивалось и как бы считалось мужу проданным за известную сумму денег, которую он и обязывался вернуть на случай развода (dos venditionis causa aestimata).
360 Если брак прекращался смертью жены, то приданое по общему правилу оставалось мужу, разве что оно было установлено ее отцом (dos profecticia) и отец был еще в живых. Если брак прекращался смертью мужа, то приданое возвращалось всегда жене или ей совместно с отцом. Оно возвращалось также тогда, если брак был прекращен разводом по инициативе мужа или по его вине; но оно оставалось мужу, если развод дала жена без всяких поводов со стороны мужа или если она вызвала развод своим поведением. Однако, во всех тех случаях, когда муж должен вернуть приданое, он может сделать при известных условиях некоторые с. 463 вычеты из него — т. н. retentiones (propter liberos — на содержание детей, которые остаются на его попечении; propter res amotas — по поводу вещей, растраченных женой; propter mores — по поводу каких-либо проступков жены и т. д.; — Ulp. reg. VI).
Таким образом, обязанность мужа возвращать dos в случае прекращения брака была признана. Но муж все же считается собственником приданого и потому может растратить его во время брака; даже более того — он может отчудить его нарочно с намерением дать затем жене развод. Конечно, жена будет иметь в таком случае обязательственное требование к мужу; но это требование может оказаться безрезультатным (например, в случае несостоятельности мужа). Для того, чтобы еще полнее гарантировать жену, lex Julia de adulteriis в особой главе de fundo dotali воспретила мужу отчуждение дотальных недвижимостей (находящихся в Италии) без согласия жены, причем под запрет стали подводиться не только акты прямого отчуждения, но и все те, которые могли привести впоследствии к отчуждению — например, залог (Gai. II. 63). Благодаря этому запрещению, главная составная часть dos была освобождена от указанных выше возможностей. Сверх того, требование жены было снабжено privilegium exigendi, то есть правом на преимущественное удовлетворение перед другими личными кредиторами мужа.
Юстиниан пошел еще далее в том же направлении. Если в классическом праве муж удерживал dos еще в случае смерти жены, то Юстиниан предписал и здесь возвращение приданого ее наследникам. Таким образом, в позднейшем римском праве dos остается мужу лишь в случае развода по вине жены, в качестве штрафа для последней. Кроме того, Юстиниан запретил отчуждение дотальных недвижимостей даже при согласии жены. Наконец, он уничтожил различие между actio ex stipulatu и actio rei uxoriae, предписав, чтобы иск о возвращении приданого был всегда actio ex stipulatu, но чтобы этот иск обсуждался по началам bonae fidei, причем прежние правила о restitutio dotis были подвергнуты значительным изменениям (были отмечены все прежние retentiones мужа). Privilegium exigendi превратилось в подлинную законную ипотеку жены на все имущество мужа.
Благодаря обязанности возвращать приданое и запрещению alienatio, уже в классическую эпоху муж, хотя юридически и 361 оставался собственником dos, но фактически являлся не чем иным, как простым пользователем dos на время брака (ususfructus maritalis). с. 464 Права жены на dos непрерывно росли, и римские юристы стали говорить: « quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tamen est » 9 (fr. 75 D. 23. 3). Тем не менее и в праве Юстиниана собственником dos в принципе является муж.
— b) donatio propter nuptias
2. Donatio propter nuptias. Уже издавна были в обычае предбрачные подарки жене со стороны мужа (donationes ante nuptias), но они приобрели особое значение после того, как выяснилась вторая — штрафная — функция dos. Если жена на случай неосновательного развода с своей стороны рискует потерей приданого, то в интересах равенства и справедливости было желательно, чтобы муж также, получая dos, выделял из своего имущества известную часть, по стоимости приблизительно равную dos, для подобной же гарантии жены. Это и стало мало-помалу если не юридической обязанностью мужа, то во всяком случае правилом общественного приличия: требовать такой donatio ни невеста, ни ее родители не могли. Но в силу запрещения дарений между супругами, donatio эта должна была во всяком случае совершиться до брака (donatio ante nuptias), иначе дарение будет ничтожно. Нормы относительно donatio ante nuptias не получили, однако, в эпоху классического права полного развития; лишь законодательство самых последних императоров (Юстина и Юстиниана) придало этому институту более законченную физиономию (§ 3 In. 2. 7). Прежде всего было позволено в интересах установления указанного равенства совершать donatio не только до брака, но и после его заключения, вследствие чего Юстиниан предписал называть наш институт donatio propter nuptias. Но это название не вполне соответствует действительности в том отношении, что настоящего дарения здесь нет: муж сохраняет собственность на подаренные объекты; он ими пользуется, как и раньше, и, если брак протечет без всяких потрясений, donatio propter nuptias не проявит себя ничем. Все назначение donatio propter nuptias заключается именно только в гарантии жены на случай развода: тогда она не только может потребовать назад свою dos, но и donatio propter nuptias. В интересах наилучшей гарантии жены относительно получения donatio, на выделенные мужем имения было также установлено запрещение их отчуждать.
Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности с. 465 имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий обоих супругов при браках плохих, принцип, и в настоящее время признанный еще немногими законодательствами (но в том числе — нашим русским), лежит в основе этой системы. Встречные институты dos и donatio propter nuptias, удовлетворяя потребности в некоторых гарантиях на случай развода, создают в то же время на основе раздельности нечто вроде единого 362 общесемейного имущества, служащего экономическим базисом семьи и, притом, — вследствие неотчуждаемости входящих в его состав недвижимостей, — базисом очень прочным. Обе стороны супружеского союза — самостоятельность супругов и созданное браком единство семьи — приняты римским правом одинаково во внимание.