имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве
Статья 3. Имущество автономного учреждения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
Статья 3. Имущество автономного учреждения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
2. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
3. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
Информация об изменениях:
4) в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, в отношении которого полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории.
3.1. Перечни особо ценного движимого имущества определяются:
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
Информация об изменениях:
4) в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, в отношении которого полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории.
3.2. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
5. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
6. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, указанное в части 5 настоящей статьи, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).
7. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
8. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. Право оперативного управления автономного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
10. При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в оперативное управление автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
11. Основаниями для государственной регистрации права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, являются решения о создании соответствующих автономных учреждений.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве
Статья 3. Имущество автономного учреждения
1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
2. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
3. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, в отношении которого полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории.
(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Перечни особо ценного движимого имущества определяются:
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, в отношении которого полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории.
(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
3.2. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
4. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
5. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
6. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, указанное в части 5 настоящей статьи, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).
(часть 6 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
8. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Право оперативного управления автономного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
(часть 9 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
10. При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в оперативное управление автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(часть 10 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
11. Основаниями для государственной регистрации права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, являются решения о создании соответствующих автономных учреждений.
(часть 11 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
В каких случаях АУ может распоряжаться имуществом, а в каких – нет?
Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Может ли автономное учреждение самостоятельно распоряжаться своим имуществом?
Краткий ответ звучит так: одной частью имущества автономное учреждение самостоятельно распоряжаться не может, а другой частью – может. Под самостоятельным распоряжением подразумеваются такие действия, осуществляемые исключительно по усмотрению и решению руководителя АУ, как продажа, сдача в аренду, использование в качестве залога, внесение в уставный капитал других юридических лиц.
Каким имуществом автономное учреждение не может распоряжаться самостоятельно?
К имуществу, которым АУ не вправе распоряжаться самостоятельно, относятся следующие объекты.
1. Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учреждению на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).
Учредитель обычно закрепляет недвижимое имущество за АУ в момент его создания. Другие же объекты могут быть закреплены позднее, например, при возникновении необходимости расширить имущественную базу в связи с увеличением государственного или муниципального задания.
Кроме того, учреждение может получить от учредителя денежные средства на приобретение необходимого недвижимого имущества – в виде отдельной субсидии. Напомним, что субсидии автономным учреждениям выделяются не только на выполнение государственного (муниципального) задания, иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ), но и на приобретение объектов недвижимости (ст. 78.2 БК РФ).
Также автономное учреждение не может самостоятельно распоряжаться земельным участком, предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ).
2. Движимое имущество, закрепленное учредителем за учреждением и отнесенное к категории особо ценного. Как и в первом случае, учредитель может закрепить особо ценное движимое имущество за учреждением в момент его создания, а при необходимости и позднее.
Правила отнесения имущества к названной категории установлены Правительством РФ в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. В нем указывается, что конкретный стоимостный порог особо ценного движимого имущества определяется собственником имущества АУ. На общефедеральном уровне задаются лишь предельные значения – диапазоны. Так, в отношении федеральных учреждений этот диапазон составляет от 200 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении учреждений, созданных субъектом РФ, – от 50 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении муниципальных учреждений – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.
Каким имуществом автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно?
К имуществу, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, относятся такие объекты.
1. Недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному учреждением за счет средств, выделенных учредителем на эту цель.
Право учреждения на самостоятельное распоряжение такой недвижимостью прямо декларируется в федеральном законодательстве (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 2 ст. 298 ГК РФ). Но ситуация здесь не совсем однозначна. В принципе, у автономного учреждения не может быть ни недвижимого, ни движимого имущества, которое не было бы за ним закреплено, поскольку любое имущество АУ закрепляется за ним учредителем (ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Получается, что даже если учреждение, например, заработало денежные средства на платных услугах и приобрело какую-то недвижимость, она, становясь имуществом автономного учреждения, должна быть закреплена за АУ новым собственником этого имущества – Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципалитетом. Таким образом, формально здесь имеет место замкнутый круг: став «закрепленным», данное имущество уже не может расцениваться как объект, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
2. Движимое имущество, не относящееся к категории особо ценного (критерии отнесения имущества к этой категории были рассмотрены в ответе на предыдущий вопрос).
Здесь важно то, что действующие правила (см. Постановление № 538) не содержат нормы, согласно которой к особо ценному движимому имуществу нельзя отнести имущество, приобретенное автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности (такая норма была в правилах, действовавших до 2011 года). Кроме того, прописано, что учредитель может отнести к особо ценному движимое имущество, без которого деятельность учреждения может быть существенно затруднена. С учетом расплывчатости этой формулировки учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество учреждения.
Отметим, что на степень самостоятельности в распоряжении имуществом влияет еще и то, каким образом в уставе автономного учреждения решен вопрос о размере крупной сделки. Такую сделку руководитель АУ не может осуществить самостоятельно, она подлежит обязательному предварительному одобрению со стороны наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 15 Закона № 174-ФЗ). Применительно к имущественным отношениям крупной сделкой считается отчуждение или передача имущества в пользование или залог, если стоимость имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ст. 14 Закона № 174-ФЗ). Однако федеральное законодательство позволяет учредителю автономного учреждения устанавливать в уставе учреждения меньший размер крупной сделки. Поэтому учредитель при желании может снизить ее размер и тем самым лишить учреждение возможности самостоятельно распоряжаться любым своим имуществом.
Самостоятельность учреждения в распоряжении имуществом может ограничиваться и при совершении сделок с заинтересованностью – случаи, когда руководитель АУ, его заместители или члены наблюдательного совета имеют родственные или трудовые отношения с контрагентами учреждения при совершении сделки (ст. 16 Закона № 174-ФЗ). Подобные сделки, как и крупные, должны предварительно одобряться наблюдательным советом автономного учреждения (ст. 17 Закона № 174-ФЗ).
Из сказанного вытекает такой вывод. При том что декларируется самостоятельность учреждения в распоряжении частью своего имущества, у самостоятельности имеется достаточно много ограничений, а у учредителя учреждения немало способов свести эту самостоятельность на нет.
Отдельную роль в номинальности самостоятельности играет следующее обстоятельство. Назначает руководителя автономного учреждения и прекращает его полномочия не кто иной, как учредитель учреждения (п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ). Соответственно, учредитель может оказывать серьезное влияние на «самостоятельные» решения первого лица учреждения.
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ
«Об автономных учреждениях»
С изменениями и дополнениями от:
24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 июля, 6 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 3, 23 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 7 июня, 27 ноября 2017 г., 15 октября 2020 г., 24 февраля, 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года
ГАРАНТ:
См. также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.
Определен порядок создания автономного учреждения и управления им. Преобразование существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные осуществляется только с согласия учреждения. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.
Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.
В целях осуществления общественного контроля за деятельностью автономного учреждения создается наблюдательный совет автономного учреждения, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива. Одной из функций наблюдательного совета является одобрение крупных сделок с имуществом автономного учреждения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 ноября 2006 г. N 185-186, в «Российской газете» от 8 ноября 2006 г. N 250, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. N 45 ст. 4626
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 октября 2020 г.
Действие части 3.20 статьи 2 было приостановлено до 1 января 2021 г. в части возврата остатков средств автономных учреждений при завершении текущего финансового года
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 347-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 113-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 413-Ф3
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 2, вступающих в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 8 января 2007 г.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона