имущество находящееся на праве хозяйственного ведения
Хозяйственное ведение
Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.
Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Субъекты права
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.
Объекты права
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).
Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.
Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.
Порядок учета имущества собственника
Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.
Права собственника
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.
Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:
— утверждение устава предприятия;
— назначение на должность руководителя предприятия;
— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;
— согласование создания филиалов и представительств;
— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— формирует уставный фонд муниципального предприятия;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;
— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
Режим целевого использования имущества
Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.
Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).
Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику
Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Имущество находящееся на праве хозяйственного ведения
ГК РФ Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила п. 3 ст. 299 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
Энциклопедия решений. Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении
Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении
Государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Распоряжение таким имуществом (в том числе его продажа) допускается при условии соблюдения специальных требований, предусмотренных, в частности, главой 19 ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», при этом не применяются (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного закона, см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2015 N Ф08-6312/15, АС Центрального округа от 13.08.2015 N Ф10-2590/15).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). В силу этой же нормы движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, оно распоряжается самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В частности, при отчуждении имущества должна быть сохранена возможность осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если сделка по продаже имущества, принадлежащего унитарному предприятию, лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, такая сделка является ничтожной независимо от наличия согласия на ее совершение со стороны собственника имущества унитарного предприятия (п. 10 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Согласие собственника требуется для совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, договоров простого товарищества и иных сделок, указанные в уставе предприятия (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Подобные сделки, в случае их совершения без получения соответствующего согласия, являются не ничтожными, а оспоримыми. Они могут быть признаны недействительными лишь по иску предприятия или собственника его имущества, а срок исковой давности по такому требованию определяется на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ (абзац третий п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Обратим внимание, что формулировка абзаца второго п. 2 ст. 295 ГК РФ допускает возможность ограничения права унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, не только законом, но и иными правовыми актами. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований можно обнаружить правовые акты, которыми возможность продажи определенных видов имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обусловлена необходимостью получения согласия на это собственника или, например, проведения конкурентных процедур (см., например, ч. 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 14.04.2014 N 25-кз «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края», Решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 28.07.2015 N 126/49). Это обстоятельство необходимо учитывать при продаже имущества унитарного предприятия.
В отношении казенных предприятий помимо перечисленных выше ограничений установлено общее правило, в соответствии с которым продажа имущества казенного предприятия требует получения согласия собственника. Исключение (если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ) составляют сделки, направленные на реализацию продукции, производимой казенным предприятием (п. 1 ст. 297 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Имущество находящееся на праве хозяйственного ведения
Правовое регулирование вопросов государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества производится как в нормах Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), так и в специальном ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В ст. 131 ГК РФ говорится об обязательной государственной регистрации помимо права собственности и таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Поэтому в случае попытки закрепить имущество, находящееся у другого предприятия, учреждения, собственник не сможет осуществить его фактическую передачу. Также право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника – учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере (и правомочие распоряжения)(статья 295 ГК РФ).
По объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Его субъектами являются казенные предприятия и учреждения. Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества.
Свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником. В частности, казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию. Что касается учреждений, то они не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то оно имеет право свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.
Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением норм ГК РФ и норм Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий», являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества.
Прекращение рассматриваемого вещного права происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, например банкротство, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в п.3 ст.299 КГ РФ в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самого предприятия допустимо лишь в том порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственника (ст.235 ГК РФ). Вместе с тем предприятие не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество подобно собственнику в порядке, предусмотренном ст.236 ГК РФ, ибо это будет являться нарушением права собственности на данное имущество их учредителя.
Тема 4. Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности
Ознакомившись с данной главой, Вы будете:
Оглавление
4.1. Понятие и виды права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности и защита права собственности хозяйствующими субъектами
Понятие и виды права собственности
Понятие и виды права собственности. Собственность является одновременно экономической и правовой категорией. Собственность как экономическая категория – это общественные отношения, складывающиеся между людьми по поводу обладания средствами производства и предметами потребления. Будучи урегулированы правовыми нормами, т. е. представлены в виде юридических прав и обязанностей участников этих отношений, экономические отношения собственности приобретают характер правовых отношений, выступая как право собственности.
Право собственности, как правило, является вещным правом, т. е. его объектами в большинстве случаев выступают вещи, имущество. Однако наряду с вещами в соответствии со ст. 44 Конституции РФ граждане и юридические лица могут обладать объектами интеллектуальной собственности, каковыми могут быть открытия, изобретения результаты литературного, художественного, научного творчества и т. д.
Субъектами права собственности в России являются граждане, негосударственные юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество. Оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Содержание права собственности складывается из трех правомочий собственника (ст. 209 ГК РФ), которые изложены в табл. 1.
Содержание права собственности
Право владения объектами собственности
Владение – это основанная на законе возможность иметь у себя имущество. Право владения может принадлежать и не собственнику с разрешения или согласия собственника (так называемое законное владение)
Право пользования объектами собственности
Пользование – это основанная на законе возможность эксплуатации, использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Предпосылкой пользования является владение. Право пользования, как и владения, может принадлежать и не собственнику
Право распоряжения объектами собственности
Распоряжение – это возможность определения и изменения юридической судьбы имущества, совершения всевозможных сделок с ним, например отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.
Кроме того, собственник несет:
Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК.)
Риск случайной гибели или случайного повреждения имуществ, т. е. несет убытки от утраты или повреждения имущества, происшедшие не по вине конкретного лица (ст. 211 ГК).
Закон устанавливает, что с момента перехода к приобретателю права собственности на имущество (обычно – с момента передачи вещи) к нему переходит и риск случайной гибели или порчи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором
В Российской Федерации признаются следующие формы собственности (ст. 212 ГК):
Общий вид собственности представлен в табл. 2.
Виды общей собственности
Общая собственность – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц (ст. 244 ГК).
Виды общей собственности
Долевая собственность – с определением долей каждого собственника
Совместная собственность – без определения доли каждого собственника
Доля в праве обычно именуется идеальной долей, она признается равной если нет договора (ст. 245 ГК). Участник долевой собственности вправе продать свою долю, а также потребовать выдела своей доли, превратив ее в реальную долю. При продаже доли в праве общей собственности постороннему остальные участники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников о намерении продать свою долю постороннему лицу, с указанием цены и других условий. Срок извещения о продаже недвижимого имущества – 1 месяц, а движимого имущества – 0 дней.
При нарушении этого правила любой участник долевой собственности имеет право в течение 3 месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (ст. 250 ГК РФ).
Общей совместной собственностью является имущество, нажитое супругами во время брака, и имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. Участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществ. При распоряжении совместным имуществом (продаже, аренде и т. п.) сделка, совершенная любым участником, предполагается совершенной по общему согласию всех участников. Разделу совместной собственности и выделу доли одного из участников предшествует предварительное определение доли каждого из участников в праве на общее имущество
Субъектами частной собственности могут быть граждане и негосударственные юридические лица. В их собственности может находиться любое имущество, за исключением того, которое находится в исключительной собственности государства (недра земли, леса, воды и др.). Источниками частной собственности могут быть лишь имущество и доходы, полученные законным путем. Законодательство разрешает собственникам использовать свое имущество в предпринимательских целях. Единственное требование, – чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с законодательством и в установленном законом порядке.
Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность республик, краев, областей и др.). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления: в масштабе РФ и в масштабе субъекта РФ.
Федеральная собственность – это общенародное достояние. В собственности РФ могут быть любые объекты. К ней относятся: бюджет РФ, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение, высшие учебные заведения, памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, и многое другое. В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты, предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т. д. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной законодательством.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Собственник имущества, закрепленного за казенными предприятиями и учреждениями, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся: средства соответствующего бюджета; учреждения здравоохранения, образования; транспорт общего пользования; жилой и нежилой фонд; учреждения культуры и другие объекты, не составляющие государственную собственность.
Основания возникновения и прекращения права собственности
Основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение данного права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 235 ГК РФ).
Способы возникновения права собственности принято разделять на следующие:
Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:
Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.
К ним относятся следующие основания:
Основаниями прекращения права собственности (ст. 235 ГК) являются :
До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, например, старый холодильник, машина);
В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;
Изъятие имущества у собственника может быть возмездным и безвозмездным.
Конфискация – это безвозмездное изъятие имущества, то есть санкция, применяемая к собственнику за совершенное им правонарушение. Производится в административном и судебном порядке (ст. 243 ГК).
На возмездных основаниях отчуждается имущество с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда относятся: отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (ст. 238 ГК); отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними; реквизиция; выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле; приобретение права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания иди сооружения, находящихся на чужом земельном участке; выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда; изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением им предписаний законодательства; продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения; национализация имущества собственников в силу принятия специального закона;
Защита права собственности хозяйствующими субъектами
Законодательством закреплен принцип равенства всех форм собственности и равной защиты прав всех собственников.
Принято выделять два вида исков о защите права собственности:
Первые предъявляются собственником к нарушителю его права, с которым собственник состоит или состоял в правовых отношениях, т. е. нарушение права собственности явилось результатом невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства), продавец уклоняется от передачи вещи покупателю; хранитель не возвращает вещь поклажедателю и т. д.). В то время как вторые – вещно-правовые – это иски собственника к нарушителю его права, с которым собственник не состоял и не состоит в правоотношениях по поводу объекта права собственности. Эти иски носят название соответственно: виндикационные и негаторные.
Виндикационный иск связан с лишением права владения (ст. 301 ГК). Это иск собственника об изъятии вещи из чужого незаконного владения. Условия, которые необходимо соблюдать при их предъявлении:
Добросовестным признается только тот приобретатель, который приобрел его возмездно и при этом не знал и не мог знать, что лицо, реализовавшее ему имущество, не имело права на его отчуждение. У добросовестного приобретателя имущество может быть истребовано собственником лишь в исключительных случаях, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому оно передано собственником во владение, либо похищено у них или выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Отсутствие данных обстоятельств не позволяет собственнику истребовать имущество от добросовестного приобретателя, поскольку поведение того с юридической точки зрения должно быть признано безукоризненным. В отношении таких видов имущества, как деньги и предъявительские ценные бумаги, установлено специальное правило, в соответствии с которым они не могут быть истребованы собственником у добросовестного приобретателя ни при каких условиях.
Негаторный иск связан с нарушением права пользования (ст. 304 ГК). Это иск собственника об устранении любых нарушений его права, не связанных с лишением владения. Иск удовлетворяется, если ответчиком совершены незаконные действия, приводящие к нарушению права собственности.
Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности или иных вещных прав, не связанных с изъятием имущества у собственника (законного владельца). Следует отметить особенности негаторного иска, отличающие его от виндикационного иска.
Собственник или иной титульный владелец, обращающийся в суд, сохраняет имущество в своем владении. Нарушение права собственника состоит в том, что ему чинятся препятствия в пользовании им.
Необходимым условием для предъявления негаторного иска служит нарушение прав собственника или иного титульного владельца со стороны другого лица. Иными словами, действия нарушителя должны носить противоправный (то есть незаконный) характер. Если же препятствие в осуществлении права собственности созданы правомерными действиями, собственник не может использовать негаторный иск для защиты своих законных интересов.
Существо требования по негаторному иску составляет устранение длящегося нарушения, сохраняющегося к моменту предъявления иска. Поэтому негаторный иск не подвержен действию исковой давности и может быть предъявлен в любой момент, пока сохраняется нарушение. В случаях, когда речь идет о защите права законного владения, владелец вправе в целях своей защиты использовать как виндикационный, так и негаторный иски и против собственника имущества.
Далеко не во всех случаях нарушенное право или иное ограниченное вещное право может быть защищено указанными способами. Выбор остается за лицом, право которого нарушено. Критериями для такого выбора могут служить: характер нарушения; субъект, допустивший нарушение; предусмотренные законодательством последствия применения того или иного способа защиты нарушенного права.
К иным способам защиты права собственности относятся:
4.2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности
Право хозяйственного ведения имуществом
Право хозяйственного ведения имуществом является производным от права собственности, одним из видов вещного права (ст. 294 ГК). Вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта хозяйственной деятельности.
Субъектами права хозяйственного ведения признаются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные унитарные предприятия).
В настоящий момент порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.03 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения».
Решение о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизации федеральных, государственных унитарных предприятий в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям) принимается Правительством Российской Федерации. Проект решения подготавливается Министерством имущественных отношений Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координации и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме присоединения дочерних предприятий к создавшим их предприятиям осуществляется на основании решения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, принимаемого по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Содержание права хозяйственного ведения представлена в табл. 3.
Содержание права хозяйственного ведения
Содержание права хозяйственного ведения состоит в том, что:
Собственник в лице уполномоченных органов:
Моментом возникновения права хозяйственного ведения является момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение.
Документами, оформляющими право хозяйственного ведения, являются:
Объектами права хозяйственного ведения являются: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначения индивидуализирующее предприятие, его продукция, работы и услуги, и другие исключительные права.
Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Право оперативного управления на имущество субъектов хозяйственной деятельности
Право оперативного управления имуществом представляет собой право владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности учреждения, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной федеральной собственности. Учреждения могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной.
Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, среди которых значительное место занимают денежные средства. Расход денежных средств происходит в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.
Содержание права оперативного управления включает в себя возможность для его субъектов владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, которые воплощаются в обязательном для выполнения плане–заказе в соответствии с назначением имущества.
Указанные права реализуются в пределах, установленных законом, и включают:
Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, что является основанием прекращения права оперативного управления. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
4.3. Понятие, принципы и способы приватизации
Понятие приватизации
Приватизация – это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.
Приватизация регламентируется следующими основными нормативными актами: ФЗ от 30.11.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Государственная программа приватизации (Указы Президента РФ от 24.12.93 г. и 22.07.94 г.); Постановления правительства РФ от 9.11.98 г., 27.03.98 г., которыми утверждены Положения о продаже имущества на аукционах и конкурсах; иные федеральные законы, устанавливающие порядок приватизации объектов, на которые не распространяется действие ФЗ от 21.07.97 г. (приватизация жилого фонда).
Целями и задачами, определенными Государственной программой приватизации, являются: повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, социальная защита народа и развитие инфраструктуры, содействие процессу стабилизации финансового положения, создание широкого слоя собственников.
Принципы приватизации
Принципами приватизации провозглашены:
Продавцами государственных и муниципальных предприятий являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах. Покупателями могут быть граждане и (или) юридические лица, которые могут действовать через своих посредников и представителей.
Способы приватизации
Способами приватизации являются:
Схема проведения приватизации состоит следующих этапов (табл.а 4):
Схема проведения приватизации
Вид действия этапа
Содержание этапа
и документирование этапа
I этап. Принятие решения об условиях приватизации
Оформление заявки, создание комиссии
II этап. Определение способов приватизации
Инвентаризация и оценка имущества (оценка состава имущества)
III этап. Информирование продавцов о приватизации
Публикация в средствах массовой информации, сообщение о продаже имущества
IV этап. Юридическое оформление результатов приватизации
Заключение договора купли-продажи после приватизации (переход имущества в частную собственность)
- имущество находящееся на праве оперативного управления
- имущество не находится в залоге и не обременено правами третьих лиц