иная форма почитания и прославления господа
Богословско-канонические основания прославления святых
Церковь Христова пребывает не только здесь, на земле, но и на небе, и к Церкви, торжествующей на небесах, принадлежат не только небесные бесплотные силы, но и «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим» Божия Матерь, а также души усопших праведников. Между христианами, живущими на земле и отошедшими в иной мир, продолжается общение, которое выражается как в наших молитвах об усопших, так и в заступничестве за нас пред Престолом Вседержителя Его угодников в ответ на наше молитвенное обращение к ним. Святые, пребывая вместе с ангелами в Царстве Небесном, возносят молитвы Богу за чад церковных и за весь мир. Православная Церковь заповедует своим чадам призывать святых в своих молитвах, благоговейно почитать их иконы и мощи, но почитание святых не равнозначно поклонению и служению, которое воздается христианами единому только Богу. И восхваляя подвиги святых угодников, православные христиане относят воздаваемую ими честь самому Творцу, благодатию которого они достигли святости, стяжали дары Святого Духа.
Что же касается иерархов – святителей, то, по мнению профессора Е. Е. Голубинского, вначале они принадлежали к первому разряду, т.е. причислялись к лику святых наравне с апостолами уже в силу самой их принадлежности к иерархии, а потом стали прославляться наравне с подвижниками, за их личные достоинства. В доказательство того, что древние архиереи причислялись к лику святых уже по самому своему положению, если, конечно, они не отпадали в ереси или не были лицами с заведомо сомнительной репутацией, Голубинский приводит такие сведения. Из 74 епископов, занимавших Константинопольскую кафедру с 315 по 1025 гг., не были прославлены только 18 еретиков и 7 православных, причем только о трех из них достоверно известно, что они не были канонизированы, другие 4 иерарха, возможно, и почитались некоторое время. А если взять списки Константинопольских епископов с 315 по 846 гг., то из 58 иерархов прославлено 30, 18 епископов были еретиками, и только двое – Акакий и Флавита – не прославлены, хотя и не были явными еретиками, но православие их под подозрением, так как они пытались примирить диафизитов с монофизитами на основании энотикона Зенона. Патриарх Акакий к тому же умер под анафемой папы. Но с XI в. Константинопольские Патриархи причисляются к лику святых уже только в связи с их личными достоинствами.
Святые Православной Церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Местные святые почитаются только в отдельной части Церкви, чаще всего в пределах одной или нескольких епархий, но иногда также лишь в одном монастыре или даже только в одном приходе.
Что же касается святых общечтимых, то таковыми у нас считаются как святые, чтимые Вселенской Церковью, то есть во всех поместных Православных Церквах (во многих случаях они почитаются и в Католической церкви и в нехалкидонских церквах; прежде всего это относится к ветхозаветным пророкам и патриархам, новозаветным апостолам и многим древним мученикам, святителям и преподобным), так и святые, почитаемые только в одной Поместной Церкви, в частности, в Русской или в нескольких поместных Церквах. При этом Поместные Церкви, совершая канонизацию, извещают другие Поместные Церкви о состоявшемся прославлении новоявленного угодника, и высшей властью этих Церквей имя новопрославленного святого может быть внесено в святцы также и этих Церквей. Так, во второй половине XX столетия в наши святцы были внесены имена многих угодников, канонизованных другими Православными поместными Церквами, в том числе и русских по происхождению. Так, 19 июля 1962 г. Священный Синод постановил внести в календарь Русской Православной Церкви прославленного ранее Константинопольским Патриархатом и Элладской Церковью святого исповедника Иоанна Русского. В марте 1969 г. Собор епископов Русской Православной Церкви в Америке совершил прославление просветителя алеутов преподобного Германа Аляскинского, выходца из Преображенского Валаамского монастыря. Имя преподобного Германа после его прославления в Америке уже в 1970 г. было внесено в святцы Русской Церкви. Уже в ближайшее к нам время, в 1993 г., имя канонизированного в 1988 г. Константинопольской Церковью русского по происхождению святого преподобного старца Силуана Афонского было также внесено в календарь Русской Церкви.
Канонизация местночтимых святых в разные эпохи совершалась по-разному. В настоящее время она совершается правящим архиереем епархии после предварительного благословения на прославление угодника со стороны Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха. Что же касается характера почитания и критериев канонизации, то он одинаков и для местночтимых святых, и для святых Вселенской Церкви. И общечтимые и местночтимые святые одинаково призываются в общественных церковных молитвах, в их честь составляют службы, во имя их освящаются престолы и храмы, им устраиваются ежегодные празднества, их изображения почитаются как иконы; почитаются также их мощи. Жития святых, а также написанные ими сочинения служат назидательным чтением для христиан.
Но прославление святого, вопреки существующим превратным представлениям, не обозначает признания совершенно безукоризненными всех его дел и поступков. Без греха, по нашей христианской вере, из всех рожденных от Адама единый только Господь Иисус Христос, но этого нельзя утверждать относительно прославленных угодников Божиих. Не менее важно также отметить, что при исключительно высокой авторитетности всего сказанного и написанного святыми, Церковь не усваивает их мыслям и их писаниям непогрешимости. Даже когда мы имеем дело с творениями отцов Церкви, необходимо давать себе отчет в том, что истиной признаются Церковью не все вообще мысли, содержащиеся в них, но только те положения, в которых обнаруживается consensus patrum – согласие отцов, выражающее само Священное Предание Церкви.
Православных христиан не должны смущать разногласия и споры между святыми, жившими в одну и ту же эпоху, по тем или иным вопросам, не затрагивавшим самих догматов веры, и даже иногда имевшие место разделения в евхаристическом общении между ними. Так, в эпоху между I и II Вселенскими Соборами Церковь, получившая мир от внешних гонений, переживала тяжелый внутренний кризис. Защитникам православного Никейского тринитарного догмата противостояли носители разных версий арианских и полуарианских еретических учений. Но ситуация осложнена была ещё и тем, что не было полного единства и даже евхаристического общения между всеми православными. На одной стороне были св. Афанасий Великий, его приверженцы в Александрийской Церкви и Западная Церковь, возглавляемая в 370-е гг. папой Дамасом, а на другой – так называемые новоникейцы: св. Василий Великий, другие отцы-каппадокийцы, св. Кирилл Иерусалимский, св. Мелетий Антиохийский. Часть православных на Западе и в Египте подозревала их в «полуарианстве». Противостояние между православными группировками особенно остро и болезненно проявилось в Антиохийской Церкви, где было тогда два епископа, занимавших эту высокую кафедру, которые, естественно, друг друга не признавали и не имели общения между собой: св. Мелетий, находившийся в общении со св. Василием Великим и другими новоникейцами, и Павлин, который имел общение со св. Афанасием, папой Дамасом и всею Западной Церковью. Св. Мелетий, на стороне которого было большинство антиохийцев, был принят в общение с папой Дамасом и православным Западом, а также последователями св. Афанасия в Александрийской Церкви в 379 г. на Антиохийском Соборе уже после кончины святых Афанасия и Василия. И вот Церковь почитает как святых и Афанасия Великого и Мелетия Антиохийского, между которыми канонический разрыв оставался до самой кончины св. Афанасия Великого непреодоленным.
До известной степени подобная ситуация сложилась в Русской Церкви в эпоху гонений на нее, в 1920—1930—е гг., когда в ней возникли разделения, вызванные главным образом именно этими гонениями. Чашу страданий испили тогда и лица, которые пребывали в расколах и разделениях. Встал вопрос о том, можно ли их тоже считать мучениками в строго церковном смысле слова, иными словами, существует ли возможность церковного прославления тех, кто завершил свою земную жизнь в разделении или расколе.
Но в своей дисциплинарной практике Священноначалие иначе, чем к обновленцам, относилось к присоединяемым из непоминающих: они принимались по покаянии в сущем сане. В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить явно злонамеренных, исключительно личных, предательских мотивов. Как правило, их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного святым митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия, прекращал возношение имени Заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. После кончины митрополита Петра «непоминающие» не признали главой Церкви, Местоблюстителем Патриаршего Престола, митрополита Сергия, не признали законности избрания его Патриархом. Но когда Святейшим Патриархом избран был Алексий I, большинство из оставшихся в живых «правых» оппозиционеров (почти все они погибли в 30-е гг.) воссоединились со Священноначалием Русской Церкви.
С учетом этих соображений сделан был вывод о возможности канонизации тех архиереев, клириков и мирян, кто пал жертвой репрессий, находясь в отделении от Заместителя Местоблюстителя, но не переставая признавать главой Церкви заточенного Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и не пытаясь образовать иной, параллельный церковный центр.
Резюмируя сказанное, можно указать на следующие критерии канонизации святых, которыми руководствуется Русская Православная Церковь в настоящее время: безукоризненное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, а также прижизненные и посмертные чудеса, совершаемые по молитвам угоднику, и, наконец, в некоторых случаях – полное или частичное нетление святых мощей. При канонизации мучеников, важнейшее значение имеет сам факт пролития крови за Христа. В связи с этим особое значение предается выявлению всех обстоятельств, сопряженных с исповеданием им веры при совершении подвига.
Помимо канонизированных святых есть ещё один особый вид почитаемых усопших – подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, ещё при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим пред Престолом Божиим. В большинстве случаев канонизации святого предшествует его народное почитание как подвижника благочестия.
Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. С. 4.
Иная форма почитания и прославления господа
Апостол Павел прекрасно описал истинное поклонение в Послании к Римлянам 12:1-2: «Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу: отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Этот отрывок содержит все элементы истинного поклонения. Во-первых, есть мотивация для поклонения: «ради милосердия Божьего». Мы не заслуживаем всех Божьих щедрот, которые Он даровал нам: вечную любовь, вечную благодать, Духа Святого, вечного мира, вечной радости, спасительной веры, спокойствия, силы, мудрости, надежды, терпения, доброты, чести, славы, праведности, безопасности, вечной жизни, прощения, примирения, оправдания, освящения, свободы, заступничества и многого другого. Знание и понимание этих невероятных даров побуждают нас изливать хвалу и благодарение – иными словами, поклоняться!
Кроме того, в данном отрывке находится описание способа нашего поклонения: «отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему». Отдавать свои тела означает полностью отдавать себя Богу. Упоминание о наших телах означает, что все наши человеческие способности, вся наша сущность – наши сердца, разум, руки, мысли, отношения – должны быть представлены Богу. Иными словами, мы должны отказаться от контроля над ними и обратить их к Нему, так же, как буквальная жертва полностью приносилась Богу на алтаре. Но как? Опять же, этот отрывок ясно сообщает: «обновляя ваш ум». Мы обновляем свой разум, ежедневно очищая его от мирской «мудрости» и заменяя его истинной мудростью, исходящей от Бога. Мы поклоняемся Ему своим обновленным и очищенным умом, а не своими эмоциями. Эмоции – замечательная вещь, но если они не формируются под воздействием ума, насыщенного Истиной, то могут стать разрушительной, бесконтрольной силой. Воля и эмоции следуют за умом. Первое послание к Коринфянам 2:16 говорит нам, что «у нас разум Христа», а не Его эмоции.
Существует только один способ обновления нашего разума, и это – через Слово Божье. Это – истина, знание Слова Божьего, которое сообщает нам о милосердии Божьем. Знание истины, вера в нее, убежденность в ней и приверженность ей приведут к истинному духовному поклонению. Это убеждение, за которым следует привязанность, привязанность, являющаяся ответом на истину, а не на каких-либо внешних атрибутов, включая музыку. Музыка как таковая не имеет ничего общего с поклонением. Музыка не может создавать поклонение, хотя она, безусловно, может производить эмоции. Музыка не является источником поклонения, но она может быть его выражением. Не используйте музыку для побуждения вашего поклонения; музыка может быть просто выражением того, что формируется в сердце, сосредоточенном на милосердии Божьем и послушном Его заповедям.
Центром истинного поклонения является Бог. Люди, как правило, слишком сосредоточены на том, где они должны поклоняться, какая музыка должна сопровождать богослужения и как их поклонение воспринимается другими людьми. Внимание на этих вещах отвлекает от главного. Иисус говорит нам, что истинное поклонение происходит в духе и истине (Иоанна 4:24). Это означает, что мы поклоняемся от всего сердца путем, предназначенным Богом. Поклонение может включать в себя молитвы, чтение Слова Божьего с открытым сердцем, пение, общение и служение другим. Оно не ограничивается одним актом, но оно будет истинным, если сердце и отношение человека приведены в соответствие.
Важно также знать, что поклонение предназначено только Богу. Только Он достоин его, а не кто-либо из Его служителей (Откровение 19:10). Мы не должны поклоняться святым, пророкам, статуям, ангелам, ложным богам или Марии, матери Иисуса. Мы также не должны поклоняться, ожидая чего-то взамен, например, чудесного исцеления. Поклонение делается для Бога – потому что Он этого заслуживает – и только для Его славы. Поклонение может быть публичным восхвалением Бога (Псалом 21:23; 34:18) совместно с другими, где мы через молитву и прославление можем провозглашать свою любовь и благодарность Ему за то, что Он сделал для нас. Истинное поклонение ощущается внутри, а затем выражается через наши действия. «Поклонение» из обязательства неугодно Богу и совершенно напрасно. Он видит всякое лицемерие и ненавидит его. Он говорит об этом в книге Амоса 5:21-24, предостерегая о грядущем суде. Другим примером может служить история о Каине и Авеле, первых сыновьях Адама и Евы. Оба они принесли жертвы Господу, но Бог принял только жертву Авеля. Каин принес жертву из обязательств; Авель же принес лучших овец из своего стада. Он делал это в вере и восхищении Богом.
Истинное поклонение не ограничивается тем, что мы делаем в церкви, или открытым восхвалением (хотя эти вещи также должны присутствовать, и Библия указывает нам делать это). Истинное поклонение – это признание Бога и всей Его силы и славы во всем, что мы делаем. Высшая форма хвалы и поклонения – это послушание Ему и Его Слову. Чтобы делать это, мы должны знать Бога; мы не можем не знать Его (Деяния 17:23). Поклонение – это прославление и превознесение Бога, выражающее преданность и восхищение нашим Отцом.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Иная форма почитания и прославления господа
ПУТИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ГОСПОДА НА ОСНОВАНИИ ПИСАНИЯ
Хвала и прославление являются внутренним откликом сердца к воспринятому откровению величия и могущества Божия и выражаются через внешнее физическое проявление духовных ощущений и восприятий. Чтобы быть истинным, оно должно быть проявлено.
Если мы немного поразмышляем над некоторыми составными частями тех форм прославления, которые только что отметили выше, то мы сможем выделить для себя некоторые из них:
Хвала, в основном, является выражением восхищения и одобрения (например: «Господь спасибо Тебе за то что Ты мой Творец» и д.р.). В своем полном понимании, она также включает проявление признательности и благодарения за полученную милость или расположение (например: «Господь, Ты прекрасен и чудесен, нет милостивей Тебя»). Поэтому хвала и благодарение, зачастую соединены вместе.
Прославление Бога, таким образом, в основном относится к возвеличиванию Его личности за то Кто Он есть («Ты мой Творец»), в большей степени, чем за то, что Он сделал для нас («нет милостивей Тебя»).
1 Пар 16:23-27 Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. 24 Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, 25 ибо велик Господь и достохвален ( силён безмерно) , страшен паче всех богов. 26 Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил. 27 Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его. 28 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, 29 воздайте Господу славу имени Его.
Хвала начинается, прежде всего, с внутреннего осознания чьего-то достоинства. Так же вы не сможете похвалить кого-то, если будете восхищаться его достоинствами только в сердце и разуме, поэтому, хвала- это еще и действие. Вследствие этого, происходит внешнее выражение вашего одобрения, поэтому хвала не будет хвалой, до тех пор пока не проявит себя наружно. Пока чувство остается в сердце и разуме, это будет восхищением, но когда оно проявится видимым образом, тогда это будет хвалой.
Существует множество библейских путей, которыми мы можем выразить нашу хвалу Богу:
восклицание и ликование, бряцание, игра на музыкальных инструментах, в песне умом и духом, в индивидуальном и групповом духовном танце, радостью, смехом, плачем признательности, стоя, сидя, на коленях и падая ниц, с поднятыми вверх руками, рукоплескание, шествие и прыгание от радости и даже тишиной.
Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Возможно, наш перечень не будет исчерпывающим, так как мест Писания относительно вариантов прославления гораздо больше приведенных, возможно вы сможете найдете массу других вариантов и возможностей выражения хвалы Богу, которые согласуются с Писанием.
Я верю, что Бог хочет, чтобы каждый христианин был достаточно раскрепощен духовно, чтобы выразить Богу хвалу всеми возможными способами, которые можно найти в Библии.
Помните, что эти проявления хвалы существенные и приемлемые, лишь в том случае, если они в действительности отображают состояние нашего сердца. Другими словами, хвала и прославление не состоит лишь в том, что мы механически повторяем что-то, испытывая определенные чувства. Но они являются средствами выражения нашего восхищения, благодарения и почитания, которое исходит из нашего сердца. И если вы осознаете, что в вашем сердце существует хвала и благодарение, которому до сих пор не была дана возможность проявиться надлежащим образом, то я советую вам изучить различные способы ее выражения с той целью, чтобы начать славить Бога так, как это подскажет вам ваше сердце.
Просмотрите, отмеченные места из Писания и молитвенно поразмышляйте над их содержанием и значением и затем поступайте (ДЕЛАЙТЕ) подобным образом. Например, если вы изучаете место из Библии о восклицаниях к Господу, тогда воскликните Ему что-то. Вы можете обнаружить огромное облегчение, когда вы так поступите. Что-то внутри вас освободится. Огромная радость наполнит вас, потому что вы стали послушны Богу и начали славить Его таким образом, каким Он предназначил в Своем Слове.
Очень важно практиковать эти принципы каждый раз. Итак:
# ВНЕШНЕ ИЗДАВАЕМЫЕ ЗВУКИ
Псал.70:23,24 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою.
Псал.25:7 Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои
Давид постоянно возвещал хвалу Богу. Он отмечал:
Псал.33:2 Благославлю Господа во всякое время; хвала ему непрестанно в устах моих.
Псал.39:17 Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!
Псал.9:2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои
Восклицание . Словесная хвала о которой мы только что говорили требует громкость лишь разговорного тона. Мы беседуем с Богом и говорим ему наше мнения о Нем и выражаем свою признательность, однако наступают такие моменты, когда необходимо в действительности воскликнуть к Господу. «. ВОСКЛИКНЕТЕ БОГУ гласом радости» (Псал.46:2).
*Восклицание — ликование, веселие; воскликнуть-крикнуть, вскрикнуть.
*Ликовать (exaltation) — восторг, возбуждение, возвеличивание, повышение.
Многие консервативно настроенные люди весьма противятся восклицанию или какому-либо шуму. Они считают это неприличным. Некоторые даже отметили, что «Нет необходимости восклицать к Богу, Он же ведь не глухой!»
К подобного рода заявлениям мы можем ответить, что «Бог также не нервный и не раздражается от этого!»
Существует время и место для радостного шума и восклицания хвалы. Нам не следует бояться этого, когда подобный момент приходит.
Псал.99:2 Идите пред лице Его с восклицанием
Псал.32:3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием
Лев.9:23,24. и явилась слава Господня всему народу. и видел весь народ и воскликнул от радости
Псал.5:12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать.
1 Царств 4:5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала
Псал.65:8 Благословите, народы, Бога нашего, и провозгласите хвалу Ему
*Возгласить — произнести, объявить громко, торжественно; объявить, декларировать, заявить, возвестить, провозгласить, воскликнуть, вскричать.
Псал.31:11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем
Псал.34:27 Да радуются (восклицают, ликуют, провозглашают) и веселятся (торжествуют) желающие правоты моей.
Псал.131:9,16 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются (воскликнут, будут ликовать, провозглашать). и святые его радостью возрадуются (воскликнут, будут ликовать, провозглашать)
Исаия 12:6 Веселись и радуйся (восклицай, ликуй, провозглашай), жительница Сиона; ибо велик посреди тебя Святый Израилев
Сразу же после выхода из Египта, когда Бог провел их через Красное море, Мариам вела прославление Израильского народа, который славил Его за избавление от преследования врагов. Пример:
Исх.15:21 И воспела Мариам пред ними; пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море
В Писании есть много мест, где говорится о песнопении. Мы приведем некоторые из них:
2 Царств 22:50 За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему
Псал.7:17 Славлю Господа по правде Его, и пою имени Господа Всевышнего
Существует намного больше ссылок из Писания, которые относятся к песнопению, но и этого достаточно, чтобы увидеть насколько это важно.
Песнопение является признаком радости, указывающем на удовлетворение жизненных потребностей.
Это вполне позитивное выражение эмоций, которое содействует во благо человеку.
Богу приятно слышать, когда мы восхваляем Его в песнопении.
В Ефес.5:19 и Кол.3:16 сказано, чтобы мы воспевали Господу псалмы, гимны, славословия и духовные песнопения.
Ефес.5:18,19 исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
Кол 3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
*Гимны (славословия) также послужили огромным благословением для Церкви, вдохновляя ее и совершенствуя прославление.
*Духовные песнопения отличаются от предыдущих способов хвалы. Подобные песнопения даются Духом Святым и поются спонтанно, по мере того, как Дух обеспечивает человека и словами и мелодией как на роднои, так и на «незнакомом языке».
Из вышеприведенных примеров мы можем сделать вывод: песнопения могут возносится:
1) на обычном наречии, и в этом случае они поются «. умом» (1 Кор.14:15).
2) на «незнакомом языке» и в этом случае ум человека остается «без плода» (1 Кор.14:14).
1 Кор 14:14,15 Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
В случае песнопения духом разум не воспринимает то, о чем поется, хотя интуитивно знает, что Дух Святой прославляет и возвеличивает Бога, зачастую и «ангельскими языками» (1Кор.13:1). В обоих случаях эти песнопения совершенно не запланированные и происходят спонтанно. Эти песни движимые верою. Певец, прислушивается к Духу Святому, который действует в его духе, и с верою следует за мелодией и словами, которые Он дает ему провещевать.
Бряцанье . Бряцать — издавать, производить звенящие звуки, звучать от удара, соприкосновения (о металлических предметах). Производить звенящие звуки ударом, соприкосновением металлических предметов с чем-л. или друг с другом; извлекать звуки, ударяя по струнам музыкального инструмента; дребезжать, звякать, дзинькать, играть, лязгать, звенеть, бренчать.
Суд.5:3. я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву
1 Пар.16:9 Пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его
Музыкальные инструменты были зачастую использованы в Писании, для выражения хвалы и поклонения. И сегодня они могут играть значительную роль в прославлении.
Нам повелено следующее:
Псал.150:3-5 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных
Музыканты, которые используют свои дарования для прославления Бога должны быть прилежными в выполнении этого. Они должны играть «стройно (умело)» на своих инструментах (Псал.32:3). Это не обязательно должно относиться к точности в исполнении.
Это не просто использование своего природного дара. В большей степени это относится к духовному умению. Дарование и навык должен проявляться не только в правильной игре на музыкальном инструменте, но и в передаче настроения и побуждений Духа Святого. Мы называем это «игрой в Духе Святом». Примеры:
А. УМЕНИЕ ДАВИДА ИГРАТЬ НА АРФЕ отгоняло злых духов от Саула.
Б. МУЗЫКАНТЫ МОГУТ СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ, которая способствует проявлению духовных даров.
Г. ВЕЧНОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА НА НЕБЕСАХ
Откр.14:2,3 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как-бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как-бы песнь новую пред престолом…