индекс рорера характеризует отношение тест
Определение типа конституции по индексу Рорера
(для возраста от 7 до 16 лет)
1. Определите индексРорера (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979) по формуле:
m | |
ИР, кг/м 3 = | ————— |
[Р (м)] 3 |
где: Р – длина тела, м; m – масса тела, кг.
Примечание: Индекс предложен для определения саматотипа по классификации Штефко В. Г. и Островсткого А. Д. (1929). Он является интегральным признаком, отражающим содержание различных тканей в организме, в том числе жировой и мышечной (Клиорин А. И., Чтецов В. П., 1979; Фарбер и др., 1990; Доскин В. А. и др., 1997). В таблице 4 приведены соматотипы, соответствующие значениям индекса Рорера для девочек и девушек от 7 до 16 лет.
Таблица 4. Значения индекса Рорера
Соматотип | Величина индекса у девушек |
Дигестивный | 13,0 – 13,5 |
Мышечный | 11,0 – 13,0 |
Торакальный | 10,7 – 12,7 |
Астеничный | 8,3 – 10,9 |
Неопределенный | 12,7 |
ЗАНЯТИЕ № 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРЕПОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ
Вопросы для самоконтроля:
Определение экскурсии грудной клетки.
Определение пропорциональности развития грудной клетки по индексу Эрисмана (ИЭ).
Определение степени развития грудной клетки по индексу пропорциональности.
Определение пропорциональности телосложения по индексу Пирке.
Определение крепости телосложения по индексу Пинье.
Ход выполнения работы:
1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.
Таблица 1. Показатели крепости телосложения
Экскурсия грудной клетки | Индекс Эрисмана | Индекс пропорциональности | Индекс Пирке | Индекс Пинье |
Практическая работа № 1
Определение экскурсии грудной клетки
Интерпретация результатов:
Практическая работа № 2
Определение пропорциональности развития грудной клетки
По индексу Эрисмана (ИЭ)
ИЭ = | ОГК в покое –Р сидя, см |
Обозначения: Р – рост
Интерпретация результатов:
Практическая работа № 3
Определение степени развития грудной клетки по индексу
Тест с ответами «Здоровье человека»
1. По определению ВОЗ здоровье – это:
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития +
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на здоровье человека согласно концепции факторов риска?
в) деятельность сети здравоохранения
г) факторы окр. среды
3. Термин экология человека ввели в науку:
г) Прохоров, Воронов
4. Вопрос о человеке как о главном объекте экологии был впервые поставлен на конференции в:
5. Медицинская наука, которая рассматривает зависимость общественного здоровья от факторов окр. среды называется:
а) медицинская география
в) экология человека +
6. Сколько всего существует антропоэкологиче ских аксиом?
7. Какого уровня адаптации применительно к человеку не существует?
8. Главным критерием биологической адаптивности служит:
а) уровень заболеваемости
б) естественный прирост
9. Временное приспособление к новым условиям существования в результате смены места жительства или климата называется:
10. Процесс возникновения болезни в медицинской экологии носит название:
б) этиология заболевания
в) эпидемический процесс
11. Главной индикаторной группой по степени чувствительности к экологическим факторам являются:
12. К какому типу здоровья согласно классификации типов здоровья относится Россия?
13. К постмодерному типу здоровья согласно классификации Прохорова относятся страны:
г) Австралия, Бразилия
14. В РФ наблюдается следующая закономерность распределения экологического фактора:
а) ухудшение показателей с севера на юг и с востока на запад
б) улучшения показателей с севера на юг и с востока на запад +
в) ухудшение показателей с севера на юг, улучшения с востока на запад
г) улучшение показателей с севера на юг и с запада на восток
15. Организм, который может не болеть сам, но может переносить болезнь называется:
б) носитель инфекции
в) переносчик инфекции +
г) зараженный рецепиент
16. В эпидемическую триаду не входит
17. Численное выражение готовности к заболеванию при первичном инфицировании каким-либо возбудителем носит название:
а) контагиозный индекс +
18. Группа заболеваний, не передающихся через переносчика носит название:
19. Группа заболеваний, при которой инфекция передаётся через переносчика, имеющего промежуточного хозяина носит название:
20. Клещевой энцефалит относится к группе заболеваний:
б) зоонозы-метаксен озы +
в) антропонозы-аксе нозы
г) антропонозы-мета ксенозы
21. Какие регионы Воронежской области являются очагами бешенства:
а) Борисоглебский и Рамонский
б) Борисоглебский и Лискинский
в) Богучарский и Эртильский
г) Россошанский и Кантермировский +
22. Одним из основоположников биометеорологии является:
23. Самый низкий потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) на территории РФ наблюдается в:
24. Наиболее грязными городами с экологической точки зрения из нижеперечисленны х являются:
б) Челябинск, Чапаевск +
25. Микроэлементозы – это заболевания, вызванные:
а) недостатком микроэлементов
б) избытком микроэлементом
в) дисбалансом микроэлементов
г) всё вышеперечисленно е верно +
26. Микроэлемент, отсутствие или малое количество которого вызывает флюороз зубов и других костных образований:
а) железо
б) кальций
в) фтор +
г) йод
27. Ускорение темпов роста и развития детей называется:
28. Какая из стран характеризуется наибольшим показателем ИРЧП:
29. Возникновение врождённых аномалий развития это:
30. Индекс Рорера характеризует отношение:
а) массы тела к объёму тела +
б) роста тела к объёму тела
в) длины конечностей к росту
г) площади относительной поверхности тела к росту
Оценка физического развития методом индексов
Индексы представляют собой произвольное взаимоотношение различных антропометрических и физиометрических признаков.
Индексы способствуют выявлению избыточной массы тела, оценка темпов полового развития, ориентировочной оценке соматотипа, функциональных возможностей системы внешнего дыхания.
Несмотря на существенные недостатки метода индексов; его использование может быть целесообразным при индивидуальной оценке физического развития.
Существующие индексы имеют относительное значение и могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки физического развития.
Индекс общего физического развития или показатель Пинье.
Если индекс Пинье меньше 10 – телосложение крепкое,
больше 36 – очень слабое.
Должную массу тела мужчин и женщин с учетом типа телосложения можно рассчитать, умножив длину тела (см) на соответствующий типу телосложения и полу обследуемого коэффициент.
Для женщин астеников, нормостеников и гиперстеников коэффициент соответственно равен 0, 325; 0,340; 0,355; для мужчин астеников, нормостеников и гиперстеников – 0,375; 0,390; 0,410.
Индекс Брока – Бругина или весо-ростовой показатель.
Рост и вес взаимосвязанные величины. Если рост 150-165 см вычитается из цифры роста (см) цифра 100;
Если 166-175 см вычитается цифра 105;
Если 175 и выше вычитается 110.
Полученная разность должна быть равна массе тела в кг.
— Весо-ростовойиндекс Кетле или показатель упитанности
.
Индекс Кетлеопределяет сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела.
У детей младшего школьного возраста величина этого индекса составляет 180-260; среднего школьного возраста – 220-360, старшего 325-400 г/см, у мужчин в норме индекс Кетле должен составлять 350-400, женщин – 325-375 г/см. Превышение верхней границы указывает на излишек массы тела, снижение – на ее недостаток.
Для анализа весоростовых соотношений используют индекс массы тела, вычисляемый по формуле:
ИМТ = Масса тела (кг) / (длина тела (м)) 2
ИМТ является достаточно чувствительным индикатором адаптационных процессов (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988). В отличие от показателей длины и массы тела, зависящих от возраста и пола, ИМТ несет независимую биологическую информацию (D.Pashkova-Topalova, 1995).Меньшие значения ИМТ указывают на большую «стройность» тела и относительно меньшую массу тела, высокие значения ИМТ свидетельствуют об избыточности массы тела (K.M.Flegaletal, 2000).
Выделяют три уровня данного индекса:
ИМТ 31 – ожирение (Стклянiна, 2013).
Индекс Рорера(коэффициент упитанности), характеризует относительную плотность тела (В.Б. Захаров, 1997),рассчитывают по формуле:
При значении индекса менее 10,7 кг/м 3 физическое развитие оценивают как низкое, от 10,7 до 13,7 кг/м 3 диагностируют гармоничное физическое развитие, при значении индекса более 13,7 кг/м 3 – свидетельствует о высоком физическом развитии(Кирилова, 2014).
Индекс Эрисмана (индекс пропорциональности развития грудной клетки).
Индекс Эрисмана = ОГК (см) – ½ длина тела (см)
Если у мужчины индекс Эрисмана составляет 5,8 см и выше, а у женщины 3,3, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки, если ниже указатель величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует слабому физическому развитию.
Показатель силы кисти.
.
Показатель сильнейшей кисти в норме у мужчин составляет 65-80 %, у женщин – 48-50%.
Мышечный индекс.Мышечный индекс характеризует степень увеличения окружности плеча при максимальном напряжении мышц по сравнению с состоянием покоя.
МИ = (окружность плеча в напряжении (см) – окружность плеча в покое (см) ∙ 100%
Индекс 3,1-4,9 характеризует слабое развитие мышц;
5,0-8,0 – среднее развитие мышц;
8,1-12,0 – хорошее развитие мышц;
12,1-15,0 – очень хорошая мускулатура;
15,1 и более – отлично развитая мускулатура.
Коэффициент пропорциональности (КП)
,
где L1 – длина тела в положении стоя;
L2 – длина тела в положении сидя.
Нормальным считается, если КП = 87-92%.
Индекс Вервека – Воронцова, характеризует тип телосложения.
,
ИВ больше 1,35 соответствует выраженному вытягиванию или долихоморфии;
1,25-1,35 – умеренной долихоморфии;
0,75 – 0,85 – брахиморфии;
0,75 – выраженной брахиморфии.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Проект по теме «Оценка гармоничного развития подростков»
«Оценка гармоничного развития школьников»
студенты группы 25ПОм-172
к.э.н., доцент кафедры алгебры
и математической логики
Исследовательский проект «Оценка гармоничного развития школьников» раскрывает значимость здоровья как залога успеха в жизни человека, а также предлагает методы диагностики здоровья с помощью массо-ростовых индексов, опробованные на учениках 5-9 классов МАОУ лицея №93 города Тюмени. На основе исследования даются практические рекомендации для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Оглавление
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последнее десятилетие в РФ сохраняются и появляются новые негативные тенденции в формировании общественного здоровья. Важнейшей из них является ухудшение физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет. Уже в 1 классе большинство из них, относится ко второй группе здоровья. По данным официальной статистики МЗ РФ общая заболеваемость детей за последние 5 лет возросла на 16%, подростков на 18%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, практически здоровыми школу заканчивают лишь 2-5% подростков.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Многие причины – от нас независящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей школьного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Поэтому поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание.
Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов оценки состояния гармоничного развития учеников, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье.
Объект исследования – состояние здоровья школьника.
Предмет исследования : наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :
1. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки гармоничного развития здоровья учащихся.
2. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
3. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего развития формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.
В процессе исследования были использованы следующие приемы и методы : опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, практическая работа, наблюдения; поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений; анализ полученных в ходе исследования данных.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки гармоничного развития учащихся, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Исследование проводилось в три этапа:
На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
Системный подход к любой проблеме требует объективной оценки параметров, которые существенно влияют на ее решение. Если не отличать то, что формирует здоровье, от того, что его характеризует, не удастся решить проблему управления здоровьем.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Индекс массы тела человека (ИМТ) или индекс Кетле, является величиной производной от массы (веса) и высоты конкретного человека. ИМТ определяется как масса тела, деленная на квадрат роста, и отображается в виде формулы. Этот индекс был изобретен Адольфом Кетле еще в первой половине XIX века. Тогда он разработал то, что сам назвал «социальной физикой». В наше время формула Кетле постоянно подвергается сомнению и является предметом ожесточенных споров диетологов всего мира.
Благодаря своей простоте, этот коэффициент Кетле, хотя изобретен он был довольно давно, продолжает оставаться одним из самых популярных. Однако эта формула верна только для стандартных представителей человеческого общества – среднестатистических людей. Что же касается, к примеру, спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта, и некоторых других людей, то здесь формула перестает работать. Основная причина – то, что эти люди имеют нестандартные физические параметры, а индекс Кетле неверно их характеризует.
Еще одна погрешность этого индекса массы тела заключается в том, что он не различает жировую массу от мускульной. Проще говоря, он скажет, что Шварценеггер в свои лучшие годы страдал ожирением, что в корне неверно. Например, согласно ИМТ, идеальный вес для мужчины ростом 178 см – 75 кг. Но если этот человек имеет стройное телосложение (строение скелета с узкой грудной клеткой и невыраженными плечами), 75 кг может быть избыточным весом, и его следует уменьшить на 10%, до примерно 68 кг. Или наоборот, мужчина с широкими плечами и соответствующей грудной клеткой (более плотного телосложения) может быть вполне здоровым и при весе 82 кг. Следовательно, не факт, что вы попадете в ваш идеальный диапазон веса для роста и телосложения и узнаете каков ваш реальный процент жира в организме.
Таким образом, Индекс Кетле (индекс массы тела или ИМТ) обычно используется как универсальный, однако усредненный метод вычисления массы тела человека и дает, в реальности, расплывчатые оценки степени излишнего веса, недостатка веса или ожирения. Двойственность ИМТ заключается в том, что он ограничен, больше подходит для определения физических особенностей людей, ведущих традиционный (работа-дом-семья) образ жизни, и не подходит для тех, кто занимается определенными видами спорта, работают в сфере, связанной со значительными физическими нагрузками и многих других видов деятельности человека, а также для пожилых людей и людей с определенными (специфическими) особенностями развити
По сути, этот параметр определения идеального веса представляет собой попытку определения количества мышечной, жировой, и костной ткани человека в соотношении с его ростом, а затем, в зависимости от значения, попытку классифицировать так сказать «габариты» этого человека, точнее то, каков его вес: недостаточный он или нормальный, избыточный или же данное лицо страдает ожирением.
Общепринятый ИМТ имеет такую трактовку:
менее 18,5 кг/м 2 – недостаточный вес;
от 18,5 до 25 кг/м 2 – нормальный вес;
от 25 до 30 кг/м 2 – избыточная масса тела;
свыше 30 кг/м 2 – ожирение.
Массо-ростовой индекс Рорера вычисляют по формуле W/H 3 , где W – масса тела (кг), Н – рост тела (м). При значении индекса от 10,7 до 13,7 кг/м 3 диагностируют гармоничное, нормальное или среднее физическое развитие, менее 10,7 кг/м 3 физическое развитие оценивают как низкое, а при значении индекса более 13,7 кг/м 3 диагностируют высокое физическое развитие. Данный способ позволяет повысить точность оценки физического развития людей.
Мониторинг оценки гармоничного развития учащихся
Характеристика экспресс – диагностических методов
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки и много времени.
Количественная оценка физического здоровья – Массово-ростовые индексы Кетле и Рорера.
Для вычисления полученных индексов определяют показатели: длина и масса тела.
Проведя эти исследования, мы вычислили данные индексы:
Для оценки гармоничного развития была взята группа из 200 учеников 5-9 классов МАОУ лицей №93 города Тюмень. Был сделан анализ данных и получены выводы
Результаты исследования массо-ростового показателя (индекс Кетле)
Вывод: 372
Индекс Кетле(ИМТ) индекс массы тела
где P – вес тела, L- длина тела
Средние величины индекса Кетле
ИМТ менее 18,5 | Дефицит массы, который может быть связан с какими-либо проблемами со здоровьем |
ИМТ от 18,5 до 24,9 | Нормальный показатель для большинства людей |
ИМТ от 25 и более | Избыточная масса тела |
ИМТ 25-29,9 | Предожирение, которое связывают с увеличением риска для здоровья |
ИМТ 30- 34,9 | Ожирение I степени, связанное с риском для здоровья |
ИМТ 35-40 | Ожирение II степени, что указывает на высокий риск для здоровья |
ИМТ более 40 | Тяжелая, III степень ожирения, представляющая собой очень высокий риск для здоровья. |
Вывод: 23,81 => нормальный показатель
Индекс Рорера
где P – вес тела, L- длина тела
Средние значения индекса Рорера:
· Индивидуально: 8,5 (астеники),
Вывод: 13,18 => женщина
Индекс Эрисмана
Где Т – обхват груди в спокойном состоянии в см, L- длина тела в см.
Средние значения индекса Эрисмана:
· Для мужчин (спортсмены) +5,8см
· Для женщин (спортсменки) +3,8 см
· Большая величина индекса говорит о широкой грудной клетке.
Индекс Ливи
где Т – обхват груди в спокойном состоянии в см, L- длина тела в см.
Средние значения индекса Ливии 50-55%
Вывод: 50,62%
Определение уровня физического развития и гармоничности развития организма.
Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.
Физическое развитие нижнее среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%. Физическое развитие выше среднего— показатели увеличены более чем на 10%.
Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.
Вывод: гармоничное развитие.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МАСКУЛИННОСТИ-ФЕМИНИННОСТИ
Заполнить тест и подсчитать индекс.
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности
Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас (обведите кружком порядковый номер)
Умение уступать
Способность помочь
4. склонность защищать свои взгляды
Жизнерадостность
Застенчивость
Совестливость
Нежность
14. падкость на лесть
16. сильная личность
Преданность
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)