индекс здоровья рассчитывается как отношение числа детей
Как высчитать индекс здоровья детей в детском саду
Как высчитать индекс здоровья детей в детском саду
Большинство родителей, дети которых посещают детский садик, сталкиваются с проблемой частых недугов и простуд. На это существует множество причин:
В любом случае, все желают, чтобы дети не болели, или хотя бы болели не так часто.
В детских садах за частотой болезней детей также следят и наблюдают. Для того, чтобы описать какой-то единый, то есть общий показатель для всех детей сразу, используется такой термин, как индекс здоровья детей в детском саду, его норма.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям. После регистрации Вы получаете:
Оценка здоровья детей
Для того чтобы ребенок гармонично развивался ему необходимо обеспечивать нормальные условия для роста. Дабы оценить здоровье ребят, пределы нормы заболеваемости в дошкольных заведениях, применяются такие показатели как:
На здоровье малыша в садике могут оказывать влияние многие нюансы. Среди наиболее распространенных стоит выделить следующие:
Это тот самый микроскопический климат и эмоциональная обстановка в садике и дома, быт, опыт работников, психологический настрой коллектива.
Большую часть своего времени малыш проводит в садике, потому семьдесят процентов съеденной еды было поглощено именно в дошкольном учреждении. Потому очень важно, чтобы питание являлось качественное, сытное, сбалансированное.
Нехватка движений ведет к гиподинамии, потому детям требуется правильный распорядок дня, разминка, прогулки и занятия физической культурой.
Плановая иммунопрофилактика в садике разрешает сформировать крепкий иммунитет у ребенка. Это единый вариант предупреждения вируса, что передается по воздуху.
Это различные проблемы метаболических процессов, в итоге наличия дефицита по определенным питательным компонентам, переедание, гиподинамия и так далее. Надо производить закаливания и строить здоровый способ жизни.
Формирование социальной культуры малышей таится в правильном каждодневном гигиеническом воспитании, поддержании санитарных норм.
Далеко не все люди, дети каких посещают садик, понимают, что означает термин индекс здоровья детей в детском саду. Желательно заранее разобраться в этой теме.
Особенности индекса здоровья
Индекс здоровья представляет собой показатель здоровья, что выражается удельным весом ребят, что не болели за год в представленном коллективе. Критерий исчисляется по итогам годового отчета. Информация для вычисления предоставляется доктору медицинским работником по итогам анализа полицевого учета болезненности в историях малышей.
К тем малышам, которые ни одного разу не болели за целый год, стоит отнести только тех, в истории недугов каких за прошлый год нет сведений об острых и обостренных хронических недугах.
То есть учитываются те болезни, что имеют отношение к не специфической резистентности. При всем этого, несчастные происшествия, различные травмирования, операции, исследования и прочее в расчет не вносятся.
Удельный вес ни единого разу не заболевших деток высчитывается на среднесписочный состав малышей в ДОУ за год. Расчёт сего критерия производится приблизительно так: складывается число деток на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев.
Для чего нужен этот показатель
При изучении недугов в заведениях учитываются показатели первичной заболеваемости и критерии распространения недуга. Частота болезней просчитывается по отдельным группам, после этого производится сравнение с уже имеющимися нормативами.
Информация о заболеваемости применяется в таких целях:
Группы здоровья
От уровня физического развития различают несколько групп:
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится тот или иной коллектив малышей, ставится разнообразный режим при наблюдении малышей в медицинских заведениях.
Формула вычисления
Дабы определить индекс здоровья детей в детском саду используется формула, по какой исчисляется соотношение чисел деток, что не заболели за год, к числу исследуемых. Показания предоставляются в процентах. По итогам делаются табличные сводки:
Критерий | Общее число детей | Детки до трех лет | Малыши старше трех лет |
Среднесписочный состав | |||
Пропуски по болезни | |||
Пропуски на ребенка | |||
Продолжительность одной болезни | |||
Число часто болеющих деток | |||
Индекс здоровья (в процентах) | |||
Заболеваемость деток в садике (в процентах) | |||
Количество малышей, что не болели за год |
Изучение тех или иных показателей, которые показаны в таблице, очень важно. Сейчас характерно стремительное ухудшение степени индекса здоровья. Очень мало деток имеют первую группу. Количество малышей с хроническими недугами растет. Поэтому, очень важно использовать разнообразные эффективные методики для сохранения и укрепления иммунитета, что относится к самому важному направлению деятельности подобных учреждений.
Таким образом, становится ясно, что индекс здоровья, который определяется по особой формуле, является важным показателем работы детского садика. Именно по этому показателю можно судить:
Если дети болеют часто и индекс соответствующий, то нужно срочно менять профилактические меры на более эффективные. Также, чтобы сохранялся хороший показатель этого критерия, следует поддерживать соответствующий уровень профилактики и санитарии. Индекс здоровья позволяет объективно оценить ситуацию заболеваемости детей дошкольного возраста не только в определенной группе, но и во всем учебном заведении.
Как рассчитать индекс здоровья детей в детском саду?
Наверное, не все родители, а особенно молодые знают, что же это такое — индекс здоровья детей. Но не спешите укорять себя, что Вы плохой родитель — просто существует некоторая информация, доводить до Вас которую не считают нужной.
Итак, индекс здоровья — это показатель здоровья, выраженный процентным соотношением детей, ни разу не болевших за год ко всему детскому коллективу.
К примеру, в детском садике N, в котором «проживают» 287 детей за весь год не болели 14 детишек
Отсюда имеем: (14*100%) /287 = 4,88%.
Получившийся результат 4,88% и есть индекс здоровья для данного детского садика.
Обычно индекс здоровья подсчитывают в четвертом квартале каждого года, но есть такие заведующие детских садов, которые ведут подобные подсчеты для себя, чтобы иметь оперативную информацию для контроля здоровья своих воспитанников.
Просто женщины всегда думают на 100 шагов вперед (даже с учетом того, что это не всегда правильно) и у них сразу все расписано: свадьба-дом-дети. Таким образом женщины ставят для себя точную цель, к которой нужно идти и после этого они начинают чувствовать себя более уверенно. А мужчины предпочитают часто принцип: будет как будет(((
Берется определенный вид работ и конкретный человек, выполняющий эту работу. Производится хронометраж времени, за которое эта работа будет выполнена. Человеко/час будет равен произведению 1(человек)на количество затраченного времени (в часах). Соответственно, если это целый коллектив, то его численность умножается на время, затраченное на производство работы.
Расчёт показателей, позволяющих определить, на сколько выполнен план, очень важен.
Итак, как найти процент отклонения от плана?
Абсолютное отклонение представляет собой разницу между 2 показателями (плановым и фактическим, базовым и расчётным). Это числовая величина.
Так как речь идёт о проценте отклонения, то будем пользоваться формулой относительного отклонения.
Отклонение в процентах будет рассчитываться по формуле:
Другой вид формулы:
Ещё можно воспользоваться такой формулой:
При этом возможны несколько ситуаций:
Пример
Предприятие работает в целлюлозно-бумажной отрасли. Имеются плановые и фактические показатели по выпуску (в тоннах) различных видов бумаги за 1 квартал 2017 года.
Нужно найти процент отклонения факта от плана.
Для каждого вида продукции делим значения «факт» на значения «план», вычитаем единицу и переводим в проценты.
По 1 и 2 показателю план не выполнен. По 3 показателю план перевыполнен.
Лицемерят и завидуют.
Если девушка выходит за нищего студента или за молодого лейтенанта ВС, никто не сможет сказать, что это свадьба по расчету, так как кроме любви, вроде бы ничего не может заставить женщину сделать такой выстрел наугад, что в лучшем случае не обеспечит ей достаток в лучшие года, а в худшем погребет под бытовыми проблемами, скромным доходом и отсутствием собственной карьеры. И никто не заподозрит то, что это свадьба тоже по расчету, а расчет таков: раз не берут обеспеченные, приходится брать что есть, в противном случае, вообще, можно остаться одной.
Если же женщина умудряется выйти замуж за обеспеченного человека, то злопыхатели, потерпевшие на этом поприще неудачу или даже не рискнувшие туда соваться, осознавая свои скромные возможности и ничтожные шансы, даже мысли не допускают, что это свадьба по любви, хотя это как раз она и есть. Правда, женщина любит не мужчину, а достаток, возможности и пр., но хоть какая-то любовь, хотя, спорить, что это расчет, сами понимаете, не приходится.
Отсюда вывод: женщина всегда выходит замуж по расчету, выбирая лучшее из того, на что она может рассчитывать.
А вод мужчине тяжело жениться по расчету. Женщина должна его привлекать физически, сексуально и для того, чтобы терпеть годами закидоны женщин, извините, никакого расчета не хватит. Женщиной должны быть предложены уникальные, по меньшей мере, средства и возможности, чтобы мужчина на такое решился.
Отсюда вывод, что свадьба это всегда союз и по любви и по расчету, по любви с мужской стороны и по расчету с женской.
Так что критиковать расчет не стоит.
Во-первых, потому что это общая практика, принятая в нашем обществе; а во-вторых, не стоит критиковать других, если сами такие же 🙂
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
марина малюкова
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление и сбережение здоровья воспитанников. Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, изучает новые современные методы и приемы, использует в работе передовой опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Наш детский сад посещает 349 детей. В результате углубленного медицинского осмотра, прошедшего в 2015г году, дети распределены по группам здоровья:
I группа – 192 ребенка;
II группа – 124 ребенка;
III группа – 33 ребенка.
Анализ посещаемости по ДОУ с июня по декабрь 2015 года показал следующее:
Посещаемость по группам
Возрастная группа 2014-2015
Подготовительная №1 20,7
Подготовительная №2 21,8
Число случаев заболевания детьми
Наименование показателей Всего зарегистрировано случает заболевания
Пневмония 1
Отравления, травмы 2
Другие заболевания 49
В ДОУ организована лечебно-профилактическая работа, в основе которой лежит контроль за состоянием здоровья детей. Она состоитиз следующих мероприятий:
1. Контроль за приемом вновь поступивших детей, их осмотр.
2. Совместная, вместе с психологом и педагогами ДОУ, оценка периода адаптации, рекомендации родителям.
3. Назначение комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.
4. Проведение плановых педиатрических осмотров детей, в период карантинов и после перенесенных заболеваний.
5. Организация и проведение профилактических осмотров детей.
6. Контроль за физическим развитием детей (Антропометрия, ее оценка, рекомендации).
8. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, совместно с инструкторами по физической культуре определение физической подготовленности детей.
10. Контроль за питанием детей ДОУ. Организация питания осуществляется согласно утвержденному десятидневному меню и соответствует требованиям СанПиНа. Средний уровень калорийности питания соответствует норме. ДОУ посещают 9 детей, нуждающиеся в диетическом питании.
11. Контроль за соблюдением режима дня.
12. Организация работы по профилактике туберкулеза (направление детей на консультацию к фтизиатру, учет справок из противотуберкулезного диспансера, работа с детьми из группы риска и диспансерными).
Ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ведется коррекционная работа. Действуют 2 группы для детей с нарушением зрения. За год прошли лечение медсестрой ортоптисткой все дети этих групп.
В соответствии с требованиями министерства здравоохранения систематически проводится медицинское обследование детей и сотрудников ДОУ. Регулярно проводятся консультации и профилактические прививки, согласно прививочного календаря. Такие процедуры проводятся только по письменному заявлению родителей и после осмотра медицинского работника
улучшение здоровья наблюдается у 25% детей, ухудшение состояния здоровья не
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.
В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий,который включает в себя следующие моменты:
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)
3. Утренняя гимнастика
4. Гимнастика после сна
5. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
6. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями
7. Занятия физкультурой на свежем воздухе.
8. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
9. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация.
10. Осуществляется витамино профилактика.
11. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.
Для этого разработали соответствующий режим дня. НОД проводится в игровой и нетрадиционной форме, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Педагоги формируют у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Организация предметно-развивающей среды в группах осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В группах созданы условия для самостоятельной активной деятельности детей, оборудованы спортивные уголки,наполняемость которых разнообразна и соответствует возрасту детей: массажные коврики, дорожки, мячи, флажки, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, дартс. Хотелось бы отметить, что наполняемость спортивных уголков не во всех группах соответствует возрасту детей (старшая №4, подготовительная№2, во второй младшей группе №1 спортивный уголок отсутствует.В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур: для полоскания полости рта (емкости для воды, йод, соль, дыхательной гимнастики после сна, массажные дорожки, обливание ног …., но мероприятия по закаливанию воспитанников проводятся не в полном объеме и не во всех возрастных группах, по причине не соблюдения режима дня.
Традиционно проводятся недели здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Ежедневно в утренние часы во всех группах ДОУ запланировано проведение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.Утренняя гимнастика включает в себя: непосредственно гимнастику, подвижные и спортивные игры. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.
Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во всех группах детского сада гимнастика проводится методически верно, с использованием музыкального сопровождения, но санитарные требования к одежде и обуви детей соблюдаются не всегда. Влажная уборка и проветривание помещений не проводятся. Инструкторы по физической культуре проводят зарядку в соответствии с планом работы. Для индивидуальных занятий инструкторы по физической культуре проводят занятия в мини тренажерном зале.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Для обеспечения двигательной активности детей в теплый и холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на учебный год, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполняются регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, учат детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В целом лечебно-оздоровительная работа велась на достаточном уровне. Исходя из анализа состояния здоровья детей,намечены задачи на следующий учебный год:
1. Повышать уровень оздоровительной работы путем внедрения новых методик и регулярного их выполнения.
2. Не снижать контрольную деятельность за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима во всех режимных моментах.
3. Вести совместно с врачом-педиатром индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье и состоящими на диспансерном учете.
4. Активно воздействовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного и валеологического просвещения родителей.
Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.
Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.
Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю для вашей работы анкету для родителей. АНКЕТА удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС 2слайд «Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.».
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.
Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ. В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих.
Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.
Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.
Индекс здоровья
Индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год(с января по январь) детей в изучаемом коллективе. Показатель определяется лишь по результатам годового отчета ДОУ. Сведения для его исчисления представляются врачу средним медработником по результатам анализа полицевого учета заболеваемости в историях развития детей.
К ни разу не болевшим детям относятся лишь те, в истории болезни которых за прошедший календарный год отсутствуют данные об острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, т. е. заболеваниях, связанных со снижением неспецифической резистентности организма. Несчастные случаи, травмы, экстренные и плановые оперативные вмешательства, клинические обследования и пр. в учет не берутся.
Удельный вес ни разу не болевших детей рассчитывается на среднесписочный состав детей в ДОУ за год. Расчет последнего показателя осуществляется следующим образом: суммируется количество детей на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев наблюдения.
Вывод:при проведении медицинского осмотра детей с использованием донозологических критериев здоровья проводят анкетный опрос родителей по определенной схеме, а также объективный осмотр ребенка.
Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет
Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет
Таблица 3: Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода
Таблица 4:Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольноговозраста
Таблица 5:Дифференциальная диагностика состояний организма ребенка по группам здоровья(рекомендации автора пособия)
Таблица6: Анкета для выявления жалоб на состояние здоровья детей
ФИО________ Пол___________ Дата рождения ______
ДОУ №______ Группа _______ Домашний адрес ______
Таблица 7: Анкета для выявления «групп риска» развития иммунологических нарушений
Таблица 8:Частота пульса (ЧП) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)
Таблица 9:Средние уровни артериального давления (АД) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)
Таблица 10:Гемограмма детей в возрасте от 1 года до 7 лет(по А.Ф. Туру, 1967)
Заключение
Развитие ребенка начинается с зачатия. Момент рождения ребенка — это не начало, а продолжение его жизни. В утробе матери происходит не только формирование тела и внутренних органов, но и формирование психики и врожденных способностей и особенностей.
Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать соответствующие условия, и здесь очень важно понимать, что есть параметры врожденные, а есть изменяемые. Иными словами, существуют определенные характеристики, которые нельзя изменить ни воспитанием, ни наказаниями, а есть характеристики, которые поддаются изменению без вреда для психики ребенка. Не зная этих особенностей, черезмерно активные родители могут «сломать» психику своему ребенку в раннем детстве совершенно из лучших побуждений, а последствия этих ошибочных действий проявятся только в подростковом возрасте.
Итак, определив врожденные особенности психики вашего ребенка, складывающиеся из многих параметров, можно более грамотно подойти к созданию условий для него, а именно: к выбору няни, детского сада, школы, кружков, программы раннего развития и т.п. А самое главное, вы сможете построить общение с ребенком наилучшим образом.
Как проходит диагностика?
Любая диагностика проходит в два этапа (в разные дни).
I этап. Вы приводите своего ребенка на снятие параметров (антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания). Все занимает 20–30 минут. Также вам необходимо/желательно иметь с собой:
· группу крови ребенка (или группы крови родителей);
· медицинскую карту, выписку из роддома, прививочную карту. Заключение врача при наличии у ребенка хронических заболеваний. Результаты допплерографии сосудов головного мозга, электроэнцефалограммы и электромагнитного сканирования мозга, если таковые исследования проводились (делать их специально для прохождения диагностики не нужно).
II этап. Выдача результата. Вы приходите на консультацию, на которой получаете распечатку с информацией в зависимости от вида диагностики, подробные устные разъяснения и ответы на Ваши вопросы. Консультация длится 80 минути записывается на компакт диск в формате Audio CD или MP3 (предупредите специалистов заранее, если хотите получить результат в MP3).
Если Ваш ребенок младше 12 лет, его присутствие на консультации по результатам исследований не рекомендуется. Дети от 12 до14 лет могут присутствовать на консультации по Вашему желанию, но мы не рекомендуем. Дети старше 14 лет, согласно законодательству РФ, обязательно должны присутствовать на консультации по результатам исследований.
Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит — как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит.
1. Венгер А.Л. « О диагностике детей и подростков»
2. С.М. Громбахом. «Современные подходы к классификации здоровья детей»