индексация ставок тарифов ржд
ФАС допустила повышение грузовых тарифов РЖД
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД в части показателя средней инфляции. Это предложение вместе с проектом доклада президенту Владимиру Путину руководитель антимонопольного регулятора Максим Шаскольский направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову (копия письма, датированного 21 сентября, и документы к нему есть в распоряжении РБК; подлинность подтвердил источник, знакомый с их содержанием).
Но, как уточнили два источника РБК, близкие к РЖД и грузоотправителям, предложение ФАС уже вернули на доработку. Как уточнил один из собеседников, службе поручили как доработать ее предложение по грузовому тарифу, так и дополнительно рассмотреть возможность повышения стоимости перевозки угля, металлов и удобрений.
Представители Белоусова, ФАС и РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в правительство.
Почему РЖД добиваются пересмотра тарифов
Грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре в первом полугодии этого года принесли РЖД около 65% выручки — 813,6 млрд руб. при выручке 1,24 трлн руб. Грузовые тарифы РЖД регулируются распоряжением 2991-р, согласно которому они в 2019–2025 годах рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Но Белозеров регулярно поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии (по данным «Коммерсанта», составит 270 млрд руб. в 2022 году). Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 годах, а также повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.
На фоне роста цен на материалы, прежде всего на металл, РЖД вернулись к обсуждению повышения грузовых тарифов, хотя ФАС всегда выступала против, ссылаясь на предсказуемость и долгосрочность действующих. Последнее предложение монополии — изменение в тарифной формуле потребительской инфляции на промышленную, поскольку та, по ее мнению, в большей степени отражает структуру затрат РЖД, писал «Коммерсантъ».
Глава РЖД Олег Белозеров предложил поменять в тарифной формуле индекс потребительской инфляции (ИПЦ) на комплексный параметр, более точно отражающий структуру изменения цен на потребляемые монополией материалы и услуги — так называемый «индекс ценового давления» (ИЦД). Такая корректировка формулы позволила бы РЖД увеличить грузовой тариф в 2022 году на 2,1 п.п. и получить 30–40 млрд руб. Об этом Белозеров даже написал 10 сентября президенту Владимиру Путину.
РЖД действуют логистически. Рост тарифов поможет реализовать инвестиционную программу перевозчика
Тарифы для пассажиров и грузоотправителей Российских железных дорог с 2022 года могут повыситься на 4,3 и 5,8 процента соответственно. С таким предложением ОАО «РЖД» обратилось в правительство. Вопрос изменения тарифной политики перевозчика обсуждался в конце октября на совещании по инвестиционной программе и финансовому плану РЖД на 2022-2024 годы у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Наблюдатели считают, что в контексте глобального тренда на повышение спроса на сырье и энергоносители потребители практически не заметят индексацию, а мультипликативный эффект для экономики будет весьма ощутимым.
О проблеме — в материале «Ленте.ру».
Устранение дисбаланса
«Как ни странно, транспортная составляющая в конечной цене товаров российских грузоотправителей в 2022 году не только не вырастет, но даже снизится по сравнению со средними показателями за последние годы. И это несмотря на планируемое повышение железнодорожных тарифов», — уверен управляющий партнер Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков.
Экспортные цены на российский энергетический уголь в Европе с мая 2021 года поднялись почти в два раза, достигнув десятилетних максимумов. При этом поставщики угля продолжают пользоваться льготными условиями перевозок по железной дороге. Фактически провоз угля оплачивают отправители других грузов за счет более высоких тарифов. Ежегодно объем такого перекрестного субсидирования составляет не менее 150 миллиардов рублей, что сопоставимо, например, с четвертью объема финансирования инвестиционной программы РЖД на текущий год.
В целом доля угля в общем объеме грузоперевозок РЖД составляет порядка 45 процентов, однако в структуре доходов компании поступления от этого сегмента в два раза ниже — всего около 21 процента.
Дело в том, что исторически железнодорожный тариф устанавливался выше для тех грузов, у которых транспортная составляющая в конечной цене меньше, и наоборот. Но эта система абсолютно не гибкая, из-за чего происходят различные перекосы.
Например, необоснованное преимущество теперь получают и некоторые угольщики. Стоимость антрацита на мировых рынках превысила цену на коксующийся уголь, а тариф РЖД на перевозку антрацита все еще на 17 процентов ниже, чем на «более дорогой» коксующийся уголь.
«В 2017 году мы активно поддерживали решение по тарифной модели «инфляция минус», но после ковида поменялась ситуация в глобальной экономике — возник разрыв между потребительской инфляцией, на которую ориентировался тариф, и ценами производителей. За последний год потребительские цены выросли на 8 процентов, а промышленные — на 26,3 процента. Это означает, что РЖД закупает продукцию, необходимую для ремонта и строительства инфраструктуры, на 30 процентов дороже, чем в прошлом году, а тариф на перевозку тех же самых грузов практически не индексируется. Повышение тарифов корректно как с макроэкономических позиций, так и с точки зрения принятых ранее договоренностей», — считает Павел Чистяков.
Управляющий партнер ЦЭИ также указывает на то, что грузоотправители в конечном итоге будут бенефициарами роста тарифов, поскольку это позволит реализовать мероприятия по повышению пропускной способности и поддерживать надежность работы инфраструктуры и тяги.
По мнению Чистякова, отдельно нужно разбираться со скидками на порожний пробег инновационных вагонов. По данным перевозчика, такая скидка каждый год оценивается в восемь миллиардов рублей, и за все время ее существования она уже составила около 50 миллиардов. Теперь ее предлагается заменить скидкой в 4,05 процента в каждом груженом рейсе.
Кроме того, намечена индексация тарифа на 4,75 процента и на контейнерные перевозки. На объемах высокотехнологичных транспортировок грузов с высокой добавленной стоимостью, как считают специалисты, это не скажется. По опыту перевозчика, — а точно такое же повышение тарифа было произведено в 2017 году, — контейнерные перевозки выросли в полтора раза. Однако за четыре года разрыв тарифа в сравнении со стоимостью перевозок грузов в обычных выгонах уже превысил 16 процентов, и это при том, что РЖД обеспечивает скорость доставки контейнеров, в два раза превышающую запланированные показатели.
Источник для преобразований
«Уровень повышения тарифов, который сегодня предлагает РЖД, расходится с предусмотренным самой монополией в ее долгосрочной программе развития показателем ежегодного роста тарифа», — говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Существенные коррективы, как он отмечает, внесла текущая экономическая ситуация. «Радикальный рост цен на потребляемые РЖД товарно-материальные ресурсы не только увеличил эксплуатационные затраты, но и повысил стоимость реализации проектов расширения инфраструктуры, в результате разбалансировал источники финансирования инвестиционной программы», — отметил Савчук.
Конечно, стабильность и прогнозируемость деятельности системообразующих компаний крайне важны для их потребителей, и, по словам Владимира Савчука, в текущей ситуации речь не идет о каких-то кардинальных и необоснованных переменах в тарифах РЖД. Напротив, считает он, «имеет место предложение по балансированию доходов с расходами, обеспечение источниками финансирования продолжения реализации масштабной инвестиционной программы». В конечном счете необходимо создавать инфраструктурные заделы для восстановления экономики и удовлетворения спроса на перевозки.
В РЖД неоднократно говорили, что в первую очередь видят в повышении тарифов источник финансирования масштабной инвестиционной программы до 2025 года, в том числе для покрытия ее дефицита, который на 2022 год составляет 270 миллиардов рублей, а за ближайшую трехлетку уже приблизился к 1 триллиону.
Сокращать запланированные объемы программы перевозчик не планирует, поскольку от ее выполнения зависит состояние и перспективы всей железнодорожной отрасли России, включая модернизацию БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры на подходах к портам, крупным промышленным центрам и многое другое. Более того, компания заявляла, что готовится скорректировать инвестиционную программу в сторону увеличения — до общего объема в 4,3 триллиона рублей. Справляться с дефицитом монополия намерена с помощью привлечения финансирования, оптимизации затрат и регулирования тарифной политики.
Индексация ставок тарифов ржд
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 34, ст. 3426; 2001, № 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, № 52 (часть I), ст. 6236; 2011, № 29, ст. 4281; № 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4596; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4321; № 53 (часть I), ст. 7616; 2015, N 41 (часть I) ст. 5629; 2017, N 31 (часть I) ст. 4754, ст. 4828), подпунктами 5.3.21.21, 5.3.21.22 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2006, N 45, ст. 4706; N 49 (часть II), ст. 5223; 2007, № 7, ст. 903; 2008, № 13, ст. 1316; № 44, ст. 5089; № 46, ст. 5337; 2009, № 2, ст. 248; № 3, ст. 378; № 39, ст. 4613; 2010, № 9, ст. 960; № 25, ст. 3181; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 18, ст. 2645; № 44, ст. 6269; 2012, № 27, ст. 3741; № 39, ст. 5283; № 52, ст. 7518; 2013, № 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; 2014, N 35, ст. 4774; 2015, N 1 (часть II), ст. 279; N 10, ст. 1543; N 37, ст. 5153; N 44, ст. 6133; N 49, ст. 6994; 2016, N 1 (часть II), ст. 239); № 28, ст. 4741, № 38, ст. 5564, № 43, ст. 6030; 2018, № 5, ст. 772; № 9, ст. 1399), пунктом 9 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 32, ст. 4051; 2013, № 27, ст. 3602; 2015, № 37, ст. 5153; 2017, N 2 (часть II), ст. 398, N 52 (часть I), ст. 8163), приказываю:
2. Установить дифференцированные по календарным периодам 2019 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги», проиндексированных в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
4. Признать утратившими силу:
— приказ ФАС России от 23 декабря 2016 года N 1835/16 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, и установлении дифференцированных по календарным периодам 2017 года индексов к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги» (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2016 года, регистрационный номер N 45011);
— приказ ФАС России от 10 ноября 2017 года N 1487/17 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 23 декабря 2016 года № 1835/16 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии», утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, и установлении дифференцированных по календарным периодам 2017 года индексов к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги» (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2017 года, регистрационный N 48844);
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В. Редько.
Руководитель | И.Ю. Артемьев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2018 г.
Регистрационный № 52321
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 21.09.2018 № 1343/18
Индексы
к ставкам тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии»
* Индексы являются предельно максимальными.
Приложение N 2
к приказу ФАС России
от 21.09.2018 № 1343/18
Дифференцированные по календарным периодам 2019 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги»
Период индексации тарифов в 2019 году | Количество дней | Предлагаемые индексы изменения тарифов* |
---|---|---|
01.01-08.01 | 8 | 1,10 |
09.01-21.02 | 44 | 0,88 |
22.02-25.02 | 4 | 1,10 |
26.02-06.03 | 9 | 0,90 |
07.03-10.03 | 4 | 1,10 |
11.03-25.04 | 46 | 0,88 |
26.04-05.05 | 10 | 0,95 |
06.05-13.06 | 39 | 1,05 |
14.06-01.09 | 80 | 1,20 |
02.09-15.09 | 14 | 1,10 |
16.09-30.09 | 15 | 1,00 |
01.10-31.10 | 31 | 0,90 |
01.11-04.11 | 4 | 1,10 |
05.11-19.12 | 45 | 0,85 |
20.12-26.12 | 7 | 1,00 |
27.12-30.12 | 4 | 1,15 |
31.12 | 1 | 1,00 |
* Тарифы на перевозку, рассчитанные с применением индексов, являются предельно максимальными.
Обзор документа
С 1 января 2019 г. меняются ставки тарифов, сборов и платы в ОАО «РЖД», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии».
Устанавливаются дифференцированные по календарным периодам 2019 г. индексы к тарифам на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах, а также в мотор-вагонном подвижном составе в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги».
Прежние приказы по этим вопросам утратили силу.
В РЖД намерены сохранить действие долгосрочной тарифной политики в 2021 году
Инвестиционная программа РЖД на 2021 год предполагает увеличение тарифов на грузовые перевозки по принципу «инфляция минус 0,1%», дополнительных корректировок не планируется. Об этом журналистам сообщил глава холдинга Олег Белозеров в кулуарах Транспортной недели.
В начале ноября бывший министр транспорта Евгений Дитрих говорил ТАСС, что Правительство России приняло решение сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД на 2021 год и отказаться от дополнительной индексации грузовых тарифов. Таким образом, повышение тарифов на железнодорожные перевозки в пределах лимита, который определен принципом «инфляция минус 0,1%», составит 3,7%.
Выпуск бессрочных облигаций
РЖД планируют в 2021 году осуществить выпуск бессрочных облигаций на общую сумму 20 млрд рублей и использовать другие механизмы заимствования, в том числе социальные облигации.
В начале июня ЦБ зарегистрировал программу и проспект бессрочных облигаций РЖД объемом до 370 млрд рублей. Компания планирует завершить размещение ценных бумаг до конца года, говорил первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов.
По словам О. Белозерова, РЖД планируют также использовать механизм социальных облигаций. Он отметил, что РЖД акцентируют внимание на реализации таких проектов, как развитие пригородного движения, в том числе модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава, и программа выпуска социальных облигаций холдинга должна найти хороший отклик у инвесторов.
Инвестпрограмма
Инвестиционная программа РЖД на 2020 год составит около 720 млрд рублей.
Ранее о возможности корректировки инвестпрограммы холдинга в сторону увеличения журналистам сообщил первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов. Компания с целью сохранения объема инвестиций осуществила несколько выпусков «вечных» облигаций, общая сумма заимствований с помощью этого механизма составит 370 млрд руб.
Обсуждение тарифных решений
РЖД в 2021 году продолжат обсуждение тарифных решений в отношении порожнего пробега вагонов и контейнерных перевозок с грузоотправителями и операторами.
Он подчеркнул, что третейским судьей в обсуждениях по-прежнему будет выступать правительство, и в результате тарифные корректировки позволят РЖД формировать более привлекательную услугу для клиентов.
Достижение целевых показателей
Инвестиционная программа РЖД на 2021 год включает в себя все ключевые проекты холдинга и позволит обеспечить выполнение целевых показателей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).
ТАСС выступает генеральным информационным партнером Транспортной недели.
Индексация ставок тарифов ржд
ФАС России подготовила проект об индексации тарифов на перевозки пассажиров в плацкарте и общих вагонах в 2021 году на 3,7%, следует из документов на госпортале проектов нормативных правовых актов.
Индексация тарифов РЖД утверждена с 2019 по 2025 год по принципу потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Перевозки пассажиров почти во всех поездах дальнего следования в РФ осуществляет «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» РЖД). Тариф для нее в регулируемом сегменте определяет ФАС, в нерегулируемом сегменте (СВ, купе и люкс) устанавливает сама компания.
«Проектом приказа предусмотрена: Индексация с 1 января 2021 года тарифов (предельно максимальных) на перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в мотор-вагонном подвижном составе в поездах дальнего следования, а также индексация сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой багажа и грузобагажа на 3,7% … с учетом изменений основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, актуализированных Минэкономразвития России», – говорится в пояснительной записке ФАС.
Проект документа предусматривает продолжение практики применения дифференцированных по календарным периодам 2020 года индексов к уровню тарифов. «При этом возможность установления индексов гибкого графика к установленным тарифам предоставляется АО «ФПК» в зависимости от спроса на перевозки за счет ограничения предельного максимального размера индекса на уровне 1,2 и ограничением среднегодового (в течение календарного года) значения индексов в расчете на количество дней значением 1,0», – добавляется в записке.
Традиционно тарифы на железнодорожные перевозки повышаются ежегодно с 1 января.