индексация военной ипотеки в 2022 году на сколько процентов и когда
Комитет ГД по обороне утвердил заключение по бюджету на 2022-2024 гг.
Состоялось заседание Комитета Государственной Думы по обороне, по итогам которого Комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении законопроект о федеральном бюджете 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.
Как заявил председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов, в ближайшее время Государственной Думе предстоит рассмотреть главный финансовый документ страны – федеральный бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., цель которого сбалансированность и эффективность.
Андрей Картаполов: «Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. Это – гарантия безопасности нашего государства. Мы утвердили на заседании Комитета заключение на бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Разделом «Национальная оборона» предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2022 году составят 3 510 419,6 млн. рублей, в 2023 году – 3 557 223,3 млн. рублей и в 2024 году – 3 811 777,5 млн. рублей. При этом доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2022 и 2023 годах по сравнению с 2021 годом (14,4%) увеличится и составит в 2022 году – 14,8%, в 2023 году – 14,5% и 15,2% в 2024 году.
При этом на ядерно-оружейный комплекс предусмотрено на 2022–2023 гг. порядка 49 млрд.руб. ежегодно (увеличение на 7,1%, на 6% по сравнению с ранее утвержденными объемами ФЗ №385-ФЗ), на 2024 г.- около 56 млрд.руб. (увеличение на 14 % относительно 2023 г.).
На Государственную программу РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в части «Национальной обороны» бюджетом на 2022-2024 гг. предусмотрено по 6 млрд.руб. ежегодно.
На Федеральный проект «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» в части «Национальной обороны» бюджетом на 2022-2024 гг. предусмотрено порядка 5 млрд.руб. ежегодно.
Наряду с общими подходами к формированию законопроекта на изменение расходов по разделу «Национальная оборона» (в 2022-2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло увеличение бюджетных ассигнований:
на увеличение численности офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в 2022 году на 28 443,0 млн. рублей, в 2023 году на 44 405,7 млн. рублей, в 2024 году на 1 794,3 млн. рублей и другое.
Анализ структуры расходов раздела «Национальная оборона» проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам».
Глава Комитета отметил, что основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации». Открытая его часть предусматривает в 2022 году в сумме 1 067,3 млрд. рублей, в 2023 году в сумме 1 110,6 млрд. рублей и 1 143,7 млрд. рублей в 2024 году.
Он также обратил внимание на то, что законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября на прогнозный уровень инфляции оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 4,0% и в 2024 году на 4,0%. Комитет по обороне поддерживает данное решение Правительства Российской Федерации.
Кроме того, он добавил, что законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих в связи с полным восстановлением указанных бюджетных ассигнований, а также ростом численности участников накопительно-ипотечной системы в 2022 году на 19 377,8 млн. рублей, в 2023 году на 25 775,6 млн. рублей.
Председатель Комитета по обороне рассказал, что законопроектом предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе:
на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 210,3 млн. рублей, в 2023-2024 годах в объеме 1 082,0 млн. рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом № 385-ФЗ;
на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 000,0 млн. рублей, в 2023-2024 годах в объеме 1 800,0 млн. рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом № 385-ФЗ;
на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 984,1 млн. рублей. Бюджетные ассигнования Законом № 385-ФЗ не были предусмотрены;
на осуществление первичного воинского учета органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 3 319,9 млн. рублей, в 2023 году в объеме 3 431,0 млн. рублей, в 2024 году в объеме 3 550,7 млн. рублей. За счет субвенций планируется осуществить финансирование переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Более того, законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2022 году на 427 209,4 млн. рублей, в 2023 году на 529 125,4 млн. рублей и в 2024 году на 57 995,0 млн. рублей.
Андрей Картаполов: «оборонный бюджет» на 2022–2024 сбалансирован и эффективен
Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 28 октября, приняла в первом чтении проект бюджета на 2022–2024 годы.
«Представленный «оборонный бюджет» сбалансированный и эффективный. В абсолютных цифрах расходы на национальную оборону в 2022 году составят 3 510 419,6 млн рублей, в 2023 году – 3 557 223,3 млн рублей и в 2024 году – 3 811 777,5 млн рублей», — сказал Андрей Картаполов
По его словам, основное место в структуре расходов составляет подраздел «Вооруженные Силы Российской Федерации». Открытая его часть предусматривает в 2022 году в сумме 1 067,3 млрд рублей, в 2023 году в сумме 1 110,6 млрд рублей и 1 143,7 млрд рублей в 2024 году.
«Мы понимаем, что бюджетные расходы должны основываться не на несбыточных желаниях, а на исключительно прагматичных расчетах достижения поставленных программных целей и возможности контроля принимаемых решений», — сказал Председатель Комитета.
«Рассмотрев проект бюджета на трехлетний период, мы убедились, что предусмотренные бюджетные средства направлены на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, а это дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальное обеспечение военнослужащих, «военных пенсионеров» и членов их семей», — добавил депутат.
Он также напомнил, что с 1 октября предусмотрена ежегодная индексация на прогнозный уровень инфляции оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2022 году на 4,0%, в 2023 году на 4,0% и в 2024 году на 4,0%. Увеличение предусмотрено и на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих в связи с полным восстановлением указанных бюджетных ассигнований, а также ростом численности участников накопительно-ипотечной системы в 2022 году на 19 377,8 млн рублей, в 2023 году на 25 775,6 млн рублей.
Разъяснения о вносимых изменениях в закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
Накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) ожидают значительные изменения. Улучшения внесены в главный закон-регулятор системы – 117-ФЗ от 20 августа 2004 года.
9 сентября 2020 года заканчивается общественное обсуждение проекта внесения изменений в этот закон.
Проект обновленного федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» безусловно направлен на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение. Проект предусматривает следующие изменения и нововведения:
1.Изменения, касающиеся реализации прав участников НИС на накопления для жилищного обеспечения:
1.1. Выплату всех денежных средств, положенных участнику в рамках системы, будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека».
Предусмотрена передача полномочий по всем выплатам в рамках НИС в один уполномоченный орган – ФГКУ «Росвоенипотека». В настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» выплачивает участникам системы фактические накопления для жилищного обеспечения с именных счетов. Те средства, которые могли бы накопить участники, положенные им при досрочном увольнении по льготной статье (денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения), сегодня выплачиваются финансовыми органами, в которых участники системы состоят на финансовом обеспечении.
Проект федерального закона предусматривает, что все выплаты будет осуществлять ФГКУ «Росвоенипотека» непосредственно при закрытии именных накопительных счетов и исключении военнослужащих из НИС.
Такой подход обеспечит оперативное и своевременное осуществление положенных при увольнении выплат, увеличит суммы инвестиционного дохода участников, а также решит вопрос своевременного и полного возврата в федеральный бюджет денежных средств, предоставленных участникам после увольнения в тех случаях, когда они несвоевременно информируют о данном факте ФГКУ «Росвоенипотека» (или не информируют вовсе), в результате чего у бывших военнослужащих возникает задолженность по возврату средств в федеральный бюджет.
1.2. Закрепляется право на продолжение участия в системе военнослужащих, ошибочно включенных, но купивших жилье.
Законопроект дает право военнослужащим, ошибочно включенным в реестр, но уже реализовавшим свое право на накопления для жилищного обеспечения (если они фактически уже получили накопления для жилищного обеспечения, средства дополняющие накопления для жилищного обеспечения или средства, предоставленные по договору целевого жилищного займа) на продолжение участия в НИС. Если же такой военнослужащий не получал средства накоплений, он подлежит исключению из реестра.
Данный подход отражает позицию Конституционного Суда Российской Федерации и способствует принципам правовой определенности и поддержания доверия к закону, защищает права военнослужащих.
1.3. Средства накоплений, получаемые после 20 лет выслуги, можно будет направлять только на цели жилищного обеспечения.
В целях повышения эффективности использования средств НИС, а также приведения в соответствие законодательства о НИС принципам обеспечения жильем, заложенным в законе о статусе военнослужащих, законопроект предусматривает предоставление военнослужащему накоплений для жилищного обеспечения в период службы только непосредственно для приобретения жилья (в виде целевого жилищного займа до возникновения права на накопления или в виде накоплений после получения права на них).
Основания возникновения права на использование накоплений при этом остаются неизменными.
Сегодня данные средства зачастую расходуются нецелевым образом и соответственно не выполняют свою социальную функцию. С внесением изменений в закон такая не отвечающая интересам жилищного обеспечения военнослужащего практика будет прекращена.
1.4. Гармонизируются право на приобретение жилого помещения и право на использование накоплений участниками НИС.
Согласно действующей редакции 117-ФЗ участник накопительно-ипотечной системы вправе приобрести жилое помещение через три года после включения в реестр. В среднем, общая продолжительность военной службы участника НИС, который приобретает жилое помещение сразу после возникновения у него такого права, составляет 8 лет. При этом право на использование накоплений возникает при достижении минимальной общей продолжительности военной службы 10 лет при досрочном увольнении по льготным основаниям.
Проект федерального закона устанавливает единый подход к возникновению у военнослужащего права на приобретение жилого помещения и права на использование накоплений при досрочном увольнении по льготным основаниям.
Законопроектом предусмотрено, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему не менее чем через 5 лет его участия в НИС. Общая продолжительность военной службы такого военнослужащего, как правило, составляет не менее 10 лет.
Ожидается, что обновленный закон исключит случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, предельному возрасту или семейным обстоятельствам.
Кроме того, такой подход увеличит сумму первоначального взноса при покупке жилья, т.е. уменьшит сумму средств, заемных в банке, и сэкономит средства бюджета на погашение банковского кредита с процентами.
2.Изменения, касающиеся уточнения норм законодательства относительно порядка участия в НИС:
Оптимизирован порядок включения в НИС прапорщиков и мичманов, солдат и сержантов.
В ходе реализации накопительно-ипотечной системы сложилась практика неоднозначного применения редакции закона в вопросе включения в НИС прапорщиков и мичманов, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Основанием участия таких военнослужащих в системе является общая продолжительность военной службы по контракту три года.
Действующий подход не обеспечивает должным образом права указанных военнослужащих на жилищное обеспечение в связи с тем, что в определенных случаях таким военнослужащим выгоднее обеспечиваться в натуральной форме, а не включаться в НИС. Дополнение, вносимое в закон, уточняет для этой категории срок общей продолжительности военной службы не более трех лет.
Также предлагается не включать солдат и сержантов, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях, в реестр участников НИС в обязательном порядке.
3.Изменения, касающиеся защиты прав членов семьи участников НИС:
3.1.Членам семьи предоставлена возможность получать накопления за погибшего участника НИС.
Законопроект закрепляет право членов семьи (а в случае их отсутствия – родителей (усыновителей)) участника НИС, который исключен из реестра с правом на использование накоплений, но в связи с гибелью (смертью) не получил их, на получение указанных средств с именного накопительного счета участника.
Такой подход защищает права членов семьи погибших военнослужащих.
3.2. За участниками НИС сохраняется право на «служебку».
Законопроект сохраняет участникам НИС право на обеспечение служебным жильем или получение компенсации за поднаем жилья в период прохождения военной службы в установленном порядке.
При этом, если участник приобрел жилое помещение по договору участия в долевом строительстве по месту военной службы, данное право сохраняется за ним до подписания акта о передаче жилого помещения. Такой подход защищает права военнослужащих – участников долевого строительства и членов их семьи, так как обеспечивает их жильем на время строительства приобретенного, но еще не достроенного объекта недвижимости.
Помимо вышеизложенного, в обновленном законе имплементированы иные уточнения юридико-технического характера.
В целом, следует отметить, что предлагаемые изменения работают в направлении оптимизации системы и более тонкой настройки действующих алгоритмов для более эффективного решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, реализация проекта федерального закона обеспечит экономию средств федерального бюджета.
Военная ипотека в 2021 году: нюансы, условия и подробности
Эксперты в этой статье
Что такое военная ипотека и НИС
Накопительно-ипотечная система обеспечения военнослужащих жильем (НИС) объединила в себе разнообразные финансовые инструменты и механизмы для приобретения жилья. В основе системы заложен механизм накопления средств, их инвестирования с целью сохранения от инфляции и получения дополнительного дохода, который также используется военнослужащим. Программу запустили в 2005 году. Ее регулирует № 117 ФЗ от 2004 года.
Участниками системы могут стать все военнослужащие, заключившие свои первые контракты после 2005 года. Для большинства из них участие обязательно, для некоторых, в основном солдатов и сержантов, добровольное.
Сначала по НИС у военнослужащего накапливаются средства за счет ежегодных взносов из бюджета и доходов от их инвестирования. Первые три года использовать средства нельзя, а дальше военнослужащий должен принять решение. Можно продолжить накапливать, преумножая за счет получения дохода от инвестирования, и использовать впоследствии для приобретения жилья. Если накопленных средств к моменту принятия решения о приобретения жилья не хватает, можно обратиться в банк для оформления военной ипотеки, используя накопленные средства как первоначальный взнос.
Военной ипотекой банки называют целевые кредиты на покупку жилья, погашение которых осуществляет государство, пока военнослужащие проходят военную службу. Погашение таких кредитов происходит ежемесячно равными платежами в размере 1/12 от утвержденного государством годового взноса, который в 2021 году составил почти 300 тыс. руб. на одного участника. Управляет НИС и выплачивает ипотечные взносы ФГКУ «Росвоенипотека», находящееся в введении Минобороны.
Какое жилье можно купить по военной ипотеке?
Кредиты по военной ипотеке выдаются по условиям банков на основе единых требований стандарта ипотечного кредитования военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 9 октября 2018 г. № 558.
Основные параметры кредита — это аннуитетный платеж и фиксированная процентная ставка. Максимальный срок кредита определяется оставшимся периодом до достижения военнослужащим предельного возраста прохождения военной службы — у большинства это 50 лет. Соответственно рассчитывается и максимальная сумма, которую может получить военнослужащий. Если оба члена семьи участвуют в НИС, то можно получить военную ипотеку совместно. По военной ипотеке разрешается покупать квартиру, частный жилой дом с землей или таунхаус, участвовать в долевом строительстве. Приобретение земли и строительство на ней дома недоступно военнослужащим с выслугой менее 20 лет, а имеющие такой стаж могут получить накопленные средства и использовать их на покупку земли и строительство дома.
Требования к жилью для военной ипотеки простые. Если военнослужащий хочет приобрести квартиру в строящемся доме, у застройщика должно быть разрешение на строительство и механизм обеспечения возврата средств. До недавнего времени таким механизмом выступали взносы застройщика в Фонд защиты прав дольщиков. Сейчас практически все застройщики перешли на механизм эскроу-счетов. Как и по «обычной» гражданской ипотеке, аккредитация застройщиков по программе «Военная ипотека» осуществляется банками.
Если военный покупает в ипотеку квартиру на вторичном рынке, к ней применяются обычные требования, как и по гражданской ипотеке. Часто банки отказываются кредитовать сделки в старых домах с высокой степенью износа или сделки, проводимые по доверенностям. Также квартира должна быть свободна от обременений и долгов по коммунальным платежам.
Отдельный дом с земельным участком по военной ипотеке можно купить, если в нем есть возможность прописаться. Участок при этом тоже должен находиться в собственности. А вот купить дачу не получится. Приобретение долей в квартире или частном доме законодательством о НИС также не предусмотрено.
Накопления по военной ипотеке
Накопления состоят из взносов от государства и дохода от их инвестирования. Размер годового взноса одинаковый для всех военнослужащих независимо от званий, родов войск и выслуги лет. Ежегодно он увеличивается. В 2005 году, когда военную ипотеку запустили, годовая субсидия составляла 37 тыс. руб. В 2010 году — уже 175 тыс. руб. В 2020 году сумма достигла 288 тыс. руб. в год, или 24 тыс. руб. в месяц. В 2021 году субсидия составляет 299 081 руб. в год, или 24 923 руб. в месяц. Размер накоплений, который накопился на счету военнослужащего, можно узнавать ежегодно в воинской части.
Как это работает? Допустим, военнослужащий стал участником НИС в январе 2018 года. В январе 2021 года он решил взять в ипотеку двушку в новостройке за 4,3 млн руб., оформив кредит под 6% годовых на 20 лет. Максимальная сумма по кредиту для него составит порядка 3,5 млн руб. К моменту открытия ипотеки за три года на его счете накопилось более 800 тыс. руб. Этими деньгами он может оплатить около 20% стоимости квартиры. Месячный платеж составит 24 923 руб. (1/12 годового взноса за 2021 год).
Взнос растет ежегодно, а вот платеж за квартиру остается неизменным. Поскольку ФГКУ «Росвоенипотека» выплачивает именно 1/12 взноса, остаток с каждого ежемесячного платежа в последующие годы будет уходить на частичное досрочное погашение кредита.
Кто может получить военную ипотеку
На военную ипотеку могут рассчитывать только военные-контрактники. В обязательном порядке в НИС включаются:
Некоторые другие категории военнослужащих могут подать рапорт о включении в НИС в добровольном порядке. Напомним, что право на приобретение жилья наступает у военнослужащего через три года после вступления в НИС.
Константин Ярославцев, руководитель ФГКУ «Росвоенипотека»:
— Накопительно-ипотечная система — одна из важнейших форм социальной поддержки военнослужащих. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в денежную форму в виде накопительно-ипотечной системы расширил возможности в приобретении жилья и позволил сотням тысяч семей военных решить жилищный вопрос с помощью государства и банков.
Система развивается в ногу со временем и уже доказала свою эффективность на деле и при этом постоянно совершенствуется. Сейчас участникам НИС на рынке жилья доступно почти все — от покупки квартиры на вторичном рынке до долевого участия в строительстве жилья с применением мер государственной поддержки, а также покупка жилого дома и земельного участка, на котором он расположен. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, пользуясь возможностями НИС, военнослужащий располагает полной самостоятельностью от выбора стратегии (копить средства или приобретать жилье) до выбора региона и населенного пункта независимо от места прохождения военной службы, потребительских свойств и качества жилья.
Необходимо отметить, что военнослужащие при приобретении жилья наравне с обычными гражданами могут использовать все существующие механизмы государственной поддержки семей с детьми, начиная от материнского капитала до выплаты на третьего или последующих детей в размере 450 тыс. руб. А при приобретении жилья в новостройках получают ипотеку также по пониженным ставкам.
В какие банки обращаться?
Ставка по военной ипотеке по обычным программам начинается с 6,75%. Предоставляют военную ипотеку 13 банков:
Пять банков из списка предоставляют военнослужащим с двумя и более детьми льготную семейную ипотеку по ставке около 5%. Ставка на приобретение новостройки по программам господдержки — около 6%.
Могут ли отказать?
У банка есть право отказать военнослужащему в военной ипотеке, равно как и любому другому гражданину в любом другом кредите. Чаще всего банк принимает такое решение, если у человека плохая кредитная история, уже имеется крупный кредит или ипотека. Все же процент одобрений кредитов по военной ипотеке существенно выше, чем по гражданской, утверждают в «Росвоенипотеке».
Рефинансирование
С 2018 года доступно рефинансирование военной ипотеки под более низкий процент. Сегодня такая услуга есть в большинстве банков, работающих по военной ипотеке. В 2021 году рефинансирование доступно по ставке от 6,75% годовых. По данным «Росвоенипотеки», такой возможностью воспользовалось уже более 45,8 тыс. участников НИС.
Например, у семьи супругов-военных родилась двойня, и в 2020 году они решили рефинансировать ипотеку по семейной программе под 6%. Месячный платеж для них сократился с 38 тыс. до 30 тыс. руб. Это значит, что полностью погасить ипотеку они смогут не в 2028 году, а в середине 2027-го.
Что будет с квартирой, если уйти со службы до погашения ипотеки?
Если военнослужащий расторг контракт, отслужив менее 20 лет, он лишается права на средства и должен будет возвращать в течение десяти лет все, что ему предоставило государство, и выплачивать ипотечный кредит самостоятельно. При своевременном внесении платежей квартира остается в собственности бывшего военнослужащего.
Есть исключения — «льготные основания» увольнения. Например, если военнослужащий уволился после десяти лет службы по сокращению, ушел в отставку по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам, возвращать предоставленные средства ему не придется, но если кредит к моменту увольнения был еще не погашен — гасить придется самостоятельно в соответствии с действующим графиком. В некоторых случаях таким уволившимся положена выплата за годы, недослуженные до 20 лет, с помощью которой можно погасить часть кредита или полностью.
Когда военнослужащий уволился после 20 лет службы, но так и не воспользовался накопленными средствами из НИС, он может получить их от государства и потратить по своему желанию.
Комментарии экспертов
Александр Трыкин, руководитель отдела продаж IKON Development:
— Как часто военнослужащим, которые не включаются в НИС автоматически, дают право участия в военной ипотеке по рапорту? Что для этого нужно?
— Накопительная программа для военнослужащих была разработана в 2005 году. Чтобы стать участником НИС, заемщику необходимо числиться в рядах военнослужащих по контракту, иметь гражданство РФ и быть включенным в реестр участников программы. Закон дает возможность стать участниками программы сержантам, старшинам, солдатам, матросам, заключившим второй контракт, офицерам и выпускникам военных вузов и училищ, заключившим контракт, или сотрудникам Росгвардии, прапорщикам, мичманам, прослужившим по контракту три года. Отвечает за внесение этой информации в личную карточку НИС воинская часть.
Но программа появилась лишь в 2005 году, поэтому многие военнослужащие не попали в нее автоматически, но обладают правом воспользоваться установленными законом льготами. Для этого военнослужащему необходимо подать рапорт, в котором указываются личные данные и подтверждение того, что он ознакомлен со всеми правами и обязанностями, содержащимися в программе, и заявляет о своем желании быть включенным в реестр участников. Уведомление об открытии лицевого счета будет направлено на почту.
Ирина Дзюба, заместитель генерального директора MR Group:
— Включение в программу по рапорту — такая же стандартная процедура, как и автоматическое включение. Чтобы быть включенным в НИС по рапорту, военнослужащий должен соответствовать условиям одной из добровольных категорий участников НИС.
Для рефинансирования военной ипотеки обязательна хорошая кредитная история. Если ипотека оформлялась не на покупку квартиры, а на ИЖС, то выбор банковских программ будет ограничен.