индексация зарплаты медработникам в 2021 году
Индексация зарплаты медработникам в 2021 году
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 847 “О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения”
Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Участниками пилотного проекта являются осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления, следующие учреждения:
а) федеральные государственные учреждения здравоохранения по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения (за исключением федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также федеральных государственных учреждений здравоохранения, на которые не распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»);
б) государственные учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные учреждения здравоохранения.
должностные оклады по группам должностей работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации;
выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации;
в) сумма выплат работнику по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в рамках реализации пилотного проекта не может быть в абсолютном выражении меньше суммы выплат по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в действующих системах оплаты труда;
г) постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» применяется в отношении федеральных государственных учреждений здравоохранения, участвующих в пилотном проекте, с учетом настоящего постановления.
4. В учреждениях могут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые федеральными государственными учреждениями здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, государственными учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями здравоохранения по согласованию с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:
6. В целях реализации пилотного проекта:
а) Министерству здравоохранения Российской Федерации до 30 июня 2021 г.:
утвердить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения, перечень расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областей и г. Севастополя федеральных государственных учреждений здравоохранения, участвующих в пилотном проекте;
провести с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения, и высших исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областей и г. Севастополя анализ систем оплаты труда, действующих в учреждениях, участвующих в пилотном проекте (включая анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определение средних значений должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера);
б) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации до 31 июля 2021 г.:
разработать методологию формирования систем оплаты труда работников на основе анализа действующих систем оплаты труда;
утвердить методические рекомендации по применению групп должностей работников при установлении размеров должностных окладов;
в) Министерству здравоохранения Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 31 августа 2021 г. провести расчетную апробацию систем оплаты труда работников взамен систем оплаты труда, применяемых в учреждениях, участвующих в пилотном проекте, с оценкой изменения заработной платы каждого работника при внедрении систем оплаты труда в рамках пилотного проекта;
г) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на основании результатов подготовительного этапа реализации пилотного проекта подготовить предложения о размере расчетной величины, указанной в подпункте «б» пункта 3 настоящего постановления, а также о размерах региональных коэффициентов и методике их расчета;
д) Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании результатов подготовительного этапа реализации пилотного проекта подготовить предложения об определении групп должностей работников для установления должностных окладов, о размерах коэффициентов сложности труда, формировании единых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также о размерах и условиях осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
7. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областей и г. Севастополя организовать реализацию пилотного проекта в соответствии с настоящим постановлением.
8. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования представить в Правительство Российской Федерации:
а) до 30 сентября 2021 г. подготовленные на основе проведенных в ходе подготовительного этапа реализации пилотного проекта анализа и расчетной апробации систем оплаты труда работников:
проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении размера расчетной величины, указанной в подпункте «б» пункта 3 настоящего постановления, групп должностей работников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов и методики их расчета, коэффициентов сложности труда, единого перечня выплат компенсационного характера, единого перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера для целей реализации пилотного проекта;
предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;
б) до 30 июня 2022 г.:
доклад по итогам реализации пилотного проекта;
проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системам оплаты труда работников для целей их применения на всей территории Российской Федерации;
предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда работников на всей территории Российской Федерации.
9. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений здравоохранения, и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системам оплаты труда работников утвердить согласованные с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования планы мероприятий по введению систем оплаты труда в указанных учреждениях с определением срока перевода работников на новые условия оплаты труда.
10. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Обзор документа
В 2021-2022 гг. в Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе решено провести пилотный проект по введению новой системы оплаты труда в здравоохранении.
Оклады медработников будут рассчитываться с учетом коэффициента дифференциации в зависимости от сложности труда, а также региональных коэффициентов. Последние должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет после их установления в соответствии со специальной методикой.
Будут установлены единые перечни компенсационных и стимулирующих выплат.
Зарплата медработников во время проведения пилотного проекта не должна быть ниже той, что установлена по действующей системе.
Как изменится оплата труда медработников в декабре 2021 года
О необходимости повышения зарплаты медикам политики и чиновники говорят давно, и в пандемию коронавируса вопрос достойной оплаты труда врачей и медсестер встал особенно остро. Поэтому в Министерстве здравоохранения разработали проект, касающийся условий оплаты труда врачей, среднего и младшего медперсонала. Эксперимент начнется 1 декабря 2021 года в некоторых регионах России.
В чем суть эксперимента
Проект предполагает изменение подхода к расчету заработной платы медиков. Будут учитывать такие составляющие:
Появятся также стимулирующие выплаты — процентные надбавки за интенсивность работы, результаты работы и профессионализм. Суммы доплат планируется высчитывать, исходя из суммы заработной платы:
В медицинских учреждениях сформируют премиальные фонды, из которых будут поступать выплаты персоналу:
Дополнительные компенсации, сумма которых составит от 10 до 60%, получат:
Расчет зарплаты и другие выплаты удобно вести в 1С: Зарплата и управление персоналом. Первые 14 дней бесплатно!
Где введут новые правила
Пока для введения пилотных условий определены следующие регионы:
Срок эксперимента: с 1 декабря 2021 по 31 марта 2022 года.
Если схема вознаграждения медиков хорошо себя покажет за это время, то ее введут на постоянной основе на территории всей России. Об этом сказали представители Министерства здравоохранения.
Поделитесь, как вам такие нововведения?
Представлены коэффициенты для расчета окладов медиков по новой системе оплаты труда
«Параметры разработаны с учетом анализа данных о фактических системах оплаты труда и зарплатах в государственных учреждениях здравоохранения, где трудятся свыше 2 млн медицинских работников. При разработке проекта постановления учитывались результаты расчетных апробаций (моделирования) новой системы оплаты труда в пилотных регионах, при этом моделировании рассчитывались заработные платы для 173 тысяч работников», – рассказали в Минздраве.
Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:
1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.
2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.
3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.
4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.
5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.
6. Медицинская сестра участковая – 1,44.
7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.
8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.
10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.
11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.
12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.
13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.
14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.
15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.
16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.
Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.
Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.
Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.
Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.
На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).
О пилотном проекте
Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2021 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.
В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2021 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2021 года.
Путин обещает врачам и учителям по две средние зарплаты до конца года
Президент напомнил о своих майских указах
Российским школам не хватает учителей. Фото агентства городских новостей «Москва»
Врачам и учителям пообещали до конца года выплатить зарплаты с учетом обязательств, которые государство взяло на себя еще в 2012 году, когда по майским указам было установлено правило: эти категории бюджетников должны получать не менее чем два размера средней зарплаты, установленной в регионе. Правило до сих пор выполняется со скрипом, и главным индикатором этого является нарастающий дефицит кадров как в медицине, так и в среднем образовании. А в итоге в российских школах не заполнены треть вакансий преподавателей, математику преподают учителя физкультуры, библиотекари – литературу.
Хотя чиновники уверяют, что майские указы в основном выполняются и учителя с медиками якобы получают не меньше 200% от средней зарплаты по региону, несправедливое распределение в каждом конкретном коллективе, когда руководители получают неоправданно больше, чем линейные сотрудники, необходимость брать по 1,5–2 ставки, чтобы выйти на достойный уровень оплаты, – все эти проблемы, о которых наша газета писала в начале года (см. «НГ» от 14.02.21), пока сохраняются, если судить по сообщениям с мест. И именно низкие зарплаты становятся основной причиной другой беды – просто нехватки учителей и врачей.
Причем если в феврале основной причиной проблемы называлась нехватка средств у регионов, то теперь, похоже, доходы у них растут, и бюджетных причин не выполнять указы без всяких уловок (например, включения в учет выплат за ведение классов, на что обратил внимание в среду Путин) стало меньше. Судя по данным института «Центр развития» ВШЭ, рост доходов регионов в январе-сентябре составил 19,6% (год к году), даже несмотря на сокращение объема трансфертов из федерального бюджета на 2%. Однако в этот же период регионы сократили расходы на здравоохранение почти на 11%. Расходы по разделу «социальная политика» в номинальном выражении выросли на 4,7%; но в неизменных ценах они сократились по сравнению с 2020-м на 1,6%. Рост расходов на образование составил 10,5%, однако учителя продолжают жаловаться на низкие зарплаты, а в школах не хватает учителей.
По данным доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, из 1,5 млн требуемых учителей есть только 1,1 млн, то есть 400 тыс. позиций не заняты (в прошлом году глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко оценивала дефицит в сфере школьного образования в 250 тыс. человек). В стране наблюдается также дефицит врачей. По состоянию на 2020 год дефицит составлял 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала. По данным Росстата, дефицит врачей по регионам составляет до 20%.
В самарских школах не хватает 600 учителей, отмечают местные СМИ. Платить нужно достойно, тогда и учителя не будут разбегаться, комментируют читатели. «Работаю учителем 37 лет, имею высшую категорию. Ставка высшей категории, соответственно квитку, 9,3 тыс. руб. плюс доплаты по баллам. При нагрузке 38 часов получаю чистыми 24 тыс. О каких средних 33 тыс. руб. может идти речь?» – задает вопрос читательница Ирина. «Знакомая учитель русского языка и литературы работает в магазине хозтоваров. Говорит, заплата больше, а нервов мотать меньше», – пишет другой. «Оптимизировали: директор 250 тыс. руб., учитель 15 тыс. руб.», – объясняет причины удовлетворяющей чиновников средней статистики третий.
В Новосибирске из школы уволились 14 учителей за полгода. Родители винят директора в слишком большой нагрузке на учителей. «Из-за нехватки один учитель ведет по два-три предмета, но они не по своей специальности работают. Библиотекарь вела литературу, например», – жалуются они. Во Владивостоке проявилась новая проблема: трех учителей средней школы отстранили от работы из-за отсутствия прививок от коронавируса, и уже неделю из-за этого не ведутся занятия по нескольким предметам, учебные часы сократили до трех в день. На 350 старшеклассников, многим из которых скоро сдавать экзамены, приходится всего шесть учителей-предметников, жалуются родители райцентра Новичиха в Алтайском крае.
Савватеев, который ежегодно посещает полсотни школ по всей России, подтверждает, что география проблемы нехватки учителей весьма широкая. «Заходишь в Слюдянку (город в Иркутской области. – «НГ»), а там куратор из Иркутска включает лекции Павла Виктора, великого физика из Одессы. Заходишь в сельскую школу в Адыгее, а там физрук ведет математику», – говорит он.
Такая большая разница в зарплатах и условиях жизни приводит к оттоку кадров из менее развитых регионов и территорий в более развитые, и прежде всего – в крупные города, считает эксперт. Причем уезжают в поисках лучшей жизни в основном молодые и квалифицированные специалисты.
«В случае с врачами и медработниками оттоку кадров из регионов способствовала в том числе пандемия коронавируса, когда столичные власти стали приглашать на работу в ковидные госпитали врачей из регионов и предлагали им зарплату, в разы превышающую их заработки дома», – говорит Киселева.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.