индексы процессов являющихся формами массового конфликта

Вопрос 11. Конфликт больших социальных групп

Большая группа –это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Формы массовых конфликтных действий людей.

Массовые действия могут быть как слабо организованными (паника, беспорядки, погромы), так и достаточно хорошо спланированными и подготовленными (митинги, демонстрации, войны, революции). Многое зависит от того, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить большими массами людей, или нет.

К формам массовых конфликтных действий относятся:

1.Массовая истерия– состояние всеобщей нервозности в социуме, повышенной возбудимости и страха у населения. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», военная шпиономания, поиск «врагов народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации реальной угрозы «третьей мировой войны» в 1960-е годы.

2.Распространение слухов это передача от человека к человеку определенных сведений, которые возникают из анонимных источников, и быстро распространяется по неофициальным каналам среди всего населения социума. Слухи могут быть ложными и истинными, в последствии они подтверждаются или не подтверждаются. Как правило, они возникают в ситуации дефицита информации или в тех случаях, когда население просто уже не верит официальной информации СМИ. Совокупность людей, которые активно распространяют слухи, составляет аудиторию слуха. Аудитория слуха – не просто сумма пассивных получателей информации. Многие не только передают новость дальше, но и что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности, либо полностью искажают её смысл. Распространение слухов, как массовое действие, построено на четком распределении ролей. Одни исполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добавляя к полученной новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности данного слуха, либо активных «сторонников», горячо отстаивающих его. Большинство населения остается в роли простых слушателей. Особой разновидностью слухов выступают сплетни. Информация о злоумышленниках, крадущих детей и насилующих женщин в лифтах, о предстоящем повышении цен на продукты первой необходимости – это всё виды сплетни. Они основаны на подсознательной боязни населения перемен. Новости о том, кто с кем разводится, кто на ком женится – это всё сплетни. Они основаны на естественном любопытстве граждан.

3. Паника – форма массового поведения, когда люди столкнувшись с некоторой опасностью, принимают нескоординированные действия. Участники паники действуют самостоятельно, часто, мешая, и травмируя друг друга. Паника часто случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, ливень, наводнение, внешнее нашествие. Когда индивид убеждается, что все известные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди тоже охвачены паникой. Возникает цепная реакция панических действий.

4. Демонстрация – это организованное коллективное шествие в защиту каких-то прав или в знак протеста против чего-либо. Демонстрация требует определённой подготовки: разрешения властей, изготовления транспарантов, выбора маршрута движения, порядка выступающих. Демонстрации способны вызвать серьёзные социальные изменения в обществе. Перестройка 1980-х годов вызвала волну демонстраций и забастовок в разных регионах СССР. Хотя в них принимало участие менее 10% населения страны, демонстрации и акции социального протеста оказались весьма эффективными: распалась советская держава, сменился общественно-политический строй, распалась международная коммунистическая система.

6. Бунт – собирательное понятие, обозначающее целый ряд стихийных форм массового социального протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит недовольство чем-либо или кем-либо (чаще всего властными структурами). Бунт может относиться к конкретной организации (бунт на корабле) или к социальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (массовое негодование), а затем в организованное массовое поведение (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий). Бунт означает открытое неподчинение и сопротивление официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории, происходили во Франции совсем недавно, в Америке 1960-х (против войны во Вьетнаме). Известны бунты в армейских гарнизонах, в негритянских гетто.

Причины массовых конфликтов. можно выделить четыре основные группы:

1. Нереализованная потребность большой социальной группы.

2. Социальное неравенство в обществе.

3. Разная степень участия социальных групп во власти.

4. Несовпадение целей и интересов больших групп людей.

Источник

Типология конфликтов

Субъекты конфликта

Субъектами (носителями) конфликта являются крупные социальные группы.

Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций.

Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:

3. Третьи силы заинтересованные в разрешении конфликта относятся к различным социальным институтам государства.

1) По форме проявления существуют неантагонистические (примиримые) и антагонистические конфликты. В определённых условиях неантагонистические конфликты могут перерастать в неразрешимые, антагонистические конфликты.

2) По степени охвата бывают конфликты полные и развёрнутые, когда в него вовлечена вся совокупность потребностей, интересов и ценностей общества, и конфликты частичные, когда они основываются на противоречии какой-либо одной сферы жизнедеятельности (семья, образование, быт, религия, этнические проблемы).

3) По сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально- этнические, религиозные, духовно- идеологические.

Конкретные условия возникновения конфликтов предопределяют и формы их развития:

а) латентную (скрытую),

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития:
1-предконфликтная; 2-конфликтная; 3-разрешение конфликта; 4-постконфликтная.

1. Предконфликтная — это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы.

Однако, на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт «переоценка ценностей», т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике.

Тогда «фаза переоценки ценностей» может стать «фазой выбора» программы поведения, состоящей из 3 альтернатив:

2) снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму;

3) поиски способов полного разрешения конфликта.

Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации.

При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.

Условия успешного разрешения конфликтов
В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.

1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание «деловой зоны» конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации.

2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.

3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей преодоления конфликта.

Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.

Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе.

Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов.

В России особенностью разрешения конфликтных ситуаций является максимализм сторон, что не позволяет достичь консенсуса, снять мотивы, глубинные источники социальной напряжённости.

Данный максимализм наиболее отчётливо проявляется в России в этно-национальных конфликтах, где одна из конфликтующих сторон отстаивает принцип суверенитета.

Этот принцип суверенитета действительно является наиболее авторитетным в разрешении национальных конфликтов, но может повлечь ухудшение материального положения местного населения и вызвать не межнациональный, а внутренний конфликт. Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.

В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта.

Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения

индексы процессов являющихся формами массового конфликта

«Массовое сознание» по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика).

«Массовое сознание» возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности.

С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания.

Структура «массового сознания» складывается из:

— общественного мнения (совокупность оценок),

— ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, » общественного настроения».

Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

Массовые действия как форма конфликта

Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста.

Он выражается в различных формах:

— насильственные действия (заложники),

Организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления.

Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты.

В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Юридическая конфликтология (стр. 4 )

индексы процессов являющихся формами массового конфликтаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

индексы процессов являющихся формами массового конфликта

1. Роль органов прокуратуры, полиции, общественных организаций в осуществлении профилактической работы по предупреждению конфликтов.

2. Использование правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм, обеспечивающих регулирование норм поведения конфликтеров.

3. Неюридические способы решения конфликтов (разработка программ, способствующих преодолению культурных, расовых, родовых и национальных различий, оказание психологической помощи молодым семьям и др.).

4. Использование теории игр для ведения переговоров, методик эмоционально-психологического предупреждения конфликтов.

5. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Определите место дисциплины «Юридическая конфликтология» и ее научный статус в системе наук о конфликтах.

2. Опишите специфику юридических (правовых) конфликтов как разновидности конфликтов социальных.

3. Каково основное содержание нормативно-юридических конфликтов?

4. Сформулируйте функции правового государства в разрешении конфликтов.

5. Каковы основные способы регулирования конфликтов на основе конституционных норм?

6. Раскройте особенности гражданского судопроизводства в разрешении конфликтов физических лиц (граждан).

7. Обозначьте правовые механизмы регулирования конфликтов юридических лиц.

8. Выделите особенности предмета уголовного судопроизводства.

9. Что такое «юридический консенсус»?

10. Раскройте сущность понятия «институционализация конфликта».

11. Какова роль государственно-правовых органов в предупреждении конфликтов?

12. Что такое «неюридические способы» разрешения конфликтов?

6.Примерная тематика рефератов

1.Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.

2.Понятие юридического конфликта.

3.Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.

4.Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.

5.Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.

6.Специфика ложных юридических конфликтов.

7.Конфликты в нормативно-правовой сфере.

8.Криминальный конфликт и его специфика.

9.Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.

10.Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.

11.Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.

12.Конфликты физических лиц(граждан)и гражданское судопроизводство.

13.Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.

14.Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.

15.Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.

16.Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.

17.Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.

18.Юридические способы предупреждения конфликтов.

19.Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.

20.Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.

7. Перечень примерных вопросов к экзамену по юридической конфликтологии

1. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.

2. Понятие юридического конфликта.

3. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.

4. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.

5. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.

6. Специфика ложных юридических конфликтов.

7. Конфликты в нормативно-правовой сфере.

8. Криминальный конфликт и его специфика.

9. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.

10. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.

11. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.

12. Конфликты физических лиц (граждан) и гражданское судопроизводство.

13. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.

14. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.

15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.

16. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.

17. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.

18. Юридические способы предупреждения конфликтов.

19. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.

20. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.

8. Примерный перечень тестовых заданий

1. Юридическая конфликтология – это наука:

2. Юридическая конфликтология как отрасль конфликтологии возникла:

а) в середине XIX в. в) вместе с возникновением человечества

б) в середине XX в. г) в сентябре 2012 г.

3. Объектом юридической конфликтологии является________________________________

4. Какой термин точнее других отражает сущность и содержание конфликта:

5. Кто является автором «Общей теории конфликта»:

а) Беркович г) Боулдинг

б) Зиммель д) Лоренц

6. Диагностику социального конфликта следует начинать с выяснения:

в) позиций его сторон

г) полного состава его участников

д) способа его решения

е) актуальной стадии его развития

7. Пронумеруйте стадии конфликта в той последовательности, которая обычно присуща динамике его развития:

__ конфликтная ситуация; __ инцидент; __скрытый конфликт; __ первая апелляция;

__ вторая апелляция; __идейная конфронтация; _ «порочный круг»; __ личная конфронтация.

8. Конфликт можно разрешить, используя __ способа. Вставьте пропущенную цифру.

9. Посредничество в конфликте осуществляется в ___ основных формах.

10. Кто должен принимать окончательное решение в ходе медиативных переговоров?

б) одна из сторон переговоров

11. Как в литературе обычно называют противоборствующих в конфликте субъектов?

Источник

Юридическая конфликтология (стр. 4 )

индексы процессов являющихся формами массового конфликтаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

индексы процессов являющихся формами массового конфликта

1. Роль органов прокуратуры, полиции, общественных организаций в осуществлении профилактической работы по предупреждению конфликтов.

2. Использование правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм, обеспечивающих регулирование норм поведения конфликтеров.

3. Неюридические способы решения конфликтов (разработка программ, способствующих преодолению культурных, расовых, родовых и национальных различий, оказание психологической помощи молодым семьям и др.).

4. Использование теории игр для ведения переговоров, методик эмоционально-психологического предупреждения конфликтов.

5. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Определите место дисциплины «Юридическая конфликтология» и ее научный статус в системе наук о конфликтах.

2. Опишите специфику юридических (правовых) конфликтов как разновидности конфликтов социальных.

3. Каково основное содержание нормативно-юридических конфликтов?

4. Сформулируйте функции правового государства в разрешении конфликтов.

5. Каковы основные способы регулирования конфликтов на основе конституционных норм?

6. Раскройте особенности гражданского судопроизводства в разрешении конфликтов физических лиц (граждан).

7. Обозначьте правовые механизмы регулирования конфликтов юридических лиц.

8. Выделите особенности предмета уголовного судопроизводства.

9. Что такое «юридический консенсус»?

10. Раскройте сущность понятия «институционализация конфликта».

11. Какова роль государственно-правовых органов в предупреждении конфликтов?

12. Что такое «неюридические способы» разрешения конфликтов?

6.Примерная тематика рефератов

1.Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.

2.Понятие юридического конфликта.

3.Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.

4.Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.

5.Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.

6.Специфика ложных юридических конфликтов.

7.Конфликты в нормативно-правовой сфере.

8.Криминальный конфликт и его специфика.

9.Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.

10.Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.

11.Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.

12.Конфликты физических лиц(граждан)и гражданское судопроизводство.

13.Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.

14.Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.

15.Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.

16.Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.

17.Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.

18.Юридические способы предупреждения конфликтов.

19.Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.

20.Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.

7. Перечень примерных вопросов к экзамену по юридической конфликтологии

1. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.

2. Понятие юридического конфликта.

3. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.

4. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.

5. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.

6. Специфика ложных юридических конфликтов.

7. Конфликты в нормативно-правовой сфере.

8. Криминальный конфликт и его специфика.

9. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.

10. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.

11. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.

12. Конфликты физических лиц (граждан) и гражданское судопроизводство.

13. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.

14. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.

15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.

16. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.

17. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.

18. Юридические способы предупреждения конфликтов.

19. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.

20. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.

8. Примерный перечень тестовых заданий

1. Юридическая конфликтология – это наука:

2. Юридическая конфликтология как отрасль конфликтологии возникла:

а) в середине XIX в. в) вместе с возникновением человечества

б) в середине XX в. г) в сентябре 2012 г.

3. Объектом юридической конфликтологии является________________________________

4. Какой термин точнее других отражает сущность и содержание конфликта:

5. Кто является автором «Общей теории конфликта»:

а) Беркович г) Боулдинг

б) Зиммель д) Лоренц

6. Диагностику социального конфликта следует начинать с выяснения:

в) позиций его сторон

г) полного состава его участников

д) способа его решения

е) актуальной стадии его развития

7. Пронумеруйте стадии конфликта в той последовательности, которая обычно присуща динамике его развития:

__ конфликтная ситуация; __ инцидент; __скрытый конфликт; __ первая апелляция;

__ вторая апелляция; __идейная конфронтация; _ «порочный круг»; __ личная конфронтация.

8. Конфликт можно разрешить, используя __ способа. Вставьте пропущенную цифру.

9. Посредничество в конфликте осуществляется в ___ основных формах.

10. Кто должен принимать окончательное решение в ходе медиативных переговоров?

б) одна из сторон переговоров

11. Как в литературе обычно называют противоборствующих в конфликте субъектов?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *