индемнитет в конституционном праве зарубежных стран это
Индемнитет в конституционном праве зарубежных стран это
5. индемнитет
Этот термин имеет два значения.
Первое значение – неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и запросы, поправки и т.п. Приведем несколько примеров нормативного установления индемнитета.
Статья 51 Конституции Японии гласит: «Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате». Испанская конституция в ч. 1 ст. 71 предусматривает более широкий объем индемнитета: «Депутаты и сенаторы будут пользоваться неприкосновенностью в случае высказывания мнений при осуществлении своих функций» (т.е. не только в стенах палаты), а Регламент Сената 1982 года идет еще дальше: «Сенаторы будут пользоваться, даже после прекращения своего мандата, неприкосновенностью в случае высказывания мнений в парламентских документах и голосования при осуществлении своей функции». Близко к этому регулирование, содержащееся в Регламенте Конгресса депутатов. Неответственность в Испании, таким образом, носит абсолютный и пожизненный характер.
Впрочем, германский Основнойзакон формулирует принцип индемнитета не столь безоговорочно. Согласно ч. 1 его ст. 46 «депутат ни в какое время не может преследоваться ни в судебном, ни в дисциплинарном порядке или даже привлекаться к ответственности вне Бундестага за свое голосование или за высказывание, сделанное в Бундестаге или в одном из его комитетов. Это не относится к клеветническим оскорблениям».
Очевидно, что злоупотребление индемнитетом, равно как и любым другим правом, не может оставаться безнаказанным. Германская конституционная формулировка избавляет судей от необходимости ограничительно толковать данный принцип, что необходимо, если его границы нормативно не установлены.
В связи с индемнитетом следует упомянуть еще одну гарантию для парламентариев, предусмотренную конституционным правом ряда стран, которая близка как индемнитету, так и иммунитету. Речь идет о праве отказываться от дачи свидетельских показаний. Например, ст. 79 Конституции Словацкой Республики гласит: «Депутат может отказаться свидетельствовать в делах, о которых узнал при осуществлении своей функции, притом и тогда, когда уже перестал быть депутатом». Еще более широко сформулирована данная гарантия в Основном законе для Германии согласно ст. 47 которого, «депутаты имеют право не давать показаний относительно лиц, которые доверили им как депутатам какие-либо факты либо которым они в этом качестве доверили факты, а равно о самих таких фактах. В пределах такого права на отказ от дачи показаний выемка документов не допускается».
Социалистическое государственное право обычно не предусматривает такой гарантии для депутатов, как индемнитет. В Китае Закон об организации ВСНП предусмотрел ее только для тех депутатов, которые входят в состав Постоянного комитета ВСНП.
В Палате общин Великобритании и в некоторых других парламентах существует понятие «преступление против парламента», которое чаще всего проявляется в неуважительном отношении к коллеге по палате или ко всей палате. Жалоба на такое поведение рассматривается сначала в комитете по привилегиям Палаты общин, а затем передается на пленарное заседание Палаты, которая в случае доказанности деяния решает о мере наказания виновного. Такой мерой могут быть предупреждение, выговор, временное отстранение от участия в работе Палаты, тюремное заключение, исключение из состава Палаты. В США и Италии палаты формулируют только обвинение в преступлении против парламента, а затем дело передается в обычный суд.
Второе значение термина «индемнитет», которое можно встретить в конституциях и иных актах, – это вознаграждение парламентария. Оно может складываться из разного рода выплат: жалованья, компенсаций расходов на содержание вспомогательного персонала, проезд, использование средств связи и пр. Уже Конституция США установила в разд. 6 ст. I, что «сенаторы и представители будут за свои услуги получать компенсацию, определяемую законом и выплачиваемую Казначейством Соединенных Штатов». В 1848 году депутатское вознаграждение было установлено во Франции, в 1911 году – в Великобритании.
По этому поводу в обществе возникали дискуссии. Социалистическая доктрина народного представительства исходила из того, что депутат, как отмечалось выше, должен управлять государством, не оставляя своей основной работы: депутатская функция рассматривалась как неосновная, осуществляемая после выполнения «урока» производительной работы (В.И. Ленин), а следовательно, не подлежала особой оплате, не считая возмещения возникших расходов или утраченного заработка. Например, в ст. 82 кубинской Конституции сказано:
«Положение депутата не влечет за собой ни личных привилегий, ни материальных выгод.
В течение времени реального выполнения своих функций депутаты получают ту же заработную плату или то же жалованье по месту работы и поддерживают связь с ним со всеми последствиями».
Соответственно Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей установил, что депутаты во время сессии и при выполнении других депутатских обязанностей обеспечиваются государством соответствующей компенсацией и материальными удобствами.
Для такого подхода действительно существуют основания, если помнить, что социалистические представительные учреждения имеют чисто фасадный характер и на деле сами ничего не решают.
В демократических же странах, где парламентарию реально приходится участвовать в инициировании, разработке и принятии важнейших государственных решений, такая деятельность требует от него профессионализации и больших материальных затрат. Парламентарий нуждается в консультациях специалистов, которые даром не даются, ему необходимо постоянное проживание в столице, нужны частые поездки к избирателям, систематическое пользование связью и т.д. Поэтому парламентское вознаграждение, притом высокое, рассматривается ныне как нормальное явление.
Вознаграждение французского парламентария в три раза больше среднего уровня заработной платы. Плюс к этому он получает фиксированные суммы, равные 1/4 вознаграждения, на наем жилья и служебные расходы. Государство оплачивает услуги двух помощников и секретариата депутата. Он может 40 раз в году бесплатно слетать в свой избирательный округ и обратно и бесплатно пользоваться телефонной и почтовой связью.
В США вознаграждение членов Конгресса также многократно превышает средний уровень заработной платы. В 1993 году конгрессмены и сенаторы получили по 10 750 долларов в месяц при том, что средняя заработная плата шахтера составляла 2660 долларов, а у рабочих в промышленном производстве – несколько менее 2 тыс. долларов. Правда, это сравнение, приведенное газетой «Аргументы и факты» (1994, № 23), не совсем показательно. Член Конгресса должен все же обладать значительно более высокой квалификацией, чем промышленный рабочий. Сравнивать, наверно, надо было со средним доходом всех живущих на заработную плату. Американские парламентарии также получают средства на содержание своего вспомогательного аппарата, причем сенаторы содержат свои канцелярии как в Вашингтоне, так и в столице того штата, в котором избраны. Примечательно, что у сенаторов размер выплат зависит от численности населения представляемого штата. Конгрессмены получают на это сумму, равную 3,7 своего оклада (британские парламентарии – 1,3). Членам Конгресса США полагаются бесплатно транспорт, в том числе при заграничных поездках, и связь, а также медицинское обслуживание. Сенатор от крупного штата стоит налогоплательщикам более 1 млн. долларов в год.
Если сопоставлять вознаграждение парламентариев с жалованьем членов правительств, то, например, в Великобритании депутаты Парламента получают 49 \% от оклада члена Кабинета или 69 \% от оклада младшего министра. Это естественно, поскольку парламентарий не принимает единолично государственных решений, немедленно вступающих в силу и влекущих социально значимые последствия, и поэтому его ответственность намного меньше, чем ответственность министра, который должен принимать такие решения чуть ли не ежедневно. Правда, депутаты российской Государственной Думы держатся иного мнения и установили для себя такое же жалованье, как и для министров.
В ряде стран, включая США, парламентарии, достигшие определенного возраста (он колеблется от 45 до 65 лет) и непрерывно состоявшие в парламенте определенное число лет (начиная обычно с 8 – 10 лет), получают право на специальную пенсию, выплачиваемую независимо от пенсий по иным основаниям.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие к 3-му изданию
Читать: Из предисловия ко 2-му изданию
Читать: Глава i. понятие конституционного (государственного) права зарубежных странЧитать: § 1. конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
Читать: 1. термины «конституционное право» и «государственное право»
Читать: 2. предмет и метод конституционного права
Читать: 3. определение конституционного права зарубежных стран
Читать: 4. система конституционного права
Читать: 5. субъекты конституционного права
Читать: 6. конституционно-правовое регулирование
Читать: 7. источники конституционного права
Читать: 8. место и роль конституционного права в правовых системах
Читать: 9. основные тенденции в развитии конституционного права
Читать: § 2. конституционное право как наука и учебная дисциплина
Читать: 1. предмет науки конституционного права
Читать: 2. наука конституционного права за рубежом
Читать: 3. советская литература в области зарубежного конституционного (государственного) права
Читать: 4. современное состояние российской науки зарубежного конституционного права
Читать: 5. конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебная дисциплина
Читать: Контрольные вопросы
Читать: Литература
Читать: Глава ii. основы теории конституцииЧитать: § 1. понятие конституции
Читать: 1. определение конституции
Читать: 2. социально-политическая сущность конституции
Читать: 3. социальные функции конституции
Читать: 4. объекты конституционного регулирования
Читать: 5. действие конституции
Читать: § 2. форма и структура конституций
Читать: 1. форма конституций
Читать: 2. структура конституций
Читать: 3. язык и стиль конституций
Читать: § 3. принятие, изменение и отмена конституций
Читать: 1. принятие конституций
Читать: 2. изменение конституций
Читать: 3. ограничение изменений
Читать: 4. отмена конституций
Читать: § 4. классификация конституций
Читать: 1. цели классификации
Читать: 2. временные и постоянные конституции
Читать: 3. классификация по содержанию и характеру конституций
Читать: 4. прочие классификации
Читать: § 5. конституционный контроль (надзор)
Читать: 1. понятие конституционного контроля (надзора)
Читать: 2. объекты конституционного контроля
Читать: 3. виды конституционного контроля
Читать: 4. органы конституционного контроля
Читать: § 6. конституция как явление культуры современного общества
Читать: 1. конституция как продукт европейской культуры
Читать: 2. конституция как продукт национальной культуры
Читать: 3. конституция и материальная культура
Читать: 4. конституция и модели поведения
Читать: Контрольные вопросы и задания
Читать: Литература
Читать: Глава iii. конституционно-правовой статус человека и гражданинаЧитать: § 1. основные понятия
Читать: 1. права человека и права гражданина
Читать: 2. историческое развитие прав и свобод
Читать: 3. права и свободы
Читать: 4. права, свободы и обязанности
Читать: 5. способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей
Читать: 6. классификация прав, свобод и обязанностей
Читать: 7. равенство прав, свобод и обязанностей
Читать: 8. ограничения прав и свобод
Читать: 9. гарантии прав и свобод
Читать: § 2. гражданство и режим иностранцев
Читать: 1. понятие гражданства
Читать: 2. приобретение гражданства
Читать: 3. прекращение гражданства
Читать: 4. безгражданство и многогражданство
Читать: 5. режим иностранцев
Читать: 6. убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству
Читать: § 3. личные (гражданские) права, свободы и обязанности
Читать: 1. право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность
Читать: 2. свобода мысли и совести
Читать: 3. тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища
Читать: 4. свобода передвижения и поселения
Читать: § 4. политические права, свободы и обязанности
Читать: 1. право участия в управлении обществом и государством
Читать: 2. избирательные права
Читать: 3. право на объединение, свобода союзов и ассоциаций
Читать: 4. свобода собраний и манифестаций
Читать: 5. свобода информации и право на информацию
Читать: 6. право петиций
Читать: 7. право и обязанность защиты страны
Читать: 8. обязанность верности государству и соблюдения его конституции и законов
Читать: 9. право на сопротивление угнетению
Читать: § 5. экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности
Читать: 1. право частной собственности и ее наследования. свобода хозяйственной инициативы
Читать: 2. труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности
Читать: 3. право на участие в управлении предприятиями
Читать: 4. право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее
Читать: 5. обязанность платить налоги
Читать: 6. право на социальное обеспечение
Читать: 7. право на охрану здоровья
Читать: 8. право на жилище
Читать: 9. право на образование и академическая свобода
Читать: 10. свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям
Читать: Контрольные вопросы и задания
Читать: Литература
Читать: Глава iv. конституционно-правовые основы общественного строяЧитать: § 1. понятие общественного строя
Читать: 1. определение и структура общественного строя
Читать: 2. общественный строй и конституционное право
Читать: § 2. экономические отношения
Читать: 1. экономическая система
Читать: 2. собственность
Читать: 3. труд
Читать: 4. конституционно-правовые принципы экономической деятельности
Читать: 5. финансовая система
Читать: § 3. социальные отношения
Читать: 1. социальная система, социальная структура и социальная справедливость
Читать: 2. отношения между трудом и капиталом
Читать: 3. межнациональные отношения
Читать: 4. поощрение и охрана брака и семьи
Читать: 5. государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения
Читать: 6. государственная защита потребителя
Читать: § 4. духовно-культурные отношения
Читать: 1. общая характеристика
Читать: 2. образование
Читать: 3. наука и культура
Читать: 4. религия
Читать: § 5. политические отношения
Читать: 1. политическая власть и политическая система
Читать: 2. политический процесс
Читать: 3. политическая и правовая культура
Читать: 4. политический режим
Читать: Контрольные вопросы и задания
Читать: Литература
Читать: Глава v. конституционно-правовой статус политических институтовЧитать: § 1. государство
Читать: 1. понятие государства как конституционно-правового института
Читать: 2. социальное государство
Читать: 3. правовое государство
Читать: 4. демократическое государство
Читать: 5. светское государство
Читать: 6. конституционные принципы внутренней политики государства
Читать: 7. конституционные принципы внешней политики государства
Читать: 8. конституционные принципы организации государства
Читать: 9. государственный аппарат
Читать: 10. конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов
Читать: 11. конституционно-правовой статус вооруженных сил
Читать: § 2. политические партии и партийные системы
Читать: 1. понятие и сущность политических партий
Читать: 2. социально-политическая классификация партий
Читать: 3. организационная классификация политических партий
Читать: 4. институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус
Читать: 5. институционализация политических партий: регистрация
Читать: 6. институционализация политических партий: финансирование
Читать: 7. партийные системы
Читать: § 3. социально-экономические и социально-культурные общественные объединения
Читать: 1. сущность, задачи и функции неполитических общественных объединений
Читать: 2. формы и виды неполитических общественных объединений
Читать: 3. объединения с публичными функциями
Читать: 4. конституционно-правовое регулирование статуса социально-экономических и социально-культурных5. организации предпринимателей
Читать: 6. профессиональные союзы
Читать: 7. союзы потребителей
Читать: 8. крестьянско-фермерские организации
Читать: § 4. религиозные общины и церковь
Читать: 1. факторы, обусловливающие влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь
Читать: 2. конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей
Читать: 3. церковь и светские негосударственные политические институты
Читать: § 5. средства массовой информации
Читать: 1. понятие и социальное назначение средств массовой информации (сми)
Читать: 2. конституционно-правовое регулирование сми
Читать: 3. сми и государство
Читать: 4. недопущение монополизма
Читать: 5. ответственность за нарушения законодательства о сми
Читать: 6. статус журналиста
Читать: 7. опросы общественного мнения
Читать: Контрольные вопросы и задания
Читать: Литература
Читать: Глава vi. формы правления и государственные режимы в зарубежных странахЧитать: § 1. понятие формы правления и государственного режима
Читать: 1. определение формы правления
Читать: 2. классификация форм правления
Читать: 3. государственный режим
Читать: § 2. монархия
Читать: 1. понятие
Читать: 2. абсолютная монархия
Читать: 3. дуалистическая монархия
Читать: 4. парламентарная монархия
Читать: § 3. республика
Читать: 1. понятие
Читать: 2. дуалистическая (президентская) республика
Читать: 3. парламентарная республика
Читать: 4. смешанная (полупрезидентская) республика
Читать: 5. советская республика
Читать: Контрольные вопросы и задания
Читать: Литература
Читать: Глава vii. народные голосования (выборы, отзыв, референдум)Читать: § 1. выборы и отзыв
Читать: 1. понятие и социальная функция выборов
Читать: 2. виды выборов
Читать: 3. периодичность выборов
Читать: 4. избирательная система
Читать: 5. избирательное право
Читать: 6. отзыв
Читать: § 2. принципы избирательного права
Читать: 1. понятие и значение
Читать: 2. всеобщее избирательное право
Читать: 3. свободное участие в выборах и обязательный вотум
Читать: 4. равное избирательное право
Читать: 5. прямое и косвенное избирательное право
Читать: 6. тайное голосование
Читать: § 3. избирательный процесс
Читать: 1. понятие
Читать: 2. назначение выборов
Читать: 3. избирательные округа
Читать: 4. избирательные участки
Читать: 5. избирательные органы
Читать: 6. регистрация избирателей
Читать: 7. выдвижение кандидатов
Читать: 8. агитационная кампания
Читать: 9. голосование
Читать: 10. подсчет голосов и установление результатов выборов
Читать: 11. контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. избирательно-правовые сп§ 4. избирательные системы
Читать: 1. виды избирательных систем
Читать: 2. мажоритарная система относительного большинства
Читать: 3. мажоритарная система абсолютного большинства
Читать: 4. мажоритарная система квалифицированного большинства
Читать: 5. ограниченный вотум
Читать: 6. система единственного непередаваемого голоса
Читать: 7. кумулятивный вотум
Читать: 8. система пропорционального представительства политических партий
Читать: 9. заградительный пункт
Читать: 10. соединение списков
Читать: 11. связанные и свободные списки. преференциальное голосование
Читать: 12. панаширование
Читать: 13. система единственного передаваемого голоса
Читать: 14. смешанные системы
Читать: § 5. референдум
Читать: 1. понятие и социальная функция
Читать: 2. виды референдума
Читать: 3. право участия в референдуме