индивид отдельно взятый представитель человеческого рода человек как субъект социальных отношений
Отдельно взятый представитель человеческого рода это кто? Название
Содержание:
По данным исследований, человечество существует на планете больше пятидесяти тысяч лет. Информация считается единственно верной, как и тот факт, что люди всегда представляли единый вид – человека разумного или Homo sapiens. На протяжении многих лет ученые сравнивают животных и людей, их инстинкты, специфические особенности, сходства и различия. И именно в поиске различий часто возникает проблема. У многих животных присутствует множество человеческих черт, просто они проявляют их иначе.
На людей фатально воздействует социальная изоляция. Человек становится феральный. Индивид не разговаривает, мышление теряет абстрактность, люди вызывают чувство опасности и страх. Социальный тип изоляции приводит к потере самосознания, человек не может сам понять, к какому классу живых организмов относится. Он не знает, что является человеком.
Опасное свойство изоляции заключается в том, что малейшая задержка приобщения к миру людей приводит к окончательной трансформации человека. Известно много случаев, когда детям, прожившим в изоляции не один год, не мог помочь ни один специалист в мире. Они погибали в кратчайшие сроки, несмотря на усилия специалистов.
Биологический тип человека устроен так, что ему необходим социальный мир. Он развивает в нем общественный тип, который способствует формированию личности. В процессе социализации индивид превращается в человека, обретает индивидуальность.
По результатам работы социологов и антропологов доказано, что на поступки индивида, его действия в будущем, значительно влияет культурная среда. Однако все индивиды характеризуются двойственностью. В человеке присутствует два типа черты – это социальная и биологическая группа. Установить, какая из них приоритетная, не удается до сегодняшнего дня.
Что такое индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода как называется
Индивид есть то, что есть «человек вообще». Иными словами, индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, это несформировавшаяся личность, проживающая на планете. У него нет отличительных характеристик, критериев оценки. Под этот термин попадает любой житель земли. Единственное, что о нем известно: он обладает психологическими, социальными, физиологическими чертами, присущими людям.
Понятие индивида на научном уровне определяет одного представителя человечества, которому присущи социальные и психофизические черты. К общим особенностям индивидов относят:
Индивидами являются все люди на земле сразу после появления на свет. Они пребывают в исходном состоянии развития, в отличие от личности. Формируется индивидуальность, развитие индивида со временем делает его уникальным представителем человеческого рода. В науке личность является результатом процесса социализации и развития индивида, она воплощает в себе человеческие качества, является сущностью людей.
Человек, индивид, личность — кратко, основные факты
Под человеком понимается совокупность биологических и социальных начал людей. Отдельным значением обладают научные термины «личность» и «индивид». Они позволяют охарактеризовать конкретные черты, необходимые для полноценного изучения человечества. В науке люди признаются социально-биологическими существами. Они олицетворяют высший уровень эволюционного процесса, общественную и историческую деятельность, социализацию. Термин «человек» — обобщенный. Это собирательное понятие, включающее в себя все способности и качества. С его помощью наука указывает на наличие у существа социальных и биологических особенностей. Человек в процессе своей жизни влияет на окружающий мир. Его ключевые черты:
Индивидом называют отдельного человека, который имеет следующие признаки:
Понятие индивидуальности применяется в науке для определения признаков социального и биологического типа. Эти характеристики отличают каждого жителя планеты от остальных людей. Статус индивида ребенок получает после рождения, индивидуальность приходит в течение жизни. Она подвергается трансформациям, изменениям до смерти каждого человека.
Личность – это целостная, единая группа человеческих особенностей, сформированная общественным, интеллектуальным развитием и социальным взаимодействием. Социализация заставляет людей усваивать основные нормативные и ценностные общественные принципы, отличать добро от зла, понимать себя и окружающий мир. Главный двигатель этого процесса – участие в отношениях с другими людьми.
Личностью можно назвать конкретного человека, обладающего сознанием, стремящегося к познанию мира. Он склонен строить взаимоотношения с социумом, переживать, преобразовывать окружающую среду.
Индивид отдельно взятый представитель человеческого рода человек как субъект социальных отношений
Автор называет два элемента содержания нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательские отношения. Укажите их.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).
Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.
Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.
Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.
Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.
Опираясь на текст, приведите определение, что автор понимает под режимом осуществления предпринимательской деятельности? Какие два вида режима осуществления предпринимательской деятельности выделяет автор? Охарактеризуйте их. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательская деятельность».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).
Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.
Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.
Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.
Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.
Индивид отдельно взятый представитель человеческого рода человек как субъект социальных отношений
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социализация личности»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом институте первичной социализации;
− одно предложение, раскрывающее роль социализации в жизни человека.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социализация личности — это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о социализации личности, например:
— «Институтом первичной социализации выступает семья»;
— «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Представления о человеке
Личность — человек как носитель социально значимых качеств.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Индивид | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
… | Человек как субъект социальных отношений |
Человек как субъект социальных отношений — личность.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
Индивид | Человек как представитель биологического вида |
. | Человек как носитель социальных качеств |
Человек как носитель социальных качеств — личность.
Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социализация происходит на протяжении всей жизни человека.
2) Каждый возрастной этап социализации сопровождается полным отказом от полученных в предшествующий период знаний и навыков.
3) Единственным периодом социализации является детство.
4) Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.
5) Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества.
1) Социализация происходит на протяжении всей жизни человека. Да, верно, человек с рождения и до смерти усваивает новый социальный опыт.
2) Каждый возрастной этап социализации сопровождается полным отказом от полученных в предшествующий период знаний и навыков. Нет, неверно полного отказа не происходит, хотя периодически случается ресоциализация и десоциализация личности.
3) Единственным периодом социализации является детство. Нет, неверно, она длятся всю жизнь.
4) Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми. Да, верно, речевое и неречевое общение обеспечивает коммуникацию между индивидом и агентами социализации.
5) Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества. Да, верно, новые социальные процессы и явления требует адаптации к ним и интеграции в новую социальную реальность, что в свою очередь требует дифференциации институтов социализации. Например, в традиционном обществе часто единственным агентом, который обеспечивал обучение профессиональным навыкам выступали родители или мастер, а в современном обществе существует сложная система общего и профессионального образования.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «индивидуальность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о содержании индивидуальности человека;
− одно предложение, раскрывающее факторы, которые влияют на формирование индивидуальности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
В правильном ответе могут быть указаны:
1. Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Могут быть приведены следующие предложения:
2. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
3. Факторами формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Поэтому социализация и активность «выпадают» из общего ряда терминов.
Какое определение понятию «социализация» даёт автор? Какие науки, изучают социализацию в качестве объекта исследования? Укажите две любые науки, названные автором. Какова цель процесса социализации, с точки зрения автора?
Понятие социализации весьма многогранно. Различных определений, так или иначе характеризующих этот процесс, в современной науке весьма много. Во многом это положение объясняется тем фактом, что социализация в качестве объекта исследования рассматривается целым рядом наук, в первую очередь социологией, психологией, культурологией и политологией.
Под социализацией можно понимать «процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества». Цель процесса социализации – вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно.
Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов; формирование духовных ценностей; формирование духовных, психических и физических потребностей; формирование отношений индивида к социальной и физической среде; формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека; приобретение навыков поведения.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Формы взаимодействия личности и среды проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа социализации: «дотрудовой»; «трудовой»; «послетрудовой». От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей – в семье, обществе, на производстве. Первый этап необходимо рассматривать как время учёбы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде. Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности. Третий этап – этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь. В целом, можно заключить, что личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность их усваивает. Наиболее активно процесс социализации протекает в детском, юношеском и молодом периодах жизни личности.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность». Какие два уровня организаций и социальных институтов, которые принимают участие в социализации индивида, приводит автор? (Назовите оба уровня.) Каким образом изменяется процесс социализации на протяжении жизни индивида, с точки зрения автора?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни;
2) ответ на второй вопрос, например:
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух уровней.)
3) ответ на третий вопрос, например: от этапа к этапу расширяются
формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Какие составляющие параметры социализации приводит автор? Назовите любые два параметра. Приведите по два примера, иллюстрирующих процесс социализации в рамках этих параметров. (Сначала указывайте параметр, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы два любых параметра и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) приобретение навыков поведения:
— в процессе учебы в начальной школе Вася получает навыки общения в коллективе, ориентированные на состязательность, сотрудничество и т.д.;
— устроившись на первую работу, Иван получил навыки самопрезентации, поведения на собеседовании;
2) формирование духовных ценностей:
— воспитываясь в семье художников, Настя с детского возраста поняла ценность самовыражения для людей творческих профессий.
— читая произведения русской литературы, Федор сформулировал свои духовные ценности;
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)
Автор пишет, что «на каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните изменения влияния любых трёх социальных институтов на разных этапах жизни человека.
В правильном ответе должны приведены и кратко пояснены изменения влияния трёх социальных институтов, допустим:
1) семья (по мере взросления влияние семьи, в которой человек родился и вырос, постепенно уменьшается, в том числе по причине того, что каждый ребёнок со временем начинает проводить всё больше времени вне семьи);
2) трудовой коллектив (появляется в жизни человека в качестве одного из основных институтов социализации с началом трудовой деятельности, на первых этапах может играть ведущую роль в процессе социализации, но впоследствии при росте квалификации роль трудового коллектива в социализации может уменьшаться);
3) политические партии (могут играть значительную роль в социализации индивида, если он во взрослом уже возрасте занимает активную гражданскую позицию, является активным членом политической партии, но влияние политической партии как агента социализации может измениться при изменении гражданской позиции).
Пояснения могут быть сформулированы иначе
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества;
2) ответ на второй вопрос, например:
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух наук.)
3) ответ на третий вопрос, например: вхождение человека в общество.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Какие объекты ценностных отношений перечисляют авторы? Укажите три объекта. Используя обществоведческие знания, укажите другие два объекта.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определённую иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.
При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе определение природы человека, его «натуры», идеал личности; картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе и др.
Авторы рассматривают функции социальных ценностей. Укажите любые три из них.
В правильном ответе быть указаны следующие функции социальных ценностей:
1) играют роль критерия выбора из альтернативных способов действий;
2) являются мерилом оценок;
3) структурируют, упорядочивают для индивида картину мира.
Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Какие три вида ценностей по степени общественной значимости перечислены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте примером каждый вид.
В правильном ответе должны быть названы виды ценностей и приведены соответствующие примеры:
1) высшие ценности (например, любовь к родителям, патриотизм);
2) то, что считается нормальным, правильным (например, ценность личной инициативы, упорства в достижении целей);
3) то, что не одобряется, порицается и считается абсолютным злом (например, аморализм, преступность, алкоголизм).
Могут быть приведены другие примеры
Авторы называют ценности содержательным элементом культуры. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения мысли авторов.
Могут быть даны такие объяснения:
1) социальные ценности лежат в основе социального контроля, составляя содержание социальных норм и образцов поведения;
2) социальные ценности отражаются в произведениях искусства и в определённой степени в деятельности учёных;
3) социальные ценности являются основой политических идеологий, в определённой мере реализуются в деятельности государства;
4) социальные ценности лежат в основе формирования национального менталитета;
5) определённые социальные ценности утверждаются национальными и мировыми религиями.
Могут быть даны другие объяснения.
Какие объекты ценностных отношений перечисляют авторы? Укажите три объекта. Используя обществоведческие знания, укажите другие два объекта.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объекты ценностных отношений по тексту:
— определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
— картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
— место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
2) другие два объекта, например:
— семья как ценность;
Могут быть приведены другие объекты
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объекты ценностных отношений по тексту:
— определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
— картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
— место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
2) другие два объекта, например:
— семья как ценность;
Могут быть приведены другие объекты
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определённую ____(А) знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать _____(Б) между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности. Социализация — двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного ____(В) социального опыта за счёт активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет ____(Г), обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной ____(Д). Агенты социализации — социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в ___(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) взаимосвязь | 2) общество | 3) система |
4) группа | 5) воспроизводство | 6) деятельность |
7) школа | 8) личность | 9) семья |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 315942 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).
Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.
Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.
Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).
В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.
Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.
Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.
(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)
Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?
1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.
3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?
1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.
2. В детстве и юности.
3. Из-за своей конфликтности.
В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Примеры каждого из названных в тексте средств:
— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;
— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;
— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;
— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.
1. В подтверждение мнения:
— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;
— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.
2. В опровержение мнения:
— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;
— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.
Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.
2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:
— основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;
— осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;
— профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;
— образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.
Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:
1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);
2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);
3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);
4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:
— неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.
2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:
— неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;
— неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;
— неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.
Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный институт — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Приведено определение:
— Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.
2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:
— в определении социального статуса личности;
— в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;
— в поддержании социального порядка и стабильности;
— осуществления социального контроля.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Приведено определение:
— Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.
2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:
— в определении социального статуса личности;
— в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;
— в поддержании социального порядка и стабильности;
— осуществления социального контроля.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:
1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);
2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);
3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);
4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:
— неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.
2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:
— неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;
— неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;
— неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.
Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальный институт — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.
2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:
— основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;
— осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;
— профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;
— образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.
Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Авторы рассматривают функции социальных ценностей. Укажите любые три из них.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определённую иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.
При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе определение природы человека, его «натуры», идеал личности; картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе и др.
Какие объекты ценностных отношений перечисляют авторы? Укажите три объекта. Используя обществоведческие знания, укажите другие два объекта.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объекты ценностных отношений по тексту:
— определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
— картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
— место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
2) другие два объекта, например:
— семья как ценность;
Могут быть приведены другие объекты
Какие три вида ценностей по степени общественной значимости перечислены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте примером каждый вид.
В правильном ответе должны быть названы виды ценностей и приведены соответствующие примеры:
1) высшие ценности (например, любовь к родителям, патриотизм);
2) то, что считается нормальным, правильным (например, ценность личной инициативы, упорства в достижении целей);
3) то, что не одобряется, порицается и считается абсолютным злом (например, аморализм, преступность, алкоголизм).
Могут быть приведены другие примеры
Авторы называют ценности содержательным элементом культуры. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения мысли авторов.
Могут быть даны такие объяснения:
1) социальные ценности лежат в основе социального контроля, составляя содержание социальных норм и образцов поведения;
2) социальные ценности отражаются в произведениях искусства и в определённой степени в деятельности учёных;
3) социальные ценности являются основой политических идеологий, в определённой мере реализуются в деятельности государства;
4) социальные ценности лежат в основе формирования национального менталитета;
5) определённые социальные ценности утверждаются национальными и мировыми религиями.
Могут быть даны другие объяснения.
Какие объекты ценностных отношений перечисляют авторы? Укажите три объекта. Используя обществоведческие знания, укажите другие два объекта.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объекты ценностных отношений по тексту:
— определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
— картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
— место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
2) другие два объекта, например:
— семья как ценность;
Могут быть приведены другие объекты
В правильном ответе быть указаны следующие функции социальных ценностей:
1) играют роль критерия выбора из альтернативных способов действий;
2) являются мерилом оценок;
3) структурируют, упорядочивают для индивида картину мира.
Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём то как о личности, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) субъект | 2) личность | 3) окружающая действительность |
4) сознание | 5) активность | 6) объект |
7) социальный | 8) индивид | 9) самопознание |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 824953 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Что в отечественной науке называется социализацией? Что автор считает результатом социализации? Что, по мнению автора, существенно изменяет характер социализации в информационном обществе?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Как, по мнению автора, в информационном обществе соотносятся темпы смены поколений и цикла обновления технологий? Предположите, какое влияние такие темпы развития оказывают на социализацию индивида (используя обществоведческие знания, выскажите два предположения).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— в информационном обществе темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий.
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста).
2) предположения, например:
— социализация должна идти быстрее и интенсивнее, чтобы соответствовать темпам общественного развития;
— социализация должна включать в себя формирование способности к быстрой адаптации в стремительно меняющемся мире, к анализу потоков разнообразной информации.
(Могут быть высказаны иные основательные предположения.)
Назовите два условия социализации человека в обществе, упомянуты, в тексте. Опираясь на факты общественной жизни и личный, социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из них двумя примерами. (Назовите сначала условие, затем приведите соответствующие примеры.)
Правильный ответ должен содержать условия и соответствующие примеры:
1) Непрерывное воздействие на личность всевозможных обстоятельств жизни, например:
— Татьяна познакомилась с Виталием, живущим в другом городе, и стала активно интересоваться историей и культурой родного города Виталия;
— в период экономического кризиса программист Максим потерял работу; чтобы содержать семью, он переквалифицировался в школьного учителя информатики и нашёл работу в сельской школе;
2) Целенаправленное воспитание и образование, например:
— Алина водит своих дочерей в музыкальную школу и на занятия хореографией для того, чтобы они выросли гармоничными личностями;
— менеджер магазина Владимир изучает английский и итальянский языки, чтобы получить более высокую должность.
Могут быть приведены иные примеры
Какое условие успеха личности в информационном обществе назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, поясните позицию автора (приведите три пояснения).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению;
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста.)
2) пояснения, например:
— стремительное изменение техники и производственных технологий требует от работников постоянного повышения квалификации / переобучения;
— в современном обществе некоторые профессии становятся невостребованными, при этом появляются новые профессии, это требует от человека способности к переквалификации и переобучению;
— в современном обществе нередки экономические кризисы, сопровождающиеся массовой безработицей, поэтому работник должен быть способен к переквалификации и переобучению.
Могут быть приведены иные пояснения.
Как, по мнению автора, в информационном обществе соотносятся темпы смены поколений и цикла обновления технологий? Предположите, какое влияние такие темпы развития оказывают на социализацию индивида (используя обществоведческие знания, выскажите два предположения).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— в информационном обществе темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий.
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста).
2) предположения, например:
— социализация должна идти быстрее и интенсивнее, чтобы соответствовать темпам общественного развития;
— социализация должна включать в себя формирование способности к быстрой адаптации в стремительно меняющемся мире, к анализу потоков разнообразной информации.
(Могут быть высказаны иные основательные предположения.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— процесс полной интеграции личности в социальную систему;
2) ответ на второй вопрос:
— приобретённые качества и опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе;
3) ответ на третий вопрос:
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) деятельность | 2) интеллектуальные | 3) обязанность |
4) повседневные | 5) ответственность | 6) социализация |
7) личность | 8) стремление | 9) общение |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 721685 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. Сначала укажите какое социальное окружение оказывает влияние, затем сам пример. (В каждом примере опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека).
Правильный ответ должен содержать примеры влияния, допустим:
1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей. (Например, в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим);
2) влияние образа жизни семьи. (Например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу);
3) влияние профессиональных занятий родителей. (Например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Настоящая профессиональная династия сталеваров).
Могут быть приведены иные примеры.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Поскольку _______(А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой_________(Б). В результате усвоения_____________(В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к_______(Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и ______(Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными_________(Е) с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура | 2) ценности | 3) цивилизация |
4) поведение | 5) социализация | 6) общение |
7) порядок | 8) гибель | 9) общество |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 152896 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Какие составляющие параметры социализации приводит автор? Назовите любые два параметра. Приведите по два примера, иллюстрирующих процесс социализации в рамках этих параметров. (Сначала указывайте параметр, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Понятие социализации весьма многогранно. Различных определений, так или иначе характеризующих этот процесс, в современной науке весьма много. Во многом это положение объясняется тем фактом, что социализация в качестве объекта исследования рассматривается целым рядом наук, в первую очередь социологией, психологией, культурологией и политологией.
Под социализацией можно понимать «процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества». Цель процесса социализации – вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно.
Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов; формирование духовных ценностей; формирование духовных, психических и физических потребностей; формирование отношений индивида к социальной и физической среде; формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека; приобретение навыков поведения.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Формы взаимодействия личности и среды проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа социализации: «дотрудовой»; «трудовой»; «послетрудовой». От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей – в семье, обществе, на производстве. Первый этап необходимо рассматривать как время учёбы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде. Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности. Третий этап – этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь. В целом, можно заключить, что личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность их усваивает. Наиболее активно процесс социализации протекает в детском, юношеском и молодом периодах жизни личности.