индивидуализация образовательного процесса это такая форма его организации при которой
Статья на тему «Индивидуализация образовательного процесса»
«Индивидуализация образовательного процесса»
Одной из основных задач образования сегодня становится развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. От системы образования требуется формирование гражданина, готового не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, преобразуя ее к лучшему.
Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить человека обоснованно выбирать направление своей образовательной траектории и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной деятельности. Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения. Новым должен стать и характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ученик выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.
Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализацию образовательного процесса.
Индивидуализации образовательного процесса в педагогической практике в последние десятилетия уделяется все больше внимания. Существует немало подходов к определению данного понятия.
Так, Т.М. Ковалева, анализируя сущность индивидуализации в образовании, подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Она утверждает, что индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе. При этом педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других обучающихся. Индивидуализация процесса обучения предполагает, что позиция ученика становится активной, т. е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией [4].
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [2].
Одна из важных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Несмотря на то, что само понятие «индивидуализации обучения» не является новым в педагогической науке, перед большинством образовательных организаций сегодня стоит проблема выбора наиболее эффективной модели индивидуализации обучения, основанной на имеющемся социальном заказе, учитывающей образовательные потребности и познавательные возможности обучающихся.
Индивидуализация обучения определяется как организация процесса обучения – любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся:
от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения;
варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;
использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.
В связи с этим принцип индивидуального подхода в обучении требует, чтобы педагог:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
постоянно привлекал каждого ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность учеников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.
В статье А.В. Кутузова рассматриваются некоторые процессы, происходящие в современном российском обществе и образовании, с целью выделения основных элементов, составляющих сущность индивидуализации отечественной системы обучения и воспитания. Анализируются исторические изменения современного ребенка, как актуальная педагогическая проблема, требующая всестороннего изучения и принятия стратегического решения, которое удовлетворит всех участников образовательного процесса.
В ходе рассмотрения сдвигов, произошедших за последние десятилетия в психофизиологическом состоянии современных детей различных возрастных групп, вносятся предложения по использованию педагогического инструментария, который может повысить эффективность отечественной образовательной системы:
осознание уникальности и неповторимости каждого индивида и, следовательно, ориентация образовательного процесса на потребности самоактуализации конкретного ребенка;
педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение учащегося в условиях диалогичности отношений в образовательной среде;
обобщение и трансляция отечественного и зарубежного педагогического и социально-экономического опыта, с целью создания образовательных условий, максимально эффективных для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
слаженное взаимодействие всех институтов российского общества, направленное на формирование у подрастающего поколения высоких морально-нравственных принципов, экологической культуры и понимания необходимости совершенствоваться как в профессиональном, так и в духовном плане.
А.С. Ковалева также считает, что необходимо внедрять индивидуализацию в процесс обучения «темпы развития личности учащихся глубоко индивидуальны и задача учителя – не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. Достижение целей планируемых результатов возможно только при эффективном использовании индивидуализации обучения в образовательном процессе» [3].
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка – чем больше педагог планирует индивидуальную работу с детьми, тем эффективна его работа. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников / А.А. Кирсанов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 219 с.
4. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Текст] / Т.М. Ковалева // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19–23
5. Кутузов, А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 23.10.2018).
Консультация для педагогов: Формы проявления индивидуализации образовательного процесса
Консультация для педагогов:
Формы проявления индивидуализации образовательного процесса.
Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково?
Почему? Ответ очевиден. (слайд: разные дети)
Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.
Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.
Массовое обучение никогда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?»
Конечно кто – то может возразить:
— А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда никому не мешала.
Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.
А знаете ли вы, что такое индивидуализация? Вначале предлагаю вам порассуждать (2 команды)
-Что такое индивидуализация?
-Условия, необходимые для реализации принципа индивидуализации;
-Роль воспитателя при организации образовательной деятельности с учетом принципа индивидуализации.
Основная часть (с показом презентации).
Тема нашего круглого стола «Формы проявления индивидуализации образовательного процесса». Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации. Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Давайте теперь остановимся непосредственно на методах и формах индивидуализации и посмотрим основные пути, по которым целесообразно строить свою работу педагогам.
Цикл обучения по принципу реагирования
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности
Метод тщательного отбора материалов (для центров активности)
5. Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации
6. Работа в небольших группах.
7. Индивидуализация на персональном уровне
8.Метод использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.
Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Затем нужно выяснить, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).
Далее дети предполагают, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями : прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.
2. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
3. Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.
4. Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов» .
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
6. Работа в небольших группах
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример : группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.
Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.
7. Индивидуализация образования реализуется на персональном уровне, так как каждый ребенок – уникальная личность.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Нет рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям:
Знание и понимание детей,
Основательный теоретический баланс,
Способность педагога размышлять и умение анализировать
Закончить свое выступление хочу словами выдающегося польского педагога Януша Корчака, которые как нельзя лучше выражают смысл воспитания вообще «Не снизойти до ребенка,
а подняться до уровня его понимания».
это особый мир, познавать его может только, тот, кто умеет вместе с ним разделить его огорчение и тревоги, его радости и успехи.
Индивидуализация образовательного процесса это такая форма его организации при которой
Индивидуализация воспитательного процесса.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях : гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.
Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости очень сложен, поскольку воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через внутренние условия её развития.
Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.
Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, а так же от характера влияния на него окружения.
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
— во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
— во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
— в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что
— у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,
— создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,
— обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания ( например свойства характера или темперамента);
3) иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика ( например, талант, состояние здоровья),
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.
Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:
1. дифференциация воспитания, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы, которые разделяют на 2 типа:
— созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
— сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы.
3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.
Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе
В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:
* установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,
* уважение самооценки личности ученика,
* вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,
* постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности,
* создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.
Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ( темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах).
Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания.
Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия.
При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции.
Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание.
При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа.
Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик.
Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки».
Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами.
Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми
Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.
Учёт качеств личности в индивидуализации процесса воспитания.
Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов.
Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы и приёмы с более насыщенной и сложной деятельностью. Им необходима атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность.
В структуре личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость, иногда враждебность к учителю.
Выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, уровень педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по следующей схеме:
Анализ причин трудновоспитуемости:
Вопросы для изучения
1. Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?
2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояния трудновоспитуемости в данный момент?
3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам подросток?
4. какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности?
5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены?
После достаточного изучения трудного школьника необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разные методы и приёмы педагогического взаимодействия, а так же способы перевоспитания:
Конкретные изменения оправдательных мотивов, неправильного поведения, формирование социально-ценных мотивов.
Общественное мнение; переубеждение словом, создание социально-ценного индивидуального жизненного опыта.
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта.
Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социальную деятельность, поддержка положительных проявлений
Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения.
Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного поведения подростка.
Внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка, сохранение ценного, устранение отрицательного.
Система перспектив, выделение ведущего положительного качества. Составление программы реконструкции.
Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру.
Методы и приёмы организации социально-ценной деятельности.
поощрение и наказание
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного.
Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера.
Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание.
Таким образом, процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически переломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание) и специальных, используемых только в процессе перевоспитания («взрыв», «переключение», «реконструкция»). Каждый метод перевоспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с определёнными методами воспитания: переубеждение эффективно по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а так же самовоспитание.
III этап: На основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.
Проектирование личности отдельного учащегося предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
IV этап: происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
V этап – индивидуальной работы с детьми является коррекция.
Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых индивидуальных воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности.
Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально- типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации ВП зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.
Под руководством известного учёного О.С. Газмана разработана концепция педагогической поддержки, в основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:
а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д)признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку
Анализ индивидуализации воспитательного процесса в работе классных руководителей показал, что наблюдается:
* создание для учеников ситуации выбора и успеха,
* использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии,
* доброжелательная атмосфера при общении с детьми;
* постановка задач в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности обучающихся,
* использование в работе портфеля личных достижений – Портфолио,
* система диагностических исследований личности.
Однако, в деятельности учителей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют нерешённые проблемы:
* не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей,
* наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития,
* при проведении урочных и внеурочных занятий педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей,
* не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы,
* на достаточно низком уровне составлены планы индивидуальной работы с детьми,
* не составляются индивидуальные программы роста учащихся, индивидуальные траектории развития одарённых учащихся
П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».
Список использованной литературы:
1. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование№6, 1998
2. Личностно- ориентированный подход в воспитании школьников.